Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философские воззрения Бакунина М.А.

Текст учебника. Учение о бытии Августина

1. По Авгус­тину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Зло — не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. 2. Напро­тив, благо есть субстанция, «форма» со всеми ее элементами: видимой мерой, числом, порядком. 3. Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. 4. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. 5. Если бы творчес­кая сила Бога прекратилась, мир тотчас же вернулся бы в небытие. 6. Мир один. Признание «многих последовательных миров — пустая игра воображения. 7. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место. Материя также имеет свое место в строе целого.

8. Августин считал достойным познания такие объекты, как Бог и душа: бытие Бога возможно вывести из самосознания человека, т.е. путем умопостижения, а бытие вещей — из обобщения опыта. 9. Он анализировал идею Бога в соотношении с человеком, а челове­ка — в отношении к Богу. 10. Он осуществил тончайший анализ жиз­ненного пути человека — разработал философскую антропологию. 11. Душа, согласно Августину, — нематериальная субстанция, отлич­ная от тела, а не простое свойство тела. Она бессмертна. 12. В учении о происхождении человеческих душ Августин колебался между идеей передачи душ родителями вместе с телом и идеей креацио­низма — творения душ новорожденных Богом.

Подготовку ко всем остальным семинарам можно осуществлять по аналогии, но учитывая особенности информации, и ее структуру. Так при подготовке к семинарскому занятию «Учение о материи», план сообщения на тему:

«Методологическое значение ленинского определения материи», сутью которого является значение для дальнейших исследований представлений о материальности мира ленинского определения фундаментальной философской категории «материя» будет выглядеть следующим образом:

- Главная проблема – необходимость руководствоваться диалектическим определением материи, так как метафизические трактовки материи вводят в заблуждение;

- в естествознании долгое время (с XVII до конца XIX столе­тия) атомы считались пределом делимости материи, а ее неуничтожимость связывалась с сохранением массы атома;

- истолкование массы как количества материи долгое время счита­лось основным, обеспечивающим построение научной картины мира. Неразрушимость атомов означала, что их количество в природе остается постоянным, это истол­ковывалось как сохранение материи;

- эти идеи мешали найти правильное объяснение явлениям, свидетельствующим о делимости атома;

- так явление радиоактивности, обнаруженное в 1896 году А. Беккерелем, шесть лет не получало научного объяснения;

- было установлено, что это излучение не может быть объяснено как выделение веществом ранее погло­щенной энергии. Но если допустить, что атомы излучают энергию, не черпая ее ниоткуда, то нарушается закон сохранения энергии;

- только в 1902 году Э. Резерфорд и Ф. Содди сумели разрешить этот парадокс. Они доказали, что радиоактивность представляет собой результат спонтанного распада атомов и превращения хими­ческих элементов;

- в студен­ческие годы Э. Резерфорд развивал идею, согласно которой все объекты природы необходимо рассматривать как результат эволю­ции. Если с этих позиций подойти к представлениям об атоме, то его следовало рассматривать не как изначально данный, неиз­менный «первокирпичик» мира, а как возникший из других объектов;

- преодоление метафизических взглядов на материю было условием не только открытия делимости атома, но и после­дующей правильной интерпретации этого открытия;

- господствовавшее в среде физиков того времени отождествле­ние неуничтожимости материи с неразрушимостью атомов привело к истолкованию делимости атома как исчезновения материи;

- противо­поставляя этим взглядам диалектико-материалистическое опреде­ление материи, Ленин подчеркивал, что содержащаяся в нем идея неисчерпаемости материи позволяет справиться с возник­шими трудностями;

- делимость атома с этих позиций означала не уничтожение материи, а расширение горизонта наших знаний о материи и открытие ее новых видов;

- диалектико-материалистическое понимание материи имеет важное значение и для общест­венных наук. Оно позволяет рассмотреть общественную жизнь как функционирование и раз­витие сложной материальной системы — человеческого общества;

- рассматривает сознание как особую реаль­ность;

- определение материи предполагает, что материя неисчерпаема, существует в бесконеч­ном числе видов и свойств, а значит, обладает определенной, пусть очень сложной структурой.

Считаю, чтометодологическое значение ленинского определения материиявляется научным и сохраняет свою актуальность и в наше время.

Существует своя особенность у любой философской информации, разумеется и план ответа будет иметь свое своеобразие, так при подготовке сообщения на тему: «Анархисты: Бакунин, Кропоткин» план сообщения будет выглядеть следующим образом:

Воззрения анархистов:

- неприятие государственной власти и её уничтожение путем стихийного народного бунта;

- защита мелкого собственника, мелкого землепользова­теля, непонимание роли крупного производства;

- отказ от политической борьбы, требование немедленного установления безгосударственного строя.

Философские воззрения Бакунина М.А.

- идеолог анархизма;

- противник марксизма. Отрицал политическую борьбу;

- его работы «Государственность и анархия», «Прибавление А» стали программой народничества;

- сформировал идеал русского народа, главным в котором является - право на землю;

- он написал статьи «Гимнастические речи Гегеля», «О философии». Его считали талантливым философом;

- включившись в революционную борьбу порвал с философией и любой теорией, доверившись практике;

- стоял на принципах воинствующего атеизма и материализма;

- философские интересы были направлены на критику теологии и метафизики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...