Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение региональной истории как учебного модуля в рамках федерального курса истории России должно быть отражено в рабочей программе учителя.

Методическое письмо

"О преподавании истории и обществознания в общеобразовательных организациях Нижегородской области"

Введение

Особенности преподавания истории и обществознания в 2016 – 2017 учебном году обусловлены тем, что продолжается переход на Федеральный государственный стандарт общего образования (далее ФГОС ООО) в 5 и 6 классах основной школы. В 7 – 11 классах продолжается реализация программ федерального компонента образовательного стандарта (далее – ФК ГОС).

Главной целью школьного исторического и обществоведческого образования является развитие личности учащихся в контексте базовых национальных ценностей.

 

История

1.1. О переходе на линейную модель изучения истории. В 2014 г. с целью повышения качества школьного исторического образования была принята Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающая Историко-культурный стандарт. Эти документы вносят изменения в организацию обучения истории в школе, которые заключаются в следующем:

1. Переход к линейной системе обучения истории (5-10 кл.).

2. Изменение периодизации истории. Каждому историческому периоду соответствует раздел в ИКС, который состоит из следующих составных частей: краткая характеристика периода, включающая основные события, явления, процессы, их оценка; список понятий и терминов; список персоналий; список источников; список основных дат. Каждая из названных частей несёт в себе значительный объём информации, обязательной для изучения в школе.

3. Появление новых понятий (Великая Российская революция, ордынская зависимость др.).

4. Усиление патриотической направленности, что, в частности, проявляется в повышенном внимании к изучению истории Великой Отечественной войны.

5. Акцент на изучение вопросов культуры.

6. На основе Историко-культурного стандарта подготовлены и изданы новые учебники истории, проведена их экспертиза. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ № 575 от 8 июня 2015 г. три линии учебников ведущих издательств России («Просвещения», «Дрофы» и «Русского слова») включены в состав федерального перечня учебников.

7. Демоверсии ОГЭ для 9 класса и ЕГЭ для 11 класса ориентированы на ИКС (ФИПИ. Сайт /ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory).

В соответствии с требованиями ФГОС ОО (См.: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/543), Историко-культурного стандарта была разработана программа учебного предмета «История» для 5-9 классов: см. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). С. 273-314 // Электронный ресурс реестра основных общеобразовательных программ МОиН РФ: http://fgosreestr.ru/.

В Программе раскрывается место учебного предмета «История» в Примерном учебном плане основного общего образования и отмечается, что структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России и «знакомство обучающихся при получении основного общего образования с предметом «История» начинается с курса всеобщей истории». Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Курс дает возможность обучающимся научиться сопоставлять развитие России и других стран в различные исторические периоды, сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее значительным событиям и личностям мировой истории, оценивать различные исторические версии событий и процессов.

Важнейшим слагаемым предмета «История» является курс отечественной истории, который, согласно Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села, семьи).

В 2016-2017 учебном году в соответствии с требованиями Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и ИКС все школы Нижегородской области с 6 классов начинают поэтапный переход на линейную структуру школьного исторического образования. С 2016/17 учебного года в 6 классах организация изучения учебного предмета «История» осуществляется в соответствии с синхронизацией курсов всеобщей истории и истории России, предлагаемой Примерной образовательной программой (2015, с. 312-314) (Табл.1)

 

Табл.1. Синхронизация курсов всеобщей истории и истории России

  Всеобщая история История России
5 класс ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Первобытность. Древний Восток Античный мир. Древняя Греция. Древний Рим.   Народы и государства на территории нашей страны в древности.
6 класс ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. VI-XV вв. Раннее Средневековье. Зрелое Средневековье. Страны Востока в Средние века. Государства доколумбовой Америки.   ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ. VIII –XV вв. Восточная Европа в середине I тыс. н.э. Образование государства Русь Русь в конце X – начале XII в. Культурное пространство. Русь в середине XII – начале XIII в. Русские земли в середине XIII - XIV в. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв. Культурное пространство. Формирование единого Русского государства в XV веке. Культурное пространство. Региональный компонент.  
7 класс ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVI-XVII вв. От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции Европа в конце ХV— начале XVII в. Европа в конце ХV— начале XVII в. Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в. Страны Востока в XVI—XVIII вв. РОССИЯ В XVI – XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ Россия в XVI веке Смута в России. Россия в XVII веке. Культурное пространство. Региональный компонент.  
8 класс ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIIIв. Эпоха Просвещения. Эпоха промышленного переворота. Великая французская революция.   РОССИЯ В КОНЦЕ XVII - XVIII ВЕКАХ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ Россия в эпоху преобразований Петра I. После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов». Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Народы России в XVIII в. Региональный компонент.  
9 класс ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.XIX в. Мир к началу XX в. Новейшая история. Становление и расцвет индустриального общества. До начала Первой мировой войны   Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в. Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в. Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в. Страны Азии в ХIХ в. Война за независимость в Латинской Америке. Народы Африки в Новое время Развитие культуры в XIX в. Международные отношения в XIX в. Мир в 1900—1914 гг.     IV. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX– НАЧАЛЕ XX ВВ. Россия на пути к реформам (1801–1861) Александровская эпоха: государственный либерализм. Отечественная война 1812 г. Николаевское самодержавие: государственный консерватизм. Крепостнический социум. Деревня и город. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Пространство империи: этнокультурный облик страны. Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли.   Россия в эпоху реформ Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация. «Народное самодержавие» Александра III. Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Этнокультурный облик империи. Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений. Кризис империи в начале ХХ века Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма. Общество и власть после революции. «Серебряный век» российской культуры. Региональный компонент.

Общеобразовательные организации начинают работать в 6 классах по новым УМК по истории России, включенным в Федеральный перечень (Приказ Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников):

- -издательства «Дрофа» (линия И.Л. Андреева, О.В. Волобуева) для 6-10-го кл.;

-издательства «Просвещение» (под ред. А.В. Торкунова) для 6-10-го кл.;

-издательства «Русское слово» (под ред. Ю.А. Петрова) для 6-9-го кл.(учебник 10 класса дорабатывается)

Новые учебники по истории России, вошедшие в Федеральный перечень (Приказ Минобрнауки РФ от 8.06. 2015 г. № 576), рассчитаны на линейное изучение истории с 6-го по 10-й класс.

Согласно новой структуре изучения отечественной истории в 6 классах изучается период «ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ. VIII-XV вв.».

При этом УМК по всеобщей истории школах используются прежние – подготовленные по концентрической структуре (до утверждения Историко-культурного стандарта по всеобщей истории и подготовки и экспертизы УМК по этому курсу обновленных учебников).

При переходе на новую структуру исторического образования педагоги могут ориентироваться на примерную схему распределения часов на курсы Всеобщей истории и Истории России (см. табл.2), рекомендуемую Е.Е.Вяземским (См: Вяземский Е. Е. Рекомендации по переходу на новую структуру исторического образования / Е. Е. Вяземский, Т. В. Болотина // Преподавание истории в школе. - 2015.-№ 10, С. 3-11)

 

Табл.2.Распределение часов на курсы Всеобщей истории и Истории России

Классы Всеобщаяистория ИсторияРоссии
  ИсторияДревнегомира (68 ч.)   Нет
  Всеобщая история VI-XV вв. • Средние века до падения Византии, до Великих географических открытий (28 часов) История России VIII- XV вв. • До создания единого Русского государства (РЦГ), до конца правления Ивана III (1505) • (40 часов)
  Всеобщая история XVI-XVIIвв. • От абсолютной монархии к парламентской монархии • От абсолютизма к парламентаризму (28 часов) • История России XVI-XVII вв. • Начиная с Василия III (1505), Ивана 1V Грозного(1533) • ДоначалаправленияПетра 1 • (40 часов)
  • Всеобщая история XVIII в. • Эпоха Просвещения • Эпоха промышленного переворота • Первые буржуазные революции • Великая французская революция • (28 часов) • История России XVIII в. • ОтначалаправленияПетра I • до конца правления Павла 1 (1801) (40 часов)
  • Всеобщаяистория XIX в. • Становление буржуазного общества (28 часов). • История России XIX в. • От начала правления Александра 1 (1801) до начала первой мировой войны (1914) г. (74 часа)
  • Всеобщая история XX в. • (40 часов) • История России • 1914 – до начала XX1 в. • (62 часа)

 

Распределение часов возможно также в сторону еще большего увеличения учебного времени на отечественную историю, а именно: «Всеобщая история» - до 24 часов, «История России» - до 44 часов, при этом следует учитывать, что, согласно Примерной основной образовательной программе ООО (2015), Концепции нового УМК по отечественной истории (2014), в рамках курса истории России обязательно рекомендуется изучение региональной (локальной) истории. Данный учебный модуль может быть в объеме 6-8 часов учебного времени (в зависимости от особенности изучаемого исторического периода).

 

1.2.Особенности изучения истории России в контексте Концепции нового УМК по отечественной истории и требований ИКС. Концепция нового УМК по отечественной истории и Историко-культурный стандарт диктуют пересмотр методологических подходов и содержания школьной истории, курса российской истории. Методологическая основа преподавания курса истории в школе основывается на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:

● принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;

● многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;

● многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;

● исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;

● антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;

● историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.

Историко-культурный стандарт внёс изменения в содержание курса отечественной истории:.

уточнены историческая периодизация и некоторые даты;

• определен ряд понятий (ордынская зависимость, Великая Российская революция 1917 г.и др.);

• определен перечень дат/событий, терминов и понятий, персоналий для каждого исторического периода, обязательных к усвоению;

• выделены «трудные вопросы» истории, на которые в обучении истории необходимо обратить особое внимание;

• усилена патриотическая направленность курса, что, в частности, проявляется в повышенном внимании к изучению истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;

• уделено особое внимание изучению вопросов духовно-нравственной культуры народов России;

• включен обязательный региональный/локальный компонент при изучении предмета «История».

Требования ИКС реализуются на основе Примерной программы по истории, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) (см. п. 1.2.5.5. История России. Всеобщая история и п.2.2.2.5. История России. Всеобщая история // Примерная основная образовательная программа основного общего образования. // Электронный ресурс реестра основных общеобразовательных программ МОиН РФ:

http://fgosreestr.ru/) (далее - Примерная программа).

1.3.О преподавании истории в контексте ФГОС. В Примерной основной образовательной программе основного общего образования (www.fgosreestr.ru) представлены 5 вариантов примерного учебного плана основного общего образования,в которых указывается количество часов, отводимых на преподавание «Истории». В 2016-2017 учебный предмет История» преподается в соответствии с требованиями ФГОС в 5-6 классах (в 5 классе - «Всеобщая история. История Древнего мира» в объеме 68 часов; в 6 классе «Всеобщая история. История средних веков» и «История России» (с общим объемом 68 часов, которые распределяются согласно вышеуказанным рекомендациям).

Согласно Программе основного общего образования (2015), курсы Всеобщей истории и истории России в 6 (и последующих) классах рекомендуется изучать отдельными модулями и последовательно: вначале изучается курс Всеобщей истории, затем курс истории России, занимающий приоритетное место по объему учебного времени.

В школьных журналах учебные курсы «Всеобщая история», «История России», преподаваемые в 5-6 классах в условиях ФГОС, рекомендуется записывать в рамках единого предмета «История» и выставлять четвертные, полугодовые и годовые отметки также в рамках единого предмета «История» без разделения на отдельные курсы Всеобщей истории и истории России. В личных делах учащихся выставляется единая отметка по истории.

Преподавание истории в контексте ФГОС реализуется прежде всего через урочную деятельность. Современный урок с учетом требований ФГОС - это урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД) обучающихся. Это урок, который характеризуется системно-деятельностным подходом к реализации всех его компонентов. Чтобы сформировать у школьников УУД учителю необходимо:

-создать первичный опыт выполнения этого действия у обучающихся и мотивацию к его освоению;

-разработать алгоритм выполнения УУД, опираясь на имеющийся опыт учащихся;

-обеспечить умение выполнять УУД посредством включения их в практику урока, организовать самоконтроль выполнения.

Современный урок должен строиться не на использовании объяснительно-иллюстративного метода обучения, а на взаимодействии учащихся и учителя, а также на взаимодействии самих учеников, т.е. на использовании активных и интерактивных технологий обучения.

К принципам проектирования современного урока можно отнести следующие:

-изменение парадигмы образования от знаниевой к деятельностной;

-изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий;

-изменение педагогической позиции «ученик-учитель»;

-формирование внутренних мотивов деятельности ученика;

-личностное целеполагание и личностное содержание материала;

-рефлексия результатов образовательной деятельности.

Типология современных уроков:

1.Урок изучения нового материала. Это урок в форме проблемной лекции, экскурсии, исследовательской работы, практикума. Цель урока-изучение и закрепление новых знаний.

2.Урок закрепления знаний и формирования УУД. Это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Цель-выработка умений по применению знаний.

3.Урок комплексного применения знаний (практикум, лабораторная работа, семинар). Целевая установка на выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4.Урок обобщения и систематизации знаний (семинар, конференция, круглый стол). Цель-обобщение единичных (фрагментарных, элементарных) знаний в систему.

5.Урок контроля, оценки и коррекции знаний и УУД учащихся. Это контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний. Цель-определить уровень достижения планируемых результатов.

Структура современного урока должна быть динамичной, с привлечением набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его учебной деятельности по отношению к своей собственной.

1.4. О преподавании истории в соответствии с ФК ГОС (2004 г.) В 2016-2017 учебном году в 7-11 классах учебный процесс организуется в соответствии с требованиями ФК ГОС 2004 г. и ранее действовавшими нормами организации преподавания и правилами оформления школьной документации. Это означает, что:

- действует концентрическая модель преподавания истории;

- курсы истории России и Всеобщей истории изучаются как самостоятельные предметы;

- процесс обучения организуется по программам, соответствующим ГОС и изданным в 2007-2011 гг.;

- в учебном процессе используются прежние УМК (учебники);

В тоже время необходимо учитывать, что требования Концепции УМК по отечественной истории и Историко-культурного стандарта распространяются на школьное историческое образование с 5-го по 11 классы, независимо от модели преподавания истории (линейная, концентрическая) и использования в процессе обучения старого или нового УМК. Поэтому при реализации учебных программ по истории на основе ГОС 2004 года и в процессе изучения основных курсов истории в 7-11 классах особенно важно учитывать методологические подходы и изменения в содержании, определенные Концепцией нового УМК по отечественной истории и ИКС, так как это обеспечит единство требований к усвоению основного содержания при изучении курса в школе и при сдаче выпускниками ГИА по истории.

В той же мере на всю систему школьного исторического образования распространяются требования организации обучения с учетом требований ФГОС.

1.5. О выборе учебно-методического комплекса (программно-методического обеспечения) Полный перечень учебников и учебно-методических пособий по истории, которые могут использоваться в учебном процессе, представлен в предшествующих «Методических рекомендациях» («Методические рекомендации по реализации ФГОС в 5 классе по предметной области «Обществознание» в образовательных обрганизацих Нижегородской области в 2015-2016 учебном году»)

В настоящее время определяющее место в организации преподавания учебных предметов занимает учебно-методический комплекс. Учебно-методический комплекс (УМК) –система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ в соответствии с учебным планом. УМК разрабатывается на основе проекта образовательного стандарта и образовательной программы по учебному предмету. В самом перечне представлены только учебники, но для того чтобы пройти экспертизу, издательства обязаны к учебникам разработать рабочие программы, пособия для учителя и обучающихся, электронные пособия, электронные учебники, т.д. Т.е. если выбран тот или иной учебник, значит, к нему есть в обязательном порядке вышеперечисленные пособия, входящие в УМК. С 2015 г. все учебники, которые находятся в федеральном перечне учебников, должны иметь электронную версию.

При выборе учебно-методического комплекса (далее - УМК) по истории России следует обращать внимание на полноту учебно-методического комплекса, предлагаемого издательством для обучающихся и учителей в соответствии с требованиями ИКС. Также важно учитывать наличие в линии современных учебников по Всеобщей истории преемственность с УМК по другим предметам и уровням обучения. Особенности выбора УМК отражаются в пояснительной записке к рабочей программе (см. Письмо МОиН РФ «О рабочих программах по учебным предметам» № 08-1786 от 28.10.2015 г.).

Нормативных правил или требований об обязательном выборе в одном издательстве УМК и по отечественной истории, и по Всеобщей истории нет. Закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 4 ч. 3 ст. 47) дает право педагогу выбирать, по какому учебнику преподавать предмет или курс, исходя из особенностей школы и обучающихся. Это право учителя никакими иными документами не ограничивается. В тоже время издательства рекомендуют в рамках одной ступени школьного образования, во-первых, не переходить с одной на другую предметную линию и, во вторых, выбирать УМК по предмету «История» (по курсу истории России и Всеобщей истории) одного издательства, так как каждая предметная линия учебников имеет свои цели, задачи, принципы и особенности, а также сохраняет преемственность дидактических единиц, методологических и методических подходов.

Как известно, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 г. № 576 были исключены из Федерального перечня учебников издания по истории России, на которые не предоставлены в установленные сроки положительные экспертные заключения:

-издательства «Вентана-Граф» для 6-9 кл. (под ред. Р.Ш. Ганелина);

-издательства «Дрофа» для 6-9 кл. (авторы- А.Ф. Киселев, В.П. Попов);

-издательства «Просвещение» для 6-9 кл. (авторы-А.А. Данилов, Л.Г. Косулина);

-издательства «Просвещение» (линия «Сфера») для 6-9 кл. (автор- А.А. Данилов);

-издательства «Русское слово» для 6-9 кл. (авторы-Е.В. Пчелов (6-7 кл.), А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов (8 кл.), Н.В. Загладин, Ю.А. Петров, С.Т. Минаков, С.И. Козленко (9 кл.)).

Педагоги могут завершить изучение предметов в рамках основной школы (5-9 кл.) по УМК, исключенным из Федерального перечня. ВПриказе Минобрнауки от 08.06.2015 г. № 576 отмечается (п.2): «Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники, которые исключаются из федерального перечня учебников…» Право общеобразовательной школы и педагогов использовать ранее приобретенные учебники, исключенные в силу разных причин из Федерального перечня учебников, «в течение 5 лет, вплоть до физического износа», подтверждается также Приказом Минобранауки РФ от 31 марта 2014 г. № 253. Но недопустимо начинать изучение нового предмета по УМК, исключенным из Федерального перечня.

1.6. О перспективах развития школьного исторического образования в РФ. В настоящее время идёт обсуждение проекта Концепции преподавания Всеобщей истории (http://school.historians.ru/?cat=31). Рекомендуется ознакомиться с проектом Концепции и принять участие в дискуссии.

В ближайшей перспективе (ориентировочно – в 2017 г.) будут утверждены новые программы по Всеобщей истории и написаны новые учебники, соответствующие линейной структуре преподавания истории.

1.7. Отражение национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона в основной образовательной программе общеобразовательной организации. Одним из ключевых факторов успешной реализации задач по воспитанию базовых национальных ценностей, формированию гражданской идентичности, патриотических качеств личности учащихся является включение региональной истории в основные образовате­льные программы общеобразовательных организаций, изучение этого учебного курса в школе. Нормативными основаниями для этого являются Федеральный закон «Об образовании в РФ» и Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования. Так, в разделе «Общие положения» ФГОС каждого уровня образования сформулирован принцип учета региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации, который раскрывается в положениях данного раздела через конкретизацию целей реализации новых стандартов на каждом уровне общего образования, а также через содержание личностных характеристик выпускника («портрет выпускника»). В Концепции нового УМК по отечественной истории подчеркивается, что учебный курс российской истории должен сочетать историю Российского государства и историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села).

Региональная история в контексте ФГОС может изучаться: а) как самостоятельный курс с 6-го по 10 классы и б) как учебный модульв рамках федерального курса истории России. Для реализации этих вариантов рекомендуется УМК «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» для учащихся 6-10 классов (рабочая программа, учебные пособия для учащихся, учебное пособие для учителя, хрестоматия для учителя и учащихся, контрольно-измерительные материалы). В рамках данного курса изучение региональной истории синхронизировано с программой и содержанием федерального курса «История России». УМК «История Нижегородского края» рекомендован Областным экспертным советом для использования в образовательном процессе региона и может быть включен в основную образовательную программу школы за счет часов образовательной организации.Он рассчитан на 170 часов учебного времени (1 час в неделю, 34 часа на учебный год) и вводится поэтапно: с 1 сентября 2016 года - в 6 классах, 1 сентября 2017 года – в 7- классах и т.д. (см.: Информационно-методическое письмо «Учебно-методический комплект «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» и преподавание региональной истории в образовательных организациях Нижегородской области» от 9.02.2016 г.).

Изучение региональной истории как учебного модуля в рамках федерального курса истории России должно быть отражено в рабочей программе учителя.

Изучение региональной истории как самостоятельного курса организуется на основе рабочей программы (см. «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней». Рабочая программа учебного курса для 6-10 классов. Н.Новгород: НИРО, 2016.)

Обществознание

11.1. О преподавании предмета «Обществознание» в 2016-2017 учебном году. Ранее учебный план основного общего образования (5 - 9 кл.) предполагал обязательное изучение обществознания с 5 по 9 класс (федеральный и региональный компонент). В настоящее время (с принятием ФГОС) варианты учебного плана Примерной ОП ООО предполагают изучение данного предмета с 6 класса.

Тем не менее, образовательные организации имеют право самостоятельно определять часть учебного плана, и, следовательно, начинать изучение курса обществознания с 5 класса. По этому вопросу даются разъяснения в «Методических рекомендациях по реализации ФГОС ООО в 5 классе по предметной области «Общественно-научные предметы» в образовательных организациях Нижегородской области в 2015-2016 учебном году».

Изучение курса обществознания с 5 класса определяется следующими фактами:

- в настоящее время все авторские УМК рассчитаны на изучение обществознания с 5 класса; учебников по ФГОС, а также авторских и рабочих программ.реализующих в полном объёме программу курса с 6 класса, на данный момент не существует;

- преподавание обществознания реализует ключевые цели ФГОС, связанные с формированием гражданской идентичности, воспитанием патриотизма, гражданственности, правовой культуры и т.д. обучающихся;

- ежегодно - высокая степень востребованность обществознания при прохождении государственной итоговой аттестации.

В случае, если образовательная организация не найдет возможностей начать изучение курса обществознания в 5 классе, необходимо учитывать следующее: содержательные единицы курса обществознания 5 класса обязательны к изучению в соответствии с Примерной программой, т.е. данные темы должны быть пройдены в любом случае в 6 классе (См.:Методические рекомендации о преподавании обществознания в 6 классе в образовательных организациях Нижегородской области в 2015-2016 учебном году»).

Следовательно, в 2016 – 2017 учебном году продолжается переход на ФГОС ООО, то есть предмет «обществознание» изучается в 5 и 6 классах (1 час в неделю, 34 часа в год). В тоже время в 7-11 классах обществознание изучается в соответствии с ФК ГОС (2004 г.)

При изучении содержания курса по обществознанию в каждом классе необходимо опираться на знания учащихся по смежным учебным предметам, прежде всего истории. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин.

При планировании учебного процесса учитель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных модулей и тем курса (в т.ч. исходя из специфики используемого УМК), однако актуально требование о соблюдении преемственности предметных линий внутри курсов «Обществознания».

11.2. Об изучении основ бюджетной грамотности в рамках обществознания. Во исполнение пунктов 4, 5 протокола совещания у Министра Российской Федерации М. А. Абызова, от 21 апреля 2014 г. № АМ-П36-37 пр «О календарном плане рабочей группы по 12 развитию проекта «Бюджет для граждан» в 2014 году» Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, проработан вопрос об уточнении тематики разделов и содержания по изучению основ бюджетной грамотности в рамках учебных предметов «Экономика» (базовый и углубленный уровни) и «Обществознание» для учащихся 7-11 классов общеобразовательных организаций.

В связи с вышеизложенным в содержание учебного модуля (раздела) по изучению основ бюджетной грамотности в рамках учебных предметов «Обществознание», «Экономика» рекомендуется включить следующие темы:

• в курс обществознания для учащихся 7-9 классов: «Карманные деньги: за и против», «Бюджет моей семьи», «Бюджет государства и семьи», «Государственный бюджет Российской Федерации», «Банковская система России», «Пенсионные программы»;

• в курс обществознания для учащихся 10-11 классов: «Электронные деньги», «Бюджетная система Российской Федерации. Доходы и расходы: навыки планирования», «Формирование государственного бюджета в Российской федерации и его исполнение»;

• в курс экономики для учащихся 10-11 классов в раздел «Муниципальные органы власти: формирование местного бюджета и расходные статьи. Возможности участия граждан в этом процессе» тему: «Кредитование: его роль в современной экономике домохозяйств, фирм и государств. Плюсы и минусы (риски) кредитования граждан»;

• в раздел «Семейная экономика» курса экономики для учащихся 10-11 классов: «Потребительское кредитование. Ипотечный кредит»;

• в курсе экономики (углубленный уровень) для учащихся 10-11 классов рекомендуется предусмотреть изучение следующих тем: «Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной год и на плановый период», «Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура денежных расходов», «Дефицит и профицит государственного бюджета. Способы уменьшения дефицита бюджета государства. Роль государства в контроле за доходами и расходами бюджета», «Причины и следствия возникновения государственного долга, пути решения», «Налоговая система Российской Федерации: принципы построения, основные виды налогов и методика их расчетов», «Региональные, муниципальные бюджеты. Территориальные целевые бюджетные фонды», «Понятия кредитно-денежной политики. Цели и задачи кредитно- денежной политики. Инструменты кредитно-денежной политики», «Страхование», «Операции на открытом рынке. Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешевых» денег», «Социальная политика государства (социальная поддержка граждан)», «Составление налоговой декларации».

11.3. О перспективах развития школьного обществоведческого образования. 29 марта 2016 года в Госдуме состоялось рабочее заседание по разработке модернизированной концепции преподавания обществознания в школе. По мнению депутатов, текущую программу нужно менять, поскольку она неполноценна. Для разработки новых стандартов и учебников, призванных повысить качество преподавания предмета, создали рабочую группу во главе со спикером нижней палаты Сергеем Нарышкиным. Предполагается разработка новой Концепции преподавания обществознания в школах РФ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...