Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения

1. Вступление - Данный текст, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован...) - Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (публицист, поэт...), но и... - Его книги (рассказы, произведения) вызывают... (чувства, мысли, поступки). - В центре внимания автора (находятся)... - Главные усилия автора направлены... Виды вступления: - вопросно-ответное единство - цепочка вопросительных предложений. - назывное предложение - риторический вопрос - цитата - парадоксальное высказывание
2. Формулировка проблемы. Проблема– это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования. Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность…какой-л. проблемы. Точка зрения на какую-л. проблему. Речевые клише: - Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему - Касается.. проблемы. - Уделяет внимание... проблеме. - Над какой-л. проблемой думать, работать. - Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения - Автор затрагивает проблему... - Много места уделено проблеме... - Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна. - Автор очень эмоционально отстаивает идею... - Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме... - Идея данной статьи вызывает глубокое уважение к автору (и его герою).
3. Комментарий (характеристика + актуальность проблемы). Комментарий – объяснение, пояснение, изложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста К какой категории относится проблема? (сложная, злободневная, актуальная, вечная, наболевшая, мучительная, животрепещущая, первоочередная, неразрешимая общественно значимая, острая, важная, серьёзная, спорная; социальная, философская, национальная, политическая, идеологическая, международная… - Насколько проблема злободневна? - Что делает её злободневной? - Традиционна ли эта проблема или нова? - Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу? - Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме? - Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)? - Кому приходилось обращаться к данной проблеме? - Об этом много пишут … - Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме… - Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда… - Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна. - Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме... - Затронутая автором проблема имеет многовековую историю… - Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему. - Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги.
4. Авторская позиция - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Средства выражения авторской позиции - Автор считает (полагает, убеждает, призывает…) - Автор убедительно доказывает свою мысль…, - …- Так определяет автор своё отношение к … - Автор образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого); - Автор образно представляет суть проблемы, которая его волнует… - Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция… - Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к … - Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы - Заставляет читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор); - Автор передаёт глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.); - Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений; - Автор недвусмысленно подчеркивает свое негативное (положительное) отношение к...; - Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни - Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы; - Автор убеждает читателя в правоте своей позиции; - Автор показывать негативную сторону нашей жизни; - В словах автора звучит мнение большинства людей; - Автор пытается найти в читателе единомышленника; - Автор пытается понять, почему...; - Автор усиливает положительное (или отрицательное) отношение читателя к чему-либо; - Изучая проблему, автор приходит к выводу, что… - Автор позиция ясна: … - Автор высказывает индивидуальное мнение, делится собственными впечатлениями, не претендуя на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает ярко, эмоционально - Автор иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествует о героях и событиях; показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни; - Приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни Авторская позиция может проявляться в положительном (отрицательном, саркастичном, ироничном, осуждающем, неоднозначном, небезразличном, суровом, скептичном, юмористичном и т.д.) отношении к изображаемому
5-6. Моя позиция +2 аргумента Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме. Позиция согласия/несогласия. За. Против - особенно близка мне мысль автора о…; - мне близка позиция автора по отношению к …; - согласен с автором в том, что…; - вполне согласен с мыслями автора о…; - нельзя не согласиться с автором в том, что…; - автор прав, утверждая, что… - осмелюсь не согласиться с автором в том, что…; - мой взгляд (моя позиция) несколько отличается от позиции автора…; - мысли автора о… близки мне, однако…; - позволю себе не согласиться с автором в том, что… - на мой взгляд, автор несколько преувеличивает (недооценивает)…; - Возможно, не все верно (правильно, безупречно...) - В отличие от автора, я считаю, что... - Однако не со всеми высказываниями можно согласиться. в этом вопросе я придерживаюсь противоположной точки зрения; - Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что... - Писатель упускает из виду (пренебрегает)... - На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что... - Вывод автора о том, что... кажется мне надуманным. - К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами. Аргументы – это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями), собеседником – факты, примеры, утверждения, объяснения. В качестве аргументов могут выступать: а) логические доказательства, доводы; б) примеры, случаи, факты из собственной жизни или почерпнутые из книг; в) мнения авторитетных людей, цитаты и др. - Вспомним… - Это подтверждается … - В доказательство можно привести ещё и такой аргумент… - Пример из литературы - По выбору учащегося, можно из личного опыта
8. Заключение - В заключение хотелось бы отметить... - Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что... - На мой взгляд, статья (очерк) предназначена... - Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное… - Таким образом, нельзя не согласиться…

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...