Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Системы распределенного впрыска топлива автомобилей ВАЗ устройство, работа и методы диагностики.

В данной инструкции приведены устройство, принципы работы и методы диагностики систем распределенного впрыска топлива автомобилей ВАЗ Перечень систем распределенного впрыска топлива для автомобилей ВАЗ приведен в таблице 1.

Таблица 1

№ пп. Модель автомобиля Двигатель Тип контроллера Номер ВАЗ контроллера Комплектация
  21083/93/99 1,5 литра 8 клапанов GM ISFI-2S 2111-1411020-10 2111-1411020-20 2111-1411020-21 нейтрализатор, датчик кислорода СУПБ
    1,5 литра 16 клапанов GM ISFI-2S 2112-1411020 СО-потенциометр
  21083/93/99 1,5 литра 8 клапанов Январь 4.1 2111-1411020-22 СО-потенциометр
    1,5 литра 16 клапанов Январь 4.1 2112-1411020-01 СО-потенциометр
5* 21083/93/99 1,5 литра 8 клапанов BOSCH M1.5.4 2111-1411020 СО-потенциометр
6* 21083/93/99 1,5 литра 8 клапанов BOSCH MP7.0 2111-1411020-40 нейтрализатор, датчик кислорода СУПБ
7* 21083/93/99 1,5 литра 8 клапанов BOSCH M1.5.4N 2111-1411020-60 нейтрализатор, датчик кислорода СУПБ
8*   1,5 литра 16 клапанов BOSCH M1.5.4N 2112-1411020-40 нейтрализатор, датчик кислорода СУПБ
9* 21083/93/99 1,5 литра 8 клапанов Январь 51 2111-1411020-61 нейтрализатор, датчик кислорода СУПБ
10*   1,5 литра 16 клапанов Январь 5.1 2112-1411020-41 нейтрализатор, датчик кислорода СУПБ
11*   1,7 литра 8 клапанов BOSCH MP7.0 2123-1411020-10 нейтрализатор, датчик кислорода СУПБ
12* 21083/93/99 1,5 литра 8 клапанов BOSCH Ml.5.4 2111-1411020-70 СО-потенциометр
13* 21083/93/99 1,5 литра 8 клапанов Январь 5.1.1 2111-1411020-71 СО-потенциометр

* - типы систем распределенного впрыска топлива устанавливаемые на автомобили ВАЗ по состояниюна 01.06.2000 года

Основной отличительной особенностью систем друг от друга является обеспечение различных норм токсичности посредством использования разных типов контроллеров и датчиков с различными методами измерения. В зависимости от требований по выполнению норм токсичности в комплект системы может входить СО-потенциометр или датчик кислорода, нейтрализатор и система улавливания паров бензина (СУПБ). Принципиальная схема системы с датчиком кислорода, нейтрализатором и системой улавливания паров бензина приведена на рисунке 1. Данная система предназначена для работы только на неэтилированном бензине. Принципиальная схема системы с СО-потенциометром приведена на рисунке 2. Назначение и принцип работы отдельных элементов систем описаны в разделе "Элементы систем впрыска", методы и порядок диагностирования систем распределенного впрыска топлива - в разделе "Диагностика" Более подробно методы диагностики и устранения неисправностей по различным системам распределенного впрыска топлива изложены в следующих технологических инструкциях: ТИ 3100.25100.12015 Системы распределенного впрыска топлива автомобилей ВАЗ с контроллерами Январь-4 или GM - устройство, поиск и устранение неисправностей; ТИ 3100.25100.12016 Системы распределенного впрыска топлива автомобилей ВАЗ с контроллером МР 7.0HFM ф. БОШ - устройство, поиск и устранение неисправностей; ТИ 3100.25100.12017 Системы распределенного впрыска топлива автомобилей ВАЗ с контроллерами M1.5.4 или M1.5.4N ф.БОШ - устройство, поиск и устранение неисправностей; Полный перечень всех деталей систем распределенного впрыска топлива и их взаимозаменяемость приведены в приложении 1. Перечень приборов и специнструмента для диагностики и ремонта систем приведен в приложении 2. Электрические схемы различных типов систем приведены в приложениях 3 -14. Перечень условных сокращений используемых по тексту и в электрических схемах приведен ниже.

ЭСУД-электронная система управления двигателем;
СУПБ-система улавливания паров бензина;
ЭБН-электробензонасос;
МЗ-модуль зажигания;
СЗ-свеча зажигания;
РХХ-регулятор холостого хода;
ДПКВ-датчик положения коленчатого вала;
ДС-датчик скорости;
ДТОЖ-датчик температуры охлаждающей жидкости;
ДМРВ-датчик массового расхода воздуха;
ДД-датчик детонации;
ДК-датчик кислорода;
ДПДЗ-датчик положения дроссельной заслонки;
ДФ-датчик фаз;
АПС-автомобильная противоугонная система;
ИМ-исполнительные механизмы;
ПЭВМ-персональная электронно-вычислительная машина;
РБН-реле электробензонасоса,
ЭБУ-электронный блок управления;
РДВ-регулятор дополнительного воздуха (регулятор холостогохода);
КПП-коробка переключения передач;
ИСС-индикатор состояния системы;
АЦП-аналого-цифровой преобразователь,
ТО-техническое обслуживание;
O2-кислород,
ОГ-отработавшие газы.

Рис. 1. Принципиальная схема системы распределенного впрыска топлива с датчиком кислорода, нейтрализатором и системой улавливания паров бензина

1 - датчик массового расхода воздуха;
2 - патрубок дроссельный;
3 - датчик положения дроссельной заслонки;
4 - топливный фильтр; 5 - электробензонасос;
6 - топливный бак;
7 - сепаратор;
8 - предохранительный клапан;
9 - гравитационный клапан;
10-2 ходовой клапан бензобака;
11 - электромагнитный клапан продувки адсорбера;
12 - адсорбер;
13 - лампа контроля;
14 - колодка диагностики;
15 - аккумулятор;
16 - замок зажигания;
17 - главное реле;
18 - контроллер;
19 - датчик скорости;
20 - модуль зажигания;
21 - задающий диск;
22 - датчик положения коленчатого вала;
23 - датчик кислорода;
24 - нейтрализатор;
25 - регулятор холостого хода;
26 - регулятор давления топлива;
27 - топливная рампа;
28 - форсунки;
29 - датчик температуры охлаждающей жидкости;
30 - свечи зажигания;
31 - датчик детонации,
32 - реле электробензонасоса.

Рис.2. Принципиальная схема системы распределенного впрыска топлива с СО-потенциометром

1 - датчик массового расхода воздуха;
2 - патрубок дроссельный;
3 - датчик положения дроссельной заслонки;
4 - топливный фильтр;
5 - электробензонасос;
6 - топливный бак;
7 - сепаратор;
8 - предохранительный клапан;
9 - лампа контроля;
10 - колодка диагностики;
11 - аккумулятор;
12 - замок зажигания;
13 - главное реле;
14 - контроллер;
15 - датчик скорости;
16 - модуль зажигания;
17 - задающий диск;
18 - датчик положения коленчатого вала;
19 - СО-потенциометр;
20 - регулятор холостого хода;
21 - регулятор давления топлива;
22 - топливная рампа;
23 - форсунки;
24 - датчик температуры охлаждающей жидкости;
25 - свечи зажигания;
26 - датчик детонации;
27 - реле электробензонасоса.


1 ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМ ВПРЫСКА.

1.1 КОНТРОЛЛЕРЫ (электронные блоки управления)

Рис.3. Расположения и внешний вид контроллеров устанавливаемых на автомобили ВАЗ.

а - расположение контроллеров "Январь-4.1" или GM на автомобилях семейства 2108.
б - расположение всех типов контроллеров на автомобилях семейства 2110.
в - расположение контроллеров "Январь-5.1...." или BOSCH на автомобилях семейства 2108.
г- внешний вид контроллера "Январь-4.1" или GM.
д - внешний вид контроллеров ф. "BOSCH".
е - внешний вид контроллера "Январь-5.1.... "

Контроллер управляет работой форсунок и работой системы зажигания. В зависимости от типа контроллера форсунки могут включаться попарно, при этом пары форсунок включаются попеременно через каждые 180° поворота коленвала (попеременный синхронный двойной впрыск) или последовательно (последовательный впрыск).

В системе зажигания применен метод "холостой искры". Высоковольтные импульсы подаются на соответствующую пару свечей зажигания (1/4 или 2/3 цилиндров). Искрообразование происходит одновременно в цилиндре, находящемся на такте сжатия (рабочая искра), и в цилиндре, находящемся на такте выпуска ("холостая искра"). На искрообразование в цилиндре, находящемся на такте выпуска, требуется небольшое количество энергии. Большая часть энергии используется в цилиндре, находящемся на такте сжатия, что обеспечивает нормальное искрообразование и хорошее воспламенение топливовоздушной смеси. Аналогичный процесс повторяется, когда цилиндры меняются ролями.

Внешней отличительной особенностью контроллеров системы управления двигателем является колодка соединяющая контроллер со жгутом системы зажигания автомобиля. Количество колодок и контактов в контроллере в зависимости его типа приведено ниже:

Тип контроллера Номер по каталогу ВАЗ Количество колодок Количество контактов в колодке (цвет колодки)
GM ISFI-2S 2111-1411020-10 2111-1411020-20 2111-1411020-21   24-х клеммовая (розовая) 32-х клеммовая (розовая) 32-х клеммовая (голубая)
GM ISFI-2S 2112-1411020   24-х клеммовая (розовая) 32-х клеммовая (розовая) 32-х клеммовая (голубая
Январь 4.1 2111-1411020-22   24-х клеммовая (розовая) 32-х клеммовая (розовая) 32-х клеммовая (голубая
Январь 4.1 2112-1411020-01   24-х клеммовая (розовая) 32-х клеммовая (розовая) 32-х клеммовая (голубая)
BOSCHM1.5.4 2111-1411020   55-ти клеммовая (черная)
BOSCHMP7.0 2111-1411020-40   55-ти клеммовая (черная)
BOSCHM1.5.4N 2111-1411020-60   55-ти клеммовая (черная)
BOSCHM1.5.4N 2112-1411020-40   55-ти клеммовая (черная)
Январь 5.1 2111-1411020-61   55-ти клеммовая (черная)
Январь 5.1 2112-1411020-41   55-ти клеммовая (черная)
BOSCHMl.5.4 2111-1411020-70   55-ти клеммовая (черная)
Январь 5.1.1 2111-1411020-71   55-ти клеммовая (черная)

 

СИСТЕМА ПОДАЧИ ТОПЛИВА

Рис.3. Система подачи топлива

1 - электробензонасос (ЭБН) (дет. 21083-1139009 или 2112-1139009);
2 - топливная рампа (дет. 2111-1144010 или 2112-1144010);
3 - топливная форсунка (дет. 2111-1132010),
4 - регулятор давления топлива (дет. 2112-1160010);
5 - топливный фильтр (дет. 2112-1117010).

Система подачи топлива включает в себя электробензонасос, топливный фильтр, топливопроводы, топливную рампу с четырьмя форсунками и регулятором давления топлива.

Электробензонасос турбинного типа, погружной, устанавливается в топливном баке. Напряжение питания 12 В подается на насос через реле электробензонасоса, управляемое контроллером.

Топливный фильтр установлен под днищем кузова около бензобака. Фильтр встроен в линию подачи топлива между электробензонасосом и топливной рампой. Корпус фильтра изготовлен из стали и имеет резьбовые штуцеры для присоединения трубопроводов. Фильтрующий элемент изготовлен из бумаги и предназначен для улавливания содержащихся в топливе твердых частиц, которые могут привести к повреждению прецезионных деталей форсунок.

Рампа форсунок представляет собой полую планку с установленными на ней форсунками и регулятором давления топлива. Топливная рампа закреплена на впускной трубе двигателя. На рампе форсунок расположен закрытый резьбовым колпачком штуцер для контроля давления топлива.

Форсунка (каждая из четырех) установлена одним концом в топливной рампе, другим в отверстии впускной трубы, герметичность соединений обеспечивается с помощью уплотнительных колец.

Форсунка представляет собой устройство с электромагнитным клапаном, которое при получении электрического импульса с контроллера впрыскивает топливо под давлением во впускной коллектор. По истечении электрического импульса форсунка перекрывает подачу топлива. Номинальное сопротивление обмотки форсунки от 11,0 до 13,4 Ом, при 20 °С.

Регулятор давления топлива установлен на топливной рампе. Регулятор представляет собой мембранный предохранительный клапан. На диафрагму регулятора с одной стороны действует давление топлива, а с другой - давление пружины регулятора и давление (разрежение) во впускной трубе. Регулятор поддерживает постоянный перепад давления (по отношению к давлению во впускной трубе) на форсунках. При увеличении нагрузки на двигатель (при росте давления во впускном трубопроводе) регулятор увеличивает давление топлива в топливной рампе, при уменьшении нагрузки - регулятор уменьшает давление топлива. Детальная работа регулятора давления описана ниже.

При падении давления в топливной рампе пружина регулятора давления прижимает диафрагму и клапан к седлу клапана, в результате чего слив топлива в бензобак прекращается и создаются условия для нарастания давления на входе. Когда давление топлива превысит усилие пружины регулятора давления, клапан открывается для сброса избытка топлива в линию слива. При включенном зажигании, неработающем двигателе и работающем электробензонасосе регулятор 4 поддерживает давление в топливной рампе 2 в пределах от 280 до 320 кПа (от 2,8 до 3,2 кгс/см2).

 

СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

Рис.4. Элементы система зажигания


1 - модуль зажигания (МЗ) (дет. 2112-3705010);
2 - высоковольтные провода (дет. 2111-3707080 или 2112-3707080);
3 - свеча зажигания (СЗ) (дет. 2111-3707010 или 2112-3707010).

Система зажигания состоит из модуля зажигания, четырех свечей и высоковольтных проводов.

Модуль зажигания устанавливается для автомобилей с 8-ми клапанным двигателем на кронштейне закрепленном на блоке цилиндров, для автомобилей с 16-ти клапанным двигателем - на крышке головки блока. Модуль зажигания представляет собой две катушки зажигания и подключенные к ним два силовых транзистора. Каждая катушка генерирует высоковольтные импульсы на соответствующую пару свечей зажигания (1/4 или 2/3 цилиндров).

Свеча зажигания Зазор между электродами свечи должен составлять 1,0+0'\ мм

Высоковольтные провода. Сопротивление каждого отдельного высоковольтного провода не должно превышать 15000 ОМ.


1.4 СИСТЕМА ПОДАЧИ ВОЗДУХА

Рис.5. Система подачи воздуха:1 - корпус воздушного фильтра в сборе; 2 - патрубок дроссельный (дет. 2112-1130010); 3 - ресивер; 4 - регулятор холостого хода (РХХ) (дет. 2112-1148300-02)

 

Система подачи воздуха состоит из воздушного фильтра, шланга впускной трубы, дроссельного патрубка и ресивера.

Воздушный фильтр установлен в передней части подкапотного пространства и закреплен на резиновых опорах.

Фильтрующий элемент воздушного фильтра (дет. 2112-1109080) - бумажный с увеличенной площадью фильтрующей поверхности. В зависимости от типа ДМРВ, используемого на автомобиле, верхний полукорпус воздушного фильтра имеет отверстие под установку ДМРВ разного диаметра: для ДМРВ ф.GM диаметр отверстия 86 мм, для ДМРВ ф.Бош - 74 мм.

Дроссельный патрубок системы подачи воздуха закреплен на ресивере. Он дозирует количество воздуха, поступающего во впускную трубу. Поступлением воздуха в двигатель управляет дроссельная заслонка, соединенная приводом с педалью акселератора. Дроссельный патрубок в сборе имеет в своем составе датчик положения дроссельной заслонки и регулятор 4 холостого хода.

Регулятор холостого хода установлен на корпусе дроссельного патрубка. Регулятор состоит из двухполюсного шагового двигателя с двумя обмотками и соединенного с ним конусного штока клапана. Конусная часть штока регулятора холостого хода располагается в канале подачи воздуха для обеспечения регулирования холостого хода двигателя. Шток регулятора выдвигается или втягивается в зависимости от управляющего сигнала контроллера. Регулятор холостого хода регулирует частоту вращения коленчатого вала на режиме холостого хода, управляя количеством воздуха, подаваемым в обход закрытой дроссельной заслонки. В полностью выдвинутом положении (выдвинутое до упора положение соответствует "О" шагов), конусная часть штока перекрывает подачу воздуха в обход дроссельной заслонки. При открывании клапан обеспечивает расход воздуха, пропорциональный перемещению штока (количеству шагов) от своего седла. Полностью открытое положение клапана соответствует перемещению штока на 255 шагов. На прогретом двигателе контроллер, управляя перемещением штока, поддерживает постоянную частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу независимо от состояния двигателя и от изменения нагрузки (включение электровентилятора, компрессора кондиционера и т.д.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...