Методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения
1. Вступление
- Данный текст, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован...)
- Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (публицист, поэт...), но и...
- Его книги (рассказы, произведения) вызывают... (чувства, мысли, поступки).
- В центре внимания автора (находятся)...
- Главные усилия автора направлены...
Виды вступления:
- вопросно-ответное единство
- цепочка вопросительных предложений.
- назывное предложение
- риторический вопрос
- цитата
- парадоксальное высказывание
2. Формулировка проблемы. Проблема– это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.
Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования. Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность…какой-л. проблемы. Точка зрения на какую-л. проблему.
Речевые клише:
- Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему
- Касается.. проблемы.
- Уделяет внимание... проблеме.
- Над какой-л. проблемой думать, работать.
- Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения
- Автор затрагивает проблему...
- Много места уделено проблеме...
- Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.
- Автор очень эмоционально отстаивает идею...
- Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме...
- Идея данной статьи вызывает глубокое уважение к автору (и его герою).
3. Комментарий (характеристика + актуальность проблемы). Комментарий – объяснение, пояснение, изложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста
К какой категории относится проблема? (сложная, злободневная, актуальная, вечная, наболевшая, мучительная, животрепещущая, первоочередная, неразрешимая общественно значимая, острая, важная, серьёзная, спорная; социальная, философская, национальная, политическая, идеологическая, международная…
- Насколько проблема злободневна?
- Что делает её злободневной?
- Традиционна ли эта проблема или нова?
- Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу?
- Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?
- Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)?
- Кому приходилось обращаться к данной проблеме?
- Об этом много пишут …
- Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме…
- Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда…
- Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.
- Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме...
- Затронутая автором проблема имеет многовековую историю…
- Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему.
- Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги.
4. Авторская позиция - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?
Средства выражения авторской позиции
- Автор считает (полагает, убеждает, призывает…)
- Автор убедительно доказывает свою мысль…,
- …- Так определяет автор своё отношение к …
- Автор образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);
- Автор образно представляет суть проблемы, которая его волнует…
- Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция…
- Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …
- Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы
- Заставляет читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор);
- Автор передаёт глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.);
- Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений;
- Автор недвусмысленно подчеркивает свое негативное (положительное) отношение к...;
- Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни
- Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы;
- Автор убеждает читателя в правоте своей позиции;
- Автор показывать негативную сторону нашей жизни;
- В словах автора звучит мнение большинства людей;
- Автор пытается найти в читателе единомышленника;
- Автор пытается понять, почему...;
- Автор усиливает положительное (или отрицательное) отношение читателя к чему-либо;
- Изучая проблему, автор приходит к выводу, что…
- Автор позиция ясна: …
- Автор высказывает индивидуальное мнение, делится собственными впечатлениями, не претендуя на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает ярко, эмоционально
- Автор иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествует о героях и событиях; показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни;
- Приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни
Авторская позиция может проявляться в положительном (отрицательном, саркастичном, ироничном, осуждающем, неоднозначном, небезразличном, суровом, скептичном, юмористичном и т.д.) отношении к изображаемому
5-6. Моя позиция +2 аргумента
Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме. Позиция согласия/несогласия. За. Против
- особенно близка мне мысль автора о…;
- мне близка позиция автора по отношению к …;
- согласен с автором в том, что…;
- вполне согласен с мыслями автора о…;
- нельзя не согласиться с автором в том, что…;
- автор прав, утверждая, что…
- осмелюсь не согласиться с автором в том, что…;
- мой взгляд (моя позиция) несколько отличается от позиции автора…;
- мысли автора о… близки мне, однако…;
- позволю себе не согласиться с автором в том, что…
- на мой взгляд, автор несколько преувеличивает (недооценивает)…;
- Возможно, не все верно (правильно, безупречно...)
- В отличие от автора, я считаю, что...
- Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.
в этом вопросе я придерживаюсь противоположной точки зрения;
- Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что...
- Писатель упускает из виду (пренебрегает)...
- На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что...
- Вывод автора о том, что... кажется мне надуманным.
- К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.
Аргументы – это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями), собеседником – факты, примеры, утверждения, объяснения.
В качестве аргументов могут выступать:
а) логические доказательства, доводы;
б) примеры, случаи, факты из собственной жизни или почерпнутые из книг;
в) мнения авторитетных людей, цитаты и др.
- Вспомним…
- Это подтверждается …
- В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…
- Пример из литературы
- По выбору учащегося, можно из личного опыта
8. Заключение
- В заключение хотелось бы отметить...
- Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что...
- На мой взгляд, статья (очерк) предназначена...
- Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…
- Таким образом, нельзя не согласиться…