Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерная программа учебной дисциплины «История».

История

Г.

 

Методические указания составлены в соответствии с ФГОС СПО, примерной и рабочей программой по учебной дисциплине «История»» для специальностей 21.02.02; 21.02.11; 21.02.01;15.02.01. Зам. Директора по УР ________________ ______ Т.Н.Хайдарова. ____ ____________2014 года.

 

 

­­­­­­­­

 

 

Составитель: А.А. Криволапов – преподаватель Октябрьского нефтяного колледжа.

Рецензент: А.М. Кунаккузина – преподаватель Октябрьского нефтяного колледжа.

 

Введение.

Учебная дисциплина «История» является обязательной дисциплиной и относится к учебному циклу общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) ФГОС СПО специальностей: 21.02.02; 21.02.11; 21.02.01; 15.02.01. Уровень подготовки специалистов – базовый.

Методические указания и контрольные задания для студентов – заочников разработаны на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС СПО), примерной программы учебной дисциплины «История», разработанной Рыжовым А.Н., кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики МПГУ и рекомендованной Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГОУ «ФИРО»), заключение экспертного Совета № 089 от 22 марта 2011 года, рекомендаций по разработке методических указаний и контрольных заданий для студентов – заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования (Письмо Минобразования РФ от 25.08.1998 №12-52-127ИН12-13), рабочей программы – составитель преподаватель Октябрьского нефтяного колледжа Ханбикова Г.В.

История дает знания и формирует представления по наиболее важным проблемам и особенностям развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти 20 – начала 21 века. Учитывая незначительную удаленность от нашего времени, при изучении дисциплины большое значение имеет работа с первоисточниками, документами, интернет - ресурсами. Изучение истории способствует ориентации специалиста в событиях и процессах российской и мировой действительности, успешному усвоению естественнонаучных, обще-профессиональных и специальных дисциплин.

Задачи: - рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий 20 – начала 21 века; - показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие современной России; - сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире; - показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти 20 века и первых десятилетий начала 21 века в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.

Заочная форма обучения предусматривает самостоятельное изучение дисциплины по методическим указаниям и рекомендованной литературе с использованием учебников и интернет – ресурсов. В процессе работы над тематическим планом учебной дисциплины рекомендуется вести конспект, выписывать определения, имена и даты, отрабатывать вопросы самоконтроля, читать рекомендованные тексты и документы. Все это способствует более прочному усвоению учебного материала и способствует успешному выполнению зачетной контрольной работы.

 

 

Формируемые компетенции ОК. 1 – 9.

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.2. Организовывать свою деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивая их эффективность и качество.

ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ОК.5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК.6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания.

ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Они связаны с главной функцией истории – способствовать формированию мировоззрения человека, гражданина, специалиста. Это задача не только истории и философии, но и других общих, общеобразовательных, гуманитарных и социально – экономических дисциплин, обще-профессиональных и специальных дисциплин, модулей и циклов. История призвана дать знания исторического прошлого, понимание настоящего и сформировать умения самостоятельно оценивать свое место в жизни, в обществе, в профессии, в семье, в коллективе, в команде, как сегодня, так и в будущем.

В результате изучения учебной дисциплины «История» обучающийся, должен:

Уметь: - ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире; - выявлять взаимосвязь отечественных, региональных и мировых социально- экономических, политических и культурных проблем.

 

Знать: - основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже 20 и 21 веков; - сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце 20 – начале 21 века; - основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) экономического и политического развития ведущих регионов мира; - назначение ООН, ЕС, НАТО, и других международных организаций и их деятельности; - о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; - содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового, общероссийского и регионального значения.

 

 

Примерная программа учебной дисциплины «История».

Примерный тематический план.

 

Наименование разделов и тем. Количество аудиторных часов при очной форме обучения. ___________________________________________________________________

Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг. 14 Тема 1.1. Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг. 7 Тема 1.2. Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг. Раздел 2. Россия и мир в конце 20- начале 21 века. 32 Тема 2.1. Постсоветское пространство в 90-е гг.20 века. 7 Тема 2.2. Укрепление влияния России на постсоветском пространстве. 6 Тема 2.3. Россия и мировые интеграционные процессы. 5 Тема 2.4. Развитие культуры в России. 6 Тема 2.5. Перспективы развития Российской Федерации в современном мире. 8

 

Зачет. Индивидуальная зачетная оценка выставляется на основе итогов выполнения классной контрольной работы во время сессии.

 

Всего часов по дисциплине 48

 

 

Содержание дисциплины и методические указания.

Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.

Тема 1.1. Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг.

Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики. Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура. Внешняя политика СССР. Отношения СССР с государствами Европы, Азии, Америки, странами Арабского Востока, Евросоюзом, США, странами «третьего мира».

Литература: Интернет – ресурсы.

Методические указания

При изучении данной темы следует обратить внимание на место и роль истории в системе общечеловеческого знания и духовной культуры, понимание необходимости изучения процессов советской, российской и мировой истории второй половины 20 века. Без знаний прошлого нет понимания настоящего и правильных прогнозов на будущее.

Основная функция истории данного периода мировоззренческая. Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека (общества) на мир в целом, на свое место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности.

Исходным материалом для изучения дисциплины являются события и факты истории СССР, начиная с середины 60-х годов, и охватывают периоды правления Н.С.Хрущева и Л.И. Брежнева, противоречивый характер их внутренней и внешней политики, которые привели к пониманию необходимости экономических, политических и социальных реформ в СССР в 90-е годы.

Для изучения темы необходимо использовать аудио и видео материалы, кино и фото - документы второй половины 20 века, интернет – ресурсы, документы и публикации печати, оценки и воспоминания очевидцев ключевых событий 70 – 80х годов.

Вопросы для самоконтроля.

1.Что изучает история? 2. Место и роль истории четырех последних десятилетий в жизни современного человека и российского общества? 3. Дайте определение понятиям: «оттепель» «застой», «кризис». 4. Что такое мировоззрение? 5. В чем практическая полезность истории, для чего нужно знание истории данного периода? 6. Обосновано ли, с Вашей точки зрения, утверждения о формировании в СССР «новой исторической общности – советского народа», носителя советской цивилизации и советской культуры?

Тема 1.2.Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х годов.

Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х годов. Отражение событий в Восточной Европе на внутренних дезинтеграционных процессах в СССР. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская федерация как правопреемница СССР. Литература: Интернет-ресурсы.

Методические указания.

При изучении темы, охватывающей десятилетие, следует обратить внимание на противоречивость, непоследовательность реформ М.С. Горбачева, действий их сторонников и противников, цели, ход реформ и их результаты в сфере экономики, политики, в международных делах, и в социальной сфере.

Стержневыми проблемами темы являются правильная оценка политики – ускорения, перестройки и нового мышления, их цели и результаты. Межнациональные конфликты. Процессы распада СЭВ и Организации Варшавского договора. Падение берлинской стены, образование объединенной Германии, события в Польше – «Солидарность», вывод войск из Афганистана, ГКЧП, распад СССР. Образование СНГ и дележ советского наследства.

Вопросы для самоконтроля

1.Почему люди в нашей стране в 1985 году радостно встретили приход к власти М.С. Горбачева. 2.Цели, мероприятия и результаты первого, второго и третьего этапа реформ Горбачева, в чем их противоречивый характер. 3.Существовала ли альтернатива распада СССР. 4.Причины и последствия «парада суверенитетов» в СССР. 5.Причины межнациональных конфликтов. 6.Оцените значение вывода советских войск из Афганистана. 7.Как можно оценить ГКЧП? Что это переворот или попытка остановить процессы распада СССР. 8.Цели и задачи СНГ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...