Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Раздел 1. Государство и политическая власть





Шумилов В.М.

Правоведение

Учебник

 

Содержание

 

Введение. 3

Раздел 1. Государство и политическая власть. 5

Контрольные вопросы.. 23

Раздел 2. Формы и типы государств. 24

Контрольные вопросы.. 41

Раздел 3. Государство и общество. 42

Контрольные вопросы.. 56

Раздел 4. Основные понятия о праве. 57

Контрольные вопросы.. 111

Раздел 5. Российское государство, право, общество. 113

Контрольные вопросы.. 166

Раздел 6. Некоторые сферы общественных отношений.. 169

Отдельные виды гражданско-правовых договоров. 184

Договор подряда N.. 187

1. Предмет Договора. 187

2. Права и обязанности сторон. 188

3. Порядок расчетов. 188

4. Ответственность сторон. 188

5. Прочие положения. 188

6. Адреса и реквизиты сторон. 189

Контрольные вопросы.. 226

Раздел 7. Международные отношения и основы международного права. 229

Контрольные вопросы.. 238

Приложения. 238

Программа вступительных экзаменов по курсу "Обществознание" для абитуриентов, поступающих на юридические факультеты ВУЗов. 239

Раздел 1. Государство и политическая власть. 239

Раздел 2. Формы и типы государств. 239

Раздел 3. Государство и общество. 239

Раздел 4. Основные понятия о праве. 239

Раздел 5. Российское государство, право, общество. 240

Раздел 6. Некоторые сферы общественных отношений.. 240

Раздел 7. Международные отношения и основы международного права. 240

Тесты для подготовки к вступительным экзаменам и самопроверки по "Обществознанию". 241

Задания с выбором ответов (тип "А") 241

Задания с конструируемым ответом (тип "В") 245

Задания с ответом в свободной развернутой форме (тип "С") 254

 


Введение

 

Данный учебник написан преподавателем ВУЗа специально для абитуриентов, поступающих на юридические факультеты высших учебных заведений.

Одновременно книга может служить альтернативным учебником для старших классов средней школы по дисциплине "Обществознание".

Вступительный экзамен для абитуриентов, поступающих на юридические факультеты ВУЗов, проводится в форме письменного теста или устного опроса, собеседования. Для сдачи экзамена в условиях возрастающей интеллектуальной конкуренции требуется серьезная предварительная подготовка, хорошие обществоведческие знания.



В настоящее время такая подготовка абитуриентов к вступительному экзамену по "Обществознанию" осложнена рядом обстоятельств.

Во-первых, большим диапазоном школьных предметов, в той или иной степени связанных с обществоведческими и правовыми вопросами и преподаваемых в старших классах.

Во-вторых, отсутствием единого подхода к гуманитарной подготовке выпускника школы и как следствие - различным уровнем такой подготовки.

В-третьих, переходным периодом в организации выпускных экзаменов, постепенным введением Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

В-четвертых, содержательными различиями имеющихся учебных пособий для абитуриентов по обществоведческим дисциплинам. Зачастую эти пособия ориентированы на определенные ВУЗы со своей спецификой либо, наоборот, носят слишком обобщенный, отвлеченный, а иногда излишне усложненный характер. Многие из таких пособий представляются малопригодными для подготовки абитуриентов.

Настоящий учебник содержит Программу курса "Обществознания", рекомендуемую для проведения экзамена (устного или письменного) и для подготовки к такому экзамену.

Программа делится на разделы: первые два раздела посвящены понятийному аппарату, касающемуся государства; третий раздел связывает проблематику государства и общества; в четвертом разделе раскрываются основы правоведческого понятийного аппарата; пятый раздел содержит материал о Российском государстве, обществе, праве; в шестом разделе более обстоятельно раскрываются особенности отдельных видов общественных отношений; в седьмом разделе помещен материал о международных отношениях и основах международного права.

На основе Программы в данном учебнике выделено несколько десятков "опорных вопросов" (они отмечены в тексте по ходу книги цифрами и выделенными подзаголовками). Вокруг них, главным образом, и развертывается материал, находящий отражение в тестах или экзаменационных билетах.

При подготовке учебника преследовалось несколько целей: 1) рассмотреть основные вопросы, которые являются обязательными при сдаче вступительного экзамена, раскрыть в доступной форме основные обществоведческие и правовые категории, предусмотренные Программой; 2) сориентировать абитуриента на самостоятельное дополнительное ознакомление с первоисточниками; 3) научить абитуриентов приемам работы с возможными тестами на экзамене; 4) дать в сжатом системном виде возможно более полную картину жизни современного общества, которой должен владеть выпускник средней школы.

Материал учебника рассматривается как минимальная основа для того, чтобы самостоятельно ориентироваться в общественной жизни после школы и начинать подготовку к получению профессии в гуманитарной сфере, прежде всего в области права.

Каждый раздел пособия снабжен вопросами для самоконтроля. Среди этих вопросов есть и такие, которые могут фигурировать в экзаменационных тестах или билетах.

Учебник написан доступным языком, снабжен понятными примерами. Все основные разделы связаны единой логикой.

Учебник может служить не только альтернативным школьным учебником по "Обществознанию", но и образовательной книгой для всех, кто интересуется обществоведческими вопросами и проблемами.

 


Раздел 1. Государство и политическая власть

 

1. Основные черты первобытнообщинного строя. Прародители человека выделились из мира животных примерно 4-2,5 млн лет назад, продолжая стадный образ жизни. Однако человек разумный (homo sapiens) появился, по различным научным предположениям, порядка 40-100 тыс. лет назад.

Человек начинает расселяться по Африке, Азии, Южной Европе. Появляются зачатки членораздельной речи. Человек научился строить жилища, добывать огонь, обрабатывать камень и кость.

В эпоху позднего палеолита (30 тыс. лет до н.э.) люди переходят к полуоседлому и оседлому образу жизни. Еще пока преобладает матриархат. Появляется способность к абстрактному мышлению, религиозные обряды и запреты. Идет война племен.

В эпоху неолита (7-3 тыс. лет до н.э.) матриархат сменяется патриархальной общиной, происходит переход к парной семье. В результате разделения труда совершенствуются техника земледелия, животноводства, ремесла, обработка металлов. В обществе выделяются знатные семьи, аристократия, функционируют народные собрания, советы старейшин (вождей) с судебными функциями.

Первые же государства в мире стали возникать лишь в 4-5 тысячелетии до н.э.

Следовательно, в течение десятков тысяч лет человеческое общество представляло собой общество первобытное. В своем развитии оно прошло два этапа:

этап присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство) и

этап производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлообработка и т.п.).

Что представляло собой человеческое общество до возникновения государства? Чем "догосударственное" общество отличается от более позднего общества, когда появилось государство?

Для первобытного общества были характерны:

- родоплеменная организация жизни;

- примитивные орудия труда;

- коллективный труд;

- уравнительное распределение;

- коллективная собственность.

В первобытном обществе преобладала полигамная семья; рода объединялись в племена. Все члены общества были связаны кровным родством. Именно это определяло характер взаимоотношений: общественные отношения по своему содержанию были отношениями родственников.

Кровно-родственная связь определяла содержание и характер поведения людей, их поступков, отношения к поступкам. Что-то похожее имеется в современных семьях: в своем кругу люди ведут себя одним образом, в кругу "чужих" - зачастую совсем по-иному.

Главными орудиями труда на первых этапах первобытного общества были: палка, камень, кость; позднее - топор, копье, гарпун, лук и стрелы. Впоследствии орудия труда стали относительно быстро совершенствоваться.

Из-за неэффективности труда первобытные люди вынуждены были трудиться коллективно - только так можно было прокормиться и существовать. Сам по себе труд первоначально был простым и доступным практически каждому взрослому члену общества. Затем труд стал усложняться, потребовал особых навыков и знаний, претерпел неоднократные разделения труда.

В первобытном обществе не было частной собственности. Не было возможности накапливать запасы, делать резервы. Все, что попадало в общество, потреблялось без остатка. В этом смысле это было общество уравнительное: в нем царило "равенство в бедности".

И, наконец, характерной чертой является коллективная собственность, прежде всего собственность на землю. Земля рассматривалась как собственность рода/племени. Община защищала свою землю от нашествия других племен.

Каждый член общества мог пользоваться любой частью общей земли (за исключениями участков, "закрытых" отдельными табу).

Существовала ли в таком обществе власть? Да, если под властью понимать отношения подчинения. Как и в любом обществе, слабый там подчинялся сильному, младший - старшему, рядовой член общины - вождю, старейшине, а сами вожди, старейшины - общему собранию.

В первобытном обществе царил особый тип власти - власть неполитическая. Носителем власти являлось само общество, род. Именно оно, общество, выступало как коллективная сила принуждения, и все члены рода были одинаково подвластны этой силе.

Другими словами, власть в первобытном обществе была общественной: особых органов принуждения, профессиональных управленцев еще не существовало.

Единственным способом реализации власти было общественное самоуправление, высшим органом власти - собрание всех взрослых членов общества. Здесь избирались предводители, старейшины, вожди, разрешались споры между отдельными лицами, проводились религиозные обряды, решались вопросы войны, мира, жизни общины. Решения собрания и вождей являлись обязательными для всех.

Было ли в первобытном обществ право? Нет, если под правом понимать нормы (правила), исходящие от государства и подкрепленные его силой.

Порядок, устойчивые взаимоотношения обеспечивались родовыми обычаями. Они были главными регуляторами отношений в условиях, когда преобладали кровно-родственные связи. Эти обычаи из-за сложного состава и содержания назывались мононормами: в этих обычаях как бы слились и уклад жизни, и нормы первобытной морали, и нарождавшиеся религиозные представления и нормы.

В качестве обычаев существовали разного рода запреты: запрет на убийство сородича, запрет на брак близких родственников. Обычаями поддерживался весь уклад жизни - разделение труда между мужчинами и женщинами, между взрослыми и детьми. Постепенно обычаи усложнялись; появлялись все новые и новые обычаи (обряды, традиции), например обычай захоронения сородичей и т.п.

В недрах первобытного общества постепенно стали вызревать предпосылки появления государства.

Среди предпосылок можно было бы выделить следующие:

на смену полигамной семье пришла семья моногамная;

общество претерпело три первых разделения труда: а) разделение земледелия и скотоводства; б) выделение ремесла; в) появление торговли;

родовая община стала заменяться соседской; слабели кровно-родственные связи;

появилась частная собственность.

Все это "работало" на один результат: общество становилось все сложнее и сложнее. Усиливалась конфликтность в обществе. Столкновение интересов в обществе возрастало по всем направлениям - по линии семьи, труда, собственности, внутриобщественных отношений.

В условиях усложнившегося общества поддерживать порядок с помощью старого механизма - родовых обычаев - стало невозможно. Объективно понадобился новый механизм, и он появился в лице государства.

2. Роль и значение власти в обществе. Итак, в первобытном обществе существовала власть неполитическая. Это самый первый тип власти, известный человеческому обществу. Постепенно характер власти менялся.

Первоначально вожди, старейшины не обладали какими-либо привилегиями, решающее значение имели личные качества. Однако в последующем функция управления стала пожизненной.

При вызревании предпосылок появления государства власть "отделялась" от общества, становилась "над обществом", концентрировалась в особых людях - управленцах, в особых органах. Можно утверждать, что выделился еще один вид труда - управленческий.

На смену вождям и старейшинам пришли князья, ханы, фараоны, цари, императоры со своими свитами - аппаратом, охраной, тюрьмами, налогами. Государственных органов становилось все больше и больше. Государственная власть - это власть политическая. Это - другой тип власти.

Государство - это аппарат управления и принуждения.

Аппараты современных государств представляют собой сложную систему органов, распределенных, как правило, по трем ветвям власти - законодательной, исполнительной, судебной.

Дело в том, что общество - это сложный конгломерат отношений. Можно посмотреть на общество как на "сгусток интересов"; в обществе всегда и на всех уровнях сталкиваются интересы - интересы отдельных людей, организаций, предприятий, наций, семей и т.п.

В связи с этим в обществе выделяются две тенденции:

тенденция на столкновение интересов по всем направлениям - как между отдельными людьми, так и между индивидами и организациями, государственными органами. Эта тенденция имеет своим результатом беспорядок. Если довести эту тенденцию до логического конца, она угрожает самому существованию общества, его целостности;

тенденция на согласование интересов, их состыковку, гармонизацию. Эта тенденция имеет своим результатом порядок.

Если преобладает первая тенденция, общество и государство гибнут, исчезают. Если преобладает вторая тенденция, общество и государство продолжают существовать и развиваться.

Отсюда следуют две главные задачи власти (государства):

1) обеспечить целостность общества, порядок;

2) обеспечить функционирование общества и его стабильное развитие.

Обе эти задачи обеспечиваются государством при помощи права - главного регулирующего инструмента в руках государства.

Условно соотношение между государством, правом и обществом можно изобразить в следующей простой схеме.

 

                     ┌─────────────────┐

                     │ Государство │

                     └───────┬─────────┘

                             ▼

                     ┌───────┴─────────┐

                     │ Право  │

                     └───────┬─────────┘

                             ▼

                     ┌───────┴─────────┐

                     │ Общество │

                     └────────┬────────┘

┌──────────┬──────────┬───┬───┬┴──────┬───┬──────┬────────────┐

│     │     │ │ │  │ │ │       │

▼     ▼     ▼ │ ▼  ▼ │ ▼       ▼

конфессии личность партии │ семья нации │ собственники ассоциации

                         ▼          ▼

                   предприятия    классы

 

Совокупность государственно-правовых явлений, связанных с властью, составляет политическую систему общества.

В политическую систему входит ряд компонентов, в частности:

само государство со всеми ветвями власти и государственными органами; государство - ядро политической системы;

общественные организации, прежде всего партии, поскольку они преследуют цель получения власти;

право, в нормы которого заложена воля государства;

неправовые нормы, которые государство также использует для регулирования общественных отношений;

идеологические доктрины и концепции, которые служат обоснованием всех действий государства, определяют его лицо и характер (идеология построения коммунизма, превосходства арийской расы, правового государства и др.)

Главная функция законодательной ветви власти - давать обществу законы. Органы законодательной власти называются парламентами. В каждой стране парламент называется по-своему: в США - Конгресс, в России - Федеральное Собрание.

Главная функция исполнительной ветви власти - обеспечивать исполнение законов, осуществлять всю оперативную, административную работу в стране. Основными органами системы исполнительной власти являются, как правило, правительства, министерства, ведомства.

Главная функция судебной ветви власти - охранять законы, разрешать конфликты и споры, наказывать нарушителей.

Все вместе государственные органы обеспечивают порядок и функционирование общества.

Многие современные государства вступили или вступают в этап правовых государств. Власть в правовом государстве отличается тем, что она ограничена правом, поставлена в рамки права, не может позволить себе перешагнуть через право. Правовое государство имеет не только права в отношении общества, но и несет обязанности перед обществом.

3. Пути возникновения государства. Как известно, первые государства появились в 4-5 тысячелетии до н.э. Это были государства Древнего Китая, Древней Индии, Древнего Египта, Вавилона, т.е. государства, возникшие на Востоке.

Позднее появились государства Древней Греции, Древнего Рима, другие государства, преимущественно в районе Средиземноморья, т.е. государства, ставшие колыбелью западной цивилизации.

Ниже в качестве примера приводится перечень наиболее известных древних государств в определенной хронологической последовательности.

5 тыс. лет до н.э. - Древний Египет (Верхний Египет, Нижний Египет): Раннее царство (3-2 тыс. лет до н.э.), Древнее царство (XXVIII- XXIV вв. до н.э.), Среднее царство (до XVI в. до н.э.), Новое царство (XVI- XII вв. до н.э.);

3 тыс. лет до н.э. - Древний Шумер (Двуречье: р. Тигр и Евфрат);

2 тыс. лет до н.э. - Древний Вавилон, Древняя Индия;

XVIII в. до н.э. - Древний Китай;

2-1 тыс. до н.э. - Ассирия (современные Ирак, Сирия, Турция, Иран);

1 тыс. лет до н.э. - древнегреческие государства-полисы (на Балканском полуострове): Коринф, Мегары, Фивы, Спарта, Троя, Афины;

VIII в. до н.э. - Афинская Республика (рабовладельческая демократия);

VII-VI вв. до н.э. - Древний Рим;

IV в. н.э. - Византийская империя;

V-VI вв. н.э. - государство франков;

VI-VII вв. н.э. - Арабский халифат (с центром в г. Багдаде);

VII в. н.э . - Первое болгарское царство (государство славянских племен);

VIII в. н.э. - город-республика Венеция;

VIII-IX вв. н.э. - Древняя Русь;

VIII-X вв. н.э. - Польша;

X в. н.э. - города-республики Генуя, Пиза;

X-XI вв. н.э. - Германия, Англия;

XI-XIV вв. н.э. - Сельджукский султанат, Османский султанат (этапы формирования Османской империи, Турецкого государства);

XIII в. н.э. - Великое монгольское государство (военно-кочевая империя).

Процесс возникновения государств восточного и западного типа отличался.

Главное отличие касалось преобладающих форм собственности.

В процессе возникновения государства восточного типа нарождающееся государство узурпировало функции управления коллективной собственностью. Происходило огосударствление некогда коллективной собственности: земля постепенно изымалась у общества и превращалась в государственную собственность.

Это не означает, что в восточных государствах совсем не было частной собственности. Она была. В частной собственности могли находиться дома, движимые вещи и др. Однако эта форма собственности не имела на Востоке экономически преобладающего значения.

Восточное государство опиралось на государственную собственность и служило инструментом защиты государственной собственности.

Восточные государства были преимущественно аграрными, сельскохозяйственными. Сельскохозяйственное производство требовало создания оросительных систем, объемных ирригационных работ. Организатором таких работ, расширения и захвата земель выступало государство.

Сильное государство объективно препятствовало разложению общины, образованию слоя частных собственников.

Государство строилось по принципу пирамиды: наверху - монарх (фараон, царь, хан), затем - его советники, министры, визири, еще ниже - мелкие чиновники, в основании пирамиды - сельскохозяйственные общины, которые и являлись объектом эксплуатации, отдавая государству в виде налогов часть общественного продукта.

В процессе возникновения государства западного типа имело место появление частной собственности на землю. Родовая и племенная знать, их потомки постепенно присвоили некогда коллективные земли - произошло нечто вроде первичной приватизации земли.

В результате общество раскололось на два класса - собственников и лишенных собственности. Государство возникало как инструмент для проведения интересов собственников. Западное государство опиралось на собственников.

Следствием этих процессов служит характер самого государства на Востоке и на Западе. На Востоке управленческая "пирамида" препятствовала преобразованиям, поэтому почти все государства восточного типа имели стагнационный характер, оставались неизменными как деспотические, абсолютные монархии на протяжении длительного периода времени, иногда веков и тысячелетий.

Древний Египет просуществовал более 30 веков, почти не меняясь, китайское государство - около 50 веков. Достаточно вспомнить, что императорский Китай перестал существовать только в 1949 году.

Кроме того, государство восточного типа располагало, как правило, огромным аппаратом.

На Западе государства относительно быстро (в историческом плане) меняли свои формы - от абсолютных монархий к ограниченным, от них - к республикам. Государства западного типа первыми в наше время приблизились к этапу правовых государств.

Движущей силой общественного развития на Западе стали интересы частного собственника - частные интересы. Конкуренция между собственниками, соревнование за эффективное использование собственности превращались в двигатель общественного развития. В задачи государства входило лишь следить за правилами конкуренции, поддерживать ее, не допуская монополизма.

В результате государства западного типа подошли к нашему времени с высоким уровнем развития экономики и благосостояния граждан.

4. Возникновение и государственный строй Афинской Республики. Для более глубокого понимания природы государства рассмотрим в качестве примера характерные черты древнего государства западного типа - Афин.

Процессы образования государств в греческих полисах - древних Афинах и Спарте - считаются наиболее изученными. На рубеже 2-1 тысячелетий до н.э. в древнегреческом обществе еще не было государства, но общество уже разделилось на простой народ и родовую знать.

Племенами управляли народное собрание (оно же - войско), совет старейшин (они же - военные предводители), вождь-базилевс. Этот последний период первобытнообщинного строя называют военной демократией.

Главную отрасль составляло земледелие, развито было ремесло, торговля. Почти все свободные люди имели рабов. В семье царило господство мужчины. Постепенно шли процессы смешения населения, слияния племен в единый народ. Родовая организация управления обществом уступала место государственным институтам.

Таким образом к VIII веку до н.э. из смешанного населения вырос город Афины. Совет старейшин трансформировался в постоянный и никем не избираемый орган - Ареопаг. Должности в нем могли занимать только представители племенной знати из сословия эвпатридов ("благородных") - земельной аристократии. Ареопаг издавал законы, осуществлял суд. Ежегодно в нем избирались 9 верховных старейшин - архонтов.

Население состояло из мелких земледельцев (геоморов), ремесленников (демиургов) и "демоса" - народа (матросы, купцы, "новые люди" и др.). Демос находился в противостоянии аристократии.

В VI веке до н.э. в результате "великой смуты" демос заставил избрать архонтом поэта и политического деятеля Солона и наделить его чрезвычайными полномочиями, в том числе правом законодательства.

Солон провел ряд реформ: отменил долговую кабалу, аннулировал поземельные долги (с полей были убраны закладные камни). Был введен имущественный ценз: самые богатые - причислены к первому разряду, просто богатые - ко второму, остальное население - к третьему и четвертому. Посты в государственном аппарате стали замещаться только представителями первых двух разрядов; должности архонтов, казначеев - только первого разряда.

Высшим органом власти, по реформам Солона, стало народное собрание, в котором участвовали все разряды населения. В противовес народному собранию были созданы: Совет четырехсот и Гелиэя (суд присяжных заседателей). Совет четырехсот избирался старыми племенами (по 100 чел. от племени).

В ходе следующей реформы, в 509 году до н.э., родоплеменное деление граждан было ликвидировано окончательно; взамен было введено территориальное разделение граждан. Совет четырехсот был ликвидирован, а вместо него создан Совет пятисот, избрание в который происходило по территориальному признаку.

Еще через полвека Ареопаг лишается всех политических функций. К середине V века до н.э. отменяются разряды, и замещение государственных должностей становится доступным всем гражданам независимо от имущественного положения.

Народное собрание Афин созывалось 4 раза в месяц. Участвовали в нем все граждане Афин, достигшие 18 лет (обычно 2-3 тыс. человек, кворум не менее 6 тыс. человек требовался только при решении особо важных вопросов; общее число полноправных граждан составляло около 35 тыс. человек).

Собрание принимало законы, обсуждало вопросы обороны, рассматривало просьбы, распоряжалось казной и т.п. Каждый гражданин обладал правом законодательной инициативы.

Действовал закон, по которому гражданин, не примкнувший во время междоусобиц ни к одной партии, лишался гражданских прав.

Гелиэя решала вопросы наделения правами гражданства, наблюдала за законностью замещения должностей, утверждала международные договоры, осуществляла суд по политическим, религиозным и другим делам, пересматривала приговоры должностных лиц.

Совет пятисот осуществлял непосредственное управление, занимался вопросами внешних сношений, финансами. Так, Афинская Республика стала инициатором военно-политического союза близлежащих государств-полисов. Совет пятисот состоял из 2 коллегий: коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Стратеги избирались народным собранием и занимались командованием армией и флотом. Архонты занимались жалобами по семейным делам, надзором за иностранцами, религиозными вопросами, подготовкой дел для рассмотрения в Гелиэе, председательствовали в коллегиях и т.п.

Все должностные лица избирались сроком на год. Каждый гражданин был вправе выставить свою кандидатуру. Афинский государственный аппарат был довольно многочисленным - около 20 тыс. человек. Не следует забывать, что Афинская демократия держалась на рабстве.

5. Государства восточного типа. Движущей силой общественного развития на Востоке были административные указания. Государство само определяло, каким образом использовать свою собственность. Экономическая отдача государственной собственности была сравнительно невысокой.

И по мировому, и по нашему историческому опыту мы знаем, что государственный сектор экономики, как правило, всегда проигрывает аналогичному частному сектору экономики. Частный хозяин и предприниматель в преобладающем числе случаев является более эффективным.

Таким образом, на Западе экономическая власть собственников в конечном счете порождала политическую власть.

На Востоке, наоборот, политическая власть (т.е. место в государственной иерархии, "у кормушки") вела чиновника к власти экономической. Если человек достигал политической должности сборщика налогов, он тем самым обеспечивал себе и власть экономическую, решал проблему собственного экономического существования.

Учитывая указанные отличия и особенности, становятся более понятными и особенности менталитета, общественного сознания восточного и западного типа.

Понятно, что из двух черт - индивидуализм и коллективизм - первая черта более характерна для менталитета и общественного сознания на Западе, вторая - на Востоке.

Не случайно именно на Западе возникли идеи естественных прав, прав и свобод человека, правового государства, гражданского общества.

Каким бы путем ни шло зарождение государства, в конечном итоге государства появились и на Востоке, и на Западе как механизмы поддержания порядка в условиях усложнившихся обществ. Государства - порождения нарастающей конфликтности интересов в древних обществах.

Узбекский государственный деятель и поэт Алишер Навои (1441-1501), живший в Герате (северо-запад Афганистана), так представлял себе, каким должен быть справедливый правитель: "...Справедливый царь - это милость господа всевышнего для населения, он охраняет и благоустраивает все селения. Благодаря его благосклонности и милосердию неимущие и беспомощные не притеснены, а угнетатели мечом его наказания казнены. Благодаря его опеке царит радость в школах, благодаря его защите в женских банях слышны голоса женщин и девушек веселых. ...Он велит освещать лавки для вечерней торговли свечами, не разгуливают у него головорезы по улицам ночами. ...Он разбивает для подданных сады, строит им дворцы, в достатке и покое его бойцы. ...Голодных он угощает со своих щедрых столов, голых он одевает из богатой казны своих даров. ...Мечтают попасть под его власть подданные любого государства, среди угнетенных царит молва о справедливости его царства. ...Удовлетворяя потребности народа, он ищет милости бога всегда, во время разбора жалобы судебной он не забывает о дне страшного суда" (А. Навои. "Возлюбленный сердец").

6. Понятие государства, его признаки функции, сущность. Итак, развитие древних обществ привело к смене типов власти - к появлению государства.

Первобытное общество прошло через три крупных разделения труда. Разделение труда ведет к его специализации, повышению производительности. Человек меньше зависит от природы. Появляется прибавочный продукт. Родовая община начинает дробиться на семьи. Возникает частная собственность на землю, скот, рабов. Интересы семьи и рода уже не всегда совпадают. Началось расслоение общества.

Зачатки органов принуждения (дружины предводителя, тюрьмы и т.п.) встают на службу родоплеменной знати. На смену родовой организации жизни общества приходит государственная.

При появлении государства власть вставала над обществом, становилась политической, т.е. обеспеченной аппаратом насилия и принуждения. Это и было государством.

Следовательно, государство - это организация (механизм) публичной политической власти, аппарат управления и принуждения.

Власть - цементирующий, неотъемлемый элемент общества и государства. Она обеспечивает целостность общества, его управляемость.

Важнейшим элементом власти в самом широком и абстрактном ее понимании выступает ВОЛЯ (людей, государства).

Власть - это передача или навязывание воли, с одной стороны, и подчинение этой воле, с другой стороны.

Вторым элементом власти является СИЛА, в том числе сила авторитета, сила идеологического воздействия, сила принуждения. Власть - это воля + сила.

Соответственно государственный аппарат подразделяется на органы управления (они формируют волю) и органы принуждения (они обеспечивают силу, принуждение).

Признаками государства могут служить следующие признаки:

1) реализация власти осуществляется особым аппаратом профессиональных управленцев, а обеспечение решений - аппаратом принуждения (аппарат);

2) власть государства основывается не на кровном родстве, а на территориальной общности людей, подданных/граждан (территориальная общность);

3) государство обладает внешним и внутренним суверенитетом, т.е. независимостью от любой иной власти внутри и вовне (суверенитет);

4) для содержания государственного аппарата необходимы налоги, сборы, различные обложения (налоги);

5) только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты; правотворчество - исключительная прерогатива государства (право).

Если в каком-то обществе имеются эти признаки, можно делать вывод: в данном обществе есть государство.

Государственная власть реализуется через систему государственных органов. Каждый орган государственной власти имеет свои задачи, свои методы работы, полномочия, которыми наделяет его государство. В сумме органы государства действуют согласованно, в строгом порядке, олицетворяя единую государственную власть. Это и есть аппарат государства (или механизм государства).

Для органа государства характерны следующие признаки: во-первых, наличие нормативно-правового акта, на основании которого данный орган образован и функционирует; во-вторых, наличие властных полномочий, которыми наделен орган государства; в-третьих, государственным органам предписываются определенные (а не любые) формы и методы деятельности.

Исходя из указанных признаков, не каждое государственное учреждение или организация является органом государственной власти. В эту категорию явно не попадают государственное предприятие, например, или государственное учебное заведение.

С другой стороны, органом государства может быть один человек: Президент России, Уполномоченный по правам человека и др.

Таким образом, орган государства - организованная часть государственного механизма, наделенная властными полномочиями, которые осуществляются установленными формами и методами.

В каком соотношении находятся органы государственной власти и органы местного самоуправления? Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а представляют собой способ самоорганизации гражданского общества.

В чем же состоит сущность государства? Что является главным, определяющим в этом явлении? Какое сущностное начало присутствует в нем? Что это за "машина" нависла над человеком и определяет его судьбу? Какова ее природа?

Всеми эти вопросами задавались издавна. Поиски сущности государства идут еще со времен Цицерона (106-43 гг. до н.э.).

Считали, что сущность государства состоит в том, чтобы поддерживать общий правопорядок, обеспечивать общежитие и др.

Фридрих Энгельс видел сущность государства в том, что оно является "машиной для подавления одного класса другим".

В.И. Ленин подчеркивал: государство - это "машина для поддержания господства одного класса над другим".

Чтобы проникнуть в сущность государства, необходимо задать вопрос: кому оно служит? Чьи интересы преимущественно обслуживает? Чья воля воплощена во власти? Ответить на этот вопрос - значит проникнуть в сущность государства.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.