Перцептивная сторона общения. Механизмы межличностного восприятия
Практическое занятие № 11 Перцептивная сторона общения. Механизмы межличностного восприятия Вопросы и задания Студентам необходимо законспектировать теоретический материал из приложения к плану занятия, выполнить задания письменно в тетради 1. Дайте понятие социально-перцептивному компоненту общения. Перцептивная сторона общения - процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
2. Какие механизмы социальной перцепции являются наиболее распространенными с вашей точки зрения? Приведите примеры из личного опыта. Информация,восприятие,чувства.
3. Внимательно изучите теоретический материал в приложении, затем определите и запишите в тетради ведущий механизм социальной перцепции, который ответственен за особенности восприятия человека человеком в каждой ситуации. Перцептивный компонент. Включает закономерности восприятия людьми друг друга. В социальной психологии под социальной перцепцией понимают процесс восприятия так называемых «социальных объектов» в социальном контексте, под которыми подразумеваются люди, социальные группы и т.п.
4. Словарный диктант на занятии. Ситуация 1. «Он меня недолюбливает. Даже комплименты и одобрительные слова в мой адрес не могут скрыть его неприязненного ко мне отношения», - решил Артем, наблюдая за собеседником на переговорах. Ситуация 2. Сергей пришел к директору компании на собеседование для приема на работу и видел его впервые. «Очень умный, предприимчивый, успешный молодой человек», - подумал Сергей, рассматривая ладно сидящий дорогой костюм директора.
Ситуация 3. «Не ходи замуж за деревенского, они все выпивают, да руки распускают», - советовала мать Наташе. Ситуация 4. «У него начался возрастной кризис», - решила учитель математики, когда возмущенный подросток, недовольный оценкой за контрольную работу, выскочил из кабинета во время урока и громко хлопнул дверью. Ситуация 5. «Что со мной происходит?! – подумала Татьяна Ивановна, - Я же сильно обижалась на свою маму, когда она так поступала. Почему же сейчас сама веду себя подобным образом по отношению к своей дочери?!...». Ситуация 6. Некоторые люди плачут за просмотром кинофильма или чтением романа. Ситуация 7. Виктор и Олег дружат 14 лет, неоднократно поддерживали друг друга в сложных ситуациях. Недавно до Олега дошли слухи, что Виктора видели с женой Олега. Информация не подтвердилась, но отношения между друзьями испортились. Ситуация 8. «Опять пьяный…, другого от него ждать не имеет смысла…» - подумала жена, встречая мужа с работы, едва взглянув на него. Ситуация 9. «Какой подозрительный и неприятный тип», – подумала Маша, впервые рассматривая соседа, о котором она слышала, что он недавно вернулся из исправительной колонии. Ситуация 10. Елена Петровна смотрела программу, которую блестяще вел её сын, знаменитый телеведущий. Зрители восхищались уверенным поведением, тонким юмором телеведущего. «Одной мне видно, что он сильно волнуется и напряжен, постороннему зрителю его переживания не заметны», - подумала Елена Ивановна.
Приложение Перцептивная сторона общения. Механизмы межличностного восприятия 1. Эффект новизны (недавности) действует в восприятии хорошо знакомого человека, когда последняя, новая информация оказывается более значимой при составлении мнения в процессе общения о нём. Эффект новизны проявляется в том, что при восприятии человека человеком, по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информация о ней, тогда как по отношению к незнакомой персоне наиболее значима впервые появившаяся информация, создающая первое впечатление о человеке (эффект первичности). Если эта информация носит оценочный, пристрастный характер, то может возникнуть эффект ореола, или галаэффект.
2. Эффект ореола (первичности) - это направленное приписывание человеку качеств, на основе информации, полученной ранее, т.е. образ человека уже создан ранее, выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные, реальные черты партнёра. Если первое впечатление о малознакомом человеке в общем позитивно, наблюдатель склонен его переоценивать, если негативно – недооценивать. Действие первого впечатления, создавшего «ореол», длится 1-1,5 года при достаточно интенсивном общении. В этой связи отечественный педагог А.С. Макаренко намеренно не читал личных дел, поступающих к нему детей и не знакомил с этими делами других педагогов колонии, чтобы не формировать отрицательных установок у воспитателей, что провоцирует определённое поведение у детей. Имеют место три фактора, вызывающие оценочную ошибку при формировании первого впечатления (Ю. Крижанская, В. Третьяков): ü Фактор превосходства – наблюдатель ощущает превосходство партнёра по какому-то важному для него параметру – уму, росту, материальному положению и т.п. Начинается общая личностная переоценка. Чем неувереннее чувствует себя человек, тем быстрее запускается эта схема, так, например, в экстремальной ситуации доверяют тем, кого бы в обычной не стали бы даже слушать. Например, в 80-х гг ХХ века в состоянии тотального дефицита, прокатилась волна мошенничества. К иногородним людям с большими суммами денег в огромных очередях подходили изящные, уверенные, хорошо одетые люди. Пострадавшие не могли объяснить потом, как они отдали деньги незнакомому человеку. Это социально-психологический фокус, который выкидывает с неуверенным человеком фактор превосходства. ü Фактор привлекательности – внешне приятного человека люди склонны переоценивать по ряду важных личностных качеств. Например, в экспериментах Бершайда и Уостера показано, что более красивых по фотографиям людей оценивают как более уверенных в себе, счастливых и искренних, а красивых женщин мужчины склонны считать более заботливыми и порядочными. Хотя народная мудрость гласит, что красивые женщины и особенно красивые мужчины эгоистичны и не очень умны. Как показал эксперимент, наши естественные психологические реакции на физическую привлекательность не совпадают с народной мудростью, хотя мы продолжаем её повторять.
ü Фактор сходства воспринимаемого лица с наблюдателем (только не внешне) – человека, который хорошо относится к наблюдателю или разделяет важные его идеи, личность склонна переоценивать по многим другим показателям. На этом эффекте построены многие правила манипулятивного общения, например, «правило трёх да» (ответь в начале общения на вопросы три раза «да», можешь в дальнейшем рассчитывать на благосклонность в более принципиальных вопросах). 3. Стереотипизация – это психологический механизм социального познания, заключающийся в том, что мы ожидаем определенного поведения от партнера по общению. Это происходит вследствие имеющегося прошлого опыта человека, а также на основе собственных мотивов поведения (как бы я поступил). Причём люди не только предполагают, каким может быть поведение человека, но и ожидают его, подталкивают своими реакциями партнёра к ожидаемому поведению, да так, что тот, порой неосознанно, начинает подтверждать впечатления и старается вписаться в навязанную модель поведения – это уже стереотип ожидания. Например, рассмотрим проявления стереотипа ожидания в педагогической практике: ü Стереотип проявляется в отношении к ответам ученика. «Хороших» учеников чаще и активнее поддерживают. «Плохому» ученику учитель через свои жесты и фразы с самого начала даёт понять, что ничего хорошего от него не ждёт. Парадокс: на ответы и опрос плохих учеников учитель затрачивает меньше времени, чем на ответ хороших. Однако в сознании учитель, из-за стереотипа ожидания, искренне считает, что тратит уйму времени на отстающих.
ü Стереотип сказывается на характере помощи при ответах. Незаметно для себя учитель подсказывает и помогает «хорошим», чтобы подтвердить свои ожидания, однако он убеждён, что вытягивает именно «плохого» ученика. ü Стереотип порождает характерные высказывания в адрес успешных и неуспешных учеников. Плохих критикуют больше и резче с использованием обобщений типа: «опять не выучил», как всегда ты…» и т.д. ü В целом стереотип ожидания может иметь и позитивные последствия, если в отношении «слабого» ученика учителю удалось выработать положительные ожидания. Однако исследования показывают, что на отрицательном полюсе данный стереотип работает эффективнее и последовательнее. Ждать хороших результатов можно в тех случаях, когда учитель авторитетен для ребёнка, когда учитель и сам ученик высокого мнения об учебных возможностях данной личности. 4. Эмпатия – это психологический механизм социального познания, заключающийся в постижении эмоционального состояния, «вчувствовании» в другого человека, в умении правильно представить, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Эмпатия тем выше, чем лучше человек способен представить, как одно и тоже событие будет воспринято разными людьми и насколько он признаёт право на существование этих разных точек зрения. 5. Аттракция – это психологический механизм социального познания, заключающийся в понимании партнёра по общению на основе глубокого чувства к нему, причём этот процесс не гарантирует формирования объективного взгляда на человека. При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение. С точки зрения А. Маслоу, аттракция – это путь к объективности: «…восприятие любимого человека… позволяет любящему так полно чувствовать объект своей любви, так полно познать его, как никогда не сможет тот, кто не любит». 6. Рефлексия – это психологический механизм социального познания, заключающийся в способности личности «посмотреть» на себя глазами другого человека, представить, что обо мне думают окружающие, что они от меня ожидают; это познание другого через то, что он думает (на мой взгляд) обо мне. Чем шире круг общения, тем больше у личности разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше, в конечном счете, человек знает о себе и других. 7. Каузальная атрибуция или проще – «причинное приписывание» - это стремление личности при восприятии других людей предполагать о причинах наблюдаемого поведения и поступков. В любом общении мы каким-то образом, даже не задаваясь специальными вопросами, получаем представление о том, почему и зачем человек что-то сделал. Объективные причины поступков других людей лежат вне нашего восприятия, мы можем видеть поступок, а не его причины. Следовательно, каузальная атрибуция – субъективное мнение наблюдателя о причинах поведения наблюдаемого, часто расходящееся с действительными мотивами поступков воспринимаемого человека.
8. Идентификация – неосознанное уподобление себя другому. Это попытка понять настроение человека, его состояние, отношение к миру и самому себе, поставив себя на его место. При этом неизбежен, пусть временный, но отказ от собственного «Я». При идентификации с другим человеком усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы, привычки. Идентификация имеет особое значение на каждом возрастном этапе развития. Например, к 6-7 годам у ребёнка должна закончиться половая идентификация, т.е. он должен усвоить особенности социального поведения людей своего пола путем уподобления мальчиков – папам, девочек – мамам. Подростки идентифицируются со значимой для них группой сверстников, в юношеском возрасте в течение жизни неоднократно происходит самоопределение личности и связанная с этим профессиональная идентификация, идентификация в отношениях между юношами и девушками, супругами, детьми-родителями и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|