Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к выпускным квалификационным работам

4.1. Структура и содержание выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа должна содержать:

- титульный лист,

- оглавление,

- введение: обоснование темы и ее актуальности в научном и практическом отношениях, степень разработанности темы, цель, задачи и структура работы,

- основное содержание с разбивкой на главы, содержащие по тексту сноски на использованную литературу и источники,

- заключение: краткие выводы и достигнутые результаты,

- список использованной литературы и источников, а также приложений, при их наличии.

Введение является важной составной частью каждой выпускной квалификационной работы. В нем отражается обоснование выбранной темы - (что это за проблема и зачем ее следует исследовать), а также раскрывается весь научный аппарат, включая следующие составляющие выпускной квалификационной работы:

- актуальность темы;

- разработанность исследуемой проблемы;

- объект и предмет;

- цель;

- основные задачи;

- путь (способы) решения основных задач;

- элементы новизны;

- научная и практическая значимость исследуемой проблемы;

Актуальность темы - это определение важности исследуемой проблемы, включающее в себя:

- аргументацию необходимости изучения данной темы с позиции теории или практики, а также одновременно и теории, и практики правоприменительной деятельности;

- раскрытие степени изученности проблемы и отражение ее в специальной литературе;

- обоснование темы и раскрытие потребности в специальном исследовании и т.д.

Здесь же раскрывается состояние разработанности выбранной темы, т.е. дается краткий обзор литературы по теме. При этом следует учитывать, что чаще всего выпускная квалификационная работа бывает посвящена довольно узкой теме, поэтому обзор литературы должен делаться только по этой теме, а не по всей проблеме, к которой данная тема относится. Литературный обзор должен осуществляться в определенной логической последовательности. Сначала дается критический анализ того, что уже нашло отражение в специальной литературе. На основании анализа делается вывод о том, что уже решено предшествующими исследователями, что еще недостаточно раскрыто и потому нуждается в дальнейшей разработке. Если студент не может сделать такой вывод, проводя самостоятельно анализ всей имеющейся по теме литературы, то, естественно, возникает вопрос, для чего он выбрал именно эту тему и что нового в нее он может привнести.

В процессе анализа состояния исследованности темы автор выпускной квалификационной работы приходит к формулированию основного противоречия в исследуемой области. Под ним понимаются серьезные несоответствия, несогласованности между какими-либо противоположностями внутри единого объекта. Выявление основного противоречия позволяет определить научную проблему выпускной квалификационной работы.

Научная проблема характеризует, что именно хочет автор разрешить в процессе исследования. Она выражается в виде вопроса, например: в чем сущность, содержание и условия оптимального развития какого-либо правового явления; каковы пути, обеспечивающие наиболее полное решение определенной правоприменительной проблемы; каковы наиболее оптимальные условия эффективности деятельности должностного лица в решении частной юридической задачи?

Сформулировав научную проблему, следует определить объект и предмет выпускной квалификационной работы. Они позволяют выделить границы предстоящего исследования.

Объект выпускной квалификационной работы - это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Объект представляет собой процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, которая будет исследоваться.

Предмет выпускной квалификационной работы - это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. Предмет определяет то, что находится в границах объекта и обусловливает содержание предстоящего исследования. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных, направлений. Предмет выпускной квалификационной работы либо совпадает с его темой (чаще всего), либо они очень близки по звучанию.

Цель выпускной квалификационной работы - это то, чего хочет достичь студент своей исследовательской деятельностью. Цель характеризует основной замысел студента при ее разработке.

Основные задачи. На основе цели (в работах же, где имеется гипотеза, то и на ее основе) определяются задачи, которые требуется решить (и подтвердить выдвинутое предположение) в процессе ее достижения.

Задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, уточнить и дополнить понимание, выявить, систематизировать, разработать и т.д.). Иногда задачи формулируются как относительно самостоятельные законченные этапы исследования.

Формулировки задач определяют содержание выпускной квалификационной работы. Количество задач может диктоваться главами или параграфами работы. Как правило, их количество колеблется от двух до четырех, в редких случаях достигает пяти. В первом случае каждая задача определяется названием главы, во втором - параграфом выпускной квалификационной работы. Какой вариант предпочтителен, определяется темой и советом научного руководителя.

Способы решения основных задач. Они предполагают определение автором основных методов, которые использованы при проведении исследовательской работы, и базы, на которой изучались те или иные явления, проверялись наработки, методики и пр. Другими словами, автор показывает ту практическую сферу, где преимущественно проводилось исследование, и тот инструментарий, посредством которого он обеспечил решение основных задач, достижение цели выпускной квалификационной работы. Здесь же дается характеристика источников получения информации.

Элементы новизны. В этом подразделе введения отмечается, что нового по сравнению с известным в теории и на практике удалось достичь автору в процессе его исследовательской деятельности. Учитывая, что речь идет о выпускной квалификационной работе, требования к новизне невысокие по сравнению с диссертационной работой. Неслучайно этот подраздел называется - элементы новизны. При его раскрытии используются следующие формулировки: в выпускной квалификационной работе (в процессе исследования) уточнено..., дополнено…, выявлено влияние (проявление)…., описано... и т.д.

Научная и практическая значимость исследуемой проблемы. Автор показывает, какое значение могут иметь те результаты, которые им получены в ходе исследования, и где они, возможно, получат применение или уже используются на практике. Другими словами, здесь демонстрируется, кому и для чего нужно то, что сделано студентом.

Основное содержание. Выпускная квалификационная работа - это самостоятельная научная работа студента. К ее содержанию предъявляются определенные требования, которые студент должен выполнить.

Каждый параграф имеет:

1) вводную часть - несколько предложений, вводящих в замысел параграфа;

2) последовательное раскрытие содержания, иных явлений, цитирование и заимствования;

3) вывод - обобщающая мысль изложенного материала и переход к следующему параграфу.

Язык и стиль. При подготовке выпускной квалификационной работы следует учитывать, что это научный труд студента и язык должен быть соответствующим. Данный факт находит отражение, прежде всего, в том, что стиль изложения должен носить характер доказательности, убедительности, являться следствием проведенного исследования. Важнейшие средства выражения логических связей - специальные функционально-логические средства связи, указывающие на:

- последовательность развития мысли - вначале, прежде всего, затем, во-первых, значит, итак и др.;

- противоречивые отношения - однако, между тем, в то время как, тем не менее и др.:

- причинно-следственные отношения - следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же и др.;

- переход от одной мысли к другой - прежде чем перейти к…., обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., необходимо рассмотреть;

- итог, вывод - итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать.

Неписаным правилом является, когда студент выступает во множественном числе «мы» - я и научный руководитель.

Цитирование и заимствования. Автор выпускной квалификационной работы для подтверждения собственных доводов или для критического анализа того или иного явления должен ссылаться на авторитетный источник. Таким образом, написанная выпускная квалификационная работа демонстрирует научную культуру автора. Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый текст, ибо малейшее его искажение может изменить смысл. Допустимы лишь следующие отклонения:

1) модернизация орфографии и пунктуации по современным правилам, если написание слов и расстановка знаков препинания не являются индивидуальной особенностью стиля автора;

2) развертывание произвольно сокращенных слов до полных с заключением дополнительной части слова в прямые скобки, например, т[ак], с[казать];

3) пропуск отдельных слов и фраз в цитате при условии, что, во-первых, смысл цитаты не будет искажен пропуском и, во-вторых, этот пропуск будет обозначен многоточием;

4) изменение падежа цитируемых слов и словосочетаний для подчинения их синтаксическому стилю фразы, куда они включены.

Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным. Избыточное цитирование создает впечатление компилятивности, а недостаточное цитирование снижает научную ценность работы.

Текст цитаты заключается в кавычки, и делается ссылка на источник с указанием страницы. Вариант ссылок следующий:

- сплошная нумерация с постраничными ссылками.

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или иному документу, то ссылку следует начинать словами «Цит. по», либо «Цит. по кн.», или «Цит. по ст.».

В случаях, когда в тексте выпускной квалификационной работы излагается содержание авторской мысли своими словами, то в ссылке добавляются начальные слова «См.», «См. об этом».

При постраничном цитировании следует придерживаться следующего:

- первая ссылка на источник предусматривает полное включение всей ее библиографической информации с указанием страниц (например, Дмитриев Ю.А., Корсик К.А. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации. М.: Манускрипт, 1997. - с. 65.

- если публикация неоднократно цитируется на од​ной странице, то в последующих ссылках пишется - «Там же» и указывается страница.

Заключение представляет собой результат научного творчества студента, краткий итог выпускной квалификационной работы.

Учитывая, что содержание выпускной квалификационной работы строится в определенной логической связи, то и заключение целесообразно строить также логически. С этой целью следует по каждому параграфу сделать краткое резюме и сформулировать его в виде одного-трех абзацев. Каждый абзац имеет свое конкретное содержание, отражающее определенный результат исследовательской деятельности студента. В этих абзацах должно найти отражение решения основных задач выпускной квалификационной работы и раскрытие содержания положений, выносимых на защиту. Здесь же отражаются наиболее важные практические рекомендации (для прикладных тем), получившие обоснование в выпускной квалификационной работе.

Результаты излагаются как в позитивном (что удалось выявить, раскрыть достаточно полно, в основном, частично), так и в негативном плане (чего не удалось достичь в силу недоступности определенных источников, либо материалов, либо других причин, связанных с трудностями исследования, недостатком времени, отсутствием необходимой базы и пр.).

Каждый смысловой раздел заключения, как правило, нумеруется, что придает определенную стройность изложения. Объем заключения - 2-3 страницы.

Текст работы должен содержать не менее 50% оригинальности текста.

Список литературы завершает выпускную квалификационную работу. Он отражает ту литературу, которую изучил и использовал студент в процессе подготовки выпускной квалификационной работы. Оформляется (составляется) список литературы в соответствии с требованиями «ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

Все источники располагаются в алфавитном порядке, а при необходимости - в хронологическом, либо по тематическому принципу. В выпускных квалификационных работах по юриспруденции выделяют следующие рубрики:

1. Нормативные акты - излагаются по юридической силе акта (Конституция Российской Федерации, Кодексы, Федеральные законы, Законы, Указы, постановления, инструкции, письма и т.д.) – в последней редакции.

2. Комментарии к нормативным актам - за последние 5 лет.

3. Исторические источники.

4. Научная и учебная литература (монографии, учебники, учебные и учебно-методические пособия - за последние 5 лет, энциклопедии, справочники).

5. Периодическая печать - журналы, реферативные сборники, газетные публикации - за последние 5 лет.

6. Судебная практика – последние 3 года.

7. Материалы интернета.

Нумерация каждой рубрики начинается заново.

Примечание. Изложение материалов в рубриках 3-5 - по алфавиту в пределах вида рубрики.

Пример оформления списка использованных источников:

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Нормативные правовые акты:

 

1. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС/TRIPS) (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) // Собрание законодательства РФ, 2012, № 37, С. 2818 - 2849.

2. Конвенция по охране промышленной собственности (Заключена в Париже 20.03.1883) (ред. от 02.10.1979) // Закон. 1999. N 7.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ, 1994, №32, ст. 3301.

4. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "Об электронной подписи" // Собрание законодательства РФ, 2011, N 15, ст. 2036.

5. Приказ Минобрнауки РФ от 29 октября 2008 г. N 328 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара или заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке свидетельств Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2009, N 16.

6. Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" // Российская газета, 1992, N 228. Документ утратил силу.

 

Научная, учебная литература и статьи в периодических изданиях

 

7. Гаврилов Э.П., Данилина Е.А. Практика охраны наименований мест происхождения товаров: что изменилось? // Патенты и лицензии. 2006. N 1. С. 13 – 25.

8. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исслед. центр частного права. – М.: Статут, 2003. – 115 с.

9. Красавчиков О.А. Гражданско-правовой договор: понятие, содержание и функции // Гражданско-правовой договор и его функции. Свердловск. УрГУ, 1980. С.7 - 21.

10. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой / Н.Г. Валеева, К.В. Всеволожский, Б.М. Гонгало и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2011. – 235 с.

11. Фильмы отдадут Мосгорсуду, музыку — суду по интеллектуальным правам // Известия, 16 сентября 2013 г.). URL: http://izvestia.ru/news/557067 (дата обращения 18.11.2013).

 

Материалы судебной практики:

 

12. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 сентября 2011 г. N 147 «Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с применением положений Гражданского кодекса РФ о кредитном договоре» // Вестник ВАС РФ, 2011, N 11.

13. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2005 № 3423/99 // Вестник ВАС РФ. 2005. № 3. С. 23-25.

14. Постановление ФАС Центрального округа от 11.11.2003 г. N А35-1276/02-С11[Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовй системы «КонсультантПлюс».

 

Электронные ресурсы

 

1. Бранденбургский Я.Н.\ Еженедельник советской юстиции. 1923.№11URL: http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=92141

2. Выступление Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 января 2012 года. URL: http://www.arbitr.ru/presscentr/news/speeches/42013.html (дата обращения: 01.11.2012); статья по материалам встречи "Перспективы введения обязательного участия юриста в качестве представителя в арбитражном процессе" (г. Москва, зал Пленума и Президиума ВАС РФ, 25 октября 2012 года) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".

3. Гуреев П.П. История гражданского процессуального права. Победа Великой Октябрьской социалистической революции и создание основ советского гражданского процессуального права \ Курс советского гражданского процессуального права. 1981. Т.2. URL: http://www.lawlibrary.ru/izdanie13561.html

4. Пикар Эдм. Об адвокате. М., 1898..URL: http://jurytrial.ru/library/item/45

5. Русский вестник. 1859. Т. 22. Кн. 2.//URL: http://book-old.ru/BookLibrary/00540-Russkiy-Vestnik/1859.-Russkiy-vestnik-za-1859-god.html

6. Тютрюмов И.М. Устав гражданского судопроизводства. 2012. URL: http://www.knigafund.ru/authors/11309

 

В приложениях приводится вспомогательный материал: промежуточные математические расчеты, таблицы вспомогательных данных, анкеты, инструкции, типовые договоры, иллюстрации и др.

Главы нумеруются арабскими цифрами, параграфы – арабскими цифрами через точку. После последней цифры и нумерации и в конце названия главы или параграфа точка не ставится. Например:

Глава 1

третий параграф третьей главы – 3.3 и т.д.

Разделы – введение, заключение, список литературы, приложения в содержании не нумеруются.

Выпускная квалификационная работа должна быть представлена в печатном и электронном видах. Текст работы должен быть четким, логичным и соответствовать по содержанию требованиям, предъявляемым к работам соответствующего уровня. Работа должна быть оформления в соответствии с действующими ГОСТами и правилами оформления печатных научных работ в ННГУ.

Выпускная квалификационная работа подписывается автором на титульном листе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...