Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика записи электрокардиограммы

КЛИНИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ №1-1

(больной с острой пневмонией)

Информация для экзаменуемого: Вы – врач общей врачебной практики на приеме в СВА. К вам обратился больной 35 лет с жалобами на лихорадку с ознобом, кашель с мокротой, одышка и боли в груди, слабость, потливость. Из анамнеза: вышеуказанные жалобы беспокоят в течении 4-5 дней. Проведите аускультацию легких на муляже и прокомментируйте свои действия. Оцените полученные данные. Сформулируйте проблему пациента и ожидаемые изменения при проведении основных методов исследования при данной патологии.

Информация для экзаменатора: оцените, пожалуйста, студента отдельно по каждому из ниже приведенных пунктов.

Необходимое оснащение: муляж

 

Критерии оценки Оценка в баллах
1. Установить доброжелательное отношения с больным: Представиться и получить согласие на обследование.      
  Соблюдал последовательность аускультации легких (фонендоскоп прикладывается к строго симметричным точкам правой и левой половин грудной клетки, сначала спереди и сверху от надключичной и подключичной областей, постепенно смещая вниз и в стороны, затем сзади и в подмышечных областях)      
3. Провел оценку основных дыхательных шумов методом сравнительной аускультации. Указал о необходимости выслушивать при дыхании больного через нос. - выслушал ослабленное везикулярное дыхание над пораженным участком легкого      
4. Провел оценку дополнительных (побочных) дыхательных шумов. Указал о необходимости более глубокого дыхания больного через рот. - выслушал мелко- и среднепузырчатые влажные хрипы в нижних долях обеих легких, шум трения плевры слева      
5. Указал на другие возможности, улучшающие выслушивание шумов (покашливание и т.д.)      
6. Провел бронхофонию: - предлагал произносить слова, содержащие букву «р», тихо и шепотом, - определил усиление голосового дрожания над пораженным участком.      
7. Сформулировал проблему пациента (аускультативная картина острой двухсторонней нижнедолевой пневмонии).      
8. Охарактеризовал возможные изменения на рентгенограмме органов грудной клетки (очаги инфильтрации в нижних долях обеих легких).      
9. Дал дополнительные сведения: может отмечаться отставание половин грудной клетки в акте дыхания, притупление перкуторного звука над очагом поражения, может выслушиваться бронхиальное дыхание, крепитация т.д.      
  Указал на возможное признаки эмфиземы, пнемосклероза, легочного сердца,наличия жидкости плевральных полостях      
  Итого      
«4,0» (95-100%)- 9,5 – 10,0 баллов, «3,67» (90-94%)- 9 баллов, «3,33» (85-89%)- 8,5 баллов, «3,0» (80-84%)- 8 баллов, «2,67» (75-79%)- 7,5 баллов, «2,33» (70-74%)- 7 баллов, «2,0» (65-69%)- 6,5 баллов, «1,67» (60-64%)- 6 баллов, «1,33» (55-59%)- 5,5 баллов, «1,0» (50-54%)- 5 баллов, «0»- ниже 5 баллов. Максимальный балл по станции-10,0

КЛИНИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ №1-2

(больной с бронхиальной астмой)

Информация для экзаменуемого: Вы – врач общей врачебной практики на приеме в СВА. К вам обратился больной 35 лет с жалобами на одышку, кашель, дискомфорт в груди, слабость. Из анамнеза: страдает заболеванием легких с детства, отмечает аллергические реакции на отдельные растения и пыль. Проведите аускультацию легких на муляже и прокомментируйте свои действия. Оцените полученные данные. Сформулируйте проблему пациента и ожидаемые изменения при проведении основных методов исследования при данной патологии.

Информация для экзаменатора: оцените, пожалуйста, студента отдельно по каждому из ниже приведенных пунктов.

Необходимое оснащение: муляж

 

Критерии оценки Оценка в баллах
1. Установить доброжелательное отношения с больным: Представиться и получить согласие на обследование.      
2. Соблюдал последовательность аускультации легких (фонендоскоп прикладывается к строго симметричным точкам правой и левой половин грудной клетки, сначала спереди и сверху от надключичной и подключичной областей постепенно смещая вниз и в стороны, затем сзади и в подмышечных областях)      
3. Провел оценку основных дыхательных шумов методом сравнительной аускультации. Указал о необходимости выслушивать при дыхании больного через нос. - выслушал громкое, жесткое (бронховезикулярное) дыхание, фаза вдоха и выдоха примерно одинаковы, выдох удлинен      
4. Провел оценку дополнительных (побочных) дыхательных шумов. Указал о необходимости более глубокого дыхания больного через рот. - выслушал свистящие, жужжащие сухие хрипы в обе фазы дыхания, преимущественно в конце выдоха      
5. Указал на возможности, улучшающие выслушивание шумов (покашливание и т.д.)      
6. Провел бронхофонию: - предлагал произносить слова, содержащие букву «р», тихо и шепотом - голосовое дрожание обычно ослаблено.      
7. Сформулировал проблему пациента (аускультативная картина бронхиальной астмы).      
8. Охарактеризовал возможные изменения на рентгенограмме органов грудной клетки (при бронхиальной астме изменений обычно не находят, может быть, повышение прозрачности легочной ткани).      
9. Дал дополнительные сведения: характерное положение больного – вынужденное, слышимые на расстоянии хрипы, характерная форма грудной клетки – бочкообразная, развитие правожелудочковой недостаточности и т.д.      
10. Указал на возможное признаки эмфиземы, пнемосклероза, легочного сердца,наличия пневмоторакса плевральных полостях      
  Итого      

«4,0» (95-100%)- 9,5 – 10,0 баллов, «3,67» (90-94%)- 9 баллов, «3,33» (85-89%)- 8,5 баллов, «3,0» (80-84%)- 8 баллов, «2,67» (75-79%)- 7,5 баллов, «2,33» (70-74%)- 7 баллов, «2,0» (65-69%)- 6,5 баллов, «1,67» (60-64%)- 6 баллов, «1,33» (55-59%)- 5,5 баллов, «1,0» (50-54%)- 5 баллов, «0»- ниже 5 баллов.

Максимальный балл по станции-10,0

Клиническая ситуация №2-1

(больной с недостаточностью митрального клапана)

Информация для студента: Вы – врач общей врачебной практики на приеме в СВА. К вам обратился больной 28 лет с жалобами на одышку при умеренной физической нагрузке, боли в области сердца колющего характера, перебои в работе сердца. Из анамнеза: страдает заболеванием сердца с детства. Проведите аускультацию сердца на муляже и комментируйте свои действия. Оцените полученные данные. Сформулируйте проблему пациента и ожидаемые изменения при проведении основных методов исследования при данной патологии.

Информация для экзаменатора: оцените, пожалуйста, студента отдельно по каждому из ниже приведенных пунктов.

Критерии оценки Оценка в баллах
1. Соблюдал ли последовательность аускультации сердца (митральный клапан у верхушки сердца, клапан аорты во 2-м межреберье справа от грудины, клапан легочного ствола во 2-м межреберье слева от грудины, трехстворчатый клапан у основания мечевидного отростка грудины, аортальный клапан – в точке Боткина-Эрба).      
2. Дал ли характеристику 1 и 2 тона (ослабление и усиление, акцент 2 тона, раздвоение и расщепление). Указал ли точки наилучшего выслушивания 1 и 2 тонов, наличие дополнительных тонов. (Выслушал ли ослабление 1 тона на верхушке сердца, акцент 2 тона над легочным стволом, возможно раздвоение 2 тона, возможно дополнительный 3 тон).      
3. Дал ли характеристику шумов в сердце: - систолический или диастолический (выслушал ли систолический шум на верхушке сердца, сливающийся с 1 тоном); - свойства шума (характер, сила, продолжительность); -локализация шума (место наилучшего выслушивания – на верхушке сердца); - направление проведения шума (иррадиация в подмышечную область, либо по ходу обратного кровотока из левого желудочка в левое предсердие во 2 и 3 межреберье слева от грудины)      
4. Указал ли на условия, улучшающие выслушивание шумов (в положении лежа).      
5. На основании полученных данных сформулировал ли проблему пациента (аускультативная картина недостаточности митрального клапана).      
6. Смог ли студент охарактеризовать возможные изменения пульса и артериального давления в данной клинической ситуации (при компенсированном пороке не изменены)      
7. Смог ли студент охарактеризовать ожидаемые изменения в рентгенологическом исследовании в данной клинической ситуации (возможны – увеличение левого предсердия и левого желудочка (увеличение тени сердца влево, вверх и кзади), расширение дуги легочной артерии, при повышении давления в малом круге кровообращения)      
8. Смог ли студент охарактеризовать ожидаемые изменения в ЭКГ исследовании в данной клинической ситуации (признаки гипертрофии левого предсердия и левого желудочка, ЭКГ приобретает левый тип, зубцы Р увеличиваются)      
9. Смог ли студент охарактеризовать ожидаемые изменения в ЭхоКГ исследовании в данной клинической ситуации (расширение полостей левого предсердия и левого желудочка, дискордантность хода передней и задней створки митрального клапана, увеличение скорости движения передней митральной створки,- признаки фиброза передней стенки. При доплер-ЭхоКГ - турбулентный систолический поток крови в полости левого предсердия)      
10. Смог ли дать дополнительные сведения характерные для данной клинической ситуации      
  Итого      

 

«4,0» (95-100%)- 9,5 – 10,0 баллов, «3,67» (90-94%)- 9 баллов, «3,33» (85-89%)- 8,5 баллов, «3,0» (80-84%)- 8 баллов, «2,67» (75-79%)- 7,5 баллов, «2,33» (70-74%)- 7 баллов, «2,0» (65-69%)- 6,5 баллов, «1,67» (60-64%)- 6 баллов, «1,33» (55-59%)- 5,5 баллов, «1,0» (50-54%)- 5 баллов, «0»- ниже 5 баллов.

Максимальный балл по станции-10,0


Клиническая ситуация №2-2

(больной с митральным стенозом)

Информация для студента: Вы – врач общей врачебной практики на приеме в СВА. К вам обратился больной 28 лет с жалобами на одышку, сердцебиение при умеренной физической нагрузке, боли в области сердца колющего характера, кашель, кровохарканье, перебои в работе сердца. Из анамнеза: страдает заболеванием сердца с детства. Проведите аускультацию сердца на муляже и комментируйте свои действия. Оцените полученные данные. Сформулируйте проблему пациента и ожидаемые изменения при проведении основных методов исследования при данной патологии.

Информация для экзаменатора: оцените, пожалуйста, студента отдельно по каждому из ниже приведенных пунктов.

Критерии оценки Оценка в баллах
1. Соблюдал ли последовательность аускультации сердца (митральный клапан у верхушки сердца, клапан аорты во 2-м межреберье справа от грудины, клапан легочного ствола во 2-м межреберье слева от грудины, трехстворчатый клапан у основания мечевидного отростка грудины, аортальный клапан – в точке Боткина-Эрба).      
2. Дал ли характеристику 1 и 2 тона (ослабление и усиление, акцент 2 тона, раздвоение и расщепление). Указал ли точки наилучшего выслушивания 1 и 2 тонов, наличие дополнительных шумов. (Выслушал ли громкий, хлопающий 1 тон на верхушке сердца, добавочный 3 тон открытия митрального клапана (ритм перепела), акцент 2 тона над легочным стволом, возможно раздвоение 2 тона).      
3. Дал ли характеристику шумов в сердце: - систолический или диастолический (выслушал ли - диастолический шум на верхушке сердца, пресистолический); - свойства шума (характер, сила, продолжительность); -локализация шума (место наилучшего выслушивания – на верхушке сердца); - направление проведения шума (иррадиация – обычно на ограниченном участке в области верхушки)      
4. Указал ли на условия, улучшающие выслушивание шумов (в вертикальном положении).      
5. На основании полученных данных сформулировал ли проблему пациента (аускультативная картина митрального стеноза).      
6. Смог ли студент охарактеризовать возможные изменения пульса и артериального давления в данной клинической ситуации (pulsus differens, pulsus parvus, при мерцательной аритмии – аритмичный пульс; АД обычно нормальное, может слегка понижаться САД и повышаться ДАД)      
7. Смог ли студент охарактеризовать ожидаемые изменения в рентгенологическом исследовании в данной клинической ситуации (возможны: увеличение левого предсердия и правого желудочка - исчезновение талии сердца, митральная конфигурация сердца, расширение границ сердца вправо и вверх, отклонение контрастированного пищевода по дуге малого радиуса; расширение дуги легочной артерии, при повышении давления в малом круге кровообращения)      
8. Смог ли студент охарактеризовать ожидаемые изменения в ЭКГ исследовании в данной клинической ситуации (признаки гипертрофии левого предсердия и правого желудочка, ЭОС отклонена вправо, высокий R в правых грудных и выраженный S в левых грудных отведениях, увеличивается величина и продолжительность зубца РI,II)      
9. Смог ли студент охарактеризовать ожидаемые изменения в ЭхоКГ исследовании в данной клинической ситуации (однонаправленное движение передней и задней створок митрального клапана вперед; снижается скорость раннего диастолического закрытия передней створки; уменьшена амплитуда движения передней створки клапана; полость левого желудочка не расширена, хорошо лоцируется расширенный правый желудочек).      
10. Смог ли дать дополнительные сведения характерные для данной клинической ситуации (протодиастолический шум (Стилла) на легочной артерии (необязательно), наличие сердечного толчка, диастолическое (пресистолическое) дрожание «кошачье мурлыканье», отставание в физическом развитии в детском возрасте и др.)      
  Итого      

 

«4,0» (95-100%)- 9,5 – 10,0 баллов, «3,67» (90-94%)- 9 баллов, «3,33» (85-89%)- 8,5 баллов, «3,0» (80-84%)- 8 баллов, «2,67» (75-79%)- 7,5 баллов, «2,33» (70-74%)- 7 баллов, «2,0» (65-69%)- 6,5 баллов, «1,67» (60-64%)- 6 баллов, «1,33» (55-59%)- 5,5 баллов, «1,0» (50-54%)- 5 баллов, «0»- ниже 5 баллов.

Максимальный балл по станции-10,0


Клиническая ситуация №2-3

(больной с недостаточностью клапана аорты)

Информация для студента: Вы – врач общей врачебной практики на приеме в СВА. К вам обратился больной 28 лет с жалобами на одышку, сердцебиение при умеренной физической нагрузке, боли в области сердца по типу стенокардитических, головокружение. Из анамнеза: страдает заболеванием сердца с детства. Проведите аускультацию сердца на муляже и комментируйте свои действия. Оцените полученные данные. Сформулируйте проблему пациента и ожидаемые изменения при проведении основных методов исследования при данной патологии.

Информация для экзаменатора: оцените, пожалуйста, студента отдельно по каждому из ниже приведенных пунктов.

Критерии оценки Оценка в баллах
1. Соблюдал ли последовательность аускультации сердца (митральный клапан у верхушки сердца, клапан аорты во 2-м межреберье справа от грудины, клапан легочного ствола во 2-м межреберье слева от грудины, трехстворчатый клапан у основания мечевидного отростка грудины, аортальный клапан – в точке Боткина-Эрба).      
2. Дал ли характеристику 1 и 2 тона - ослабление или усиление, наличие акцента 2 тона, раздвоение и расщепление. Указал ли точки наилучшего выслушивания 1 и 2 тонов, наличие дополнительных тонов. (Выслушал ли ослабление 1 тона на верхушке сердца и 2 тона на аорте, двойной тон Траубе на бедренной артерии).      
3. Дал ли характеристику шумов в сердце: - систолический или диастолический (выслушал ли - диастолический шум (обычно протодиастолический) на аорте и в точке Боткина-Эрба, пресистолический шум Флинта (функциональный митральный стеноз), двойной шум Виноградова-Дюрозье); - свойства шума (характер – обычно мягкий, дующий, сила - убывающий, продолжительность - продолжительный); -локализация шума (место наилучшего выслушивания – в точке Боткина-Эрба, на аорте); - направление проведения шума (иррадиация – вдоль левого края грудины)      
4. Указал ли на условия, улучшающие выслушивание шумов (в вертикальном положении).      
5. На основании полученных данных сформулировал ли проблему пациента (аускультативная картина недостаточности аортального клапана).      
6. Смог ли студент охарактеризовать возможные изменения пульса и артериального давления в данной клинической ситуации (пульс скорый, высокий, большой, САД повышается, ДАД понижается, пульсовое давление высокое)      
7. Смог ли студент охарактеризовать ожидаемые изменения в рентгенологическом исследовании в данной клинической ситуации (возможны: аортальная конфигурация сердца, увеличение левого желудочка с подчеркнутой талией сердца, расширение восходящей аорты, усиленная ее пульсация)      
8. Смог ли студент охарактеризовать ожидаемые изменения в ЭКГ исследовании в данной клинической ситуации (признаки гипертрофии левого желудочка: отклонение ЭОС влево, глубокие зубцы S в правых грудных отведениях и большая амплитуда зубца R в левых грудных отведениях, нередко смещение S-T, отрицательный зубец T)      
9. Смог ли студент охарактеризовать ожидаемые изменения в ЭхоКГ исследовании в данной клинической ситуации (трепетание передней створки митрального клапана во время диастолы).      
10. Смог ли дать дополнительные сведения характерные для данной клинической ситуации (симптомы пульсации периферических артерий – сонных («пляска каротид»), подключичных, плечевых, височных и др.; симптом «Мюссе», капиллярный пульс «симптом Квинке», увеличенный смещенный влево верхушечный толчок и др.)      
  Итого      

 

«4,0» (95-100%)- 9,5 – 10,0 баллов, «3,67» (90-94%)- 9 баллов, «3,33» (85-89%)- 8,5 баллов, «3,0» (80-84%)- 8 баллов, «2,67» (75-79%)- 7,5 баллов, «2,33» (70-74%)- 7 баллов, «2,0» (65-69%)- 6,5 баллов, «1,67» (60-64%)- 6 баллов, «1,33» (55-59%)- 5,5 баллов, «1,0» (50-54%)- 5 баллов, «0»- ниже 5 баллов.

Максимальный балл по станции-10,0


Клиническая ситуация №2-4

(больной со стенозом устья аорты)

Информация для студента: Вы – врач общей врачебной практики на приеме в СВА. К вам обратился больной 28 лет с жалобами на одышку, сердцебиение при умеренной физической нагрузке, боли в области сердца по типу стенокардитических, головную боль и головокружение. Из анамнеза: страдает заболеванием сердца с детства. Проведите аускультацию сердца на муляже и комментируйте свои действия. Оцените полученные данные. Сформулируйте проблему пациента и ожидаемые изменения при проведении основных методов исследования при данной патологии.

Информация для экзаменатора: оцените, пожалуйста, студента отдельно по каждому из ниже приведенных пунктов.

Критерии оценки Оценка в баллах
1. Соблюдал ли последовательность аускультации сердца (митральный клапан у верхушки сердца, клапан аорты во 2-м межреберье справа от грудины, клапан легочного ствола во 2-м межреберье слева от грудины, трехстворчатый клапан у основания мечевидного отростка грудины, аортальный клапан – в точке Боткина-Эрба).      
2. Дал ли характеристику 1 и 2 тона - ослабление или усиление, наличие акцента 2 тона, раздвоение и расщепление. Указал ли точки наилучшего выслушивания 1 и 2 тонов, наличие дополнительных тонов. (Выслушал ли ослабление 1 тона на верхушке сердца и 2 тона на аорте).      
3. Дал ли характеристику шумов в сердце: - систолический или диастолический (выслушал ли - систолический шум на аорте и в точке Боткина-Эрба); - свойства шума (характер – грубый и громкий (пилящий, сребущий), сила – нарастающее-убывающий «ромбовидный», продолжительность); -локализация шума (место наилучшего выслушивания – на аорте, может определяться над всей областью сердца); - направление проведения шума (иррадиация – на сонные артерии, в межлопаточное пространство)      
4. Указал ли на условия, улучшающие выслушивание шумов (в положении лежа).      
5. На основании полученных данных сформулировал ли проблему пациента (аускультативная картина стеноза устья аорты).      
6. Смог ли студент охарактеризовать возможные изменения пульса и артериального давления в данной клинической ситуации (пульс малый и медленный, САД понижается)      
7. Смог ли студент охарактеризовать ожидаемые изменения в рентгенологическом исследовании в данной клинической ситуации (возможны: аортальная конфигурация сердца, увеличение левого желудочка с подчеркнутой талией сердца, расширение восходящей аорты, нередко обызвествление створок аортального клапана)      
8. Смог ли студент охарактеризовать ожидаемые изменения в ЭКГ исследовании в данной клинической ситуации (признаки гипертрофии левого желудочка и нередко признаки коронарной недостаточности: отклонение ЭОС влево, глубокие зубцы S в правых грудных отведениях и большая амплитуда зубца R в левых грудных отведениях, нередко смещение S-T, отрицательный зубец T)      
9. Смог ли студент охарактеризовать ожидаемые изменения в ЭхоКГ исследовании в данной клинической ситуации (резкое снижение степени раскрытия аортальных створок во время систолы, гипертрофия левого желудочка).      
10. Смог ли дать дополнительные сведения характерные для данной клинической ситуации (верхушечный толчок смещен влево, разлитой, высокий, резистентный, над аортой систолическое дрожание «кошачье мурлыканье»)      
  Итого      

 

«4,0» (95-100%)- 9,5 – 10,0 баллов, «3,67» (90-94%)- 9 баллов, «3,33» (85-89%)- 8,5 баллов, «3,0» (80-84%)- 8 баллов, «2,67» (75-79%)- 7,5 баллов, «2,33» (70-74%)- 7 баллов, «2,0» (65-69%)- 6,5 баллов, «1,67» (60-64%)- 6 баллов, «1,33» (55-59%)- 5,5 баллов, «1,0» (50-54%)- 5 баллов, «0»- ниже 5 баллов.

Максимальный балл по станции-10,0


МЕТОДИКА ЗАПИСИ ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАММЫ

Задание для студента: проведите запись электрокардиограммы, одновременно описывайте вслух экзаменатору, что Вы делаете.

Информация для экзаменатора: оцените, пожалуйста, студента отдельно по каждому из ниже приведенных пунктов.

 

Критерии оценки Оценка в баллах
1. Установил доброжелательное отношение с пациентом. Объяснил суть методики.      
2. Правильно расположил больного (лежа на спине). Больной раздет до пояса, голени освобождены от одежды      
3. Начал исследование через 10-15 минут отдыха и не ранее чем через 2 часа после приема пищи      
4. Правильно расположил электроды на конечности, обеспечивая хороший контакт электродов с кожей:      
А) Правая рука – красного цвета      
Б) Левая рука – желтого цвета      
В) Левая нога – зеленого цвета      
Г) Правая нога (заземление) – черного цвета      
5. Правильно расположил электроды по Wilson:      
А) V1 – 4-е межреберье по правому краю грудины      
Б) V2 – 4-е межреберье по левому краю грудины      
В) V3 – на уровне 4-го ребра по левой парастернальной линии      
Г) V4 – 5-е межреберье по левой срединно-ключичной линии      
Д) V5 – 5-е межреберье по левой подмышечной линии      
Е) V6 – 5-е межреберье по средней подмышечной линии      
6. Установил скорость записи (50 мм с –1 или 25 мм с –1)      
7. Провел калибровку (стандартное калибровочное напряжение 1 mV, обычно равное 10 мм)      
8. Провел запись сначала в стандартных отведениях, затем в грудных      
9. В каждом отведении записал не менее 4-х сердечных циклов PQRST      
  После окончания исследования на бумажной ленте записал фамилию, имя, отчество пациента, возраст, дату и время исследования      
  Итого      
             

 

 

«4,0» (95-100%)- 9,5 – 10,0 баллов, «3,67» (90-94%)- 9 баллов, «3,33» (85-89%)- 8,5 баллов, «3,0» (80-84%)- 8 баллов, «2,67» (75-79%)- 7,5 баллов, «2,33» (70-74%)- 7 баллов, «2,0» (65-69%)- 6,5 баллов, «1,67» (60-64%)- 6 баллов, «1,33» (55-59%)- 5,5 баллов, «1,0» (50-54%)- 5 баллов, «0»- ниже 5 баллов.

Максимальный балл по станции-10,0

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...