О психолого-педагогической поддержке студентов первых курсов среднего профессионального образовательного учреждения
Внедрение концепции личностно-ориентированного образования означает необходимость в пересмотре системы организации процесса воспитания. Вместе с тем, многие из преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений не осознают, что это означает существенное изменение собственной профессиональной позиции, переход от функций трансляций и интерпретаций знаний к психолого-педагогической поддержке в субъектном освоении этих знаний. При этом понятие «психолого-педагогическая поддержка студентов» понимается ими чрезмерно заужено как помощь, оказываемая квалифицированными специалистами нуждающимся в ней студентам, причем только тогда, когда возникает эта нужда. Современные российские и зарубежные исследователи сходятся во мнении, что это гораздо более обширное понятие. Оно включает в себя превентивную и оперативную помощь преподавателей учебного заведения в решении различных индивидуальных проблем обучающихся. Такие проблемы могут быть связаны с физическим и психическим здоровьем учащихся, их социальным и экономическим положением, успешным продвижением в учебе, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, а так же жизненным, профессиональным и этическим выбором. Основные концептуальные положения, представляющие психолого-педагогическую поддержку, были разработаны Олегом Самойловичем Газманом. Согласно его теории, наиболее успешное развитие личности происходит через гармоничное сосуществование двух сущностно различных процессов - социализации и индивидуализации. Первый процесс способствует усвоению принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование у молодежи социально-типичного), а второй становлению его индивидуальности (развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке).
Последователи О.С. Газмана внесли некоторые коррективы в понятие «психолого-педагогической поддержки», сконцентрировав внимание на педагогической стороне ее реализации: · во-первых, педагогическая поддержка не противопоставляется воспитанию, а гармонично сочетаются с ней; · во-вторых, концепция педагогической поддержки выступает как важнейший принцип личностно-ориентированной системы образования; · в-третьих, педагогическая поддержка - это мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности молодого человека, развитие его индивидуальности. Семантический и педагогический смысл понятия «поддержка» заключается в том, что поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека. Предметом педагогической поддержки становится специальный процесс совместного с личностью поддерживаемого, определения ее собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ей сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Изучению конкретных механизмов и условий реализации на практике стратегии психолого-педагогической поддержки студентов посвящены работы В.П. Бедерхановой, Ф.И. Кевля, Н: Н. Михайловой, Т.А. Строковой, Б.Е. Фишман, Т. В; Фроловой, С.М. Юсфина и др. Что касается психолого-педагогической поддержки студентов среднего профессионального образовательного учреждения, то в этом случае существует ряд объективных и субъективных причин, препятствующих полноценной организации этого процесса.
Они проявляются в ряде специфических противоречий: · между потребностью педагогической практики в личностно ориентированном воспитании, где студент техникума становится субъектом самостоятельного поиска и взвешенного принятия решений и реально существующим в учреждениях СПО малоэффективным механизмам воспитания для подготовки молодого человека к выполнению социальных функций [9,67]; · между необходимостью формировать высокую мотивационную и практическую готовности к социальному самоопределению и недостаточной компетентностью преподавателей в решении этой задачи [9,67]; · между декларированием важного значения фасилитационной деятельности педагога, направленной на стимулирование развития личностного потенциала субъектов образовательного процесса и недостаточной разработанностью технологий, методов и приемов ее использования в образовательной практике [9,67]; · между необходимостью постоянного совершенствования учителем своей профессиональной деятельности и недостаточной готовностью к повышению своего профессионального мастерства [9,ст.67]. Все сказанное подчеркивает необходимость разработать теоретическое обеспечение процесса психолого-педагогической поддержки студентов среднего профессионального образовательного учреждения. На этой базе станет возможным выполнить методическое обеспечение рассматриваемого процесса, а также конкретизировать и апробировать в образовательной практике необходимые для этого технологии. Кроме того, необходимы соответствующие изменения в системе повышения квалификации преподавателей среднего профессионального образовательного учреждения, направленной на укоренение психолого-педагогической поддержки в образовательном пространстве техникума. Старая «добрая» доктрина «формирования личности специалистов» не поддается частичному обновлению. Необходим системный переход к гуманистической концепции психолого-педагогической поддержки студентов, построенной на признании индивидуальной ценности каждого человека, на поиске путей сопричастности к саморазвитию его когнитивных, чувственных и волевых сфер психики.
Библиографический список образование педагогический студент воспитательный 1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996. 2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М;, 1989. . Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. (Курс лекций). Часть 1. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 . Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989 . Борисенков В.П. Педагогические системы: развивающие и развивающиеся //Педагогика; 2003. . Быков С.А. Условия гармонизации процессов социализации и индивидуализации в воспитании подростков. Автореф. дисс.к.п.н. - Тюмень,1999. . Газман О.С. Обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы. Рн/Д., 1993 . Газман О.С. Личность - субъект свободной деятельности // Новые ценности образования. - М:, 1995. . Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема. // Новые ценности образования: Десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|