Рекомендации по разработке рабочей программы учебного предмета
Особенности преподавания учебного предмета «Биология» В 2017-2018 учебном году В 2017-2018 учебном году продолжается переход на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (далее - ФГОС общего образования), наряду с этим в 8-11 классах образовательные отношения реализуются в соответствии с приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Основное общее образование. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее - ФГОС ООО) учебный предмет «Биология» входит в образовательную область «Естественнонаучные предметы». Биологическое образование направлено на освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использование знаний и умений в практической деятельности повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды. При изучении учебного предмета «Биология» в рамках реализации ФГОС основного общего образования формируются следующие предметные компетенции: 1) системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира; 2) первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде; 4) основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных; 5) представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; 6) приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. В 2017-2018 учебном году 5-7 классы обучаются по ФГОС основного общего образования. На изучение учебного предмета «Биология» в 5-7 классах отводится по 1 часу в неделю в каждой параллели классов (по 35 часов в год) - таблица 1. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 № 1312 для изучения учебного предмета «Биология» в 8 - 9 классах отводится по 2 часа в неделю в каждой параллели классов (по 70 часов в год). Таблица 1 Учебный план для V- IХ классов общеобразовательных организаций
При разработке части, формируемой участниками образовательных отношений, рекомендуем отразить в ней региональные и этнокультурные особенности Томской области.
Среднее общее образование. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 № 1312 (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74), количество часов, предусмотренное для изучения предмета «Биология» в 10 - 11 классах представлено в таблице 2. Таблица 2 Учебный план для Х – ХI классов общеобразовательных организаций
Учебный план для 10-11 классов основан на двухуровневом (базовом и профильном) федеральном компоненте государственного стандарта. Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательной организации и/ выбраны для изучения обучающимися либо на базовом, либо на профильном уровне. При формировании учебного плана профильной направленности общеобразовательным организациям необходимо руководствоваться примерными учебными планами для некоторых возможных профилей, указанных в пояснительной записке к федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для образовательных учреждений Российской Федерации (приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312). При разработке части, формируемой участниками образовательных отношений, рекомендуем отразить в ней региональные и этнокультурные особенности Томской области. Система профильного обучения предусматривает освоение обучающимися базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов. Это позволяет выстраивать индивидуальные траектории обучения с углубленным изучением теоретических основ отдельных отраслей профиля, в сочетании с практико-ориентированной научно-исследовательской и проектной работой по предмету «Биология».
На профильном уровне обучающиеся изучают материал о живой природе, её системной организации и эволюции, индивидуальном развитии организмов, биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой материи, генной и клеточной инженерии, биоразнообразии и его роли в сохранении устойчивости биосферы и др. Биология является профильным предметом в трех профилях: химико-биологическом, биолого-географическом и агротехнологическом. Для общеобразовательных организаций с малочисленным количеством обучающихся формируются классы гибкого состава, что позволяет создать условия для обучения как минимум двух групп обучающихся по разным направлениям. В таких классах общеобразовательные предметы посещают все обучающиеся, а при изучении профильных дисциплин класс делится на группы. Индивидуальные образовательные траектории позволяют учесть интересы разных групп школьников, и расписание учебных часов на неделю составляется индивидуально для каждого. Рекомендуемые образовательные технологии. При реализации учебного предмета «Биология» на уровнях основного и среднего общего образования рекомендуем следующие образовательные технологии. Модульное обучение. Цель модульного обучения – создать условия выбора для полного овладения содержанием образовательных программ в разной последовательности, объёме и темпе изучения через отдельные и независимые учебные модули с учётом индивидуальных интересов и возможностей обучающихся. В рамках данной технологии обучения содержание образования представляется в законченных, самостоятельных блоках (модулях), одновременно являющихся «банком» информации и методическим руководством по его усвоению. Проектная технология. Применение проектной технологии на уроках биологии способствует повышению практической направленности в освоении содержания учебного предмета «Технология». Создание проблемно-мотивационной среды на уроках осуществляется через различные формы: беседы, дискуссии, «мозговой штурм», самостоятельную работу, организацию «круглого стола», групповую работу, ролевые игры.
Проектная технология всегда ориентирована на самостоятельную и инициированную деятельность обучающихся (индивидуальную, парную, групповую), которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Данная технология всегда предполагает решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрированных знаний, умений из различных областей науки, технологий, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемы», то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное её решение (выводы), если практическая – конкретный результат (продукт). Проблемное обучение. Проблемное обучение направлено на формирование самостоятельности обучаемых, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления. Этот тип обучения обеспечивает оптимальное сочетание самостоятельной поисковой деятельности обучающихся с усвоением готовых выводов науки. Основным элементом проблемного обучения является «проблемная ситуация». Информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ). ИКТ - педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Использование информационно-коммуникационных технологий эффективно на всех типах уроков. Особенности организации и содержания внеурочной деятельности в рамках учебного предмета «Биология» Внеурочная деятельность является обязательным компонентом содержания основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования. Внеурочная деятельность реализуется по следующим направлениям развития личности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное (п.14 ФГОС основного общего образования). В рамках внеурочной деятельности в образовательных организациях для обучающихся 6 - 8 классов возможно введение образовательного курса «Биологическое краеведение» или отдельных модулей. Например, модуль «Растительный мир Томской области» в 6 классах, модуль «Животный мир Томской области» - в 7 классах. Образовательный курс «Биологическое краеведение» направлено на расширение знаний о природе родного края, углубление и дополнение базовой программы по биологии. Формы реализации: поисковые экспедиции, экскурсии, наблюдения, полевые практики, конференции, исследования, социальные акции, проекты и т.д.). Реализация данного образовательного курса возможна также в 9-11 классах за счет часов, отводимых на элективные курсы.
В помощь реализации программ внеурочной деятельности возможно использование ресурсов специализированных музеев, находящихся на территории Томской области (таблица 3). Таблица 3 Перечень специализированных музеев, находящихся на территории Томской области
В работе с одаренными детьми рекомендуем использовать возможности детского технопарка «Кванториум» (http://xn--j1adfnc.xn--80ajqkfgik2a.xn--d1acj3b/), который оснащён уникальным технологическим оборудованием, а у обучающихся появляется возможность сотрудничества с учёными томских вузов. Рекомендации по разработке рабочей программы учебного предмета «Биология» Согласно ст. 28 п.6 «Закона об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам относится к компетенции образовательной организации. Структура рабочей программы утверждается образовательной организацией самостоятельно в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации «О рабочих программах учебных предметов» от 28.10.15 № 08-1786 и приказами Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 № 1576, 1577, 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт…». Педагоги имеют право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ, методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы отдельного учебного предмета (п. 3 ч. 3 ст. 47 «Закона об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ). Рабочая программа учебного предмета должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и содержать обязательные разделы: 1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; 2) содержание учебного предмета, курса; 3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Рабочая программа по учебному предмету «Биология» должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Подробная информация об УМК, включая рабочие программы по биологии (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах: www.vgf.ru, www.drofa.ru, www.prosv.ru.
Техническое и программно-методическое обеспечение учебного предмета «Биология» В целях материально-технического оснащения учебного кабинета биологии необходимо руководствоваться приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.03.2016 № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования …» - http://docs.cntd.ru/document/420347939 В соответствии с приказом Минобрнауки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 (ред. от 05.07.2017) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» для реализации учебного предмета «Биология» на уровне основного и среднего общего образования общеобразовательным организациям рекомендовано использовать следующие учебники (таблица 4). Таблица 4 Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию по учебным предметам «Биология» и «Экология» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2016 № 1677)
ФГОС среднего общего образования предусматривает возможность включения в учебный план и изучения на базовом уровне интегрированных учебных предметов по выбору «Естествознание» и «Экология». В федеральный перечень включено три предметных линии учебников естествознания и экологии для обучающихся 10-11 классов. Они представлены в таблицах 5, 6. Таблица 5 Учебники естествознания для обучающихся 10-11 классов
Таблица 6 Учебники экологии для обучающихся 10-11 классов
Отмечаем, что решение о выборе и использовании учебников принимается в общеобразовательной организации. При этом необходимо учитывать следующие позиции: 1. Предметная линия рассчитана в основной школе на 5 лет обучения (5-9 классы), в средней школе – на 2 года обучения (10 и 11 классы), и переход с одного учебника на другой в этот период недопустим. 2. Разработанность учебно-методического комплекта выбранному учебнику на весь уровень обучения.
Информационные ресурсы, обеспечивающие методическое сопровождение образовательной деятельности по учебному предмету «Биология» Учитель биологии в своей работе может использовать материалы, размещенные на информационно-консультационном портале: - ФЦПРО (http://fgos74.ru/); - ТОИПКРО (https://toipkro.ru/); - ФИПИ (http://fipi.ru/); - Всероссийской олимпиады школьников (http://www.rosolymp.ru/); - в помощь учителю биологии и экологии (https://toipkro.ru/index.php?act=departments&page=553); - «Кванториум» (http://xn--j1adfnc.xn--80ajqkfgik2a.xn--d1acj3b/). Интернет-ресурсы: Проект «Вся биология» – http://sbio.info/ (представлены новости науки биологии, подборки интересных материалов по различным разделам биологии). Биология. Электронный учебник – http://www.ebio.ru/ На этом сайте представлена информация по всем разделам биологии. Биология. Ссылки на сайты по биологии – http://biologylib.ru/catalog/ (представлена актуальная информация по всем разделам учебного предмета). Виртуальная образовательная лаборатория – http://www.virtulab.net/ Интернет - урок – https://interneturok.ru/ (представлены материалы по всем разделам биологии: запись урока, файл урока, тренажеры, онлайн-тесты). Я иду на урок биологии – http://bio.1september.ru/urok/ Современные уроки биологии – http://www.biology-online.ru/ Информационно - справочный ресурс по биологии – http://www.cellbiol.ru/ Биологический онлайн словарь – http://bioword.narod.ru/ Универсальное справочное интернет-издание. BitDat – http://biodat.ru/ (научно-популярные и профессиональные тематические материалы, справочники, базы данных официальных изданий Красной книги России и регионов). Древние ископаемые животные – http://www.ancientbeasts.ru/ (материалы о динозаврах, древних млекопитающих, птицах и других вымерших животных). Биологический каталог – http://bio-cat.ru/ Зоология для учителя – http://www.5zaklepok.ru/ (школьный курс как для обучающихся и учителей). Энциклопедия флоры и фауны – http://faunaflora.ru/ (информация об основных формах жизни на планете).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|