Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Музыкальное образование и воспитание в XVIII в.

В XVIII в. музыкальное образование и воспитание развивались в двух направлениях. В одном из них – культовом – продолжались традиции прошлых столетий, в другом – светском – развивались и утверждались новые явления, которые стали доминирующими в более позднее время. Как и раньше, значительное количество музыкально-образовательных учреждений функционировало при храмах и монастырях разных конфессий. Среди них особый интерес представляют бурсы, где жили и приобретали профессию музыканта дети из бедных семей. Основателем этих «школ-интернатов» был орден иезуитов, которому принадлежали бурсы в Полоцке, Витебске, Новогрудке, Орше, Несвиже, Гродно, Слуцке, Минске, Могилеве и других белорусских городах. Среди бурсаков были дети бедной шляхты, мещан, которые за бесплатное обучение и содержание должны были выступать на школьных торжествах, костельных богослужениях и праздниках. В первые 3 года нахождения в бурсе ее воспитанники приобретали навыки пения, дирижирования, композиции, игры на некоторых музыкальных инструментах, теории музыки. После 3-х лет обучения бурсаки проходили трехгодичную платную практику: проводили занятия с новичками и вместе с профессиональными капеллистами выступали на разных торжествах. Во время «практики» бурсаки имели возможность овладеть широким репертуаром, так как костельные капеллы, в которых они участвовали, выступали как на общегородских, так и на семейных праздниках у шляхты, мещан, на религиозных мероприятиях и т.д., и должны были исполнять культово-обрядовую и светскую бытовую музыку.

При культовых центрах имелись не только специальные музыкальные, но и общеобразовательные заведения, в которых преподавали музыку. Среди православных школы особый интерес представляет Могилевская духовная семинария, в которой учились выходцы из разных сословий, в том числе и из крестьян. В целом ученики семинарии обучались пению, игре на различных музыкальных инструментах – скрипке, кларнете, флейте и виолончели.

Среди католических учебных заведений в XVIII в. по-прежнему большую роль в музыкально-воспитательном процессе играли коллегиумы, где учились преимущественно дети зажиточной шляхты и богатых мещан. В учебных программах коллегиумов предусматривались разные формы приобщения школяров к музыке: специальные занятия по хоровому пению и игре на музыкальных инструментах, уроки танцев, а также театрально-музыкальные постановки.

Таким образом, в культовых музыкально-образовательных центрах нашли распространение разные формы музыкальной практики: от учебных занятий до музыкально-театральных постановок, которые имели не только религиозные, но и светские черты.

Что касается собственно светских музыкально-образовательных форм, то их распространение в большей степени было связано с деятельностью частных театров, при которых магнаты открывали специальные школы для подготовки местных певцов и инструменталистов. Такие школы были в Несвиже и Гродно, Слониме и Ружанах, а также некоторых других городах. В них обычно набирали детей крепостных крестьян, мелкой шляхты и бедных мещан.

Система образования в разных «притеатральных» школах была разная: в одних дети только брали «лекции музыки» у иностранных «мэтров», в других приобретали и совершенствовали свои знания и мастерство в процессе исполнительской практики непосредственно в капеллах, в третьих – проходили комплексный музыкально-образовательный цикл, который охватывал не только собственно музыкальные, но и другие дисциплины, которые способствовали всестороннему обучению, наиболее интересные воспитанию будущего музыканта.

Преподавали музыкальные дисциплины как иностранные, так и местные высокопрофессиональные музыканты, которые работали в любительских театрах и оркестрах. В Несвижской музыкальной школе в 1750-1780-е гг. работали капельмейстеры Ф.Витман, А.Гофман, О.Тамкевич, Д.Корнер, А.Александрович, чешский композитор и клавесинист Ф.Ержомбка, чешский пианист и композитор Я.Дусик, итальянский скрипач Дж.Констанцин, «мэтр музыки» И.Редэльберг и др. В Слонимской школе М.Огинского в 1779 г. преподавали «мэтр игры на клавикордах» Д.Грабенбауэр, в Шклове – И.Стефани, который приехал из Пруссии, и певчий – белорус П.Пётух, который ранее работал в Могилеве.

В последней трети XVIII в. в Беларуси расширились светские формы не только музыкального образования, но и воспитания. Особенно интенсивно они начали развиваться во время работы, так называемой Образовательной комиссии, основанной в 1773 г. Эта организация придавала большое значение музыкально-воспитательным дисциплинам, о чем свидетельствует изданная в 1787 г. работа Г.Пирамовича «Обязанности учителя». В ней, в частности, отмечается роль пения, которое может и должно способствовать развитию моральных качеств учеников, созданию у них хорошего настроения и т.д.

Под влиянием идей комиссии в 1770-1780-е гг. в Беларуси начали открываться как государственные, так и частные учебные заведения, в программы которых включались музыкальные дисциплины. Известно, например, что в 1780-е гг. в Несвиже на средства Кароля Радзивила был создан женский пансион, в котором учились 50 девушек из семей воевод, кастелянов и других государственных чиновников. Воспитанниц обучали пению, игре на разных инструментах и танцам. В это же время недалеко от Несвижа функционировала и школа моряков, где юноши из шляхетских семей изучали наряду с другими предметами и музыку.

В конце XVIII в. аналогичные учебные заведения возникли и на восточных, присоединенных к России белорусских землях. Так, в Бабиничах, в имении помещика Пифы, существовал женский пансион, где молодые дворянки изучали музыку под руководством учителей, приглашенных из Витебска. Занятия музыки проводились и в Шкловском шляхетском училище, которое открыл граф Зорич в 1778 г. В этом учебном заведении, которое существовало на протяжении 19 лет, жили и получали образование не только уроженцы Беларуси, но и России, Курляндии, Лифляндии, Франции, Нидерландов, Швеции, Венгрии, Турции и других стран – всего 268 человек. Училище, или как его называли «Шкловский корпус», готовило дворянских детей к будущей цивильной и военной службе. Большое внимание уделялось в училище занятиям, которые развивали хорошие манеры и эстетический вкус: танцам, живописи, театральному и музыкальному искусству.

В Шкловском училище музыкальным дисциплинам отводилось достаточно много времени: только занятиям инструментальной музыки – по 6 часов в неделю начиная с 3 класса. Большинство мальчиков училось играть на скрипке, некоторые овладевали навыками игры на духовых и ударных инструментах и участвовали в духовом оркестре, который выступал на школьных и общегородских торжествах.

Во второй половине XVIII в. образование и воспитание музыкантов Беларуси осуществлялось не только в местных учебных заведениях, но и за границей. Известно, в частности, что многих своих музыкантов магнаты отправляли учиться в Западную Европу. Так, Михал Казимир Радзивил направил свое капельмейстера Я.Ценцеловича и скрипача Матеуша из Кореличей в Италию. Группа капеллистов А.Тызенгауза стажировалась в Германии, Италии и России у И.Бенды, Ф.Манфреди, П.Нардини, А.Назары, В.Крамера, И.Френцеля, Я.Жарновика и др. Известно также, что за границей учились и музыканты Михала Казимира Огинского: Теодор Каваль, который стал потом прославленным скрипачом и капельмейстером (выступал под псевдонимом Ферары) и капеллист Будевич, который брал уроки у Й.Гайдна.

Среди форм музыкального образования и воспитания известны также и домашние, распространенные преимущественно в аристократической среде, где было принято учиться музыке и танцам, иностранным языкам и фехтованию с детства. Характер домашнего обучения музыки зависел от финансовых возможностей и культурных потребностей той или иной семьи, а также от веяний моды. Юношей учили играть на духовых и струнных инструментах, девушек – на клавишных.

Из учебников, по которым учились музыке в XVIII в., на сегодняшний день известны в основном иностранные издания: «Искусство игры на клавесине» Ф.Куперена, «Пьесы для клавесина с методами упражнений пальцев и пьесы для клавесина с таблицами упражнений» Ж.-Ф. Рамо, «Искусство игры на клавире» Ф.Марпурга, «Опыт правильного способа игры на клавире» Ф.Э. Баха. Из местных учебников до нашего времени дошло только виленское издание работы аббата Арнульфа Варанца «Азы музыки как фигурального, так и хорального канта». Это издание датируется 1809 г., хотя было написано и подготовлено к печати в Несвиже еще в 1794 г. По замыслу автора, его работа должна была использоваться как учебник для начинающих музыкантов.

В книге, которая состояла из 15 разделов и приложений, даются основные сведения по теории музыки, методические указания по исполнению хоровой церковно-обрядовой музыки и словарь с транскрипцией и переводом более 300 итальянских музыкальных терминов.

Таким образом, в Беларуси музыкальное образование и воспитание получили в XVIII веке свое дальнейшее развитие и явились важнейшими сферами музыкальной культуры, которые позволяли расширить и сделать безостановочным процесс становления местного музыкального профессионального и любительского искусства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...