Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание: выберите один правильный ответ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Медицинский колледж

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

__________ Т.З. Галейшина

 

«___» __________ 20 __ г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К практическому занятию на тему: «Роль сестринского персонала в работе школы здоровья для лиц с факторами риска»

 

 

ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий

МДК. 01.02. Основы профилактики

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Курс 2

Семестр III

Количество часов 6

 

Уфа

20___

Тема: «Роль сестринского персонала в работе школы здоровья для лиц с факторами риска» на основании рабочей программы ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий: МДК. 01.02. Основы профилактики, утвержденной_________ 20___г.

 

Рецензенты:

Ишмухаметова А.А. – заместитель директора по УПР

Батталова А.М. – председатель ЦМК клинических дисциплин

 

 

Автор: Ветошкина Э.В., преподаватель клинических дисциплин

 

 

Утверждение на заседании учебно-методического совета колледжа от _________ 20___г.

 

Тема: «Роль сестринского персонала в работе школы здоровья для лиц с факторами риска».

2. Актуальность темы. Внедрение школ здоровья для пациентов в реальную практику позволяет получить значительную медицинскую и социально-экономическую эффективность этой новой организационно-функциональной модели профилактической деятельности. Есть данные, что в результате обучения пациентов и формирования партнерства между медицинским персоналом и пациентом в лечебном процессе вдвое увеличилась частота достижения положительного результата.

Цель занятия

Овладение практическими умениями по обучению в школах здоровья для пациентов.

Обучающийся должен иметь практический опыт:

· проведения профилактических мероприятий при осуществлении сестринского ухода.

Обучающийся должен уметь:

· обучать население принципам здорового образа жизни;

· проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия;

· консультировать по вопросам рационального и диетического питания.

Обучающийся должен знать:

· цели и задачи школ здоровья;

· критерии работы школ здоровья;

· роль сестринского персонала работе «школ здоровья».

 

4. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки

1. Понятие о школах здоровья.

2. Актуальность проблемы создания школ здоровья.

3. Цели школ здоровья.

4. Задачи школ здоровья.

5. Общие положения школ здоровья.

6. Критерии эффективности школ здоровья.

7. Участие сестринского персонала в работе школ здоровья.

8. Школы здоровья для лиц с факторами риска и пациентов.

5. Вид занятия: практическое занятие.

6. Продолжительность занятия: 6 часов

7. Оснащение:

7.1. Дидактический материал: учебно-методический комплекс, мультимедийные презентации, видеофильмы.

7.2. ТСО: ноутбук.

 

Содержание занятия

1) Контроль исходного уровня знаний и умений.

· Тестовые задания (Приложение 1).

2) Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

3) Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя:

· Работа с методическим пособием.

· Выполнение заданий для самостоятельной аудиторной работы.

4) Контроль конечного уровня знаний и умений:

· Оценка выполнения внеаудиторной работы.

· Оценка выполнения аудиторной работы.

· Фронтальный опрос.

· Оценка решения ситуационных задач (Приложение 2).

 

Место проведения самоподготовки: кабинет доклинической практики.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой.

Литература

Основная:

1. Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий.

Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: Авторская академия, 2011.

2. Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник.. 3-е изд., перераб. и доп. 2013. - 288 с.

3. ОгановаР.Г. Руководство по медицинской профилактике: М. ГЭОТАР-Медиа, 2011

 

Дополнительная:

1. Вялкова. А.И. Организация профилактической деятельности амбулаторно - поликлинических учреждений на современном этапе: ГЭОТАР-Медиа, 2011.

2. Гурвич М.М. Диетология для медсестры: полное руководство. – М.: Эксмо, 2011.

3. Никитина Ю.П., Чернышева В.П. Руководство для средних медицинских работников. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2011

4. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

 

Интернет ресурсы:

1. Система «Консультант» www.medcollegelib.ru

2. Книгофонд, издательство «Лань» knigafund.ru

Подпись автора методической разработки ___________

 

«___» __________ 20 __г.

 

Приложение 1.

Тестовые задания для исходного уровня знаний

Задание: выберите один правильный ответ

1. Целью школ здоровья является

1) ознакомление с различными факторами риска

2) повышение качества жизни пациентов

3) повышение ответственности за сохранение здоровья

4) формирование умений по самоконтролю.

2. Задачей школ здоровья является

1) повышение охвата профилактической помощи населению

2) проведение первичной профилактики

3) проведение вторичной профилактики

4) повышение ответственности человека за сохранение здоровья.

3. Руководителем школы здоровья является

1) медсестра

2) врач

3) главный врач

4) старшая медсестра.

4. Занятия в школе здоровья может проводить

1) только врач

2) только медсестра

3) только фельдшер

4) врач, медсестра, фельдшер.

5. Ближайшим критерием эффективности школ здоровья является

1) снижение распространенности хронических неинфекционных заболеваний

2) повышение информированности населения о мерах профилактики

3) улучшение качества жизни

4) снижение распространенности вредных привычек.

6. Численность целевой группы пациентов в школе здоровья должна быть

1) не более 5 человек

2) не более 10 человек

3) не менее 15 человек

4) не менее 3 человек.

7. Продолжительность занятий в школах здоровья должна быть

1) не более 90 минут

2) не более 30 минут

3) не более 20 минут

4) не более 15 минут.

8. Отдаленным критерием эффективности школ здоровья является

1) снижение распространенности хронических неинфекционных заболеваний

2) повышение информированности населения о мерах профилактики

3) увеличение интереса населения к формированию здорового образа жизни

4) сохранение здоровья.

9. К устным методам обучения относится

1) демонстрация манипуляции

2) беседа

3) показ видеофильма

4) решение задач.

10. К наглядным методам обучения относится

1) беседа

2) лекция

3) дискуссия

4) показ видеофильма.

 

 

Приложение 2.

Ситуационные задачи

Задания:

1. Выявить факторы риска развития артериальной гипертензии у

пациентов, изменяемых усилиями врача и пациента;

2. Составить программу самоконтроля.

 

Инструкция для обучающихся:

1. Внимательно прочитайте и проанализируйте ситуацию;

2. Выпишите 6 факторов риска развития АГ, изменяемых усилиями врача и пациента в тетрадь и составьте программу самоконтроля, указав цифры правильных ответов.

3. Проведите самооценку решения ситуационной задачи.

 

В поликлинике № 19 организованы занятия для пациентов с артериальной гипертонией в «Школе здоровья». Занятия проводятся по субботам с 16 до 17 часов. Группа состоит из четырех человек.

 

ИВАНОВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, программист, 54 года. Женат, двое детей. Сын 14 лет и дочь 10 лет. Дочь больна бронхиальной астмой.

Месяц назад во время диспансерного осмотра было выявлено повышение АД (180/100 мм рт ст), на приеме у кардиолога 160/90 мм рт ст.

У мамы Иванова – гипертоническая болезнь, поэтому он знает, что головная боль, головокружение, тошнота, плохое самочувствие – признаки повышения давления.

Алексей Владимирович приобрел тонометр и измеряет АД, когда болит голова. Дневника не ведет. Лекарственные средства, назначенные врачом, пациент принимает не регулярно, забывает.

Работает в коммерческой структуре с ненормированным рабочим днем. В столовую не ходит, берет из дома бутерброды с маслом и колбасой.

Алексей Владимирович курит в течение года по 6-8 сигарет в день. Считает, что с курением ему легче выдерживать эмоциональные нагрузки на работе. Курит и дома, в квартире по вечерам, когда отдыхает и смотрит телевизор или читает. Спать ложится не раньше часа ночи.

Питается два, три раза в сутки, предпочитает мясную пищу, любит пирожки, булочки, ограничений не соблюдает. Крепкие алкогольные напитки употребляет по выходным «понемножку» для поднятия настроения.

Холестерин общий – 9,2 ммоль/л (норма - менее 5,0), триглицериды 2,5 ммоль/л (норма - менее 2,0), глюкоза крови натощак – 4,0 ммоль/л (норма - 3,5 - 5,5).

Рост 180 см, масса тела 92 кг (индекс массы тела, норма - 18,5 - 24,9 кг/м2).

Программа самоконтроля:

1. измерять АД не реже 2 раз в день

2. ежедневно измерять температуру тела

3. каждое утро определять ЧДД

4. еженедельно проводить самоконтроль веса тела

5. контролировать показатели липидного обмена, гликемию

6. отказ от вредных привычек

7. регулярность приема лекарственных средств

8. режим труда и отдыха

9. соблюдение диеты

10. ведение дневника

ВАСИЛЬЕВ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ, инженер – конструктор, 46 лет. Женат. Дочь замужем, живет отдельно.

Около двух лет назад Константин Сергеевич впервые обратился к участковому терапевту с жалобами на слабость, утомляемость, частые головные боли. После обследования диагностирована гипертоническая болезнь.

Константин Сергеевич участкового терапевта посещает не регулярно, много работает. Лекарственные средства, назначенные врачом, старается принимать вовремя. Считает, что повышение давления может определять по своим ощущениям. Дома тонометра не имеет, АД измеряет иногда у соседки. Дневника не ведет.

По роду профессиональной деятельности часто срочно выполняет сложные чертежные работы, иногда работает по ночам.

Константин Сергеевич курит, примерно по 10 сигарет в день. Стаж курения 25 лет. Уверен, что курение помогает ему сосредоточиться во время кропотливой и сложной работы. Крепкие алкогольные напитки употребляет редко (один раз в месяц).

Питается два, три раза в сутки. Особенно любит вкусно поесть после тяжелого рабочего дня. Часто пьет крепкий кофе, без которого чувствует себя вялым и бездеятельным.

После работы дома смотрит телевизор, играет в компьютерные игры по три, четыре часа.

Живет рядом с парком. По воскресеньям летом играет в футбол, зимой катается на лыжах.

Холестерин общий – 8,2 ммоль/л (норма - менее 5,0), триглицериды 1,9 ммоль/л (норма - менее 2,0), глюкоза крови натощак – 4,6 ммоль/л (норма - 3,5 - 5,5).

Рост 176 см, вес 85 кг (индекс массы тела, норма - 18,5 - 24,9 кг/м2).

Программа самоконтроля:

1. измерять АД не реже 2 раз в день

2. каждое утро определять ЧДД

3. еженедельно проводить самоконтроль веса тела

4. контролировать показатели липидного обмена, гликемию

5. отказ от вредных привычек

6. ежедневно измерять температуру тела

7. регулярность приема лекарственных средств

8. режим труда и отдыха

9. соблюдение диеты

10. ведение дневника

СМИРНОВА АЛЕКСАНДРА ИВАНОВНА, пенсионерка, 63 года. Живет с дочерью и внуком 15 лет.

Болеет сахарным диабетом (СД) 2 типа в течение десяти лет, АГ – пяти лет.

Не курит. Алкогольные напитки не употребляет.

Питается пять раз в день. Диету иногда нарушает, потому что очень любит соленые огурцы и помидоры, соленую рыбу.

Регулярно посещает участкового терапевта, эндокринолога. Контролирует сахар крови.

В последнее время стала много нервничать из-за внука. Он плохо учится в школе, грубит. Когда Александра Ивановна после обеда ложится отдохнуть, внук громко включает музыку. У Александры Ивановны ухудшается самочувствие, начинает болеть голова, сердце.

При посещении участкового терапевта цифры АД нестабильные (от 150/90 мм рт ст до 170/100 мм рт ст). Лекарственные средства, назначенные врачом принимает регулярно. Тонометр дома есть, но Александра Ивановна пользуется им редко, боится сломать. Дневника не ведет.

Днем смотрит телевизор или спит, вечером вяжет, вышивает.

Дочь ходит на занятия вместе с мамой.

Холестерин общий – 6,8 ммоль/л (норма - менее 4,5), триглицериды 2,6 ммоль/л (норма - менее 2,0), глюкоза крови натощак – 7 ммоль/л ((норма - 3,5 - 5,5).

Рост 160 см, масса тела 70 кг (индекс массы тела, норма - 18,5 - 24,9 кг/м2).

Программа самоконтроля:

1. измерять АД не реже 2 раз в день

2. преодоление стрессовых реакций

3. еженедельно проводить самоконтроль веса тела

4. контролировать показатели липидного обмена, гликемию

5. ежедневно измерять температуру тела

6. исследование пульса до и посте физических нагрузок

7. повысить оптимальную физическую активность

8. соблюдение диеты

9. ведение дневника

10. каждое утро определять ЧДД

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...