Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты
Изобразительное искусство Выпускник научится: · характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов; · раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни; · создавать эскизы декоративного убранства русской избы; · создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы; · определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; · создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции; · создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении; · умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); · выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; · владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; · распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
· характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций; · различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства; · различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России; · находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов; · различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России; · называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства; · классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира; · объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения; · композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами; · создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов; · простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений; · навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь); · изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции; · создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел; · строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы; · характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства; · передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта; · творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
· выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания; · рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов; · применять перспективу в практической творческой работе; · навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого; · навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы; · видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе; · навыкам создания пейзажных зарисовок; · различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива; · пользоваться правилами работы на пленэре; · использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения; · навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения; · различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.); · определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле; · пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники; · различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм; · различать и характеризовать виды портрета; · понимать и характеризовать основы изображения головы человека; · пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами; · видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти; · видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
· использовать графические материалы в работе над портретом; · использовать образные возможности освещения в портрете; · пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке; · называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения; · навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека; · навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа; · навыкам лепки и работы с пластилином или глиной; · рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства; · приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы; · характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью; · объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи; · изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом; · узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»; · перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины; · характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов; · узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины; · характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры; · рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории; · называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения; · творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
· творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему; · творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов; · представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре; · называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы; · узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы; · характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества; · рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны; · описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне; · творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою; · анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века; · культуре зрительского восприятия; · характеризовать временные и пространственные искусства; · понимать разницу между реальностью и художественным образом; · представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский; · опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами; · собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.); · представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов; · опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных; · систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна; · распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства; · понимать сочетание различных объемов в здании; · понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал; · иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох; · понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры; · различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого; · характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды; · понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
· осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.; · применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы; · применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); · создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; · создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов; · получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта; · приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры; · характеризовать основные школы садово-паркового искусства; · понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков; · называть и раскрывать смысл основ искусства флористики; · понимать основы краткой истории костюма; · характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды; · применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны; · использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов; · отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел; · использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды; · узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики; · различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля; · различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси; · узнавать и описывать памятники шатрового зодчества; · характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву; · раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну; · работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам; · различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси; · создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; · работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства; · сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси; · рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры; · ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков; · использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков; · выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века; · характеризовать признаки и особенности московского барокко; · создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале. Выпускник получит возможность научиться: · активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.); · владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства; · различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства; · выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства; · понимать специфику изображения в полиграфии; · различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.); · различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое); · проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.; · создавать художественную композицию макета книги, журнала; · называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков; · называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков; · называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники; · называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи; · называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи; · понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи; · активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства; · определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна; · использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; · называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры; · создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале; · узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков; · узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры; · осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы; · применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему; · понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм; · характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди; · создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; · работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); · использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства; · характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России; · получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира; · использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией; · понимать основы сценографии как вида художественного творчества; · понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения; · называть имена российских художников(А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский); · различать особенности художественной фотографии; · различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.); · понимать изобразительную природу экранных искусств; · характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа; · различать понятия: игровой и документальный фильм; · называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков; · понимать основы искусства телевидения; · понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа; · применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля; · применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов; · добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля; · использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии; · применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.; · пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей; · понимать и объяснять синтетическую природу фильма; · применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма; · применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра; · использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа; · применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации; · смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино; · использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения; · реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.
Изобразительное искусство Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры. В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства. Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии. В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности: · ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность; · изобразительная деятельность (основы художественного изображения); · декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства); · художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры); · художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств. Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности. Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности. Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология». Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|