Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дифференциация цен в ТЭК е

 

Важное значение имеет дифференциация цен по отдельным месторождениям в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий потому что топливно-энергетические ресурсы по территории и регионам распределены крайне неравномерно. Для сглаживания уровней тарифов на электроэнергию между регионами необходимо развитие единого оптового рынка электрической энергии (мощности). В качестве факторов, характеризующих горно-геологические и экономико-географические условия месторождений, приняты:

ü коэффициент извлечения ресурсов;

ü накопленный отбор от начальных извлекаемых запасов;

ü обводненность добываемой продукции;

ü районный коэффициент к заработной плате;

ü расчетная ставка транспортного тарифа.

 

Наиболее полно территориальной дифференциации рыночной стоимости отвечает система цен базисных пунктов. История возникновения цен базисных пунктов восходит к 80-м годам прошлого века сталелитейной промышленности в США. В основе этого лежит следующая характеристика: «в своей простейшей форме система цен базисных пунктов рассматривает все однородные продукты, как товары, изготовленные в одной точке, базисном пункте. Единственная заводская цена устанавливается только для этого пункта и действует для всех изготовителей независимо от фактических издержек производства». Цена, взимаемая с покупателя, рассчитывается путем прибавления к «базисной» цене транспортных расходов, как если бы любой грузоотправитель был расположен в базисном пункте. При наличии нескольких региональных зон сбыта количество базисных пунктов соответствует их числу.

Разработка механизма сознательно устанавливаемых цен базисных пунктов требует предварительного анализа теоретических основ формирования территориальной дифференциации общественной стоимости. Анализ показал, что для топливной промышленности характерными являются рынки сбыта, формирующиеся вокруг сконцентрированных мест добычи ресурсов. В этом отличие топливной отрасли, например, от сельского хозяйства, где продукция производится на больших площадях, а ее потребление концентрируется в крупных городах. На рынках сбыта, формирующихся вокруг мест производства, территориальная дифференциация рыночной стоимости имеет форму «воронки», где наиболее низкий уровень рыночной стоимости находится в ее центре. Затраты на доставку ресурсов из цента «воронки», т.е. места добычи, связанные с перемещением ресурсов до потребителя, увеличивают рыночную стоимость. Ее наиболее высокая величина образуется на краях «воронки».

Рынки сбыта могут быть смежные и изолированные. Смежными становятся рынки, когда продукция может быть реализована в общих (или смежных) районах потребления. Например, для угольной отрасли характерна система смежных рынков сбыта. Изолированные рынки сбыта имеют якутские, магаданские угли. Поэтому для угольной отрасли теоретически важны два аспекта территориальной дифференциации рыночной стоимости. Во-первых, внутри зональная дифференциация рыночной стоимости. Здесь возможны два случая:

Ø наиболее простой, когда рынок сбыта снабжается из одного места добычи угля (например, донского угля);

Ø когда внутри рынка сбыта одного угля (например, кузнецкого) находятся места добычи местных углей. Рыночная стоимости в местах добычи и реализации продукции местных углей формируется затратами (на добычу и транспорт) основного производителя, т.е. того, который формирует рынок сбыта.

 

Во-вторых, территориальной дифференциации рыночной стоимости, характерный для угольной отрасли, состоит в согласовании цен смежных рынков сбыта:

ü за счет изменения объемов добычи по смежным рынкам сбыта;

ü за счет формирования ренты при неизменных объемах добычи, а также случаи согласования рыночных стоимостей (точнее цен) в условиях дотационной отрасли.

 

Сравнение территориальной дифференциации цен показывает, что цены базисных пунктов являются наиболее совершенным видом, соответствующим управляющему рыночному механизму. Можно выделить два преимущества такой системы цен:

q постоянство цен на продукт одного качества в одном месте потребления для всех потребителей со всеми вытекающими из этого положительными моментами;

q стимулирование ценами оптимизации грузопотоков, сокращение транспортных затрат путем естественного «отсечения» нерациональных перевозок.

 

Проведенные в 1995 г. в бывшем НИИ цен исследования показали, что практически вся территория России «вписывается» в систему цен базисных пунктов. При этом выявлены конкретные рынки сбыта ресурсов применительно к западному региону и восточному, определены их конфигурации и уровни цен.

 

Однако, многие страны отказались от системы цен базисных пунктов, так как сведение в единую взаимосвязанную систему цен по всей территории страны и регулирование общего уровня цены из одного или нескольких базисных пунктов противоречит антимонопольному законодательству и рассматривается как «сговор о ценах», ликвидирующий конкуренцию. Несмотря на это, такой вид цен продолжает действовать в развитых станах и на мировых рынках в виде «справочных» цен на многие сырьевые и энергетические товары (нефть и нефтепродукты, уголь, металлы).

 


ФОРЭМ

ФОРЭМ – федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) [3], созданный Правительством РФ в 1996 г. Субъектами ФОРЭМа являются: РАО «ЕЭС России», Центральное диспетчерское управление «ЕЭС России», государственное предприятие – концерн «Росэнергоатом», электростанции и другие производители энергии, акционерные общества энергетики и электрификации и другие энергоснабжающие организации, отдельные крупные потребители электрической энергии. Основными целями функционирования ФОРЭМ являются:

· обеспечение надежного и эффективного энергоснабжения потребителей во всех регионах Российской Федерации;

· формирование оптимальных экономических отношений производителей, энергоснабжающих организаций и потребителей электрической энергии (мощности) на основе сочетания государственного регулирования и конкуренции, включая поддержание конкурентоспособности продукции энергоемких потребителей электрической энергии, имеющих общенациональное значение;

· выравнивание уровня тарифов на электрическую энергию, отпускаемую с ФОРЭМа;

· обеспечение принципа установления тарифов для потребителей субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) в зависимости от энергоемкости выпускаемой ими продукции, влияния на совмещенный график электрической нагрузки и уровня работы по энергосбережению.

 

В постановлении указано, что электрическая энергия вырабатываемая электростанциями Российского акционерного общества «ЕЭС России», акционерных обществ энергетики и электрификации и других региональных энергоснабжающих организаций, атомными электростанциями и иными производителями электрической энергии (мощности) независимо от их организационно-правовых форм, должна поставляться на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) на принципах конкуренции. Действиями ФОРЭМа руководит Федеральная энергетическая комиссия РФ, которая при установлении тарифов на электрическую энергию должна предусматривать полную компенсацию обоснованных затрат производителей электрической энергии и получение ими необходимой прибыли исходя из условий самофинансирования. При образовании ФОРЭМа в 1996 г. ФЭК предписывалось разработать систему двухставочных тарифов на электрическую энергию и тарифов, дифференцированных по времени (сезонных и внутрисуточных), уровням напряжения и объемам электропотребления.

Организатором функционирования и развития ФОРЭМа является Российское акционерное общество «ЕЭС России», которое выполняет расчеты плановых балансов электрической энергии и мощности, а также балансов стоимости электрической энергии, на основе которых формируются цены ФОРЭМа.

    Для того чтобы повысить уровень сбора денежных средств были утверждены особенности применения тарифов на электрическую энергию, которые заключались в полной 100% оплата текущих платежей, из которых текущие платежи за 50% объема полученной электрической энергии (мощности) оплачивались денежными средствами. С момента организации ФОРЭМа и принятия решения о возможности участия в ФОРЭМ крупных энергоемких потребителей поступило значительное количество заявок отдельных потребителей. В частности, только в металлургической отрасли выразили желание выйти на оптовый рынок более 150 предприятий. Предоставление возможности выхода на ФОРЭМ можно считать явлением, создающим конкурентную среду для производителей потребителей электроэнергии. Тем не менее ситуация перехода многих потребителей с розничного рынка на оптовый говорит о наличии недостатков у первого.

До последнего времени тарифы на розничном рынке формировались в соответствии с Положением о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утвержденным в 1992 г. Этим положением признается наличие нерегулируемых потребителей (тариф им устанавливается вне связи с реальной стоимостью выработки и доставки энергии) и льготных категорий потребителей. По этой причине другие группы и категории потребителей, отнесенные к «регулируемым», принимают на себя потери от пониженных тарифов «нерегулируемым» и льготным потребителям. В результате тарифы, устанавливаемые РЭК на потребительском рынке, существенно отличаются для разных групп потребителей. Отсюда следует, что установленные на потребительском рынке тарифы не соответствуют реальной стоимости производства и передачи электроэнергии потребителю: тарифы для крупных промышленных потребителей значительно превышают таковые для сельскохозяйственных потребителей, населения и покупателей-перепродавцов, хотя стоимость передачи электроэнергии для этих групп потребителей значительно выше, так как их электроснабжение осуществляется на низших классах напряжения. Таким несоответствием объясняется массовое желание крупных потребителей выйти на оптовый рынок, где тарифы, устанавливаемые РЭК, значительно ниже действующих на потребительском рынке (см. табл. 1).

 

 

Таблица 1

Тарифы на электрическую мощность на оптовом рынке (ФОРЭМ) и

на потребительском рынке в 1997 г.

Объединенная энергосистема Тариф на ФОРЭМ, руб./(кВт*ч) Тариф на розничном рынке, руб./(кВт*ч)
Северо-запада 136-143 259
Центра 122-143 290
Волги 132-143 305
Северного Кавказа 143 430
Урала 138-143 228
Сибири 43-105 129
Востока 72-257 368

 

Очевидно, что решить проблему снижения тарифов таким простым путем, как вывод всех желающих на оптовый рынок и отпуск им электрической энергии по тарифу ФОРЭМ, невозможно, поскольку система так называемого перекрестного финансирования (снижение тарифа одним потребителям за счет повышения другим) в этом случае вызовет еще большее увеличение тарифа оставшимся регулируемым потребителям розничного рынка. Следовательно, принимать решение об участии отдельных энергоемких потребителей в оптовом рынке нельзя в отрыве от упорядочения системы установления тарифов на розничном рынке. Правительственные распоряжения об установлении тарифов на электрическую энергию в соответствии с реальной стоимостью ее производства и передачи носят лишь рекомендательный характер, вследствие чего РЭКи не стремятся принимать непопулярные решения о повышении тарифов для населения и сельскохозяйственных потребителей. С той же позиции будут отвергаться просьбы потребителей о выходе на оптовый рынок, поскольку это приведет к повышению тарифов для потребителей, остающихся на розничном рынке. Сокращение ущерба от повышения тарифов может быть достигнуто адресной помощью малоимущим группам населения и бюджетным финансированием сельскохозяйственных, коммунально-бытовых и социальных учреждений и организаций. Снижение тарифа за этот счет для крупных потребителей в большинстве случаев снимет проблему повышенной себестоимости их продукции из-за высокой стоимости энергоресурсов и сократит число претендентов на выход на оптовый рынок.

Развитию конкурентного рынка электрической энергии должна способствовать также организация действенного соревнования между оптовым (ФОРЭМ) и розничным (АО-энерго) продавцами за крупного потребителя. Существует категория оптовых покупателей-перепродавцов, пользующаяся льготным тарифом, установленным исходя из того, что значительную часть их абонентов составляет население. Данное обстоятельство определяет и основную долю оплаты, получаемую покупателем-перепродавцом от своих абонентов, в виде денежных средств. Однако эти денежные средства для оплаты отпущенной АО-энерго электроэнергии, как правило, не используются, что ставит энергоснабжающие организации в неравноправные условия. Вывод на ФОРЭМ наряду с энергоемкими потребителями оптовых покупателей-перепродавцов будет способствовать приведению тарифов для абонентов последних в соответствие с реальной стоимостью производства и передачи электрической энергии и увеличит поступление денежных средств производителям. Оценочные расчеты показывают, что только перевод категории оптовых покупателей-перепродавцов на ФОРЭМ в масштабе ЕЭС России позволит снизить тарифы для промышленных потребителей на 8 – 10%.

 

Выводы:

1. Существующая практика установления тарифов на розничном рынке не соответствует реальным затратам на производство, передачу и распределение электрической энергии для конкретных потребителей.

2. Упорядочение тарифов на электроэнергию на розничном рынке будет стимулировать рост электропотребления и повысит конкурентоспособность товаропроизводителей.

3. Расширение оптового рынка электрической энергии за счет крупных энергоемких потребителей создаст благоприятную конкурентную среду, приведет к снижению и более справедливому установлению тарифов для отдельных групп потребителей.

 

 


Соотношение российских и

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...