Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стоя на одной ноге у стены




 

1. Ребенок упирается обеими руками в стену.

2. Попросите его перенести вес на одну ногу – нужно, чтобы ступня при этом смотрела вперед, – а затем поднять другую ногу (рис. 15.16, a). Попросите его:

 

• Посчитать, сколько он сможет простоять на одной ноге.

• Десять раз согнуть в колене ногу, на которой стоит.

• Десять раз подняться на носок.

 

3. Пусть повторит те же действия с другой ногой.

Вариант A. Пусть ребенок встанет боком к стене и держится за нее одной рукой, а затем отрабатывает этот навык так, как описано выше.

Вариант Б. Пусть ребенок встанет боком к стене и, касаясь стены только одним пальцем, попытается постоять на каждой ноге в течение 15–30 секунд (рис. 15.16, б). Если у него получится так сделать, пусть выполняет упражнения, описанные выше: 10 раз согнуть ногу в колене и десять раз подняться на носок.

 

Рис. 15.16

 

 

Стоя на одной ноге

 

Детям с ДЦП проще всего удержаться на одной ноге, если они поднимут вторую в сторону. Таким образом они могут компенсировать слабость мышц бедра. Описанное ниже упражнение демонстрирует, как вы можете отработать это положение с вашим ребенком.

1. Ребенок стоит, его ступни смотрят вперед или слегка наружу.

2. Встаньте неподвижно на небольшом расстоянии от ребенка. Попросите его перенести вес на одну ногу и отвести другую в сторону (рис. 15.17).

3. Спокойно посчитайте вместе с ним, сколько он сможет удержать равновесие на одной ноге.

4. Пусть выполнит те же действия с другой ногой.

Практикуйтесь с ребенком так же, но попросите его поднять ступню назад и вверх, предварительно согнув колено.

 

Рис. 15.17

 

 

Подбрасываем мешочки с наполнителем

 

Это занятие превращает тренировку умения стоять на одной ноге в веселое занятие. Оно развивает концентрацию и помогает удерживать правильное положение стоя. Для игры необходимы мягкие мешочки с наполнителем и невысокая коробка или контейнер.

1. Ребенок стоит спиной к стене, не опираясь на нее.

2. Поместите перед ним коробку и положите на его ступню мягкий мешочек.

3. Попросите его поднять ногу и забросить мешочек в коробку. Если он промахнется, предложите попробовать еще раз. Если попадет, пусть бросит в коробку следующий мешочек – и так далее, пока все мешочки не окажутся в коробке.

4. Пусть выполнит то же самое другой ногой.

Если у ребенка хорошо получается, пусть отойдет от стены и играет в ту же игру в середине комнаты, подальше от любых предметов мебели, на которые он может упасть (рис. 15.18).

Если игра становится для него слишком простой, усложните ее, поместив коробку на стопку книг или на табурет или используйте контейнер повыше. Теперь ребенку нужно будет поднимать ногу выше и стоять дольше на другой ноге, забрасывая мягкие мешочки в коробку.

 

Рис. 15.18

 

 

Как ваш ребенок ходит

 

Марион ходит вот уже несколько лет. Ее равновесие и выносливость улучшились. Она больше не держится за мамину руку, когда поднимается на бордюр или спускается по склону. Родители за нее очень рады. И в то же время периодически они наблюдают за Марион и думают, что она могла бы ходить лучше. Вместо прямого шага вперед она сначала отводит ногу в сторону – и только потом выносит ее вперед. При каждом шаге ее тело качается из стороны в сторону, а когда она устает, ее ступни подворачиваются внутрь.

Ситуация Марион типична для детей с ДЦП, которые ходят самостоятельно. Из‑за патологического мышечного тонуса, мышечной слабости, недостаточной координации и равновесия они ходят не так, как дети, у которых нет подобных проблем. Насколько отличается их походка от обычной, варьируется от ребенка к ребенку. Но чаще всего у ребенка есть потенциал к улучшению – и родителям хотелось бы его раскрыть.

Физиотерапевты скажут вам, что самое главное для родителей – это продолжать ежедневные упражнения на растяжку. Из‑за особенностей ходьбы дети с ДЦП не растягивают полностью некоторые мышцы ног. Без ежедневных упражнений на растяжку эти мышцы укоротятся, а противоположные им станут слишком длинными. С течением времени это может привести даже к ухудшению, а не к улучшению походки ребенка.

Увеличение мышечной силы, улучшение координации и равновесия помогут детям ходить лучше. Плавание, верховая езда, адаптированные танцы или гимнастика, а также любая другая физическая активность принесут пользу вашему ребенку. Также ему помогут упражнения на растяжку и специальные программы на велосипедном тренажере или беговой дорожке, которые предложит физиотерапевт (Додд, 2003; МакБерни, 2003; Лоус, 2004).

Другой способ для физиотерапевта улучшить походку ребенка – натренировать его ходить по‑другому. Это называется тренировка походки. Решение очевидное, но непростое. Ходьба – длительное, повторяющееся движение. Оно зависит не только от мышечной силы, но и от времени и последовательности мышечной деятельности. Ученые изучают, как люди ходят, и все еще не могут ответить на многие вопросы.

Бóльшая часть детей с ДЦП ходят настолько хорошо, насколько они могут. Адресованная ребенку просьба ступать прямо еще не означает, что он сможет это сделать. Каждое исследование подтверждает, что детям с ДЦП требуется больше кислорода, когда они идут. Происходит это потому, что они усерднее работают во время ходьбы и, значит, быстрее устают, чем другие дети.

Отрабатывая со своими маленькими пациентами походку, физиотерапевты преследуют две цели: они хотят, чтобы те лучше контролировали свои движения и прилагали меньше усилий при ходьбе.

Сами дети также хотят ходить с меньшими усилиями. Когда родители или физиотерапевт просят их изменить стиль ходьбы, им кажется, что новый способ заставит их прилагать больше усилий. Чаще всего это действительно так. Способ ходьбы, которому обучает физиотерапевт, требует больших усилий – и в итоге ребенок идет медленнее. Только позже, после множества отработок, новый способ ходьбы станет простым и менее энергозатратным. Процесс обучения новой походке очень медленный. Обучение новой походке приносит пользу и в самом начале, когда дети еще маленькие и только учатся ходить, и позже, когда дети становятся старше и у них появляется больше мотивации.

Эффект от тренировки походки с маленькими детьми с ДЦП не всегда виден. Они приходят на занятие с физиотерапевтом и могут отлично ходить по параллельным брусьям. Они контролируют шаги, выносят ноги прямо вперед и прижимают пятку к полу. Однако как только сессия заканчивается и ребенок выходит за дверь, он передвигается тем же образом, каким сюда пришел – используя собственный способ ходьбы, к которому привык.

На самом деле такие тренировки, как правило, стоят затраченных усилий. Физиотерапевт обучает ребенка новому способу ходьбы. Ребенок учится этому, шагая медленно и с поддержкой. Он осваивает новый алгоритм, и в процессе отработки новый способ ходьбы дается все легче. Это ценный опыт даже в том случае, если ребенок не способен интегрировать его в повседневную жизнь за пределами приемов у физиотерапевта. Позже, если ребенок подвергается медицинскому вмешательству, которое улучшает его мышечный тонус, значение ранних тренировок окажется очень ценным. Они облегчат ему ходьбу по‑новому, потому что он уже был знаком с ней и теперь оказался способен интегрировать ее в повседневную жизнь. Или, когда ему будет восемь лет или позже, он захочет ходить мужественно или, если это девочка, красиво. Теперь ранняя тренировка поможет ребенку этого достичь, стоит лишь приложить дополнительные усилия.

Ниже приведены примеры упражнений на тренировку походки. Используйте их по назначению вашего физиотерапевта и следуйте всем его рекомендациям.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...