Первая глава – теоретическая
Методические указания По выполнению курсовой работы по дисциплине
«Аудит»
Направление подготовки: 080100 «Экономика» Профиль подготовки: 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Форма обучения: очная.
Тула 2012
Методические указания по выполнению курсовой работы составлены Федоровой Е.А., доктором экономических наук, профессором кафедры ФиМ, Доценко А.В. – кандидатом экономических наук, доцентом кафедры ФиМ и обсуждены на заседании кафедры «Финансы и менеджмент» факультета «Экономики и права» протокол № 7 от «10» января 2012 г. Зав. кафедрой ________________Е.А.Федорова
Методические указания по выполнению курсовой работы пересмотрены и утверждены на заседании кафедры «Финансы и менеджмент» факультета «Экономики и менеджмента» протокол № __ от «__» ______________ 201_ г. Зав. кафедрой ________________Е.А.Федорова СОДЕРЖАНИЕ Введение 4 1 Цель и задачи выполнения курсовой работы_ 4 2 Методические указания по выполнению курсовой работы_ 4 3 Основные требования, предъявляемые к оформлению курсовой работы 27 Заключение 28 Библиографический список рекомендуемой литературы_ 29 Приложения 32
Введение Цель настоящих методических указаний – оказать помощь студентам, обучающимся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», в овладении основными теоретическими и практическими основами аудита. Курсовая работа является важным этапом в усвоении студентами теоретического материала и приобретении практических навыков проведения аудита организаций. Цель и задачи выполнения курсовой работы Целью курсовой работы является закрепление полученных теоретических знаний по дисциплине «Аудит», расширение, углубление и закрепление знаний, полученных студентами на лекциях и практических занятиях, а также выработки у студентов умений и навыков в области аудита материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Тематика заданий охватывает организационно-правовые основы аудиторской деятельности, а также вопросы организации аудиторской проверки и оформления ее результатов с составлением рабочих документов. Приведенные в заданиях данные, наименования фирм и организаций носят условный характер. Курсовая работа выполняется с учетом требований и согласно рекомендациям, приведенным в разделах 2 и 3 данных методических указаний. Методические указания по выполнению курсовой работы В соответствии с учебными планами студенты, обучающиеся по направлению «Экономика», специальность подготовки: 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», выполняют курсовую работу по Дисциплине «Аудит», цель которой – проверка усвоения полученных знаний и умения студента применять на практике основные положения курса. Приступая к выполнению курсовой работы, необходимо ознакомиться с соответствующими разделами программы курса и методическими указаниями, изучить необходимую литературу. Темы курсовой работы распределяются между студентами согласно порядковым номерам в списке группы. Темы курсовых работ: 1. Аудит учета денежных средств в кассе и расчетов с подотчетными лицами. 2. Аудит учета денежных средств на расчетном счете 3. Аудит учета основных средств 4. Аудит учета нематериальных активов 5. Аудит учета материалов 6. Аудит учета производственных затрат, калькуляции себестоимости и выпуска готовой продукции 7. Аудит учета непроизводственных затрат 8. Аудит учета нормируемых расходов: командировочных расходов, расходов на рекламу, обучение (переподготовку) персонала, представительских расходов
9. Аудит учета расчетов с персоналом по оплате труда и по прочим операциям. 10. Аудит учета расчетов с подотчетными лицами. 11. Аудит учета выпуска, учета на складе и отгрузки готовой продукции 12. Аудит расчетов с дебиторами, покупателями и заказчиками 13. Аудит расчетов с кредиторами, поставщиками и подрядчиками 14. Аудит учета финансовых и капитальных вложений 15. Аудит учета выручки от реализации, основной и прочей 16. Аудит учета финансовых результатов от реализации и внереализационных доходов 17. Аудит учета результатов инвентаризации: недостач и излишков ценностей, брака производстве 18. Аудит учредительных документов, учетной политики и инвентаризации 19. Аудит налога на добавленную стоимость 20. Аудит учета налога на прибыль (согласно ПБУ 18/02) 21. Аудит учета акцизов 22. Аудит учета страховых взносов в фонд социального страхования 23. Аудит учета транспортного налога 24. Аудит учета налога на имущество 25. Аудит учета налога на доходы физических лиц Требования к содержанию курсовой работы Курсовая работа предполагает использование материалов, полученных студентами при прохождении производственной практики. Для выполнения курсовой работы студенту понадобится документация с предприятия, на котором он проходил производственную практику, согласно заданной тематике (бухгалтерская отчетность, первичные документы по заданной теме) Курсовая работа представляет собой письменную работу на заданную тему состоящую из трех основных частей: Первая глава – теоретическая Теоретическая глава работы представляет реферат на заданную тему: 1.1. Для тем с порядковыми номерами 1 – 17 излагаются: понятие (определения, отличительные признаки, классификация), порядок определения стоимости, методы бухгалтерского учета заданного объекта учета, приводится список основных бухгалтерских операций с указанием корреспонденций счетов и наименований первичных документов, являющихся основанием для этих операций. Для тем с порядковыми номерами 18 – 25 излагаются основные понятия, связанные с налогообложением заданного объекта: объект налогообложения, налогоплательщики, налоговая база, налоговая ставка, срок уплаты налога, налоговый период, а также принципы бухгалтерского учета заданных налогов.
1.2. В данной части работы также первоначально описывается цель аудита заданного объекта бухгалтерского учета (темы 1 – 17) или налогообложения (Темы 18 – 25). Основная цель аудита при этом состоит в оценке достоверности соответствующих строк бухгалтерской отчетности. Например, при аудите основных средств целью является подтверждение данных строки «Основные средства» первого раздела формы № 1 «Бухгалтерский баланс» и соответствующих строк формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», содержащих информацию об изменении за отчетный период первоначальной стоимости и сумм начисленной амортизации по группам основных средств. После определения основной цели следует учесть взаимосвязанность данных бухгалтерского и налогового учетов и указать вторичные цели аудита заданного объекта учета. Например, первоначальная стоимость основных средств является базой для расчета сумм амортизационных отчислений, входящих в состав расходов отчетного периода, следовательно в качестве одной из вторичных целей аудита основных средств выделяют подтверждение достоверности данных формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» (раздел «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)») в части сумм начисленной за период амортизации. Для «налоговых» тем (темы с 18 по 25) основной целью аудита является оценка достоверности данных строки «Задолженность по налогам и сборам» (для отчислений в фонды социального страхования «задолженность перед государственными внебюджетными фондами») пятого раздела формы № 1 «Бухгалтерский баланс». Вторичными целями аудита налогов, в зависимости от их специфики, являются подтверждение данных сумм расходов, финансовых результатов, налоговых разниц, отражаемых в разных статьях отчетности. Следует также привести описание основных «типичных» нарушений законодательства и ошибок совершаемых при ведении учета заданного объекта.
1.3. Данная часть работы помимо теоретических основ по заданной теме должна содержать краткую характеристику предприятия, на котором студент проходил производственную практику и на основе документов которого будут выполнены основные расчеты во второй главе данной работы. 2. Вторая глава работы является аналитической и должна включать построение плана и программы аудиторской проверки на предприятии: 2.1. В данной главе должен быть представлен финансовый анализ хозяйственной деятельности предприятия и сделаны выводы о его финансовом состоянии. Анализ финансового состояния следует составлять, выполняя следующие задания: Задание 1. Построить аналитический баланс по данным бухгалтерского баланса, проанализировать его и сделать выводы. Схема построения аналитического баланса представлена в таблице 1.1. Таблица 1.1 – Схема построения аналитического баланса
Анализируя сравнительный баланс, необходимо обратить внимание на изменение удельного веса величины собственного оборотного капитала в стоимости активов, на соотношения темпов роста собственного и заемного капитала, а также на соотношение темпов роста дебиторской и кредиторской задолженностей. При стабильной финансовой устойчивости у организации должна увеличиваться в динамике доля собственного оборотного капитала, темп роста собственного оборотного капитала должен быть выше темпа роста заемного капитала, а темпы роста дебиторской и кредиторской задолженностей должны уравновешивать друг друга. Анализ динамики валюты баланса, структуры активов и пассивов организации позволяет сделать ряд важных выводов, необходимых как для осуществления текущей финансово-хозяйственной деятельности, так и для принятия управленческих решений на перспективу. Например, уменьшение (в абсолютном выражении) валюты баланса за отчетный период свидетельствует о сокращении организацией хозяйственного оборота, что может повлечь ее неплатежеспособность. При этом необходимо провести тщательный анализ его причин сворачивания хозяйственной деятельности:
- сокращение платежеспособного спроса на товары, работы, услуги данной организации; - ограничение доступа на рынки необходимого сырья, материалов, полуфабрикатов; - постепенное включение в активный хозяйственный оборот филиалов (дочерних предприятий) за счет основной организации и др. Анализируя увеличение валюты баланса за отчетный период, необходимо учитывать влияние переоценки основных фондов, когда увеличение их стоимости не связано с развитием производственной деятельности. Кроме того, увеличение валюты баланса может произойти за счет инфляционных процессов в экономике. Исследование структуры пассива баланса позволяет установить одну из возможных причин финансовой неустойчивости (устойчивости) организации. Например, увеличение доли собственных средств за счет любого из источников способствует усилению финансовой устойчивости. При этом наличие нераспределенной прибыли может рассматриваться как источник пополнения оборотных средств и снижения уровня краткосрочной кредиторской задолженности. Увеличение доли оборотных средств в имуществе свидетельствует о: - формировании более мобильной структуры активов, способствующей ускорению оборачиваемости средств организации; - отвлечении части текущих активов на кредитование потребителей готовой продукции, товаров, работ и услуг организации, дочерних предприятий и прочих дебиторов, что свидетельствует о фактической иммобилизации этой части оборотных средств из производственного процесса; - сворачивании производственной базы; - искажении реальной оценки основных фондов вследствие существующего порядка их бухгалтерского учета и др. Чтобы сделать точные выводы о причинах изменения данной пропорции в структуре активов, необходимо провести более детальный анализ разделов и отдельных статей актива баланса, в частности, оценить состояние производственного потенциала организации, эффективность использования основных средств и нематериальных активов, скорость оборота текущих активов и др. Детальный анализ состава и движения активов можно провести, используя данные Приложения к балансу (ф.№5). Увеличение незавершенного строительства может негативно отразиться на результативности финансово-хозяйственной деятельности, так как эта статья не участвует в производственном обороте. Наличие долгосрочных финансовых вложений указывает на инвестиционную направленность вложений организации. Наличие в составе активов нематериальных активов косвенно характеризует избранную организацией стратегию как инновационную, так как она вкладывает средства в патенты, технологии и другую интеллектуальную собственность. Подробный анализ эффективности использования нематериальных активов важен для руководства организации. Однако по данным бухгалтерского баланса он не может быть проведен – для него требуется информация из формы № 5 и внутренняя учетная информация. Рост (абсолютный и относительный) оборотных активов может свидетельствовать не только о расширении производства или действии фактора инфляции, но и о замедлении их оборота. Это объективно вызывает потребность в увеличении их массы. При изучении структуры запасов основное внимание уделяется выявлению тенденции изменения таких элементов текущих активов, как сырье, материалы и другие аналогичные ценности, затраты в незавершенном производстве, готовая продукция и товары для перепродажи, товары отгруженные. Увеличение удельного веса производственных запасов свидетельствует о: - наращивании производственного потенциала предприятия; - стремлении за счет вложений в производственные запасы защитить денежные активы организации от обесценивания под воздействием инфляции; -нерациональности выбранной стратегии, вследствие которой значительная часть текущих активов иммобилизована в запасах, чья ликвидность может быть невысокой. Таким образом, рост запасов может привести на некотором отрезке времени к увеличению значению коэффициента текущей ликвидности, необходимо проанализировать, не происходит ли это увеличение за счет необоснованного отвлечения активов из производственного оборота, что в конечном итоге приводит к росту кредиторской задолженности и ухудшению финансового состояния. В общем признаками «хорошего» баланса являются: 1) валюта баланса в конце отчетного периода должна увеличиваться по сравнению с началом периода; 2) темпы прироста (в %) оборотных активов должны быть выше, чем темпы прироста (в %) внеоборотных активов; 3) собственный капитал организации в абсолютном выражении должен превышать заемный и (или) темпы его роста (в %) должны быть выше, чем темпы роста заемного капитала; 4) темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности должны быть приблизительно одинаковы или кредиторской – чуть выше; 5) доля собственных средств в оборотных активах должна быть более 10%; 6) в балансе должна отсутствовать статья «Непокрытый убыток. Задание 2. Проанализировать ликвидность бухгалтерского баланса с помощью балансового метода, сделать выводы. Для анализа ликвидности баланса составляется таблица 1.2. В графы этой таблицы записываются данные на начало и конец отчетного периода из сравнительного аналитического баланса по группам актива и пассива. Сопоставляя итоги этих групп, определяют абсолютные величины излишних или недостающих на начало и конец отчетного периода платежных средств. Таблица 1.2 – Анализ ликвидности баланса
В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группы: А1. Наиболее ликвидные активы. А1= Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения. А2. Быстро реализуемые активы. А2 = Краткосрочная дебиторская задолженность А3. Медленно реализуемые активы. А3= Запасы + Долгосрочная дебиторская задолженность + НДС + Прочие оборотные активы. «Расходы будущих периодов» не включаются в эту группу. А4. Трудно реализуемые активы. А4= Внеоборотные активы. Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты. П1. Наиболее срочные обязательства. П1= Кредиторская задолженность. П2. Краткосрочные пассивы. П2= Краткосрочные займы и кредиты + Задолженность участникам по выплате доходов + Прочие краткосрочные обязательства П3. Долгосрочные пассивы. П3= Долгосрочные обязательства + Доходы будущих периодов + резервы предстоящих расходов и платежей. П4. Постоянные, или устойчивые, пассивы. П4= Капитал и резервы (собственный капитал организации). Сумма групп П1 и П2 составляет показатель «текущие обязательства». Чтобы обеспечить баланс актива и пассива, постоянные пассивы следует уменьшить на сумму «Расходы будущих периодов» Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются следующие соотношения: А1 ³ П1; А2 ³ П2; А3³ П3; А4 £ П4. Если выполняются первые три неравенства, то есть текущие активы превышают внешние обязательства фирмы, то обязательно выполняется и последнее неравенство. Поэтому важно сопоставить итоги первых трех групп по активу и пассиву. Выполнение четвертого неравенства свидетельствует о соблюдении одного из условий финансовой устойчивости – наличия у предприятия оборотных средств. Невыполнение какого-либо из первых трех неравенств свидетельствует о том, что ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. Сопоставление наиболее ликвидных средств и обязательств позволяет вычислить следующие показатели: Текущую ликвидность, которая свидетельствует о платежеспособности (+) или неплатежеспособности (-) организации на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени: ТЛ=(А1+А2) – (П1 + П2); Перспективную ликвидность – это прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей: ПЛ = А3 – П3. Анализ ликвидности баланса сводится к проверке того, покрываются ли обязательства в пассиве баланса активами, срок превращения которых в денежные средства равен сроку погашения обязательств (до трех месяцев, от трех до шести месяцев, от шести месяцев до года, свыше года). Сопоставление итогов группы I по активу и пассиву, т.е. А1 и П1 (сроки до 3 месяцев), отражает соотношение текущих платежей и поступлений. Сравнение итогов группы II по активу и пассиву, т.е. А2 и П2 (сроки от 3 до 6 месяцев), показывают тенденцию увеличения или уменьшения текущей ликвидности в недалеком будущем. Сопоставление итогов по активу и пассиву для групп III и IV отражает соотношение платежей и поступлений в относительно отдаленном будущем.
Таблица 1.3 – Финансовые коэффициенты платежеспособности
Задание 3. Оценить платежеспособность организации на основе расчетных коэффициентов платежеспособности и сделать выводы. Для анализа платежеспособности организации рассчитываются финансовые коэффициенты платежеспособности (таблица 1.3). Они рассчитываются парами (на начало и конец анализируемого периода). Если фактическое значение коэффициента не соответствует нормальному ограничению, то оценить его можно по динамике (увеличение или снижение значения). Результаты расчета отразить в таблице 1.4. Таблица 1.4 – Коэффициенты, характеризующие платежеспособность
Задание 4. Проанализировать финансовую устойчивость организации по данным бухгалтерского баланса и сделать выводы. Коэффициенты оценки финансовой устойчивости предприятия – система показателей, характеризующих структуру используемого капитала предприятия с позиций степени финансовой стабильности его развития в предстоящем периоде. Для осуществления такой оценки используют показатели, основные из которых приведены в таблице 1.6. Таблица 1.6 – Показатели финансовой устойчивости
Результаты расчета коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость, представить в таблице 1.6. Таблица 1.6 – коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость
Задание 5. Проанализируйте рассматриваемую организацию на достаточность источников финансирования для формирования запасов, осуществите классификацию финансового состояния организации. Обобщающим показателем финансовой независимости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов, который определяется в виде разницы величины источников средств и величины запасов. Для характеристики источников формирования запасов и затрат используется несколько показателей, которые отражают различные виды источников. 1. Наличие собственных оборотных средств: СОС = Капитал и резервы – Внеоборотные активы 2. Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов или функционирующий капитал: КФ = (капитал и резервы +Долгосрочные пассивы) – Внеоборотные активы. 3. Общая величина основных источников формирования запасов (собственные и долгосрочные заемные источники + краткосрочные кредиты и займы – внеоборотные активы): ВИ = (Капитал и резервы + Долгосрочные пассивы + Краткосрочные кредиты и займы) – Внеоборотные активы. Трем показателям наличия источников формирования запасов соответствуют три показателя обеспеченности запасов источниками формирования: 1. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств: ±ФС = СОС – Зп. 2. Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов: ±ФТ = КФ – Зп. 3. Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов: ±ФО = ВИ – Зп. С помощью этих показателей определяют трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации: Возможно выделение четырех типов финансовых ситуаций (таблица 1.7) Таблица 1.7 – Сводная таблица показателей по типам финансовых ситуаций
1. Абсолютная независимость финансового состояния. Трехкомпонентный показатель типа ситуации: S(Ф) = {1, 1, 1}. Этот тип ситуации встречается редко, представляет крайний тип финансовой устойчивости. 2. Нормальная независимость финансового состояния, которая гарантирует платежеспособность: S(Ф) = {0, 1, 1}. 3. Неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности, но при котором все сохраняется возможность восстановления равновесия путем пополнения источников собственных средств за счет сокращения дебиторской задолженности, ускорения оборачиваемости запасов: S(Ф) = {0, 0, 1}. 4. Кризисное финансовое состояние, при котором предприятие полностью зависит от заемных источников финансирования. Собственного капитала и долго- и краткосрочных кредитов и займов не хватает для финансирования материальных оборотных средств, то есть пополнение запасов идет з счет средств, образующихся в результате замедления погашения кредиторской задолженности: S(Ф) = {0, 0, 0}. Результаты расчетов представить в таблице 1.8. Таблица 1.8 – Определение типа финансового состояния организации
Задание 6. Проведите анализ деловой активности рассматриваемой организации и сделайте выводы. Для анализа деловой активности организации используют две группы показателей: А. Общие показатели оборачиваемости. Б. Показатели управления активами. Оборачиваемость можно исчислить как по всем оборотным средствам (коэффициент ресурсоотдачи d1), так и по отдельным их видам (таблица 1.9). Оборачиваемость средств, вложенных в имущество организации, может оцениваться: а) скоростью оборота – количеством оборотов, которое делают за анализируемый период капитал организации или его составляющие; б) периодом оборота – средним сроком, за который возвращаются в хозяйственную деятельность организации денежные средства, вложенные в производственно-коммерческие операции. Таблица 1.9 – Коэффициенты деловой активности
Информация о величин<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|