Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели освоения дисциплины (курса)




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СЕМЕСТР

ПРОГРАММА КУРСА

 

 

 

Новосибирск


 

Всеобщая история искусств / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2016.

 

Авторский курс позволяет студентам получить представление об основных этапах формирования и развития изобразительного искусства, литературы, музыки и кино в мировой культуре, ознакомиться с произведениями живописи и музыки, содержанием наиболее значимых текстов европейской литературы и философии, а также осмыслить идейно-содержательную специфику современной культуры. Разделы программы курса «Всеобщая история искусств» охватывают основные типы творческих практик в их историческом развитии: искусство европейского Средневековья (I-XIV века н.э.), гуманистическое искусство (XIV-XV века), искусство как область рационального (XVI-XVIII века), искусство как мифотворчество (XIX века), искусство как формотворчество (XX-XXI века). Курс дает общее представление о динамике развития искусства от зарождения христианства до последних тенденций в нонклассической эстетике XXI в., особое внимание уделяется основным этапам истории европейского искусства, закономерностям формирования европейского мировоззрения, смены основных стилей и направлений в контексте системы духовных ценностей различных исторических эпох. В то же время курс предполагает выделение ряда произведений искусства, архитектуры для более детального анализа, выявляющего законы их сосуществования произведения искусства как явлений культуры с другими социальными феноменами, внутреннее строение, механизм порождения и дальнейшей рецепции в диалоге культур.

 

Программа курса «Всеобщая история искусств» рассчитана на 2 семестр (32 ч.) и разработана для студентов филологов 2 курса гуманитарного факультета

 

Составитель: к. филол.н. Н. Ю. Бартош, зав. кафедрой истории культуры

 

 

Рецензент: д. истор. н. Л. В. Лбова, зам. декана ГФ НГУ

 

Программа подготовлена в рамках реализации Программы развития НИУ-НГУ на 2009–2018 г.

 

© Новосибирский государственный университет, 2016

 

Программа учебного курса «История европейской культуры»

 

Автор: к.филол.н. Бартош Наталья Юрьевна

Гуманитарный факультет

Кафедра истории культуры

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров по циклу общенаучных дисциплин по направлению «Филология», а также задачами, стоящими перед Новосибирским государственным университетом по реализации Программы развития НГУ.

 

 

Автор (авторы) Бартош Н.Ю., к.филол.н.

(ФИО, ученая степень, ученое звание)

Факультет Гуманитарный

Кафедра Истории культуры

 

Цели освоения дисциплины (курса)

 

Курс «История европейской культуры» имеет своей целью формирование у студентов представления о динамике развития искусства от зарождения христианства до последних тенденций в нонклассической эстетике XXI в. Особое внимание уделяется основным этапам истории европейского искусства, закономерностям формирования европейского мировоззрения, смены основных стилей и направлений в контексте системы духовных ценностей различных исторических эпох. В то же время курс предполагает выделение ряда произведений искусства, архитектуры для более детального анализа, выявляющего законы их сосуществования произведения искусства как явлений культуры с другими социальными феноменами, внутреннее строение, механизм порождения и дальнейшей рецепции в диалоге культур.

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы. Данная дисциплина относится к дисциплинам общенаучного циклаУчебного плана подготовки бакалавра филологии.

 

 

Распределение учебных часов дисциплины « Всеобщая история искусств » по видам работ по семестру

 

Вид учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего)  
Лекции (Л)  
Практические занятия (ПЗ)  
Самостоятельная работа (всего)  
Работа с базой данных  
Вид аттестации: экзамен  
Общая трудоемкость (часы)  

 

Тематический план курса «История европейской культуры»

Раздел дисциплины Семестр Неделя Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лекции семинары коллоквиумы   самостоя- тельная работа  
  Византийское искусство              
  Искусство западного средневековья              
  Формирование романской архитектурной системы в европейской культуре              
  Готическая модель мира: архитектурная система, пластические искусства, книжная графика              
  Итальянское искусство Предвозрождения половины XIV века              
  Флоренция эпохи Кватроченто.              
  Итальянская живопись архитектура эпохи Высокого и Позднего Возрождения              
  Проблемы маньеризма в итальянском искусстве XVI века              
  Триумф европейского барокко. Барокко-маньеризм, проблема диалога              
  Искусство европейского классицизма.              
  От романтизма к реализму              
  Модификации романтизма: бидермейер и викторианство              
  Импрессионизм и постимпрессионизм.              
  Модерн (югенд стиль, ар нуво)              
  Рождение авангарда – «экспериментального искусства».              
  Культура второй половины ХХ в.              

.

1. Византийское искусство: периодизация и основные понятия. Мозаики в Никее и Константинополе, фрески в Риме и Кастельсеприо. Юстиниановская архитектура, купольные базилики VI в. (церковь Сергия и Вакха, София Константинопольская). Сложение византийского стиля живописи, основные направления. Проблема возникновения крестово-купольных храмов и архитектура Константинополя. Церковь св. Софии в Константинополе – реализация в исключительно крупных масштабах развитой крестово-купольной концепции восточно-христианского (православного) храма. Мозаики константинопольской школы (Св. София, церковь Св. Димитрия в Салониках, церковь Успения в Никее).Эпоха иконоборчества. Монументальная живопись и иконопись Македонского периода (втор. пол.. IX– сер.XI вв.). Искусство Комниновского периода. Столичная школа. Эпоха Палеологовского Ренессанса (ансамбль Кархие-Джами.).Сложение иконографической системы росписи крестовокупольного храма.

 

2. Искусство западного средневековья. Архитектура и скульптура раннего средневековья: типология» стилистика, особенности национальных
школ. «Каролингское Возрождение»: общая характеристика, античные, византийские и самобытные тенденции. «Оттоновское Возрождение»: книжная миниатюра и живопись.

 

3. Формирование романской архитектурной системы в европейской архитектуре 950-1050. Романская архитектура Франции, Англии, Италии конца XI- ХП вв: региональные школы, их истоки и художественная специфика. Романский скульптурный портал: художественная специфика основных региональных школ. Романское искусство книги. Важнейшие манускрипты Европы X-XII вв.

 

4. Готическая архитектурная система: ее технический, символический, художественный смысл. Готический собор. Крупнейшие соборы Франции и Германии 1200-1500 гг. Готический скульптурный портал: стилевая эволюция. Живопись поздней готики, система готических алтарных образов. Светская архитектура и градостроительство зрелого средневековья. Периодизация и общие проблемы искусства европейского Возрождения. Романская архитектура Тосканы и флорентийский Проторенессанс (XI - нач. XIII века). Фрески Джотто в Капелле дель Арена.

 

5. Итальянская живопись второй половины XIV века. Дворцовая архитектура раннего Возрождения (Флоренция. Урбино, Рим). Архитектура раннего Возрождения в Северной Италии и в Венеции.

 

6. Флоренция эпохи Кватроченто. Творчество Браманте. Флорентийская живопись второй трети XV века (Мазолино, Фра Анджелико, Филиппо Липпи, Беноццо Гоццоли, Сандро Ботичелли). Мифологические аллегории в творчестве Боттичелли. Умбрийская живопись последней трети XV века (Перуджино, Пинтуриккьо, Синьорелли).

 

7. Итальянская архитектура эпохи Высокого и Позднего Возрождения: общая характеристика и эволюция. Творчество титанов Высокого Возрождения (Рафаэль, Микеланджело Леонардо да Винчи). История строительства собора Святого Петра. Архитектура Позднего Возрождения в Риме. Градостроительство и дворцовая архитектура в Италии XVI века.

 

8. Проблемы маньеризма в итальянском искусстве XVI века. Тициан. Периодизация искусства Северного Возрождения (Германия, Нидерланды, Франция). Портретная живопись раннего Северного Возрождения (Ян ван Эйк, Гуго ван дер Гус, Дирк Боутс. Оуватер и Гертген тот Синт Яне). Портрет и пейзаж в нидерландской живописи XV века. Провансальская живопись XV века. Рисунки и гравюры Дюрера. Лукас Кранах и мастера «дунайской» школы живописи. «Традиционализм» и «романизм» в нидерландской живописи XVI века (Брейгель). Французская архитектура и живопись XVI века.

 

9. Триумф европейского барокко. Формирование образной системы и художественного языка искусства «триумфирующей церкви». «Духовные упражнения» Игнатия Лойолы и «чувственная» природа религиозного искусства начала XVII в. Сценография как основа барочного синтеза. Пластический язык архитектуры Ф. Борромини. Центрические храмы римского барокко. Иллюзионистическая архитектура в барочных плафонных и купольных росписях. Архитектурных композиций Дж.Л.Бернини. Римские барочные фонтаны и виллы их роль в создании градостроительного ансамбля XVII вв.. Зрелое творчество Караваджо.

 

10. Классицизм. Архитектурные идеи Андреа Палладио. Искусство Франции XVIII вв. Версаль и его интерпретация в европейской дворцово-парковой архитектуре XVIII века: Италия, Германия, Центральная Европа, Россия. Французский интерьер стиля рококо: предметное наполнение и принципыдекорации. Декоративное оформление придворных празднеств, театральных и массовых зрелищ в эпоху Людовика XIV. Традиции маньеризма во французской живописи XVII в. Образы итальянской комедии масок в графике Ж.Калло. Пуссен и венецианская живопись XVI века. Алтарная картина во Франции XVII века.

 

11. Зарождение романтизма, его основные фазы. Романтизм как общеевропейское культурное явление (Бернс, Вордсворт, Готье, Делакруа, Ламартин, Нерваль, Китс, Кольридж, Шелли). Главные интуиции романтизма: единство хаоса и космоса, ирония, примат эстетизма, культ творчества. Поздний романтизм (Байрон, Гейне, Гофман, Леопарди, Мюссе, Сент-Бёв, Тёрнер, Шатобриан). От романтизма к реализму (Жерико, Курбе, Милле). Натурализм (Гауптман, Золя, Мопассан,Тэн), Бидермейер. Феномен европейского романа 19 века (Бальзак, Беллини, Верн, Гонкуры братья, Гюго, Диккенс,Дюма-отец, Золя, Киплинг, Мериме, По, Санд, Скотт, Сталь, Стендаль, Теккерей, Флобер). Психологизм и историзм. Научные теории 19 в. (Дарвин, Максвелл, Мендель, Риман, Пастер, Фарадей).

 

12. Модификации романтизма: бидермейер и викторианство. Понятие бидермейера как переходной эпохи от романтизма к реализму. Назорейцы. Организация И.Ф.Овербеком и Ф.Пфорром группы художников-назарейцев (П.Корнелиус, Ю.Шнорр фон Карольсфельд и др.). Организация "Братства прерафаэлитов" в Англии (1848). Д.Г.Россетти («Беата Беатрикс», «Благовещение»), У.Х.Хант («Светоч мира»), Д.Э.Миллес («Офелия»). Вклад в искусство книги и в становление модерна. Эстетизм Д. Рескина. У. Моррис - организатор «Союза искусств и ремесел».

 

13. Творчество импрессионистов и Э.Дега. «Светлая» живопись Э.Мане. Тематическая новизна: «Завтрак на траве», «Олимпия», «Железная дорога», «Бар в Фоли Бержер». Стимулировал творчество импрессионистов - пейзажистов К.Моне, К.Писарро, А.Сислея. Работа с натуры. Техника раздельного мазка. Салон независимых (1874 г.). Новизна тем. Поиск передачи функционального движения; балет («Голубые танцовщицы», «Балерина у фотографа»»), скачки, места увеселений («Репетиция оркестра»), женщины за туалетом. Актуализация техники пастели. Постимпрессионизм. Творчество П.Сезанна. Не изменчивость, а постоянное, субстанциальное в природе и людях. За многообразием мира угадываются первоформы. Провозвестник «кубизма». Творчество П.Гогена. Манифест творческой свободы художника и возвращение к архаической и знаково-символической условности живописного языка. Творчество В.ван Гога. Родоначальник экспрессионизма.

 

14. Модерн (югенд стиль, ар нуво). Синтез искусств. Архитектура: А.Ван де Вельде, О.Вагнер, В.Орта, А.Эндель, А.Гауди. Скульптура: А.Майоль, М.Клингер, Э.А. Бурдель. Г.Кольбе. Живопись и прикладное искусство: А.Муха, Г Климт, Ф.Ходлер,Ч.Р. Макинтош, Д.М.Уистлер, Л.К.Тиффани, Лалик, Я.Тороп, Г.Фогелер и др.

 

15. Рождение авангарда – «экспериментального искусства». Пикассо и Парижская школа; фовизм, экспрессионизм. Аналитический и синтетический кубизм. «Голубой» и «розовый» периоды в творчестве П.Пикассо. Творчество М.Шагала, А.Модильяни, Х.Сутина. Фовизм: А.Матисс, А.Дерен, М.Вламинк, Р.Дюфи, Ж.Руо. Чистый цвет, отказ от перспективы, от связи колорита с окраской реального предмета. Немецкий экспрессионизм: группа «Мост», Дрезден, 1905; группа «Синий всадник», 1910, Мюнхен: Ф Марк, В.Кандинский. Э.Л.Кирхнер, О.Мюллер, М.Бекман, Г.Гросс, О.Кокошка, Э.Мунк. Кубизм, 1907 – 1914, П.Пикассо, Ж.Брак, Р.Делоне. Дадаизм и сюрреализм (Франция, Испания. Бельгия) "Метафизическая" живопись в Италии.

 

16. Культура второй половины ХХ в.Эволюция науки. Нонклассическик науки. Художественный авангард XX в., его спектр: кубизм (Брак, Пикассо), фовизм (Матисс), абстрактивизм(Кандинский, Малевич), футуризм (Маринетти), экспрессионизм (Мунк), дадаизм, сюрреализм (Дали). Модернизм и авангард: взаимодействие двух культурных канонов (Аполлинер, Шагал). Модернизм и авангардизм в музыке ХХ в.(Бриттен, Веберн, Григ, Дебюсси, Дягилев, Кейдж, Орф, Пендерецкий, Прокофьев, Равель Рахманинов, Сати, Скрябин, Стравинский, Шёнберг Шостакович, Штокхаузен, Штраус Р.). Кризис романа в начале ХХ в.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...