I. Нормативно-правовые акты
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ»
Москва-2017 Оглавление
Введение
Сложные условия хозяйствования, обусловленные мировым финансово-экономическим кризисом, подвигли руководство многих российских предприятий к более пристальному анализу возможных путей совершенствования системы управления организации. Последнему в немалой степени способствовал и повсеместный переход на новые стандарты управления. Актуальность темы выпускной квалификационной работы(далее по тексту - ВКР)заключается в том, что совершенствование организационной структуры управления является неотъемлемым условием эффективного функционирования предприятия. Во-первых, процесс разработки направ-лений совершенствования структуры управления организации, позволяет максимально использовать современные достижения теории и практики управления. Во-вторых, необходимость внесения корректив в организационную структуру управления требует комплексного анализа недостатков в деятельности хозяйствующих субъектов. В-третьих, опыт совершенствования организационной структуры управления может быть использован специалистами в сфере экспертно-оценочной деятельности. Объектом исследования в работе выступает ООО «Прайс-Н».
Предмет исследования - совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования системы управления ООО «Прайс-Н». Цель настоящего исследования - на основе современных положений теории управления и анализа эффективности структуры управления ООО «Прайс-Н» разработать и обосновать предложения по ее совершенствованию. Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи: · проанализировать сущность, функции и свойства организационной структуры управления; · рассмотреть основные методы совершенствования и методику оценки эффективности организационных структур управления; · дать оценку эффективности структуры управления ООО «Прайс-Н»; · разработать и обосновать предложения по совершенствованию структуры управления ООО «Прайс-Н». Теоретическо-методологическую основу исследования составляют научные труды таких отечественных и зарубежных специалистов в области хозяйственного управления, как Альберт М., Бишоп Р.Д., Брэддик У.Д., Веснин В.Р., Гибсон Дж.Л., Дорф Р., Кочеткова А.И., Логунова И.В., Мескон М., Огарков А.А., Смирнов С.В., Хедоури Ф. и др. Информационной базой ВКР являются нормативно-правовые акты, монографии, учебные пособия, статьи периодической печати, а также ресурсы Интернет. Структура ВКР. ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (общий объем - 58 стр.).
Глава 1. Теоретические основы совершенствования Организационной структуры управления Сущность, функции и свойства организационной Структуры управления
Организация – это пространственно-временная структура производственных и управленческих факторов. Данные факторы «взаимодействуют» между собой с целью получения максимальных качественных и количественных результатов производственной и управленческой деятельности в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства[1]. Определим общие признаки организации[2]: · определение ее характера кадрами и менеджментом; · объединение управленческих процессов, которые могут взаимодействовать нецеленаправленно или неэффективно; · сохранение запланированного порядка управленческого процесса, а также и оперативного, который зависит от ситуации реагирования работников и менеджера организации;
· определение незапланированных действий, которые предполагают установление ответственности в менеджменте; · определенная, зависящая от управленческого процесса гибкость, которая обеспечивает функционирование системы в изменяющихся условиях. Организационная структура управления - это не только набор устойчиво связанных элементов, но и обеспечение, функционирование и развитие организации как единственное целое, которая понятна также как форма подразделения и сотрудничество административной деятельности, в которых в поле зрения попадает организаторский процесс соответствующих функциях, направленных на решение задач. Организация является не аморфной массой, а упорядоченной системой. Поддерживать эту упорядоченность помогает организационная структура. Структура — это организационная характеристика системы, представляющая собой совокупность устойчивых, системообразующих связей и отношений, обеспечивающих стабильность и равновесие системы, взаимодействие, соподчиненность и пропорциональность составляющих ее элементов[3]. Организации изначально свойственен системный подход, но наиболее точно содержание системы, во многом определяющее ее сущность и обусловливающее потенциал, представляет структура как отражение внутреннего строения системы. В этом отражении, представлении, модели изображаются элементы и связи, основой которых является функциональная организация, обусловливающая как выделение составляющих, так и определенную модель их возможного взаимодействия. Структура управления позволяет организации[4]: ü избежать неопределенности; ü эффективно взаимодействовать с внешней и внутренней средой; ü устанавливать четкие взаимосвязи между отдельными подразделениями, распределять права и ответственность; ü избежать конфликта в вопросах повышения в должности и продвижения сотрудников; ü удовлетворять потребности всех клиентов;
ü достигать своих целей с большой эффективностью. Структура правления и поддерживающая документации необходимы для любой организации с самого начала ее существования. Признаки эффективной организационной структуры управления состоят в следующем: § структура соответствует стратегическим целям организации; § структура соответствует среде функционирования организации; § отсутствие противоречий между элементами оргструктуры. Правила формирования организационной структуры управления[5]: o наиболее важные (стратегические) виды деятельности должны стать основными звеньями организационной структуры, а статус их руководителей должен соответствовать значимости видов деятельности для организации; o структура должна быть полномасштабной, она соединяет в целостную систему всех членов организации: коллективных и индивидуальных, в пределах организации не должно быть блоков, подразделений и отдельных людей, изолированных от остальной организации и не включенных в единую сеть структурных системообразующих связей; o каждый компонент структуры должен обладать определенной автономностью, которая, с одной стороны, позволяет ему функционировать как самостоятельной целостной микроструктуре, а с другой — не должна допускать нарушения целостности и единству структуры организации; o организационная структура должна корректироваться с изменением стратегии организации и внешней среды (меняется статус основных, второстепенных и вспомогательных видов деятельности); o необходимо активно использовать аутсорсинг — передачу сторонним организациям субподрядов на более качественное, дешевое и быстрое выполнение тех видов деятельности, которые не влияют на конкурентное преимущество организации; o приоритет выполняемых и желаемых функций над составом звеньев; o приоритет объективных требований к формированию рациональной организационной структуры над субъективными ориентациями коллективов и отдельных работников; o все аспекты наиболее важных (стратегических) видов деятельности должны быть подотчетны одному руководителю; o структура должна обладать способностью адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды, к целевой переориентации, к новой стратегии развития; o связанные между собой виды деятельности должны выполняться скоординировано, посредством встраивания в организационную структуру специальных инструментов взаимодействия; o рациональная структура — это структура минимальной сложности, естественно, в тех пределах, которые необходимы для обеспечения нормального функционирования организации; чем проще структура, тем легче в ней достичь полной скоординированности всех структурных компонентов и связей; чем сложнее структура, тем легче они дискоординируются (особенно в критических ситуациях), в них ослабляются адаптивные способности и нарушается единство целевой ориентации.
Организационная структура управления — это структура, в которой протекают все управленческие процессы, предполагающие участие менеджеров всех уровней, категорий и профессиональной специализации[6]. При разработке структур управления необходимо ориентироваться на следующие основные требования[7]: · направленность на достижение целей и задач организации (цели являются главной характеристикой любой организации, поэтому структура управления должна способствовать их достижению, обеспечению всех видов осуществляемой деятельности (основной, второстепенной, обслуживающей), что обеспечивается с помощью установления прав и необходимой полноты ответственности каждого управленческого звена за достижение поставленных перед ним задач, сбалансированности задач звеньев одного уровня управления по отношению к целям вышестоящего уровня, рациональному разделению и кооперации труда между звеньями и уровнями управления и их взаимодействия); · перспективность (выражается в том, что в управляющей системе не должны решаться только вопросы оперативного характера, необходима работа над определением стратегии, связанной с будущим развитием производства и управления, для чего в организационной структуре управления необходимо предусмотреть блок перспективного, стратегического управления, отделив его от блока оперативного и текущего управления); · способность к развитию (организационная структура управления должна быть достаточно эластичной, способной к восприятию корректирующих действий); · согласование интересов (вследствие глубокого разделения труда, приведшего к созданию подразделений, появляется множественность и противоречивость интересов участников процесса управления, поэтому в структуре должен присутствовать механизм (юридическая и социологическая служба, соответствующий специалист, организация совета трудового коллектива), позволяющий примирить противоречия, установить разумные компромиссы); · индивидуализация (каждая организация уникальна в том смысле, что имеет особенности, обусловленные сложившимся составом кадров, оборудования, формальными и неформальными управленческими связями и многими другими чертами, поэтому разработка организационной структуры управления должна учитывать эти особенности, а типовые рекомендации могут быть использованы лишь как ориентировочные); · экономичность (организационная структура управления должна способствовать наиболее рациональному осуществлению процессов управления, повышению производительности груда управленческих работников при выполнении ими необходимых функций). Рассмотрим ключевые понятия теории управления [8]. Элементами (звеньями) управления являются отдельные работники организации, к которым относятся руководители, специалисты, служащие, а также отдельные службы, органы аппарата управления, выполняющие определенные функциональные обязанности: · в зависимости от структуры структурных подразделений связей организации структуры и т.д., т.е. происходит управление, которое выполняет маркетинговые функции, управление, изготовление; · происхождение характера общих функций, которые выполнены в организаторском процессе, сформировано планирование, организация, побуждение и контроль. Уровни управления — это совокупности организационных элементов, ответственных за достижение целей одного уровня (высший уровень менеджмента (топ-менеджеры), средний уровень менеджмента, низший уровень менеджмента). Управленческие полномочия — линейные, штабные, функциональные. Связи управления (отношения): - горизонтальные связи — это связи кооперации и координации равноправных звеньев управления, которые носят характер согласования и взаимодействия подразделений, находящихся на одном уровне при решении возникающих проблем; - вертикальные связи — это субординационные, иерархические связи руководства и подчинения, необходимость в которых возникает при наличии нескольких уровней управления: вертикальные линейные связи — это связи подчинения по всему кругу вопросов, предполагающие, что руководитель реализует властные полномочия и осуществляет прямое и единоличное руководство подчиненными по всем функциям управления; - вертикальные функциональные связи — это связи подчинения в пределах реализации определенной функции управления, в зависимости от принятых в организации принципов управления и вида организационной структуры они могут носить совещательный, рекомендательный или информационный характер; - инвариантные связи — это связи, которые могут оставаться практически неизменными при любых условиях, что обусловлено сущностными характеристиками системы, ее целевой ориентацией и функциональным назначением, спецификой реализации связей в данной организации; - вариабельные связи — это связи, которые при изменении ситуации изменяют свои характеристики, что проявляется в изменении содержательной насыщенности, а также в переходе связей из одних классификационных групп в другие. Организационные структуры управления классифицируются в зависимости от признаков, положенных в основу классификации. Наиболее часто практикуются: Размер — функциональная зависимость между размером и дифференциацией структуры управления организацией. Основные показатели[9]: - число участников организации — существует логарифмическая зависимость между соотношением деятельности по поддержке (главным образом административной) и деятельности операционной, с одной стороны, и числом участников — с другой; бюрократическая составляющая возрастает быстрее, чем размер организации, что провоцирует начало иерархической диверсификации, формализацию правил и усложнение механизмов принятия решения; - бюрократическое давление — существует криволинейная зависимость, при которой бюрократическое давление будет большим для организаций малых и больших размеров и меньшим — для средних, в чем заключается глубинная причина роста организаций, объясняющая такие пределы, с которыми в конце концов сталкивается этот рост. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Бюрократический и органический типы структур управления организацией, которые приняты в современном менеджменте, построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития. Каждый тип системы управления предполагает использование определенных видов организационных структур управления (см. Рис.1).
Рис.1. Виды организационных структур управления [10]
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Хотя отрасль переживает сильнейшую ценовую войну за каждого клиента, тем не менее, ООО «Прайс-Н», находясь на стадии роста, функционирует достаточно успешно (см. Таблицу 2). Таблица 2. Основные финансово-экономические показатели ООО «Прайс-Н» [11]
Заключение Анализ материала, изложенного в 1 главе работы, позволил сделать вывод о том, что в настоящее время организационная структура управления рассматривается специалистами как основа, на которой строится управленческая деятельность и которая определяет в конечном итоге эффективность системы управления организацией в целом. При этом процесс формирования организационной структуры управления не ограничивается выбором ее типа, а включает проработку оптимального распределения и закрепления функций управления, установления оптимальных взаимосвязей между ними. Поскольку трактовки понятия «организационная структура управления» в современной литературе различаются в широком диапазоне, в работе представлен подход к определению этого понятия как упорядоченной совокупности элементов системы управления, взаимосвязанных между собой таким образом, чтобы обеспечить эффективное функционирование и развитие организации как единого целого. В соответствии с определением, основными принципами формирования организационной структуры управления являются рациональное и наиболее эффективное достижение целей и задач организации, а также адекватность организационной системы управления по состоянию внешней и внутренней среды организации. Анализ структуры управления ООО «Прайс-Н», позволил выявить следующие ее недостатки: - ошибки в организации планово-экономической деятельности, в определении стратегии развития предприятия, текущем планировании и оперативном учете, оценке обоснованности и принятия решений, а также в организации их исполнения; - неупорядоченность структуры управления экономикой организации; - в деятельности предприятия не учитываются условия рыночной экономики (отсутствует ориентация на потребителя, информация о конкурентах, межфункциональная начальная координация, нет мониторинга среды). Также были определены основные организационные и экономические факторы формирования структуры управления ООО «Прайс-Н», что позволило оценить соответствие типа организационной структуры управления условиям функционирования, целям и задачам организации. По результатам анализа был сделан вывод о целесообразности внесения следующих изменений в действующую структуру управления ООО «Прайс-Н»: · ввести 2 штатные должности маркетологов, основной функцией которых должно быть продвижение услуг организации; · ввести штатную должность исполнительного директора; · подчинить исполнительному директору специалистов по продажам, программистов, маркетологов и юристов. Далее была дана оценка эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию структуры управления ООО «Прайс-Н». При этом результаты анализа показателей эффективности «новой» структуры управления подтвердили предположение о существенном росте ее управленческого потенциала. В свою очередь, оценка экономической эффективности предложений по совершенствованию структуры управления позволила сделать вывод о том, что затраты на структурные преобразования достаточно быстро окупятся, а ожидаемый эффект от изменений в организационной структуре управления не заставит себя долго ждать. Как представляется автору работы, вышеуказанные рекомендации по совершенствованию структуры управления будут способствовать повышению оперативности разработки и принятия управленческих решений в ООО «Прайс-Н». Соответственно обновленная структура управления позволит повысит эффективность деятельности данной организации в целом.
Список литературы I. Нормативно-правовые акты 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. №51-ФЗ (в ред. от 27.12.2009г.) //www.consultant.ru. 2. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998г. №14-ФЗ (в ред. от 27.12.2009г.) //www.consultant.ru. 3. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» //www.consultant.ru.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|