Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления современной психологии Запада и проблемы психологии межличностного общения




Проводимые в странах Запада исследования в области пси­хологии и этики делового общения опираются на те или иные положения существующих там направлений общей и социаль­ной психологии при решении прежде всего теоретических и методологических проблем. Для этого используются основопо­лагающие положения таких направлений, как бихевиоризм, гештальт-психология, теория поля, психоанализ, интеракцио-низм. Рассмотрим кратко эти направления с интересующей нас точки зрения.

Бихевиоризм (от лат. behavior - поведение), или психология поведения, появился в США в начале нынешнего века. Его экс­периментальной предпосылкой стали исследования поведения животных, проведенные Эдуардом Торндайком (1874—1949) '.

 

 


' Thomdike E. Animal Intelligens: An Experimental Study of the Associative Processes in Animals. 1898.

 

Многие выводы этих исследований были учтены при объясне­нии поведения людей. В другой своей работе — "Принципы обучения, основанные на психологии", вышедшей в США в 1906 г. (русский перевод 1926 г.) Э. Торндайк последовательно проводит мысль о том, что педагогика должна опираться на пси­хологию и прежде всего психологию поведения. В предисловии к русскому переводу этой работы Л. С. Выготский пишет, что Торндайк по всей вероятности является основоположником психологии поведения и объективной психологии вообще 2.

 

 

 
 


2 См.: Торибанк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. — М-, 1926. — С. 6.

 

Он обосновывает взгляд на человеческую психику и поведение как на "систему реакций организма на внешние раздражения, посы­лаемые средой, и внутренние раздражители, возникающие в самом организме". По его мнению, "все поведение человека слагается из безусловных реакций, данных в наследственном опыте, помноженных на те новые условные связи, которые даны в личном опыте" 3.

 

 

 
 

 


3 См.: Там же. С. 7, 19.

 

 

В 1913 г. Джон Уотсон (1878—1958) в своей программной статье "Психология как ее видит бихевиорист" сформулировал основные принципы поведенческой психологии, которые затем получили подробное обоснование в его книге "Психология как наука о поведении". В предисловии к первому изданию этой книги Б. Уотсон пишет, что "наиболее плодотворная отправная точка для психологии — это изучение не самого себя, а изучение поведения соседа". Таким путем мы сможем объяснить и наше собственное поведение 4.

 

 

4 Уотсон Б. Психология как наука о поведении. — М. — Л., 1926. — С. IX.

 

Он критически отзывается о структуралистиском методе В. Вундта и функционалистском методе У. Джеймса, которые отправной точкой в психологии считали "изучение своего собственного ума". По мнению Уотсона, в таком интроспективном анализе много субъективизма, идущего от личных ощущений, представлений, оценок и т.д. Поэтому этот подход нельзя признать научным.

Бихевиоризм же предлагает исследовать психологические яв­ления объективно. Вместо анализа субъективных ощущений, восприятии, образов и т.д. следует изучать поведение других людей, т.е. как человек реагирует на те или иные воздействия внешней среды, которые Уотсон называет стимулами. Отсюда схема анализа S—R (стимул — реакция). Уотсон подчеркивает, что "психология как наука о поведении занимается предсказа­нием и управлением действиями человека, а не анализом его сознания 1.

 

 


1 Уотсон Б. Психология как наука о поведении. — М. — Л., 1926. — С. IX.

 

 

В решении подобных задач — суть и значение бихевиоризма. Многие его положения помогают объяснить влияние тех или иных внешних, в том числе социальных, факторов на поведение людей, их деятельность и межличностное общение. В то же вре­мя игнорирование собственно психических процессов не позво­лило бихевиористам создать целостную науку о социальном по­ведении.

Представители так называемого необихевиоризма Эдуард Чейс Толмен (1886—1959) и Кларк Леонард Холл (1884—1952) попыта­лись с позиций методологии бихевиоризма объяснить психиче­скую деятельность человека. Они выступили с концепцией "медиаторов" — внутренних процессов, совершающихся между стимулом и реакцией. При этом они исходили из того, что и для "незримых медиаторов" должны существовать такие же объектив­ные показатели, какими пользуются при изучении доступных внешнему наблюдению стимулов и реакций 2.

 

2 См.: Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. С. 189.

 

Однако, как отмеча­ет М.Г. Ярошевский, их концепция оказалась малоубедительной именно в научном отношении и в значительной степени утратила свое влияние 3.

 

 

 


3 Там же. С. 197

 

 

Произошел возврат во многом к классическому би­хевиоризму, особенно выразившийся в работах Берреса Фредерика Скиннера 4

 

 
 


4 Понятие рефлекса в описаниях поведения (1931); Поведение организмов (1938); Наука о человеческом поведении (1953); Вербальное поведение (1957); Факторы подкрепления (1969) и др.

 

 

(р. 1904) и его единомышленников.

Если бихевиористы ограничиваются изучением реакции ор­ганизма на внешние раздражители — стимулы и по сути игно­рируют сами психологические процессы, то представители гештальтпсихологии, прежде всего немецкие психологи Макс Вертгеймер (1880—1943) и Вольфганг Кеяер (1887—1967) главное вни­мание обращают на внутреннюю психическую деятельность че­ловека. Немецкое слово Gestalt означает форму, организацию, вид, образ. В психологии понятие "гештальт" употребляется в смысле "организационного целого", свойства которого не сво­дятся к сумме свойств его частей.

По утверждению Вертгеймера, "имеются целостности, чье поведение не детерминируется поведением индивидуальных элементов, из которых они состоят, но где сами частные про­цессы детерминируются внутренней природой целого". 1

 

 
 

 

 


1 См.: Ярошевскчч М.Г. Психология в XX столетии. С. 208.

 

Указы­вается на целостный и организованный характер восприятия человеком мира, образов других людей и их поведения.

Характерными идеями гештальтпсихологии являются: идея образа как целостного образования: идея изоморфизма, указы­вающая на структурное подобие психических и объективных материальных процессов (в частности, подчеркивается, что "соответствие" в реальных межличностных отношениях субъек­тивно переживается как психологический комфорт); идея асси­миляции и контраста, используемая при характеристике воспри­ятия человека человеком (человек воспринимается или путем ассимилирования его с той или иной социальной или этниче­ской группой, или, напротив, по контрасту с ней) 2.

 

 

 


2 См.: Андреева Г М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. — М.: МГУ, 1978. — С.94

 

 

Для понимания межличностных отношений немалое значе­ние имеют указания В. Келера на так называемый "инсайт" — спонтанное "схватывание " отношений, осознание их характера в целом. Он объясняет этот психический, протекающий во многом на уровне подсознания процесс, как "внезапное постижение". По его мнению, этот процесс обнаруживает ограниченность концепции проб и ошибок и доказывает, что во многих случаях имеет место целостное и достаточно точное восприятие и осоз­нание человеком явлений внешнего мира и характера его отно­шений с другими людьми. Гештальтисты широко применяют метод моделирования, с помощью которого изучают процесс образования в сознании людей того или иного целостного об­раза, его психологической достройки по каким-то известным человеку данным 3.

 

 


3 См.: Ярошевскии М.Г Психология в XX столетии. С. 214-216.

 

 

Одним из учеников Вертгеймера Куртом Левиным (1890—1947) была создана "теория поля", которая, по его мнению, должна объяснить соответствующие моменты в отношениях человека и среды, в которой осуществляется его жизнедеятельность, а также в отношениях людей друг к другу. К. Левин считал, что психо­логия должна объяснять психические явления прежде всего в категориях "отношений", а не изолированных "вещей". '

 

 


' См.: Ярошевскии М.Г. Психология в XX столетии. — С. 254.

 

В от­личие от концепций гештальтпсихологии в теории Левина ана­лизируются не только восприятия и образы субъекта, но и его взаимоотношения с непосредственным окружением. Для Левина "поле" — это структура, в которой совершается поведение" 2.

 

 


2 Там же. С. 258.

 

Поведение рассматривается как функция личности и среды. "Индивид действует в определенной среде. Одни ее районы притягивают, другие отталкивают". Это качество объектов Левин назвал "валентностью", которая может быть положительной и отрицательной. "Валентный район" является центром силового поля. При позитивной валентности все силы устремляются к этому району, при негативной — от него. Среда заряжена "плюсами" и "минусами", направляющими "локомоции" лич­ности (ее приспособительную активность — авт.). Что касается самой личности, то она представлена в концепции Левина в виде "систем напряжения" 3.

 

 


3 Там же. С. 261-262.

 

К заслугам К. Левина относят глубокое экспериментальное исследование мотивационной стороны поведения людей. В то же время отмечают, что в его концепции мотивация рассматри­вается во многом изолированно от других сторон поведения человека, а "нерасчлененность в его учении категорий образа и мотива привела к субъективации внешней среды поведения" 4.

 


4 Там же. С. 268.

В дальнейшем, эмигрировав из фашистской Германии в США, Курт Левин занялся изучением проблемы межличностных, отношений, а также анализом таких проблем, как стили руково­дства коллективом, типы конфликтов, способы их разрешения и т.п. Все эти проблемы имеют прямое отношение к психологии и этике делового общения.

Существенное влияние на исследования в области психоло­гии личности, ее поведения и межличностного общения оказал психоанализ австрийского ученого Зигмунда Фрейда (1856—1939) и его последователей.

Опираясь на научные данные и анализ собственного опыта врача-психиатра, Фрейд пришел к выводу, что на поведение человека оказывают влияние не только его рациональное мыш­ление, но и иррациональные проявления его психики. Речь идет о разного рода психологических импульсах и влечениях, направ­ленных на удовлетворение инстинктов человека, прежде всего инстинкта самосохранения и полового инстинкта.

По утверждению Фрейда, исходящие из полового инстинкта влечения человека под воздействием моральных, религиозных и других ограничений и запретов вытесняются в область бессозна­тельного. Однако они "дают о себе знать", продолжают действо­вать без ведома человека. 1

 

 

 


1 Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение 1989. – С. 360.

 

 

Фрейд подчеркивает, что "вытесненное влечение никогда не перестает стремиться к пол­ному удовлетворению" 2.

 

 


2 Там же. С. 408.

 

Отсюда проблема "неосознанных по­буждений", которые определенным образом воздействуют на поведение людей. Анализ данных побуждений и в целом про­блемы бессознательного открывает многое для понимания пове­дения людей, их межличностных отношений и общения между собой.

Вскрывая роль в этом иррациональных побудительных сил, Фрейд, по его словам, проник в "преисподнюю психики". Вме­сте с тем он показал противоречивый характер отношений меж­ду этими силами и сознанием человека.

В своей работе "Я и Оно" Фрейд пишет, что "деление пси­хики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа", что понятие "бессознательного" им получено из учения о вытеснении, а вытеснение он рассматри­вает как "типичный пример бессознательного" 3.

 

 


3 Там же. С. 425, 426-427.

 

 

Далее он следую­щим образом характеризует взаимодействие основных элементов психики человека — предсознательного ("Я"), "Сверх-Я" и бессоз­нательного ("Оно").

"Индивидуум, — пишет Фрейд, — представляется нам как непознанное и бессознательное Оно, на поверхности которого покоится Я. "Я старается содействовать влиянию внешнего мира на Оно и" стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в Оно, принципом реальности". "Я оли­цетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность к Оно, содержащему страсти" 4.

 

 


4 Там же. С. 431

 

 

"Сверх-Я" — это "инстанция в Я", которую можно назвать "Я-идеалом". За этим "скрывается первая и самая важная идентификация индивидуума, именно — идентификация с отцом в самый ранний период истории развития личности". 1

 

 

 
 

 


1 Фрейд 3 Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1989. — С. 433, 435.

 

По Фрейду, впечатления детства, полученные прежде всего в семье, оказывают решающее влияние на формирование характера человека, его психического склада и во многом определяют его поведение в последующие годы. "В дальнейшем ходе разви­тия роль отца переходит к учителям и авторитетам: их заповеди и запреты сохраняют свою силу в Я-идеале, осуществляя в каче­стве совести моральную цензуру. Несогласие между требо­ваниями совести и действиями Я ощущается как чувство вины. Социальные чувства покоятся на идентификации с другими людьми на основе одинакового Я-идеала 2.

 

 
 

 


2 Там же. С. 439.

 

Таким образом "сверх-Я" или "Я-идеал" обусловливает по­явление морального сознания, "служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим аген­том" 3.

 

 
 

 


3 Там же. С. 23.

 

Под его влиянием личность включается в социальную среду, приспосабливается к содержанию существующих меж­личностных отношений.

Большое значение для понимания мотивов поведения чело­века, его внутренних побуждений имеет учение Фрейда о спосо­бах психической защиты, которые избавляют человека от чрез­мерных психических волнений, возникающих под влиянием разных обстоятельств. К таким способам относятся вытеснение в область бессознательного неприемлемой информации, либо ее отрицание, рационализация как нахождение приемлемого объяс­нения своим поступкам, идентификация, то есть бессознатель­ный перенос на себя желаемых качеств, присущих другому чело­веку, и т.д 4.

 

 

 


4 Подробнее о способах психологической защиты см.: Грановская P.M. Элемен­ты практической психологии. — ЛГУ, 1984- — С. 206-214.

 

Последователи 3. Фрейда, прежде всего А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, В. Райх, Г. Маркузе и некоторые другие обосновывали влияние на формирование и поведение человека не только психофизиологических, но и социальных факторов. Так, А. Адлер (1870—1937) исследовал бессознательное стремле­ние к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях, в семье, в разного рода соци­альных объединениях и т.д. Карл Юнг (1875—1961) развивал концепцию о "коллективном бессознательном ", воздействую­щем на отношения социальных групп. Карен Хорни (1885—1952) пыталась обосновать влияние на поведение человека его соци­альных связей и отношений, а также материальной и духовной культуры.

Э. Фромм (1900—1980), раскрывая влияние социокультурных факторов на жизнедеятельность людей, показал противоречивую роль в этом таких социальных явлений, как свобода, собствен­ность, мораль, которая может быть гуманистической и авторитар­ной, и т.д. 1

 

 

 


1 См.: Фромм Э. Бегство от свободы. — М:.- Прогресс/Универс., 1989; Иметь или быть. - М.: Прогресс, 1990; Психоанализ и этика. — М.: Республика, 1993.

 

Известные фрейдо-марксисты В. Райх (1897—1957) и Г. Маркузе (1898—1979) обращали внимание, в частности, на проявления мазохизма и садизма в отношениях между людьми: мазохизм проявляется "в доставляющем наслаждение подчине­нии разного рода авторитетам, а садизм — в стремлении превра­тить человека в "беспомощный объект собственной воли, стать его тираном, его богом, обращаться с ним так, как заблагорассу­дится" 2.

 

 


2 Браун К.Х. Критика фрейдо-марксизма- Пер. с нем — М: Прогресс, 1982. — С. 143.

 

 

В своей работе "Эрос и цивилизация: философское исследо­вание о Фрейде" Г. Маркузе развивает идеи о виновности куль­туры за страдания людей, подавление их стремлений к счастью и к наслаждению жизнью. Он пишет о необходимости создания "нерепрессивной цивилизации", в условиях которой деятель­ность и поведение людей будут управляться "жизненной энерги­ей любви". Сами потребности и влечения людей, как изначаль­ные истоки их социальной активности, претерпят существенные изменения, станут более благородными. В этом плане Маркузе говорит о революции потребностей, в результате которой станет развиваться новая культура, основанная полностью на принци­пах гуманизма, служащая благу людей. Ее он называет контр­культурой, то есть открыто противостоящей современной, по его мнению, антигуманной культуре и исключающей какое-либо приспособление к ней. Это направление получило название гу­манистической психологии.

Как видно, многие положения психоанализа З. Фрейда и его последователей, являющиеся результатом глубокого изучения ими сферы бессознательного, психофизиологических и социаль­ных форм его проявлений, способствуют появлению более адек­ватных представлений и психике людей, побудительных мотивов их поведения и деятельности, характерных особенностей их личностей и межличностного общения.

Этому способствует и учет положений такого направления Асоциальной психологии как интеракццонизм. Оно выражено в концепции символического интеракционизма (Т. Мид, А. Роуз, (Г. Шибутани и др.), а также в теориях ролей (Т. Сорбин, Р. динтон, Э. Гоффман и др.) и референтных групп (Р. Мертон, Г. Хаймен, Т. Ньюком, М. Шериф и др.) 1.

 

 

 
 

 

 


1 См.: Андреевы Г М, Богомолова Н Н., Петровская Л.А- Современная социальная психология на Западе. — М.: МГУ, 1978; Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 1994

 

 

Во всех случаях речь Идет о взаимодействии людей, что и выражает понятие "интеракция".

Символический интеракционизм принимает за исходные акты общения между людьми соответствующие символы или "значимые действия", в качестве которых могут выступать вербальные (словесные) и невербальные средства общения (коммуникации), в том числе мимика, визуальные контакты, интонации голоса, жесты, другие движения и действия. Данные символы опосредуют общение людей, в том числе партнеров по деловому обще­нию, выражают их мысли и чувства. Символическая коммуни­кация предстает как "конструирующее начало человеческой психики" 2.

 

 

 
 

 


2 Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. — С, 296.

 

Другие представители интеракционизма сводят межличност­ное общение людей к реализации их социальных ролей. Этим, по их мнению, определяется содержание и направленность обще­ния социальных субъектов. При этом "роль" трактуется как "динамический аспект статуса", "осуществление прав и обязан­ностей, связанных с данным статусом" и т.п. 3.

 

 
 

 

 


3 См.: Андреева Г.М., Богомолова Н Н, Петровская Л.А. Современная социаль­ная психология на Западе. — С 197.

 

Указывается на активные и латентные (скрытые) роли, а также на адекватное восприятие и выполнение человеком той или иной роли.

Теория референтных групп обосновывает ориентацию челове­ка на разного рода "группы лиц, мнение которых для него зна­чимо" 4.

 

 

 
 


4 Там. же С. 209.

 

 

Эта ориентация во многом определяет характер его по­ведения и деятельности. Указывается на позитивные и негатив­ные референтные группы. Первые принимаются человеком, вы­зывают у него стремление быть принятым ими. Членом вторых групп он не хочет себя считать, они отвергаются им, вызывают у него стремление выступить против них. 1

 

1 См.: См.: Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная соци­альная психология на Западе. — М.: МГУ, 1978. — С. 210, 211.

 

 

Значит, чтобы пред­видеть и понять возможные проявления социальной активности того или иного человека, надо, в частности, знать природу и социальную направленность тех групп, на которые он ориенти­руется.

Надо сказать, что современные зарубежные и отечественные авторы, исследующие проблемы психологии и этики делового общения, опираются на достижения современной общей и соци­альной психологии, в том числе рассмотренные выше. Решая свои задачи, они осмысливают соответствующие положения бихевиоризма и психоанализа, гештальтпсихологии и теории поля, интеракционизма и так называемой гуманистической пси­хологии, обосновывающей психологическую направленность человека на развитие своих способностей и самовыражение 2.

 

 

 


2 См.: Роджерс К. К науке о личности//История зарубежной психологии. — М.:

МГУ, 1986.

 

 

И не только осмысливают, но и исходят из них.

Этим и следует объяснить интерес к основным этапам разви­тия и современным направлениям общей и социальной психо­логии тех, кто разрабатывает проблемы такой прикладной дис­циплины, как психология и этика делового общения.

Вопросы для повторения

1. На какие моральные принципы общения между людьми указывали мыслители древности и Нового времени?

2. В чем заключались основные социально-психологические идеи Г. Тарда, Л. Уорда, Ф.Г. Гиддингса и В. Парето?

3. Раскройте содержание "психология народов", как ее понимали Г. Штейнталь, М. Лацарус и В. Вундт.

4. Как понимали "психологию масс" С. Сигеле, Г. Лебон, Н, Михай­ловский?

5. Дайте характеристику учения У. Мак-Даугалла об инстинктах социального поведения.

6. Раскройте вклад в развитие социальной психологии Е.В. Де-Роберти и Н.И. Кареева.

7. В чем заключается сущность марксистских взглядов на социальную психологию?

8. Назовите основные положения "коллективной рефлексологии" В.М. Бехтерева.

9. Охарактеризуйте учение А.А. Ухтомского о доминанте и учение Д.Н. Узнадзе об установках.

10. Расскажите о вкладе в развитие психологии С.Л. Рубинштейна и Л.С. Выготского?

11. В чем заключается сущность такого направления в психологию, как, бихевиоризм?

12. В чем сущность гештальтпсихологии и "теории поля"?

13. Назовите известные вам положения психоанализа 3. Фрейда и его последователей.

14. Охарактеризуйте основные концепции интеракционизма.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Наука, 1994.

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная со­циальная психология на Западе. — М.: МГУ, 1978.

3. Бердяев Н. Субъективизм и индивидуализм в общественной психо­логии. СПб., 1901.

4. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. —Пг., 1921.

5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982.

6. Браун К.Х. Критика фрейдо-марксизма: Пер. с нем. — М.: Про­гресс, 1981.

7. Вундт В. Этика. Исследование фактов и законов нравственной жизни. - СПб., 1887.

8. Вундт В. Индивидуум и общество. — СПб., 1896.

9. Вундт В. Проблемы психологии народов. — М., 1912.

10. Гиддингс Ф.Г. Основания социологии. — Киев, Харьков, 1898.

11. Грановская P.M. Элементы практической психологии. — Л.: ЛГУ, 1984.

12. Де-Роберти Е.В. Новая постановка основных вопросов социологии. — М., 1909.

13. Кареев Н.И. Введение в изучение социологии. — СПб., 1907.

14. Ковалев А.Г. Курс лекций по социальной психологии. — М.: Выс­шая школа, 1972.

15. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1896.

16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиз­дат, 1975.

17. Мак-Даугалл У. Основные проблемы социальной психологии. — М., 1916.

18. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л.: ЛГУ, 1960.

19. Парето В. Чистая экономия. — Воронеж, 1912.

20. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.


21. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. — М.: Наука, 1979.

22. Роджерс К. К науке о личности//История зарубежной психологии. — М.: МГУ, 1986.

23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940.

24. Сигеле С. Преступная толпа. — СПб., 1896.

25. Тард Г. Законы подражания — СПб., 1892.

26. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. --М„ 1926.

27. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тбилиси,1961.

28. Уледов А.К. Структура общественного сознания. —М.: Мысль, 1968.

29. Уорд Л. Психические факторы цивилизации. — СПб., 1897.

30. Уотсон Б. Психология как наука о поведении. — М.— Л., 1926.

31. Ухтомский А.А. Доминанта. ~ М.-Л.: Наука, 1966.

32. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1989.

33. Фромм Э. Психоанализ и этика. — М.: Республика, 1993.

34. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. — М.: Политиздат, 1974.

 

 

 

разговоров о мужьях, детях, покупках, до­машнем хозяйстве и т.д. Для кого-то источником самоутвержде­ния может выступать любимое внепрофессиональное занятие или хобби, например, коллекционирование различного рода предметов, огородничество, рыбалка, разведение всевозможных живых существ и т.д. Частным случаем хобби можно считать общественную работу, когда человек посвящает свое свободное время социально значимой деятельности, мотивируемой нравст­венно-религиозным или политическим идеалом. Далее, возмож­ны случаи, когда индивид, не добившись успеха в вышеназван­ных формах деятельности, пытается решить проблему самоут­верждения не вполне естественным образом: он как бы строит свою, искусственную среду обитания, исключающую его зави­симость от положительных импульсов извне. Поведение такого рода типично для наркоманов и алкоголиков. Вместе с тем, "снятие" проблемы, иллюзия самодостаточности личности на уровне субъективного восприятия может быть достигнута не Только путем употребления наркосодержащих препаратов, но и регулярным выполнением целого комплекса специальных физи­ческих упражнений. В частности, йога и ушу не дают оснований сомневаться в том, что соматическое состояние не только детер­минирует сознание индивида, но и активно участвует в форми­ровании его самооценки.

А теперь представим ситуацию, в которой ни один из выше­названных факторов "не сработал". Как, откуда и каким путем может получить личность жизненно необходимые для самоут­верждения своего "Я" положительные импульсы? Ответ на по­ставленный вопрос дает открытый 3. Фрейдом бессознательный защитный психологический механизм, получивший название инфантилизма (от лат. инфант — ребенок). Суть инфантилизма заключается в том, что человек какбы снимает с себя ответст­венность за свою судьбу и делегирует свои права реальному или вымышленному лицу. Аналогия с ребенком здесь вполне умест­на, так как малыш психологически чувствует себя более ком­фортно, чем взрослый. Он гораздо более стрессоустойчив, по­скольку неосознанно перекладывает на взрослого принятие жизненно важных для него решений. Иллюстрируем данную мысль типичной житейской ситуацией: молодая мама гуляет с маленькой дочкой. Навстречу им бежит симпатичная собака, например, колли. "Хорошая собака" — говорит мама. "Да, ма­ца», — отвечает ей дочка. Сворачивают за угол, а навстречу — не внушающая особого доверия кавказская овчарка. "Плохая

собака", — говорит мама и дочка снова охотно соглашается. На первый взгляд — вполне обыденная ситуация, ничего особен­ного. А теперь для сравнения вспомним события времен сталин­ских чисток. Москва, Колонный зал Дома Союзов, идет процесс над "врагами народа". По улице шествуют возмущенные трудя­щиеся, несут лозунги типа "Смерть троцкистско-зиновьевским убийцам! Не дадим крови товарища Бухарина!" Бывает... точнее, это было. Чего тут странного? А через несколько месяцев, те же самые трудящиеся с неменьшим энтузиазмом прошествовали с лозунгами, требующими смерти немецко-японского шпиона Н. Бухарина. Почему так? Ответ ясен — "Папа сказал!", т.е. товарищ Сталин.

Отсюда можно сделать два вывода. Во-первых, человек не в состоянии постоянно жить в состоянии страха, и в условиях массовых репрессий, террора, систематического насилия страх жертвы может трансформироваться в искреннюю любовь к ти­рану, которому добровольно передается ответственность за ин­дивидуальную судьбу, — Гитлеру, Сталин, Мао1. Во-вторых, данный феномен в равной степени характерен как для больших масс людей, так и для отдельных взрослых индивидов: система­тически избиваемая мужем женщина вполне искренне может объяснять свое терпение любовью к нему, тогда как на самом деле она его просто боится, ей некуда уйти и т.д.

Рассмотренный выше механизм самоутверждения личности в высшей степени характерен для верующих людей. Люди, потер­певшие житейское поражение в этом мире, немощные из-за болезней или преклонного возраста, чаще других обращаются к Богу, передоверяя Ему ответственность за свою дальнейшую судьбу. При этом Бог как бы выполняет функции отца по отно­шению к маленькому ребенку, а постоянные молитвы служат средством общения с ним.

Наряду с вопросом об источниках формирования индивиду­ального самосознания, факторах данного процесса, предстоит выяснить, как, в каких формах наше "Я" проявляет себя в по­вседневной действительности. Здесь можно выделить, по край­ней мере, два аспекта проблемы.

1) Каждый акт нашего сомосознания, любое состояние на­шего "Я" предполагает наличие трех компонентов:

Сюда же можно отнести и так называемый "стокгольмский синдром": во время событий в Буденновске летом в 1995 г. одна из заложниц, если верить

российским журналистам, даже пожелала выйти замуж за чеченского теооито риста. "

Разум

Воля Чувства

разум позволяет дать описание ситуации, чувства - ее оцен­ку воля выступает источником предписания. Нетрудно догадать­ся что в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств на* первый план выходит тот или иной фактор, тогда мы гово- оим что человек размышляет, взволнован или усилием воли заставляет себя или других делать то, что делать - то, в общем,

совсем не хочется.

2) Не следует забывать, что эти три компонента проецируе­мы соотносимы не только с внешним миром, но самим "Я" как таковым. В этом случае можно говорить о том, что у каждого психически нормального индивида существует не одно, а целых

три "Я":

"Я"

UЯn-oбpaз Имидж

Реальное "Я"

У некоторых, конечно, бывает и больше, но это уже инте­ресно не психологу, а психиатру.

"Я^-образ — это то, что мы о себе думаем, наше знание о са­мом себе У нормального человека это знание обязательно явля­ется положительным, т. е. мы думаем о себе чаще всего лучше, чем мы есть на самом деле. Самооценка здесь носит осознанный характер и выступает в форме самоуважения.

Реальное "Я" — это то, что мы есть на самом деле. Здесь на первом плане уже не знание, а оценка, причем, как правило, не осознаваемая и не всегда положительная, часто формируемая в раннем детстве. В последнем случае мы имеем дело с комплек­сом неполноценности (идея немецкого психолога Адлера) как следствие неполной семьи, маленького роста, физических не­достатков и т д Это неосознанное чувство движет человеком сильнее чем осознанная оценка, "Я"-образ и приводит, если можно так выразиться, к сверхнормальному стремлению к само-

утверждению либо в форме неограниченной власти — Наполе­он, Гитлер, либо в форме жертвенного служения человечеству — Ганди, Толстой. Вся энергия у этих людей уходила на достиже­ние великой цели во имя, как они считали, великой идеи, а по­тому никто из них не был счастлив в личной жизни.

Если в реальном "Я" волевой компонент выступает неосоз­наваемой причиной жизненных устремлений, то в рамках "Я"-образа он чаще порождает не конкретные действия по ре­альному самоутверждению и самосовершенствованию, а идеали­зированные размышления о том, кем я могут стать, если когда-нибудь этого захочу, (упрощенный вариант ~ буду ежедневно делать зарядку, брошу курить и т.д.).

Проблема соотношения "Я "-образа и реального "Я" имеет ярко выраженный прикладной аспект, существенно значимый с точки зрения повседневного делового общения. Иными слова­ми, поскольку они не совпадают, то как измерить реальное "Я", т. е- действительное, а не воображаемое отношение человека к нам либо к интересующей нас проблеме?

Измерение установок, т. е. реального, но не осознаваемого отношения человека к какой-либо конкретной жизненной про­блеме, осуществляется при помощи косвенных и прожективных вопросов. Последовательный перечень подобных вопросов, с разной степенью интенсивности установки, именуется шкалой. Так, например, если ученого интересует реальное, а не вообра­жа

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...