Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Российская миграционная политика ставит барьеры для квалифицированных кадров и плодит нелегальных мигрантов

Миграционное законодательство. Наиболее распространенные нарушения и ответственность.

Librarian

Ответственность на нарушение миграционного законодательства. Общие понятия.

Для начала разберемся в определениях. В Большой советской энциклопедии указано - миграция (лат. migratio, от migro - перехожу, переселяюсь) перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Данное определение можно рассматривать в общем смысле. Миграция является одной из важнейших проблем народонаселения и рассматривается не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. В концепции внешней политики Российской Федерации отмечается, что Россия видит свои задачи в том, чтобы защищать права и интересы российских граждан.

Миграционное законодательство - это совокупность нормативно-правовых актов различного уровня, регламентирующих отношения в области миграции населения в различных направлениях. На данном этапе развития основные тенденции миграции - это трудовая миграция граждан из стран СНГ. После распада СССР данная проблематика стала весьма актуальной.

Российское законодательство в области миграции включает в себя: Конституцию РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Указы Президента, Правительства, а так же приказы Федеральной миграционной службы Российской Федерации. На региональном уровне органы исполнительной власти так же вправе принимать нормативно-правовые акты местного уровня, способствующие регулированию отношений в области миграционной политики.

Основные нормативно-правовые акты регулирующие вопросы ответственности за нарушение миграционного законодательства - Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Согласно ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» ответственность предусмотрена для иностранных граждан и для должностных лиц организаций, принимающих в Российской Федерации иностранных граждан, обеспечивающих их обслуживание или выполняющих обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации.

В Кодексе об административных правонарушениях спектр ответственности за нарушения миграционного законодательства более широк. Глава 18 КоАП РФ регулирует данные правоотношения и содержит 17 составов. В качестве наказания КоАП РФ предусматривает в зависимости от тяжести совершенного проступка:

  • Предупреждение;
  • Наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц (от 100 до 800 000 рублей);
  • Административный арест;
  • Административное приостановление деятельности;
  • Административное выдворение.

По данным судебной статистики судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в производстве районных судов большую долю дел (третья часть) составляют дела об административных правонарушениях, влекущие выдворение за пределы Российской Федерации.

За прошедший 2010 год за нарушение режима Государственной границы РФ, режима пребывания на территории РФ привлечено к административной ответственности 39,1 тыс. лиц или 30 % в структуре дел. Подвергнуто административным наказаниям – 89 % от общего числа рассмотренных, из числа подвергнутых наказаниям: 82,4 % - к штрафу; к административному приостановлению деятельности 97,1 % наказанных юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, подвергнутых наказаниям за правонарушения, предусмотренные главой 18 КоАП РФ, что составило 17,1 % в общем числе наказанных лиц; также в структуре мер наказания 0,5 % от общего числа наказанных лиц или 1,5 сотни физических лиц - к административному выдворению (в качестве единственной меры наказания). К 18,3 тыс. лиц или 64,9 % от числа физических лиц, подвергнутых наказаниям за правонарушения, предусмотренные главой 18 КоАП РФ, применено административное выдворение в качестве дополнительной меры наказания.

Так же российским законодательством предусмотрена уголовная ответственность за нарушение миграционного законодательства. В Уголовном кодексе РФ статья 322 предусматривает уголовную ответственность:

  • за пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.
  • за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации, и наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
  • Ст. 322.1 УК РФ предусматривает ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации наказывается лишением свободы на срок до пяти лет и предусматривает штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательные работы на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на срок до двух лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Итак, подводя итог: ответственность за нарушение миграционного законодательства в Российской Федерации бывает двух видов: административная и уголовная.

Практика юристов нашей компании показывает, что при профессиональном подходе, следуя законным требованиям, предъявляемым в области регулирования миграционных отношений, в большинстве ситуаций удается избежать как административной, так и уголовной ответственности.

Если вы являетесь иностранным гражданином, осуществляющим трудовую деятельность на территории Российской Федерации, или ваша фирма в работе прибегает к помощи иностранных граждан/лиц без гражданства, вероятно вам приходится сталкиваться с вопросами миграционного законодательства.

Сотрудники нашей компании окажут консультацию при оформлении трудовых отношений, помогут получить/продлить разрешение на работу иностранного гражданина (лица без гражданства) на территории Российской Федерации, а также окажут помощь в общении с органами власти, защитят ваши интересы в органах миграционного контроля и/или судебных органах.

 

 

Российская миграционная политика ставит барьеры для квалифицированных кадров и плодит нелегальных мигрантов

На ближайшей президентской комиссии по вопросам гражданства, которая состоится в сентябре, ФМС планирует поднять вопрос облегченного предоставления гражданства РФ русским «по крови», являющимся гражданами других стран, и бывшим гражданам СССР. Нынешнее миграционное законодательство настолько абсурдно, отмечают эксперты, что от этого страдает прежде всего само государство.
В федеральном законе «О гражданстве» не предусматривается практически никаких льгот ни переселенцам на свою собственную родину, ни квалифицированным молодым специалистам. В результате образованные граждане предпочитают перебираться в страны Европы и в США, где им предоставляются льготы. А русскоязычные переселенцы не могут по многу лет доказать стране, что они имеют право стать гражданами страны, из которой когда-то уехали. В результате к нам в основном приезжают дворники и чернорабочие из Средней Азии, а страну наводняют миллионы незаконных мигрантов.
Алексей Корнев живет в Москве уже десять лет. Он учился в российской школе, окончил техникум, уже несколько лет работает водителем в одной из московских компаний. Но российского гражданства у Алексея до сих пор нет. Приехав из Молдавии, он вовремя не подал заявку на получение гражданства в облегченном порядке, которое действовало до 1 июля 2009 года. «Все думали, что мы ведь здесь живем, мы ведь русские, знаем язык, всегда успеем, – рассказал «НИ» Алексей. – А когда пошли в ФМС, то нам предложили встать в общую очередь. И то, что я так долго здесь жил, мне не зачли. Сказали: у вас не было вида на жительство».
Сейчас, чтобы получить паспорт с двуглавым орлом, молодому человеку нужно пройти три ступени получения гражданства на общих основаниях. Сначала получить разрешение на временное проживание, потом – вид на жительство, и только затем будет рассмотрена заявка на получение российского гражданства. И это в том случае, если улыбнется удача, и он попадет в выделенные на мигрантов квоты. Если нет, то придется терпеливо ждать еще неопределенное время. Ситуация у Алексея немножко упростилась, когда он женился на девушке, имеющей российское гражданство. Теперь для того, чтобы стать обладателем российского паспорта, молодому человеку хватит «всего лишь» трех лет. Прожитые на территории страны десять лет власти в расчет не берут, так же как и школьный аттестат, и диплом российского техникума.
О том, чтобы возвратиться к облегченному порядку предоставления российского гражданства бывшим гражданам СССР, а также изменить законодательство в отношении русских «по крови», две недели назад заговорили в ФМС. Начальник управления по вопросам гражданства ФМС Валентина Казакова пояснила, что необходимость введения облегченного порядка продиктована очень большим количеством обращений.
В том, что необходимо откорректировать миграционное законодательство, не сомневаются все опрошенные «НИ» эксперты. Председатель исполкома Форума переселенческих организаций Лидия Графова говорит, что прежде всего необходимо ввести упрощенный порядок выдачи гражданства РФ для тех, кому Россия является исторической родиной. «Это огромное количество людей, которые возвращаются жить в Россию, – пояснила «НИ» эксперт. – В первую очередь имеются в виду русские по крови. Хотя, конечно, речь идет не только о русских, но и о татарах, башкирах и других народностях, у которых исконные территории именно в России».
По словам г-жи Графовой, облегчение гражданства «по крови» – очень сложный вопрос, и здесь приходится идти буквально по горящим угольям. По ее мнению, возможно, нужно вернуться к законопроекту о репатриации, который был предложен еще в 1992 году, но так и не появился на свет. Согласно этому проекту, люди, возвращающиеся на свою историческую Родину, должны иметь определенные льготы. Сейчас закон равен для всех, как для переселенцев, так и для граждан нетитульных национальностей. «У нас, как у многонациональной страны, позиция по данной проблеме интернациональная, – пояснила «НИ» эксперт. – Но разве не правильно было бы, чтобы возвращающаяся из Таджикистана на свою родину русская семья имела бы больше прав на льготы, чем таджикская семья, решившая переехать на новое место жительства? Люди застревают на 5–10 лет в затяжной процедуре получения гражданства. И часто нелегалами становятся именно русские».
Несмотря на дефицит человеческих ресурсов, о котором постоянно трубят российские власти, нашей стране, судя по всему, не нужны даже молодые квалифицированные русскоязычные специалисты. Если во всех странах мира, даже таких государствах, как США или Великобритания, где гражданство получить крайне сложно, некоторые специалисты, особенно в сфере точных наук, нарасхват, то в России предпочитают обходиться без предпочтений. В этом на собственном опыте убедился Денис Репков, приехавший из Азербайджана в Россию и попробовавший здесь остаться. Денис скоро с разочарованием понял, что никаких льгот страна, из которой в 20-х годах прошлого века уехали из-за раскулачивания его предки, предоставлять ему не собирается. «Я здесь, оказывается, никому не нужен, – с горечью рассказал «НИ» молодой человек. – Я попытался выяснить, что мне нужно, чтобы получить российское гражданство, меня выслушали, и сказали: «Вставайте в общую очередь и ждите пять лет». Никому не нужны ни мои два высших образования, ни мой опыт программиста. Просто обидно, что если я сейчас поеду в Канаду или Австралию, то там есть государственные программы для специалистов. И «за бугром» я получу гражданство быстрее, чем на родине».

Таких историй сотни тысяч, уверяют эксперты по миграционной политике. Русские семьи, продающие квартиру в Средней Азии, приезжают в Россию, и оказывается, что они не попадают в выделенные государством квоты. Между тем количество нелегальных мигрантов у нас одно из самых больших в мире. Точной статистики, сколько в России обитает нелегалов, нет. Но, по словам экспертов, можно смело говорить о нескольких миллионах. В то же время число людей, получающих гражданство на законных основаниях, в последние годы резко снизилось. Это произошло после того, как был отменен пункт 4 статьи 14 законопроекта «О гражданстве». Этот пункт включал в число лиц, имеющих право на получение гражданства в упрощенном порядке, граждан, прибывших из государств бывшего СССР. Согласно статистическим данным, размещенным на сайте ФМС, в 2011 году гражданство РФ получили 73 тыс. 369 человек. А за семь месяцев нынешнего года – 52 тыс. 277 человек.
В предыдущие годы к нам приезжали 400–450 тыс. человек, утверждает председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина. Поток законных мигрантов снизился, хотя в страну прибывают вовсе не самые ценные трудовые кадры. «Поскольку мы не сделали нашу страну страной с режимом наибольшего благоприятствования для людей с высоким образованием, то к нам, к сожалению, приезжают в основном те, кто выполняет «черную» работу, – отмечает «НИ» г-жа Ганнушкина. – Высококвалифицированные работники к нам почти не приезжают. Они отправляются на Запад. Да и те образованные люди, которые все-таки к нам попадают, не находят себе применения. Я знаю двух кандидатов филологических наук, да еще и специалистов в русской литературе, приехавших из Таджикистана, которые сейчас работают у нас дворниками. Использовать их в таком качестве просто нелепо».
Если взять географический ареал, то основной поток мигрантов в последнее время к нам прибывает из стран Средней Азии, преимущественно из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии. Более близкие нам по менталитету граждане Украины, Молдавии предпочитают России более привлекательную по условиям Европу.
Необходимо перестать требовать у граждан постоянную регистрацию для получения разрешения на временное проживание. А гражданство по облегченной процедуре нужно давать в течение от трех месяцев до полугода, полагают эксперты. Сейчас миграционное законодательство способствует расцвету коррупции. А после того, как перестали действовать упрощенные схемы получения российских паспортов, то «взяткогенность» миграционного законодательства еще больше усилилась.
«Огромное количество людей купили паспорта, не понимая до конца, что они делают это нечестным путем, – пояснила «НИ» г-жа Ганнушкина. – Они просто пришли в фирму, которая предлагала получить гражданство, допустим, за 200 тысяч рублей. Эти фирмы ведь у всех на виду. Ни полиция, ни никто другой не обращают на них внимания. И люди верят в законность такой паспортной услуги. Когда же всплывает криминальное происхождение такого гражданства, то у людей безоговорочно отбирают паспорта. Тем временем след «паспортной фирмы» давно простыл». Людей толкает на обманный путь невозможность получения гражданства немучительным законным способом. Например, большой популярностью пользуются фиктивные браки, благодаря которым можно стать обладателем паспорта через три года, а не через пять лет.
Выход из миграционного тупика, в который попала наша страна, эксперты видят в составлении списка титульных национальностей, которые проживают на территории России. Представители этих народностей могли бы иметь право на льготное переселение. Председатель фонда «Миграция 21 век» и бывший экс-заместитель главы ФМС Вячеслав Поставнин полагает, что один из вариантов – выделить льготные группы по этническому признаку. «Понятно, что основная масса этих льготников все равно попадет на русских, – пояснил «НИ» эксперт. – И именно русские в большей степени и страдают из-за того, что мы не можем определиться, как быть с малочисленными народностями. Это ведь какой-то парадокс». Аргумент ФМС, что упрощенный порядок переселения в Россию действовал десять лет, и за это время все желающие могли определиться и принять решение, где им жить, эксперт считает ошибочным. «Родители могли не захотеть переехать в Россию, а дети могут пожелать это сделать, – полагает г-н Поставнин. – Почему же мы лишаем их этой возможности?»

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...