Социально—психологические методы управления
Известно, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Менеджер должен уметь учитывать такие факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников, что поможет сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют, что успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний и на 85% – от умения работать с людьми. Зная особенности поведения, характер каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Каждой группе свойственен свой психологический климат. Поэтому существенное условие образования и развития трудовых коллективов – соблюдение принципа психофизиологической совместимости. Таким образом, для того чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально—психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально—психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет).
Основное средство воздействия на коллектив – убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно учитывать природу человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной деятельности. Понимание руководителем внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива. Необходимость использования в практике управления организацией социально—психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения. Вопрос №6. Какие роли, по вашему мнению, выполняет современный менеджер в процессе профессиональной деятельности? Менеджер — профессиональный управляющий. Менеджера делает менеджером ответственность за самостоятельный вклад в результате предприятия. Современный менеджер: — обеспечивает выполнение организацией ее основного предназначения; — проектирует и налаживает коммуникативные связи подчиненных, взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации; — обеспечивает служение организации интересам тех лиц и учреждений, которые ее контролируют; — является основным информационным звеном связи и взаимодействия организации с внешним окружением; — несет формальную ответственность за результаты деятельности организации; — официально представляет организацию в церемониальных мероприятиях. Как субъект управленческой деятельности, менеджер играет в организации и ряд разнообразных ролей, которые меняются в зависимости от положения и сущности выполняемой работы. Например, по мнению Т.Б. Шрамченко (1995), менеджеры могут выступать в ролях: администратора, организатора, специалиста, воспитателя, коммуникатора, предпринимателя, общественного деятеля. Г. Минцберг (1973) выделил десять управленческих ролей, определив их следующим образом:
Межличностные роли: а) номинальный глава. Эта роль связана с представлением фирмы за ее пределами и обычно включает так называемые протокольные функции — присутствие на совещаниях, конференциях, обедах и т.п.; б) лидер. Менеджер, выступающий в этой роли, хочет иметь за собой сплоченную команду для достижения поставленных целей; б) связной. Роль, которая включает контакты с другой группой предприятий, их частью, всем внешним миром. Информационные роли: а) аналитик. Менеджер в этой роли пытается соотнести достигнутое с намеченным; б) глашатай. Роль по передаче информации сотрудникам, в том числе разъяснение политики фирмы коллективу или подразделениям; в) представитель. Более официальная роль, в которой менеджер представляет организацию (или ее отдел) и разъясняет ее позицию. Решающие роли: а) предприниматель. Связующая роль, обусловленная творческим подходом к выполнению задач; б) блюститель порядка. Дела всегда идут не так, как хочется. В этой роли менеджер пытается вернуть их в нужное русло; в) распределитель ресурсов. Ключевая управленческая роль, состоящая в распределении средств для их более эффективного использования при достижении поставленной задачи; г) посредник. Роль торговца, которая обычно требует поиска аргументов для получения дополнительных ресурсов. Несмотря на различные подходы к выделению ролей менеджеров, среди них можно выделить три ключевые управленческие роли. Во—первых, это роль по принятию решения. Во—вторых, это информационная роль В—третьих, менеджер выступает в роли руководителя.
Вопрос №7. Чем, по вашему мнению, обусловлено появление того или иного подхода к управлению в разные исторические периоды? История управления, управленческих взглядов уходит в далекое прошлое. В сущности, можно сказать, что именно управление создало человеческое общество и способствовало его развитию. Менеджмент появился позже — когда появилась производственная/предпринимательская деятельность, оформленная в тех или иных организованных формах.
Этапы развития менеджмента соответствуют основным историческим вехам смены культур и социальных сословий и знаменуют собой поворотные моменты в теории и практике управления. Первый этап управленческого развития (4—5 тыс. лет назад) характеризуется как «религиозно—коммерческий». Он произошел в период формирования рабовладельческих государств ни Древнем Востоке и привел к возникновению власти жрецов и ««рождению письменности». Уже в древнем Шумере, Египте и Аккаде наблюдалась трансформация и расслоение высшей касты священников. В результате первого этапа менеджмент сформировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превратившись позже в социальный институт и профессиональное занятие. А в начале XX века и до 70—х годов XX века сформировался другой этап управленческого развития. Он известен под названием «бюрократического» и ознаменовал приход новой социальной силы — профессиональных менеджеров, класса управляющих, который стал господствующим в сфере управления материальным и духовным производством. Ее научной основой стала теория рациональной «бюрократии». Основоположником данной теории был немецкий социолог Макс Вебер, который предлагал заменить собственника, как фигуру временную, менеджером и бюрократом — государственным чиновником. И этот период начало развиваться крупное промышленное Производство, формировались достаточно сложные иерархические структуры управления, происходило разделение управленческого труда, внедрялись новые нормы и стандарты, определялась формализация должностных обязанностей и ответственность менеджеров. Постиндустриальный этап управленческого развития начался с 80—х годов XX века и проходит под флагом постиндустриальной революции. Дело в том, что технический прогресс породил новый вызов, начавший перестраивать и перенацеливать теорию менеджмента. На смену акценту на технологию пришла общественно—экономическая мысль, сделавшая возможным вступление общества в постиндустриальную эпоху, основанную на образовании, развитии личности.
Вопрос №8. В нескольких словах Выделите концепции каждый школы. Какие из них можно считать наиболее интересными и почему? 1. Усилия основоположников школы научного управления были направлены на создание универсальных принципов управления, основанных на личных наблюдениях и направленных на рационализацию производства, при этом игнорировались социальные отношения в процессе производства и не уделялось должного внимания человеческому фактору. Основные положения школы научного управления: 1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи. 2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач и обеспечение их обучения. 3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач. 4. Систематическое и правильное стимулирование для повышения производительности труда. 5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.
2. Классическая административная школа управления, её основные положения и принципы. Вклад Анри Файоля в развитие классической школы менеджмента Усилия основоположников классической школы менеджмента были направлены на создание универсальных принципов управления, основанных на личных наблюдениях и направленных на рационализацию производства, при этом игнорировались социальные отношения в процессе производства и не уделялось должного внимания человеческому фактору.
Административная школа управления (1920—1950 гг.) основана на научном подходе, разработанном Анри Файолем, главная идея которого – рациональное построение организации как иерархической структуры. Необходимо, считал автор, чёткое определение следующих функций управления: техническая (технологическая) деятельность; коммерческая деятельность (закупка, продажа, обмен); финансовая деятельность (поиски капитала и его эффективное использование); защитная деятельность (защита собственности и личности); бухгалтерская деятельность (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки, статистика); административная деятельность (воздействие на персонал, которая включает несколько общих функций управления — предвидение, планирование, организация, распоряжение, координирование и контроль).
Основные положения школы: • Развитие принципов управления; • Описание функций управления; • Систематизированный подход к управлению всей организацией. Анри Файоль – французский ученый, «отец» менеджмента. Внес огромный вклад в развитие менеджмента как науки. Разработал ряд универсальных принципов управления. 1916 г. – работа «Общее и промышленное управление». Четырнадцать принципов по Анри Файолю: 1. Разделение труда — специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы (за счёт сокращения числа целей, на которые направляются внимание и усилия работающего). 2. Полномочия и ответственность – каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы. 3. Дисциплина – рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководителем предприятия, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины. 4. Единоначалие – работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником. 5. Единство действий – все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану. 6. Подчинённость личных интересов – интересы организации имеют преимущества перед интересами индивидуумов. 7. Вознаграждение персонала – получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд. 8. Централизация – естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности. 9. Скалярная цепь – неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»). 10. Порядок – рабочее место для каждого работника и каждый работник на своём рабочем месте. 11. Справедливость – установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи. 12. Стабильность персонала – установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность. 13. Инициатива – поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ. 14. Корпоротивный дух – гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий («в единении сила»). 3. Неоклассическая школа менеджмента, ее основные положения Основной вклад неоклассической школы: применение приёмов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворённости и производительности; применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации с учётом наиболее полного использования потенциала работников. Школа «Человеческих отношений» (1930 – 1950) и Школа поведенческих наук (1950 – по настоящее время). В основе – достижения психологии и социологии (науки о человеческом поведении). В процессе управления предлагалось сосредоточить внимание на работнике, а не на его задании (то есть повышение эффективности организации за счёт повышения эффективности её человеческих ресурсов). Учёные бихевиористы (от англ.слова behaviour – поведение) – разработали теории мотивации. Авторами школы человеческих отношений считают Мери Фоллетт и Элтона Мэйо. В своих научных трудах они впервые обратили внимание на то, что далеко не всегда только высокая зарплата приводит к росту производительности труда. Достигнуть увеличения выработки можно при большем внимании и заботе о подчинённых со стороны руководителя. Кроме того, рабочие действуют и принимают решения чаще как члены группы, а не как отдельные личности. При этом каждое лицо оказывает влияние на других членов группы, одновременно находясь под их влиянием. Человек, работающий в коллективе, воспринимает требующие решения вопросы гораздо лучше, нежели указания руководства, поскольку на него оказывают влияние его коллеги. Вариантом развития научного направления, уделявшего повышенное внимание характеру взаимоотношения между людьми в процессе производства продукции, явились поведенческие науки. Авторов данного научного направления (К.Арджирис и др.) в первую очередь заинтересовала проблема разработки методов оптимизации межличностных отношений, преодоления несовместимости целей организации и отдельной личности. Эффективность труда работника, по мнению учёных, в значительной степени зависит от знания руководителем мотивов его поведения. В свою очередь, грамотное использование научных методов науки о поведении человека может способствовать повышению эффективности деятельности организации. 4. Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и смежных с ними областей знаний. Школа науки управления сформировалась в начале 1950—х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления. 1. Рассмотрение производства как "социальной системы" с использованием системного, процессного и ситуационного подходов. 2. Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ. Школа науки управления в своих исследованиях опирается на три методологических подхода – системный, процессный и ситуационный, которые сформировались на основе эмпирического подхода. Системный подход позволяет рассматривать организацию как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных элементов (рис. 1.8). Первоначально теория систем применялась в точных науках и технике. В управлении теория систем стала применяться в конце 1950—х гг., что явилось значительным успехом школы науки управления. Системный подход базируется на общей теории систем, основоположником которой считается Людвиг фон Берталанфи (1901–1971). Рис. 1.8. Системный подход Исходным положением системного подхода является понятие цели. Наличие конкретной цели – первый и важнейший признак организации. По этому признаку данная система отличается от других систем. Задача управления состоит в комплексном процессе для достижения целей, стоящих перед системой. Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему, имеет свои определенные цели. Системный подход направлен на повышение эффективности работы организации в целом. Содержание системного подхода сводится к следующему: • четкое определение целей и установление их иерархии; • достижение наилучших результатов при наименьших затратах: используя сравнительный анализ выбора альтернативных путей, достигать поставленных целей; • широкая всесторонняя оценка всех возможных результатов деятельности на основе количественной оценки целей, методов и средств их достижения. Системный подход предполагает широкое использование системного анализа. Школа науки управления исследует вопросы, которые прежними школами не рассматривались. Она изучает важнейшие подсистемы, характер их взаимоотношений, структуру и цели системы, координирование всех элементов системы. Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Выход из строя любой части, входящей в систему, приводит к нарушению работы всей системы. В управлении все организации рассматриваются как системы. Вопрос №9. Выделите достоинства и недостатки каждой школы.
Вопрос №10. Какие идеи, содержащиеся в управленческих концепциях прошлого века, можно без корректировки применять сегодня на практике?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|