Философские воззрения Бакунина М.А.
Текст учебника. Учение о бытии Августина 1. По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Зло — не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. 2. Напротив, благо есть субстанция, «форма» со всеми ее элементами: видимой мерой, числом, порядком. 3. Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. 4. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. 5. Если бы творческая сила Бога прекратилась, мир тотчас же вернулся бы в небытие. 6. Мир один. Признание «многих последовательных миров — пустая игра воображения. 7. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место. Материя также имеет свое место в строе целого. 8. Августин считал достойным познания такие объекты, как Бог и душа: бытие Бога возможно вывести из самосознания человека, т.е. путем умопостижения, а бытие вещей — из обобщения опыта. 9. Он анализировал идею Бога в соотношении с человеком, а человека — в отношении к Богу. 10. Он осуществил тончайший анализ жизненного пути человека — разработал философскую антропологию. 11. Душа, согласно Августину, — нематериальная субстанция, отличная от тела, а не простое свойство тела. Она бессмертна. 12. В учении о происхождении человеческих душ Августин колебался между идеей передачи душ родителями вместе с телом и идеей креационизма — творения душ новорожденных Богом. Подготовку ко всем остальным семинарам можно осуществлять по аналогии, но учитывая особенности информации, и ее структуру. Так при подготовке к семинарскому занятию «Учение о материи», план сообщения на тему: «Методологическое значение ленинского определения материи», сутью которого является значение для дальнейших исследований представлений о материальности мира ленинского определения фундаментальной философской категории «материя» будет выглядеть следующим образом:
- Главная проблема – необходимость руководствоваться диалектическим определением материи, так как метафизические трактовки материи вводят в заблуждение; - в естествознании долгое время (с XVII до конца XIX столетия) атомы считались пределом делимости материи, а ее неуничтожимость связывалась с сохранением массы атома; - истолкование массы как количества материи долгое время считалось основным, обеспечивающим построение научной картины мира. Неразрушимость атомов означала, что их количество в природе остается постоянным, это истолковывалось как сохранение материи; - эти идеи мешали найти правильное объяснение явлениям, свидетельствующим о делимости атома; - так явление радиоактивности, обнаруженное в 1896 году А. Беккерелем, шесть лет не получало научного объяснения; - было установлено, что это излучение не может быть объяснено как выделение веществом ранее поглощенной энергии. Но если допустить, что атомы излучают энергию, не черпая ее ниоткуда, то нарушается закон сохранения энергии; - только в 1902 году Э. Резерфорд и Ф. Содди сумели разрешить этот парадокс. Они доказали, что радиоактивность представляет собой результат спонтанного распада атомов и превращения химических элементов; - в студенческие годы Э. Резерфорд развивал идею, согласно которой все объекты природы необходимо рассматривать как результат эволюции. Если с этих позиций подойти к представлениям об атоме, то его следовало рассматривать не как изначально данный, неизменный «первокирпичик» мира, а как возникший из других объектов; - преодоление метафизических взглядов на материю было условием не только открытия делимости атома, но и последующей правильной интерпретации этого открытия;
- господствовавшее в среде физиков того времени отождествление неуничтожимости материи с неразрушимостью атомов привело к истолкованию делимости атома как исчезновения материи; - противопоставляя этим взглядам диалектико-материалистическое определение материи, Ленин подчеркивал, что содержащаяся в нем идея неисчерпаемости материи позволяет справиться с возникшими трудностями; - делимость атома с этих позиций означала не уничтожение материи, а расширение горизонта наших знаний о материи и открытие ее новых видов; - диалектико-материалистическое понимание материи имеет важное значение и для общественных наук. Оно позволяет рассмотреть общественную жизнь как функционирование и развитие сложной материальной системы — человеческого общества; - рассматривает сознание как особую реальность; - определение материи предполагает, что материя неисчерпаема, существует в бесконечном числе видов и свойств, а значит, обладает определенной, пусть очень сложной структурой. Считаю, чтометодологическое значение ленинского определения материиявляется научным и сохраняет свою актуальность и в наше время. Существует своя особенность у любой философской информации, разумеется и план ответа будет иметь свое своеобразие, так при подготовке сообщения на тему: «Анархисты: Бакунин, Кропоткин» план сообщения будет выглядеть следующим образом: Воззрения анархистов: - неприятие государственной власти и её уничтожение путем стихийного народного бунта; - защита мелкого собственника, мелкого землепользователя, непонимание роли крупного производства; - отказ от политической борьбы, требование немедленного установления безгосударственного строя. Философские воззрения Бакунина М.А. - идеолог анархизма; - противник марксизма. Отрицал политическую борьбу; - его работы «Государственность и анархия», «Прибавление А» стали программой народничества; - сформировал идеал русского народа, главным в котором является - право на землю; - он написал статьи «Гимнастические речи Гегеля», «О философии». Его считали талантливым философом; - включившись в революционную борьбу порвал с философией и любой теорией, доверившись практике; - стоял на принципах воинствующего атеизма и материализма; - философские интересы были направлены на критику теологии и метафизики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|