Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные требования к проведению занятий в подготовительном классе.

Методика обучения первоначальным математическим представлениям

Подготовительный класс в школе для детей с нарушениями интеллекта (у.о.) функционирует как пропедевтико-диагностический.В этот класс зачисляются дети, в возрасте 7-8 лет и старше, не прошедшие организованной дошкольной подготовки, а также дети с выраженной умеренной недостаточностью. Цель деятельности подготовительного класса –

1) диагностика с целью предупреждения ошибочного зачисления детей с другими нарушениями, сходными по проявлению с умственной отсталостью (задержка психического развития, социально-педагогическая запущенность, тяжелые речевые нарушения и др.);

2) обеспечение психологической и функциональной готовности детей с недостатками интеллектуальной деятельности к обучению в школе.

Задачи обучения в подготовительном классе:

1. Выработка у детей интереса к обучению, положительной мотивации.

2. Формирование нравственной и волевой готовности к обучению в школе.

3. Общее и общеречевое развитие учащихся.

4. Коррекция имеющихся нарушений психофизического развития.

5. Диагностическая задача: выделить сильные стороны ученика, уровень общего и общеречевого развития, имеющихся психофизических особенностей.

Содержание подготовительного курса.

Содержание составляют житейские понятия, которые являются базой школьного курса математики. В методике математики эти житейские понятия называются элементарными математическими понятиями.

1. Дочисловые элементарные математические понятия о числе: числа от 1 до 5 (первого пятка) без обозначения их цифрами. Дочисловые понятия изучаются в первом полугодии.

2. Развитие количественных и пространственно-временных представлений.

3. Уточняются и формируются представления о свойствах предметов – величина, масса, форма.

4. Изучение чисел первого пятка (от 1 до 5) – формируются

- конкретные количественные представления о каждом числе первого пятка через перцептивное восприятие соответствующих множеств предметов, звуков, движений;

-представления об образовании каждого множества путем добавления или вычисления одного предмета;

- представления о составе каждого множества из двух подмножеств;

-умение упорядочивать множества по их количеству;

-счетная деятельность;

-конкретные представления о сложении и вычитании;

-готовность детей к решению текстовых арифметических задач на определение суммы и остатка.

Дети знакомятся с цифрами и знаками арифметических действий.

 

Организация преподавания математики в подготовительном классе.

Необходимо выполнение определенных условий.

1. Установление отношений сотрудничества каждого ребенка с учителем и воспитателем. Сотрудничество – совместная деятельность ребенка и взрослого, в процессе которой учитель передает человеческий опыт в разных его формах, а ребенок усваивает и делает его своим, присваивает. Сотрудничество предполагает активную ориентировку ребенка на взрослого как на источник социального опыта, нравственных норм поведения, умений, знаний, т.е. как на эталон. Сотрудничество осуществляется в разных формах: общение, совместная деятельность, прямое обучение, непрямое сотрудничество

(ребенок наблюдает за работой, общением взрослых, их действиями, поступками, а потом пытается им подражать).

2. Формирование у ребенка умение преодолевать трудности. Весь процесс развития мышления у умственно отсталых детей является для них процессом упорного труда, преодоления трудностей, препятствий. Надо выработать у них правильное отношение к трудностям, желание и умение их преодолевать. Иначе непосильные трудности могут привести к неуверенности в себе, к появлению заниженной самооценки, негативному отношению к учебе, к нарушениям в поведении.

3. Создание ситуации успеха, в которой нуждается ребенок. Она формирует положительную мотивации.. Деятельность должна приносить ребенку удовлетворение, связанное с переживанием успеха. Длительный неуспех может привести к отрицательному развитию ребенка, тревожность, отказ от деятельности, сотрудничества, неуверенности. Успех ребенка должен быть реальным! Не путайте успех в деятельности с незаслуженной похвалой. Успех – небольшое продвижение вперед по сравнению с тем, что было достигнуто раньше, или преодоление возникших на пути к цели трудностей. Даже самый маленький шаг вперед должен быть замечен учителем!

4. Формирование у детей общих интеллектуальных умений, без которых школьное обучение невозможно. К ним относятся:

- постановка и осознание целей деятельности;

- анализ условий и способов деятельности;

-планирование последовательности своих действий;

-самоконтроль во время работы;

- оценка полученного результата.

 

Основные требования к проведению занятий в подготовительном классе.

1. Частая смена видов деятельности на уроке. У детей неустойчивое и кратковременное внимание. В начале учебного года смена видов деятельности должна осуществляться через 3-5- минут, затем через 7-10 минут, к концу учебного года - через 10-15 минут.

2. Вариативность заданий, упражнений, дидактических игр, направленных на изучение какого-либо одного понятия. Это позволяет предотвратить образование у детей закостеневших стереотипных, формальных знаний, способствует созданию у детей полных, прочных, обобщенных понятий, предпосылок для переноса знаний.

3. Формирование умения переносить полученные знания, сведения, способы действия из одной ситуации в другую.

4. Игровая форма обучения. Нужно учитывать ведущую роль игры в деятельности детей. Игровая ситуация способствует появлению положительных эмоций, интереса к заданию. Но необходима не игра, а игровая задача, в которой достижение результат ведет к усвоению программного материала.

5. Использовать группы наглядных, словесных, практических методов. Их надо применять в сочетании, видоизменять в зависимости от задач коррекционно-воспитательной работы. На занятии должно быть достаточное количество наглядных пособий, в поле зрения учеников должны находиться только те предметы, которые необходимы. Предметы должны быть крупными, яркими. Перед использованием картины в качестве наглядного пособия, необходимо учить детей воспринимать изображения. Соотносить его с реальными объектами действиями ситуациями.

6. Важно правильно выбирать способы передачи ребенку общественного опыта. Учитель может использовать словесное описание или словесную инструкцию, показ, образец, жестовую инструкцию, совместные действия взрослого и ребенка. На начальных этапах обучения ведущими могут быть практические действия в сочетании со словесными методами обучения. Словесные методы должны правильно использоваться. На начальных этапах их используют, чтобы:

-привлечь внимание детей;

-для организации детей в занятии, деятельности;

-фиксировать ход деятельности, а затем и результат, обобщить полученный опыт.

Ведущими методами обучения должны быть наглядные и практические

(образец, показ, жест, совместные действия).

Образец - требует от детей анализа и самостоятельного определения последовательности и выполнения действий.

Показ- выполнение действий, заданий по подражанию учителя. При этом самостоятельного анализа не требуется. Если у ребенка не сформировано подражание, то можно воспользоваться жестовой инструкцией, т.е. взять руку ребенка в свою и совместно с ним выполнять нужное действие.

Способы передачи ребенку общественного опыта должны быть динамичны, постоянно сменять друг друга и идти от простых к сложным или наоборот. Наглядные и практические методы обязательно сочетаются с речью – словесной инструкцией, объяснением задания, словесным описанием, речь должна включаться постепенно.

7.Чаще использовать экскурсию как форму организации процесса обучения. Экскурсия позволяет расширить кругозор детей, накопить сведения об окружающем мире. Необходимо продумать содержание и план проведения экскурсии, а также способы руководства восприятием свойств и качеств предметов окружающей действительности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...