Теории происхождения государства у славян
ПРЕДГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Ø Племенные объединения:
ü Ас-Славийа: центр находился в Славии (Новгороде);
ü Ал-Арсанийа: центр находился в Артании (Возможно это была Рязань, либо Чернигов);
ü Куйаба: центр находился в Куявии (Киев).
ü Валинан: скорее всего, речь идет о славянах-волынянах, чей союз был сокрушен аварским нашествие.
Ø Племенные союзы считаются уже территориальными объединениями. Однако несущими конструкциями политических структур все еще служили родовые связи:
ü В древнерусских источниках сохранились только общие сведения. Представить общий характер объединений можно по более поздним источникам о племенном союзе пруссов (балтские племена, проживавшие на территории современной Калининградской области конца XII-XIII веков):
v Структура союза:
1. Союз складывается из нескольких племен;
2. Каждое племя делится на ряд более мелких единиц, которые получили название «волости» (наиболее прочная ячейка):
§ Коллектив свободных, равноправных людей, которые одновременно были и членами народного собрания и членами ополчениями;
§ Численность населения была стабильной, не более 1000 взрослых мужчин – глав семей;
§ Между собой в союзе связаны были слабо.
v В политическом отношении союз был структурой непрочной:
o Когда прусский союз подвергся в XIII веке нашествию немецких крестоносцев, ни разу не было предпринято совместного выступления всех прусских племен против захватчиков;
o При этом не только отдельные племена, но и отдельные волости самостоятельно вели военные действия и заключали соглашения.
v Межплеменные собрания, созывавшиеся вокруг наиболее почитаемых центров языческого культа – по существу, единственная связь, которая объединяла всех пруссов:
o Здесь не столько принимались важные политические решения, сколько выполнялись обряды.
|
ПРЕДПОССЫЛКИ
Ø Социально-экономические:
· Развитие земледелия. Привело к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины более крупных и богатых членов, а также княжеско-дружинной группировки:
ü Ранее необходимые продукты распределялись поровну между членами общины. Когда собрание всех членов стало невозможным (увеличение племени и появление избыточного продукта), начинает выделяться верхушка.
· Обмен и внешняя торговля. Стали результатом появления избыточного продукта;
· Развитие торговли и земледелия приводят к имущественной дифференциации.
Ø Социально-политические:
· Усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения ускоряли становление княжеской власти, повышали его роль, как обороняющего племя от внешних врагов, так и выступающего в качестве арбитра при различного рода спорах;
· Складывание межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Союзы приобретали форму племенных княжений. Власть князя менее зависела от воли вечевых собраний, а его интересы отчуждались от интересов соплеменников;
· Потребность родоплеменной знати в аппарате защиты своих привилегий и захвате новых земель;
· Установление военной демократии.
Ø Духовные:
· Общая языческая религия (схожесть обычаев);
· Эволюция языческих представителей славян. Сакрализация княжеской власти. Личность князя отождествляли с племенным тотемом. Произошло это в результат военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаление князя от привычного для общинников дел и забот, создание укрепленного межплеменного центра – резиденции князя.
Ø Внешнеполитические:
· Стремление взять под контроль торговые пути ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Постепенно они начнут осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговли, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей;
· Борьба с кочевниками;
· Взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм жизни.
ЭТАПЫ СКЛАДЫВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
1. Первый этап: VI век. Набеги соседних племен приводят к необходимости объединения восточнославянских племен в союзы;
2. Второй этап: VIII-IX вв. Складывание предпосылок, межплеменных союзов и их центров, системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху носила добровольный характер. Разложение родоплеменного строя, формирование соседской общины;
3. Третий этап: IX-Xвв.Непосредственно образования государства. Полностью государство будет сформировано при Владимире Святом, когда будут ликвидированы последние племенные княжения, введены единые и постоянные налоги.
ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА У СЛАВЯН
Норманнская теория
v Разработка теории: первая половина XVIII века, – деятельность немецких историков в Российской Академии наук: Готлиб Зигфрид Байер, Герард Фридрих Миллер, Штрубе-де-Пирмонт, Август Людвиг Шлёрц;
v Основные положения теории:
1. Славяне были диким, необразованным народом, неспособным создать свою государственность. Русское государство создали норманны (Рюрик);
2. Причина приглашения варягов: усобицы явились результатом неспособности славян к самоуправлению;
3. Влияние варягов на культуру: норманнское влияние огромно. Славяне не знали ремесла, законов, оседлых поселений.
v Факты, подтверждающие теорию:
1. Активное сотрудничество древнерусских правителей со скандинавами;
2. Происхождение некоторых русских имен и названий территорий от скандинавских языков.
|
Славянская теория
v Разработка теории: реакция на норманнскую теорию: М.В. Ломоносов, Б.А. Рыбаков;
v Основные положения теории:
1. Складывание государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам;
2. Причина приглашения варягов: пресечение древнейшей династии и начавшиеся усобицы:
ü Возможно, Рюрик становится просто военным вождем союза, обязанностью которого являлась защита территории. В старых племенных центрах по-прежнему распоряжалась родоплеменная знать.
3. Влияние варягов на культуру: варяги находились на более низком уровне развития. Следы их влияния не значительны.
v Факты, подтверждающие теорию:
1. Общеславянские лексемы, которые говорят об активном разложении племенного строя и создании политических общественных организмов (еще до миграции):
ü Наличие в языке таких слов, как: «господин», «худоба», «беден», «грабеж», «красть» - свидетельства имущественного расслоения и социальных антагонизмов;
ü «Князь», «дружина», «наместник» (заместитель, преемник), «держава» (власть, господство), «мыто» (в значении подарок, взятка, пошлина, налог) – термины причастны к понятиям политического управления социумом.
2. Развитие сами норманнов: на исходе раннего Средневековья скандинавское общество было более архаичным, сохранило намного больше черт родоплеменных отношений, чем общество древнерусское.
|
Центристская теория
v Разработка теории: более современная теория – А.Л. Юрганов, Л.А. Кацва;
v Основные положения:
1. Государство возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но и при участии варягов;
2. Причина приглашения варягов: развитая политическая культура: понимание необходимости единого властителя. Варяги могли быть приглашены для примирения враждующих славянских группировок. Но призвание варягов не могло стать началом славянской государственности, ибо государство – результат длительного внутреннего развития общества:
· Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства, определяют конкретные проявления этого процесса. Факт призвания варягов говорит не столько о возникновении государства, сколько о происхождении княжеской династии.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: