Мультимедийные произведения
Мультимедийные произведения - это совокупности произведений и исполнений в цифровой форме, находящиеся на локальном материальном носителе (жестком диске, CD, DVD, BD и т.д.), доступ к которым осуществляется в интерактивном режиме. Предшественниками мультимедийных произведений являются анимационные или мультипликационные фильмы (рисованные и кукольные), появившиеся в начале XX в. и пользующиеся популярностью до сих пор. В 80-е годы на рынке появились компьютерные игры, получившие еще большую популярность, чем мультипликационные фильмы. Компьютерные игры привнесли интерактивный элемент в мультимедийные произведения. Человек перестал быть простым зрителем и слушателем, а превратился в непосредственного участника виртуального действа, создающего иллюзию, виртуальность реальности. В 90-е годы появились мультимедийные энциклопедии, электронные журналы, книги, справочники, учебники, обучающие программы и т.д. Мультимедийные произведения необратимо вошли в современную жизнь подобно книгам, музыкальным компакт-дискам, видеофильмам. Сейчас трудно представить себе жизнь без мультимедийных произведений. Тем не менее мультимедийные произведения остаются дискуссионным объектом международной и национальной правовой охраны. Многие специалисты не признают мультимедийные произведения особыми объектами интеллектуальной собственности и сводят их к другим категориям произведений, например, к аудиовизуальным произведениям или базам данных. Возможно, их вводит в заблуждение термин "мультимедийный", означающий сосуществование нескольких "сред", которые иногда упрощенно сводят к различным видам файлов - текстовым, графическим, звуковым, анимационным. В действительности же мультимедийные произведения существуют в цифровой среде и в цифровой форме. Цифровая природа мультимедийных произведений, идеально приспособленных к Интернету, делает их одним из наиболее распространенных видов произведений. Внедрение цифрового и интерактивного телевидения, телевидения по запросу, интегрированного с Интернетом, сделает мультимедийные произведения еще более распространенными.
Несомненно, мультимедийные произведения представляют собой такие же сложные и комплексные произведения, как и аудиовизуальные. Однако в аудиовизуальных произведениях отсутствует интерактивность, т.е. зритель остается пассивным, хотя иногда духовным сопереживателем произведения. В мультимедийных же произведениях пользователь является не пассивным зрителем, а активным участником действий, предусмотренных создателями произведения. Особенностью мультимедийных произведений является и то, что они имеют дело с виртуальными исполнителями. В мультипликационных фильмах, компьютерных играх, других мультимедийных произведениях виртуальные исполнители создают реальное исполнение. Для создателя и производителя мультимедийного или аудиовизуального произведения реальность или виртуальность исполнителя важна прежде всего с правовой с точки зрения, поскольку с виртуальными исполнителями не нужно заключать договоры и выплачивать гонорары. Современная компьютерная графика и анимация позволяют создавать произведения в виртуальной реальности с исполнителями, прекрасно моделирующими реальных исполнителей. Здесь, конечно, появляются иные правовые проблемы, которые не подпадают под сферу действия законодательства об интеллектуальной собственности, например, о правомерности использования образа какого-либо конкретного реально существующего или существовавшего лица.
К мультимедийным произведениям относится и такая их распространенная форма, как компьютерные презентации. Они могут осуществляться как в простейшей форме с использованием мобильного компьютера, так и выступать в виде грандиозных массовых шоу с использованием компьютерной, телекоммуникационной, мультимедийной техники и технологии. Очень сложные правовые проблемы возникают при создании мультимедийных произведений, поскольку они, как правило, могут включать множество литературных, художественных, музыкальных, анимационных объектов. При этом от каждого правообладателя необходимо получить разрешение, чтобы включить его объект в мультимедийное произведение. Однако для получения разрешений на использование объектов необходимо найти правообладателей, что иногда является весьма сложной задачей. Дело в том, что Бернская конвенция не требует какой-либо регистрации, и реестры авторов существуют в немногих странах. Потребности производителей мультимедийных произведений привели к созданию мультимедийных клиринговых центров, в которых можно получить информацию об авторах и (или) разрешения на использование произведений. Мультимедийные произведения могут считаться не только самостоятельным объектом охраны, но и рассматриваться как базы данных или как аудиовизуальные произведения, поскольку по внутренней структуре мультимедийные произведения аналогичны базам данных, а по внешнему восприятию - аудиовизуальным произведениям. Режим проката мультимедийных произведений зависит от того, признаются ли мультимедийные произведения базами данных либо аудиовизуальными произведениями. Если мультимедийные произведения рассматривать как разновидность баз данных, то их прокат всегда требует разрешения правообладателя. С другой стороны, если мультимедийные произведения рассматривать как разновидность аудиовизуального произведения, то их прокат требует разрешения правообладателя только в том случае, если такой прокат приводит к широкому копированию мультимедийных произведений, наносящему существенный ущерб имущественному праву на воспроизведение. Мультимедийные произведения воплощаются на материальных носителях, например на дисках CD, DVD или BD. Разработкой, производством и распространением мультимедийных произведений, а также мультимедийных устройств и средств занимается крупная отрасль общественного производства - мультимедийная промышленность. При размещении мультимедийных произведений в компьютерных сетях к ним возможен доступ в режиме реального времени.
Сетевые произведения
Интернет получил феноменальное распространение после создания в 1990 г. в Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН, Швейцария) концепции и модели компьютерных серверов, которые на основе существовавшей сети передачи данных образовали глобальную информационную систему WWW (World Wide Web) - "всемирную паутину". Первоначально система WWW предназначалась для обмена исследовательской информацией между учеными стран - членов ЦЕРН. Однако WWW стал широко доступным после того, как в 1993 г. Т. Бернерс Ли в Национальном центре суперкомпьютеров (США) создал прототип web-узла и компьютерную программу (браузер) Mosaic в качестве средства навигации в Интернете. Подлинная массовость интернетовских технологий пришла после появления браузеров фирмы Netscape, а затем Microsoft, что привело к бурному развитию всей сети Интернет. В настоящее время Интернет представляет собой совокупность огромного числа компьютеров (серверов), соединенных коммутируемыми или выделенными линиями связи. На каждом сервере может находиться несколько узлов или сайтов, состоящих из множества электронных страниц, связанных между собой системой гипертекстовых ссылок. Каждая страница может содержать различные объекты авторского права и смежных прав, а также данные и информацию как таковые и представлять собой часть составного сетевого произведения. Сетевые произведения - это совокупности произведений, исполнений и иных объектов интеллектуальной собственности в цифровой форме, находящиеся на серверах в компьютерных сетях, в том числе в Интернете, с возможностью интерактивного доступа к ним с помощью компьютера, игровой консоли, мобильного телефона, коммуникатора и т.д.
Сетевые произведения создаются для каждого конкретного интернетовского узла - сайта. Естественной формой доступа к таким произведениям является сетевой доступ, однако в некоторых случаях содержание интернетовского узла может быть доступно и на дисках CD, DVD или BD. Сетевые произведения, размещенные на сайтах, в полной мере отвечают признакам охраняемых авторским правом произведений. Сетевые произведения могут рассматриваться как разновидность мультимедийных произведений, доступная пользователю в режиме реального времени, тогда как большинство мультимедийных произведений воплощены на материальном носителе (дисках CD, DVD или BD) и могут быть использованы на компьютере, не имеющем доступа к Интернету. Для доступа как к мультимедийным, так и к сетевым произведениям компьютер должен быть оснащен специальными мультимедийными устройствами - звуковыми платами и колонками, видеокартами и мониторами высокого разрешения, джойстиками и виртуальными шлемами, очками, микрофонно-телефонными гарнитурами, веб-камерами, модемами и т.д. Из-за невысокой пропускной способности современного Интернета сайты, как правило, не используют всех мультимедийных возможностей, довольствуясь рациональным соотношением текста, графики, звука и анимации при развитой системе гиперссылок не только на ресурсы данного узла, но и на другие сетевые ресурсы Интернета. Проблема авторства на сетевые произведения отражает современные тенденции. В разработке и создании сайтов принимают участие автор сценария, композитор, художник-график, художник-аниматор и т.д. Создатели сайтов обычно называют себя не авторами, а дизайнерами не столько из-за особенностей данного термина, сколько из-за понимания того, что их творение имеет недолгую жизнь. Таким образом, ряд категорий авторского права избыточны для сетевых произведений, которые теряют актуальность в течение нескольких лет, и их правовая охрана оказывается излишней. Аналогичный подход используется при охране полезных моделей (5 лет), промышленных образцов (10 лет), топологий интегральных микросхем (10 лет), патентов на изобретения (20 лет), т.е. объектов интеллектуальной собственности, которые могут устареть гораздо раньше истечения обычного срока охраны. Одной из особенностей сетевых произведений является то, что они являются идеальным средством электронной торговли (т.е. торговых операций, выполняемых электронными средствами). В настоящее время электронная торговля широко распространена во многих странах мира, причем в некоторых из них объем продаж через Интернет достигает 50% всех продаж. Многие фирмы и организации создали виртуальные магазины, на виртуальных витринах которых покупатели могут выбрать любые предлагаемые товары. Такие виртуальные магазины объединяют в себе многие виды произведений - базы данных, мультимедиа, сайты.
Существует два вида электронной торговли - частичная и полная. При частичной электронной торговле покупатель через соответствующий виртуальный магазин знакомится с предлагаемыми товарами и оплачивает выбранный товар при помощи кредитных карт, снабженных специальным кодом для защиты электронных транзакций. Доставка покупателю выбранного и оплаченного товара происходит традиционным образом. Интерактивная электронная торговля охватывает различные области - от книг до недвижимости. При полной электронной торговле покупатель не только знакомится с товаром, не только оплачивает его стоимость, но и получает товар из виртуального магазина на свой компьютер. Какие же товары могут находиться в электронной форме в электронном средстве - компьютере? Конечно, это прежде всего почти любые объекты авторского права и смежных прав - книги, кинофильмы, звукозаписи. Другими словами, объекты авторского права и смежных прав являются идеальным товаром электронной торговли, осуществляемой с помощью одного из его объектов - сетевого произведения - и связанной с ним инфраструктуры. Электронная торговля стимулировала появление множества видов преступлений от фишинга (добыча номеров кредитных карт) до взлома торговых серверов. Несмотря на наличие очень строгого законодательства в этой сфере, поток киберпреступлений не удается подавить. В последнее время появилось несколько новых видов сетевых произведений, наиболее заметными из них являются блоги (blog) и интернет-энциклопедии (wikipedia). Блоги представляют собой дневники множества пользователей, размещенные на различных сайтах, например "живой журнал" (livejournal), и доступные любым пользователям. С точки зрения авторского права блоги являются охраняемыми объектами, эквивалентными составным произведениям или базам данных. Блоги являются расширением компьютерных форумов, посвященных компьютерным и иным проблемам. Тематика блогов не ограничена. Их огромная популярность показывает, что для очень многих людей важно выразить свои мысли публично, даже если их откровения никто не прочитает. Феномен блогов принес и много проблем, в частности связанных с безопасностью, поскольку в стремлении к самовыражению многие блоггеры выбалтывают не только личные, но и государственные, и военные секреты. Весьма заметным явлением стали публичные, или народные, энциклопедии. Пользователи имеют возможность писать на любые темы, объединенные в разделы энциклопедии. За несколько лет объем англоязычной версии энциклопедии Wikipedia превысил три миллиона статей, что больше объема Britanica - одной из авторитетных энциклопедий. Осторожное отношение к такому коллективному творчеству множества авторов не вполне оправданно. Как показали специальные исследования, количество ошибок в Wikipedia и Britanica практически одинаково, поэтому пользователи вполне могут доверять публичным энциклопедиям. С точки зрения авторского права такие энциклопедии являются охраняемыми как совместные произведения тысяч авторов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|