Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Нормативно-правовые акты

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ»

 
Кафедра «Менеджмент»
(наименование кафедры)
       
       
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)
студента 5 курса заочной формы обучения факультета управления, экономики и финансов
(курс, форма обучения, факультет)
 
Иванова Ивана Ивановича
(фамилия, имя, отчество)
       
по направлению   «Менеджмент»
(наименование направления)  
профиль «Менеджмент организации» (наименование профиля)  
Тема: «Совершенствование структуры управления коммерческой
  организации (на примере ООО «Прайс-Н»)»
   
   
«Допущено к защите»    
Заведующий кафедрой   Руководитель
       
к.э.н., доцент А.М.Филипченко   к.э.н., профессор Д.Я.Харитонов
(уч. степень, звание, инициалы и фамилия)   (уч. степень, звание, инициалы и фамилия)
       
                 

 

Москва-2017

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………...  
Глава 1. Теоретические основы совершенствования организационной структуры управления………………………………………..  
1.1. Сущность, функции и свойства организационной структуры управления………………………………………………………  
1.2. Основные методы совершенствования организационных структур управления……………………………………………  
1.3. Методика оценки эффективности структуры управления организации……………………………………………………  
Глава 2. Анализ структуры управления ООО «Прайс-Н»………  
2.1. Краткая характеристика ООО «Прайс-Н»…………………….  
2.2. Оценка эффективности структуры управления ООО «Прайс-Н»….  
Глава 3. Основные направления совершенствования структуры управления ООО «Прайс-Н»………………………………...  
3.1. Предложения по совершенствованию структуры управления ООО «Прайс-Н»………………………………………………...  
3.2. Обоснование эффективности новой структуры управления ООО «Прайс-Н»………………………………………………...  
Заключение………………………………………………………………….  
Список литературы………………………………………………………...  
Приложения…………………………………………………………………  

 

 

Введение

 

Сложные условия хозяйствования, обусловленные мировым финансово-экономическим кризисом, подвигли руководство многих российских предприятий к более пристальному анализу возможных путей совершенствования системы управления организации. Последнему в немалой степени способствовал и повсеместный переход на новые стандарты управления.

Актуальность темы выпускной квалификационной работы(далее по тексту - ВКР)заключается в том, что совершенствование организационной структуры управления является неотъемлемым условием эффективного функционирования предприятия. Во-первых, процесс разработки направ-лений совершенствования структуры управления организации, позволяет максимально использовать современные достижения теории и практики управления. Во-вторых, необходимость внесения корректив в организационную структуру управления требует комплексного анализа недостатков в деятельности хозяйствующих субъектов. В-третьих, опыт совершенствования организационной структуры управления может быть использован специалистами в сфере экспертно-оценочной деятельности.

Объектом исследования в работе выступает ООО «Прайс-Н».

Предмет исследования - совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования системы управления ООО «Прайс-Н».

Цель настоящего исследования - на основе современных положений теории управления и анализа эффективности структуры управления ООО «Прайс-Н» разработать и обосновать предложения по ее совершенствованию.

Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:

· проанализировать сущность, функции и свойства организационной структуры управления;

· рассмотреть основные методы совершенствования и методику оценки эффективности организационных структур управления;

· дать оценку эффективности структуры управления ООО «Прайс-Н»;

· разработать и обосновать предложения по совершенствованию структуры управления ООО «Прайс-Н».

Теоретическо-методологическую основу исследования составляют научные труды таких отечественных и зарубежных специалистов в области хозяйственного управления, как Альберт М., Бишоп Р.Д., Брэддик У.Д., Веснин В.Р., Гибсон Дж.Л., Дорф Р., Кочеткова А.И., Логунова И.В., Мескон М., Огарков А.А., Смирнов С.В., Хедоури Ф. и др.

Информационной базой ВКР являются нормативно-правовые акты, монографии, учебные пособия, статьи периодической печати, а также ресурсы Интернет.

Структура ВКР. ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (общий объем - 58 стр.).

 

 

Глава 1. Теоретические основы совершенствования

Организационной структуры управления

Сущность, функции и свойства организационной

Структуры управления

 

Организация – это пространственно-временная структура производственных и управленческих факторов. Данные факторы «взаимодействуют» между собой с целью получения максимальных качественных и количественных результатов производственной и управленческой деятельности в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства[1].

Определим общие признаки организации[2]:

· определение ее характера кадрами и менеджментом;

· объединение управленческих процессов, которые могут взаимодействовать нецеленаправленно или неэффективно;

· сохранение запланированного порядка управленческого процесса, а также и оперативного, который зависит от ситуации реагирования работников и менеджера организации;

· определение незапланированных действий, которые предполагают установление ответственности в менеджменте;

· определенная, зависящая от управленческого процесса гибкость, которая обеспечивает функционирование системы в изменяющихся условиях.

Организационная структура управления - это не только набор устойчиво связанных элементов, но и обеспечение, функционирование и развитие организации как единственное целое, которая понятна также как форма подразделения и сотрудничество административной деятельности, в которых в поле зрения попадает организаторский процесс соответствующих функциях, направленных на решение задач.

Организация является не аморфной массой, а упорядоченной системой. Поддерживать эту упорядоченность помогает организационная структура. Структура — это организационная характеристика системы, представляющая собой совокупность устойчивых, системообразующих связей и отношений, обеспечивающих стабильность и равновесие системы, взаимодействие, соподчиненность и пропорциональность составляющих ее элементов[3].

Организации изначально свойственен системный подход, но наиболее точно содержание системы, во многом определяющее ее сущность и обусловливающее потенциал, представляет структура как отражение внутреннего строения системы. В этом отражении, представлении, модели изображаются элементы и связи, основой которых является функциональная организация, обусловливающая как выделение составляющих, так и определенную модель их возможного взаимодействия.

Структура управления позволяет организации[4]:

ü избежать неопределенности;

ü эффективно взаимодействовать с внешней и внутренней средой;

ü устанавливать четкие взаимосвязи между отдельными подразделениями, распределять права и ответственность;

ü избежать конфликта в вопросах повышения в должности и продвижения сотрудников;

ü удовлетворять потребности всех клиентов;

ü достигать своих целей с большой эффективностью.

Структура правления и поддерживающая документации необходимы для любой организации с самого начала ее существования.

Признаки эффективной организационной структуры управления состоят в следующем:

§ структура соответствует стратегическим целям организации;

§ структура соответствует среде функционирования организации;

§ отсутствие противоречий между элементами оргструктуры.

Правила формирования организационной структуры управления[5]:

o наиболее важные (стратегические) виды деятельности должны стать основными звеньями организационной структуры, а статус их руководителей должен соответствовать значимости видов деятельности для организации;

o структура должна быть полномасштабной, она соединяет в целостную систему всех членов организации: коллективных и индивидуальных, в пределах организации не должно быть блоков, подразделений и отдельных людей, изолированных от остальной организации и не включенных в единую сеть структурных системообразующих связей;

o каждый компонент структуры должен обладать определенной автономностью, которая, с одной стороны, позволяет ему функционировать как самостоятельной целостной микроструктуре, а с другой — не должна допускать нарушения целостности и единству структуры организации;

o организационная структура должна корректироваться с изменением стратегии организации и внешней среды (меняется статус основных, второстепенных и вспомогательных видов деятельности);

o необходимо активно использовать аутсорсинг — передачу сторонним организациям субподрядов на более качественное, дешевое и быстрое выполнение тех видов деятельности, которые не влияют на конкурентное преимущество организации;

o приоритет выполняемых и желаемых функций над составом звеньев;

o приоритет объективных требований к формированию рациональной организационной структуры над субъективными ориентациями коллективов и отдельных работников;

o все аспекты наиболее важных (стратегических) видов деятельности должны быть подотчетны одному руководителю;

o структура должна обладать способностью адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды, к целевой переориентации, к новой стратегии развития;

o связанные между собой виды деятельности должны выполняться скоординировано, посредством встраивания в организационную структуру специальных инструментов взаимодействия;

o рациональная структура — это структура минимальной сложности, естественно, в тех пределах, которые необходимы для обеспечения нормального функционирования организации; чем проще структура, тем легче в ней достичь полной скоординированности всех структурных компонентов и связей; чем сложнее структура, тем легче они дискоординируются (особенно в критических ситуациях), в них ослабляются адаптивные способности и нарушается единство целевой ориентации.

Организационная структура управления — это структура, в которой протекают все управленческие процессы, предполагающие участие менеджеров всех уровней, категорий и профессиональной специализации[6].

При разработке структур управления необходимо ориентироваться на следующие основные требования[7]:

· направленность на достижение целей и задач организации (цели являются главной характеристикой любой организации, поэтому структура управления должна способствовать их достижению, обеспечению всех видов осуществляемой деятельности (основной, второстепенной, обслуживающей), что обеспечивается с помощью установления прав и необходимой полноты ответственности каждого управленческого звена за достижение поставленных перед ним задач, сбалансированности задач звеньев одного уровня управления по отношению к целям вышестоящего уровня, рациональному разделению и кооперации труда между звеньями и уровнями управления и их взаимодействия);

· перспективность (выражается в том, что в управляющей системе не должны решаться только вопросы оперативного характера, необходима работа над определением стратегии, связанной с будущим развитием производства и управления, для чего в организационной структуре управления необходимо предусмотреть блок перспективного, стратегического управления, отделив его от блока оперативного и текущего управления);

· способность к развитию (организационная структура управления должна быть достаточно эластичной, способной к восприятию корректирующих действий);

· согласование интересов (вследствие глубокого разделения труда, приведшего к созданию подразделений, появляется множественность и противоречивость интересов участников процесса управления, поэтому в структуре должен присутствовать механизм (юридическая и социологическая служба, соответствующий специалист, организация совета трудового коллектива), позволяющий примирить противоречия, установить разумные компромиссы);

· индивидуализация (каждая организация уникальна в том смысле, что имеет особенности, обусловленные сложившимся составом кадров, оборудования, формальными и неформальными управленческими связями и многими другими чертами, поэтому разработка организационной структуры управления должна учитывать эти особенности, а типовые рекомендации могут быть использованы лишь как ориентировочные);

· экономичность (организационная структура управления должна способствовать наиболее рациональному осуществлению процессов управления, повышению производительности груда управленческих работников при выполнении ими необходимых функций).

Рассмотрим ключевые понятия теории управления [8].

Элементами (звеньями) управления являются отдельные работники организации, к которым относятся руководители, специалисты, служащие, а также отдельные службы, органы аппарата управления, выполняющие определенные функциональные обязанности:

· в зависимости от структуры структурных подразделений связей организации структуры и т.д., т.е. происходит управление, которое выполняет маркетинговые функции, управление, изготовление;

· происхождение характера общих функций, которые выполнены в организаторском процессе, сформировано планирование, организация, побуждение и контроль.

Уровни управления — это совокупности организационных элементов, ответственных за достижение целей одного уровня (высший уровень менеджмента (топ-менеджеры), средний уровень менеджмента, низший уровень менеджмента).

Управленческие полномочия — линейные, штабные, функциональные.

Связи управления (отношения):

- горизонтальные связи — это связи кооперации и координации равноправных звеньев управления, которые носят характер согласования и взаимодействия подразделений, находящихся на одном уровне при решении возникающих проблем;

- вертикальные связи — это субординационные, иерархические связи руководства и подчинения, необходимость в которых возникает при наличии нескольких уровней управления: вертикальные линейные связи — это связи подчинения по всему кругу вопросов, предполагающие, что руководитель реализует властные полномочия и осуществляет прямое и единоличное руководство подчиненными по всем функциям управления;

- вертикальные функциональные связи — это связи подчинения в пределах реализации определенной функции управления, в зависимости от принятых в организации принципов управления и вида организационной структуры они могут носить совещательный, рекомендательный или информационный характер;

- инвариантные связи — это связи, которые могут оставаться практически неизменными при любых условиях, что обусловлено сущностными характеристиками системы, ее целевой ориентацией и функциональным назначением, спецификой реализации связей в данной организации;

- вариабельные связи — это связи, которые при изменении ситуации изменяют свои характеристики, что проявляется в изменении содержательной насыщенности, а также в переходе связей из одних классификационных групп в другие.

Организационные структуры управления классифицируются в зависимости от признаков, положенных в основу классификации. Наиболее часто практикуются:

Размер — функциональная зависимость между размером и дифференциацией структуры управления организацией. Основные показатели[9]:

- число участников организации — существует логарифмическая зависимость между соотношением деятельности по поддержке (главным образом административной) и деятельности операционной, с одной стороны, и числом участников — с другой; бюрократическая составляющая возрастает быстрее, чем размер организации, что провоцирует начало иерархической диверсификации, формализацию правил и усложнение механизмов принятия решения;

- бюрократическое давление — существует криволинейная зависимость, при которой бюрократическое давление будет большим для организаций малых и больших размеров и меньшим — для средних, в чем заключается глубинная причина роста организаций, объясняющая такие пределы, с которыми в конце концов сталкивается этот рост.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

Бюрократический и органический типы структур управления организацией, которые приняты в современном менеджменте, построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития. Каждый тип системы управления предполагает использование определенных видов организационных структур управления (см. Рис.1).

 

 
 

 


Рис.1. Виды организационных структур управления [10]

 

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

 

Хотя отрасль переживает сильнейшую ценовую войну за каждого клиента, тем не менее, ООО «Прайс-Н», находясь на стадии роста, функционирует достаточно успешно (см. Таблицу 2).

Таблица 2.

Основные финансово-экономические показатели ООО «Прайс-Н» [11]

№ п/п Показатели Ед. изм. 2009г. 2010г. Отклонение
абс. знач. %
  Уставной капитал тыс.руб.        
  Выручка тыс.руб.        
  Среднесписочная численность работников чел.        
  Производительность труда руб./чел.        
  Фонд заработной платы тыс.руб.        
  Ср. заработная плата одного работника тыс.руб.        
  Себестоимость услуг тыс.руб.        
  Прибыль тыс.руб.        
  Рентабельность %        
  Удельный вес собственного капитала %        
  И т.д…..          

 

 

Заключение

Анализ материала, изложенного в 1 главе работы, позволил сделать вывод о том, что в настоящее время организационная структура управления рассматривается специалистами как основа, на которой строится управленче­ская деятельность и которая определяет в конечном итоге эффективность системы управления организацией в целом.

При этом процесс формирования организационной структуры управления не ограничивается выбором ее типа, а включает проработку оптимального распределения и закрепления функций управления, установления оптимальных взаимосвязей между ними.

Поскольку трактовки понятия «организационная структура управления» в современной литературе различаются в широком диапазоне, в работе представлен подход к определению этого понятия как упорядоченной совокупности элементов системы управления, взаимосвязанных между собой таким образом, чтобы обеспечить эффективное функционирование и развитие организации как единого целого. В соответствии с определением, основными принципами формирования организационной структуры управления являются рациональное и наиболее эффективное достижение целей и задач организации, а также адекватность организационной системы управления по состоянию внешней и внутренней среды организации.

Анализ структуры управления ООО «Прайс-Н», позволил выявить следующие ее недостатки:

- ошибки в организации планово-экономической деятельности, в определении стратегии развития предприятия, текущем планировании и оперативном учете, оценке обоснованности и принятия решений, а также в организации их исполнения;

- неупорядоченность структуры управления экономикой организации;

- в деятельности предприятия не учитываются условия рыночной экономики (отсутствует ориентация на потребителя, информация о конкурентах, межфункциональная начальная координация, нет мониторинга среды).

Также были определены основные организационные и экономические факторы формирования структуры управления ООО «Прайс-Н», что позволило оценить соответствие типа организационной структуры управления условиям функционирования, целям и задачам организации.

По результатам анализа был сделан вывод о целесообразности внесения следующих изменений в действующую структуру управления ООО «Прайс-Н»:

· ввести 2 штатные должности маркетологов, основной функцией которых должно быть продвижение услуг организации;

· ввести штатную должность исполнительного директора;

· подчинить исполнительному директору специалистов по продажам, программистов, маркетологов и юристов.

Далее была дана оценка эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию структуры управления ООО «Прайс-Н».

При этом результаты анализа показателей эффективности «новой» структуры управления подтвердили предположение о существенном росте ее управленческого потенциала. В свою очередь, оценка экономической эффективности предложений по совершенствованию структуры управления позволила сделать вывод о том, что затраты на структурные преобразования достаточно быстро окупятся, а ожидаемый эффект от изменений в организационной структуре управления не заставит себя долго ждать.

Как представляется автору работы, вышеуказанные рекомендации по совершенствованию структуры управления будут способствовать повышению оперативности разработки и принятия управленческих решений в ООО «Прайс-Н». Соответственно обновленная структура управления позволит повысит эффективность деятельности данной организации в целом.

 

 

Список литературы

I. Нормативно-правовые акты

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. №51-ФЗ (в ред. от 27.12.2009г.) //www.consultant.ru.

2. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998г. №14-ФЗ (в ред. от 27.12.2009г.) //www.consultant.ru.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» //www.consultant.ru.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...