Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности создания конституции России 1993 года




Возобновление научной деятельности Фонда конституционных реформ, в который вошли члены Конституционной комиссии (1990-1993 гг.), участники Конституционного совещания 1993 г.; а также начало выпуска многотомного издания по истории создания Конституции России, научного журнала «Конституционный Вестник»- это важные события, которые произошли в научно-конституционной жизни России последнего времени, в том числе и с точки зрения иностранных наблюдателей за российскими конституционными процессами.

Большинство этих инициатив не случайно связано, в первую очередь, с именем О.Г. Румянцева (в тот период - ответственного секретаря Конституционной комиссии Съезда народных депутатов России, а ныне – Президента Фонда конституционных реформ).

Наконец-то создана оптимальная база для успешного и необходимого восполнения того существенно-опасного пробела в истории принятия Конституции России, которая поможет искоренить уже появившиеся конституционные мифы и легенды вокруг конституционного процесса начала 90-х. Это полезно знать всем без исключения исследователям, желающим более объективно и глубоко проанализировать один из важнейших этапов трансформации советской системы в постсоветскую.

Общеизвестно, что на основании Конституции 1978 г. право принятия Конституции принадлежало Съезду народных депутатов РСФСР, который 16 июня 1990 г. принял постановление об образовании Конституционной комиссии для разработки новой Конституции России.

Работа Конституционной комиссии была открытой, интенсивной, плодотворной.

И, тем не менее, противоречивая история создания Конституции РФ пошла по всем нам известному подзаконному пути замены (практически на последнем, завершающем этапе) Конституционной комиссии Съезда народных депутатов России на президентский совещательный орган – Конституционное Совещание.

Приведем лишь некоторые поздние этапы специфического развития событий конституционного процесса, проходивших в обстановке тогдашнего острого политического и государственного кризиса, а также в условиях дискриминации, бойкотирования и блокировании деятельности 100% легитимно действовавшей Конституционной комиссии СНД России.

Первый Президент РФ разрабатывал и принял Конституцию в комфортных условиях удобных собственных правил, силами своего самолегитимированного (собственными подзаконными нормативными актами) Конституционного совещания.

20 марта 1993 года Президент РФ выступил по телевидению с Обращением к гражданам России, в котором сообщил, что подписал Указ «Об особом порядке управления страной до преодоления кризиса власти». (Ряд положений Обращения Президента РФ 23 марта был признан Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ).

24 марта 1993 года Президент РФ направил Верховному Совету РФ Послание «О конституционности». Из этого акта выделим лишь самые многозначимые позиции Президента РФ: «Есть у депутатов уверенность в собственной категоричной правоте? И не обернется ли их ошибка трагедией для судьбы России?».

Заслуживает критического анализа еще одна позиция Президента РФ: «Легитимность избранных прежде органов власти требует, как минимум, подтверждения. Это подтверждение можно и должно сделать, ориентируясь на верховного арбитра – народ». Здесь небезынтересно отметить, что речь шла об избранных прежде государственных органах, за исключением самого себя, также избранного в 1991 году.

В этом акте Президент РФ открыл свой реальный план: «Одновременно готов предложить проект новой Конституции, потому что считаю, что затяжка с ее принятием смертельно опасна для российской демократии». На этой стадии президентский проект стал «полуофициальным». За тем, он недвусмысленно обозначил возможный, обновленный маршрут конституционного процесса: «... Не исключаю, что новая Конституция впоследствии будет дополнена и утверждена Конституционной Ассамблей или новым федеральным парламентом».

Данное Послание заканчивается историческим предупреждением: «Предупреждаю, что я, как Президент Российской Федерации, остаюсь гарантом конституционности и буду защищать ее как от посягательств, так и от пренебрежения или оскорбления». Как последовательно сочетать данное намерение защищать конституционный строй России с разрушительной направленностью указа № 1400 – этого в данной статье обсуждать не будем, а передадим для последующей оценки современным теоретикам искусства конституционного ведения.

29 апреля Президент РФ на совещании руководителей республик в составе Российской Федерации, глав администрации краев, областей, автономных образований, городов Москва и Санкт-Петербург наконец-то еще больше открыл свою истинную программу действий в конституционном процессе. По признанию Ю. Батурина, активного участника тех событий: «Импровизируя, он проверил реакцию аудитории на понятие «Конституционное собрание» и, уловив неодобрительный отклик, перешел к более мягкой форме: «Конституционное совещание».

Создание Конституционного совещания - это не автоматическое последствие каких-то случайных обстоятельств конституционного процесса, а просто четкий проект тогдашнего помощника Президента РФ 1993 г. по правовым вопросам - «План Батурина». По признанию Краснова М. А., тогдашнего консультанта Ю. Батурина, участника Конституционного совещания (Представитель-эксперт от республик в составе РФ): «Идея Конституционного совещания была его идеей... он пригласил меня работать над подготовкой Конституционного совещания. Тогда была рабочая группа, Батурин, я и еще несколько человек. Приезжал Шумейко, Шахрай...».

30 апреля в газете «Известия» был официально опубликован президентский проект Конституции РФ, который был представлен вниманию юристов на совещании 29 апреля.

12 мая 1993 г. Президент РФ издал Указ «О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации».

21 сентября Президент РФ издал всем известный (и Конституционному Суду тоже) Указ № 1400, который мог бы называться «О роспуске Парламента и приостановлении деятельности Конституционного Суда» (был создан опасный прецедент деятельности Конституционного Суда под секвестром), но он был назван более элегантно «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации».

Данный нормативно-правовой акт (если отвечать на основной вопрос: как шло становление конституционного строя, какие были проблемы в его становлении?) создал беспрецедентный, подзаконный, «указной строй 1400», заменивший собой на тот период конституционный строй.

15 октября 1993 г. Президент РФ подписал Указ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации», составной частью которого было «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года». Принятие «Ельцинской» Конституции 12 декабря 1993 г. было достигнуто не на основе действовавшего закона 1990 г. о референдуме РСФСР, а на основании собственного подзаконного акта - Указа Президента РФ от 15 октября 1993 г. Существенное отличие «всенародного голосования», предусмотренного названным указом Президента РФ, от Закона РСФСР «О референдуме» 1990 г. состоит в том, что Конституция РФ признавалась принятой, если за ее принятие проголосовало более 50 % избирателей, принявших участие в голосовании (закон РСФСР «О референдуме...» требовал большинство от числа включенных в списки)[7].

Небезынтересно принять во внимание тогдашнюю позицию в отношении проведения всенародного голосования авторитетного конституционалиста, члена Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина, опубликованную в научной литературе сразу после принятия Конституции РФ: «...данное голосование с конституционно-правовой точки зрения никак нельзя считать референдумом. Полагаю, что избранное Федеральное Собрание вправе, исходя из действующего закона о референдуме, кстати, подписанного Б.Н. Ельциным, признать голосование по проекту Конституции всенародным опросом, не имеющим прямых юридических последствий».

В конечном итоге, Конституция РФ была принята при всенародном голосовании, не оправдались тогдашние оценки и предположения с сильным политическим резонансом: «Конституция, по которой невозможно жить» (В. Исаков) и «Создан прецедент. Неконституционная власть не имеет перспектив».

В конечном итоге, проект Конституции РФ был разработан Конституционным совещанием и предложен Президентом РФ для всенародного голосования, а не вынесен на референдум.

Проект Конституции не был рассмотрен и принят Съездом народных депутатов, не был направлен Президентом РФ субъектам РФ для обсуждения и одобрения.

Не стоит забывать, что в 1993 году проводились (достаточно экстравагантным образом) и всенародное голосование по проекту Конституции РФ (которую, в случае её принятия, мог легитимизировать только уже новый Парламент) и, одновременно, выборы в две палаты того же самого Парламента. Оказывалось соответствующее давление на электорат и на те партии, которые принимали участие в выборах и поэтому были заинтересованы в легитимизации того Парламента, куда они намеривались избраться.

Любопытно, что самим Конституционным совещанием ставилась под сомнение легитимность принятия Конституции РФ, разработанной в Конституционном совещании. Был проведен опрос участников Конституционного совещания. Наибольшую поддержку получил вариант принятия Конституции на специально избранном Учредительном собрании. По признанию Ю. Батурина: «Его популярность возросла с 66% - 5 июня до 79% - 10 июня. Очевидно, что в случае проведения на Конституционном совещании прямого голосования вероятность принятия такого решения квалифицированным большинством была высока.... Оставалось практически неизменным негативное отношение большинства участников к принятию Конституции на самом Совещании или на Съезде народных депутатов. Уровень поддержки составил от 30 до 38%».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...