Публичное выступление – это официальное выступление оратора (в основном – монолог) перед непосредственно присутствующей в зале достаточно большой и организованной аудиторией.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ МАСТЕРСТВО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕЧИ Специфика устной публичной речи Термины «риторика» (греч. retorike), «ораторское искусство» (лат. orator orare – «говорить»), «витийство» (устар., старосл.), «красноречие» (рус.) синонимичны. Таким образом, риторика – это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Риторика призвана научить нас, как эффективно при помощи своей речи воздействовать на аудиторию, как достичь успеха, выступая публично. На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются два подхода к ее определению: согласно первому – это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму – это искусство речи. Одним из важнейших понятий риторики является «публичное выступление». Практическая риторика обучает умению выступать перед аудиторией с сообщениями различных жанров и типов – от научного доклада и убеждающего выступления до анекдота и забавных историй. Современная риторика – это наука о публичном речевом воздействии, то есть об эффективном публичном выступлении. Представим некоторые из существующих определений публичного выступления. Публичное выступление – это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. Публичное выступление - это коммуникативное взаимодействие оратора с аудиторией слушателей. Результат ораторского выступления перед публикой во многом зависит от эффективности подготовки и компетентности оратора в вопросах обсуждаемой темы и мастерства публичного выступления. Публичное выступление – это официальное выступление оратора (в основном – монолог) перед непосредственно присутствующей в зале достаточно большой и организованной аудиторией.
Официальное выступление – это значит, что выступление заранее объявлено: оратор представлен аудитории или известен ей из объявления, а также известна тема (кто он по профессии, должности и т.д.). Что значит непосредственное присутствие аудитории? Это значит, что выступающий находится в одной комнате со слушателями, видит их, они видят его и могут задавать ему вопросы. Что значит достаточно большая аудитория? Обычно считают, что аудитория публичного выступления начинается с 10-12 человек, а если их меньше, то будет иметь место скорее беседа с группой, чем публичное выступление. Самая лучшая для оратора аудитория – 25-30 человек. Что значит организованная аудитория? Это значит, что они пришли к определенному времени, в определенное место, знают тему или выступающего, располагают временем его слушать и готовы это делать. В чем же особенность устной публичной речи? Публичное общение предполагает, что его участниками становятся не один и не два-три, а много людей. Это сказывается на: - выборе тем для общения: это должны быть общественно значимые проблемы; - характере раскрытия этих тем: они должны рассматриваться исходя из идеи общественного блага; - речевых формах (жанрах): это выступления на многолюдных собраниях, съездах, митингах, в СМИ и т.д.; - речевом оформлении высказываний: они должна быть интересны, доступны и понятны всем; - той ответственности за речь, которая появляется у оратора. Главная цель публичной речи – объединение оратора и аудитории для решения каких-либо общественно значимых проблем. В связи с этим особенности речи проявляются прежде всего в характере преподнесения информации. Любое риторическое выступление должно обладать новизной. В основе новизны может быть сама информация или способ ее преподнесения. Информацией называют сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи. Подчеркнем, что в риторическом тексте информацией факты являются не сами по себе, а только в качестве объекта соответствующей деятельности. Общепринятым считается деление информации на логическую, имеющую объективный характер, и эмоционально-оценочную, выражающую преимущественного субъективные смыслы, оценки и отношения, но чаще всего эти виды информации переплетаются друг с другом. Так, информация может
- содержать сообщения о фактах, событиях, процессах; - раскрывать авторское понимание отношений между этими явлениями, фактами, событиями; - обнаруживать скрытый смысл, извлекаемый из описания фактов, явлений, событий. В связи с этим для публичной речи необходимо умение говорить просто и доступно о сложных вещах. Специфика публичного общения предполагает в процессе передачи этой информации непосредственный контакт оратора со слушателями, обращенность к конкретной аудитории, учет обстановки, сочетание словесных средств с несловесными, прямое воздействие на аудиторию. Эти задачи оратор решает главным образом через организацию различных форм диалога со слушателями: - собственно диалога; - различного рода обращений к аудитории в начале и по ходу речи; - обращения к авторитету слушателей; - использование риторических вопросов и восклицаний; - введение цитат, афоризмов, пословиц и поговорок, предполагающих «разноголосье» в поддержку позиции оратора; - искреннее выражение оценки того или иного факта и ожидание ответного сопереживания от слушателей; - драматизацию изложения, сопоставление всех «за» и «против» при решении поставленного вопроса и т.д. Публичное общение предполагает также еще одну специфическую форму диалогизации речи – ее полемичность. Различают два вида полемичности: скрытую, внутреннюю, и открытую, внешнюю. Первый вид полемичности проявляется практически во всех речах, поскольку оратору приходится убеждать аудиторию в своей правоте, не называя возможных несогласных слушателей или оппонентов. Открытая полемичность проявляется тогда, когда оратор, стремясь выразить свои взгляды, опровергает идеи конкретных оппонентов, цитируя их реальные или воображаемые речи.
Полемичность связана и с другим эффективным приемом диалогизации речи – адресацией информации. В ситуациях, когда необходимо прямое воздействие на адресата (приветствие собравшимся, агитационная речь, митинговая, аргументирующая согласие или несогласие с конкретным выступающим и т.д.), важно следовать правилу «говорить не им, а с ними», тем самым удовлетворяя потребность слушателей в положительных стимулах во время речи, проявляя к ним максимум уважения и внимания. Однако при адресации речи важно не нарушать этические нормы: доброжелательность, уважительность, искренность, правдивость и т.д. Например, излишняя настойчивость, переходящая в навязчивость при агитации; чрезмерно заостренная критика в адрес оппонентов или «переход на личности»; выступление не по делу или неподготовленное; использование «непарламентских выражений» – это все проявления неуважения не только к адресату и присутствующим, но прежде всего к самому себе. Основная часть приемов диалогизации базируется на такой специфической черте ораторской речи, как ее устность. Устная форма речи накладывает отпечаток на более простое построение фраз или деление их на удобные для восприятия на слух смысловые отрезки небольшой длины. Устность речи проявляется и в подчеркнутой разговорности речи, в свойственных ей интонациях, в подборе слов и выражений, в постоянном общении с аудиторией, в обращении к ней, к жизненному опыту находящихся в ней людей и т.д. Кроме того, устный текст более личностный, в нем ярче проявляется личная позиция самого автора (но еще более ярко – ее отсутствие или сомнения, неуверенность по поводу того, в чем он стремится убедить публику). Одно из наиболее ярких отличий устной речи – обязательное наличие невербальных (несловесных) средств коммуникации. Практически все ученые, занимающиеся изучением речи, утверждают, что от 50 до 70 % воспринимаемой в процессе слушания информации передается с помощью невербальных средств: жестов, мимики, телодвижений, взгляда, интонации.
В результате мы слышим «живую» речь, цель которой – заинтересовать аудиторию, подготовить к восприятию, привлечь внимание к обсуждаемой проблеме, показать ее важность и актуальность, в конце концов, заинтересовать личностью самого выступающего. Таким образом, устная публичная речь, во-первых, это - наиболее древний, а значит, наиболее освоенный человечеством вид речи, наиболее привычный для человека и наиболее трудный для него. Во-вторых, это – способ общения, которым владеет весь народ, включая маленьких детей. Сравните: письменной речью владеют не все. В-третьих, устная речь имеет богатый арсенал дополнительных коммуникативных средств: мимику, жесты, позы, интонацию. Как отмечал английский писатель Б. Шоу, есть 50 способов сказать «да» и «нет» и только один способ их написать. В-четвертых, в устной речи гораздо легче передать эмоцию, эмоциональное состояние говорящего. В-пятых, в условиях устной речи дополнительно воздействует сама личность оратора, его внешность, манера общения, эмоциональность, убежденность. В-шестых, в устной речи допускается многочисленное дублирование, повторы мысли, что усиливает ее воздействующую силу, облегчает понимание. В-седьмых, устное выступление часто легче понять слушателям, потому что можно задать выступающему вопрос, и он прояснит непонятное место; можно вести диалог со слушателями. В-восьмых, устное выступление оперативнее письменного, оно может быть быстрее подготовлено, а его реализация чаще всего занимает меньше времени. В-девятых, устное выступление характеризуется, наконец, простотой реализации: не нужны материальные затраты, специальные средства письма, размножения текста и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|