Основные модели социальной работы
В настоящее время вполне определенно обозначились три доминирующих по степени влияния на теорию социальной работы научные дисциплины: психология (за рубежом еще и психотерапия) социология и педагогика. Соответственно, это определяет различные теоретические подходы к социальной работе, которые разделяются на психолого-ориентированные, социолого-ориентированные и комплексно-ориентированные. 1. Основу психолого-ориентированных теорийсоставляет познание закономерностей, психологического развития и статуса человека в обществе. Особенности этих теорий связаны с признанием огромной роли прошлогоопыта индивида,уходящего корнями в детство и юность, воздействие которого обычно не вполне осознается людьми. Эта идея выражается понятием «предметные связи», или «связи жизненного опыта», составляющими основу психодинамической теории. Важно подчеркнуть, что практически все модификации теории социальной работы этого вида описывают воздействие прошлого опыта на оформление стиля поведения человека, уровень его адаптации к окружающей среде, соотносясь с психоаналитической теорией 3. Фрейда, но не соединяясь с ней. Целостность человека в этой связи видится, во-первых, в его традиционной опоре на свой жизненный опыт, а также в том, как успешно, гармонично он преодолевает конфликт своего прошлого опыта с настоящим, решением текущих проблем. Объектом познания в данном случае для социального работника является клиент, имеющий проблемы. Изучение воздействия прошлого опыта человека на его современное состояние, анализ противоречия этого опыта реалиям сегодняшнего дня нередко позволяют добиваться известных успехов.
В данном контексте можно говорить о том, что психолого-ориентированные теории обусловливает и некоторую стратегию действий специалиста как субъекта социальной работы. От этого зависит выбор им технологий помощи клиенту, характера общения с ним, методов экспертизы его состояния и социального положения. Одной из весьма распространенных психолого-ориентированных теорий социальной работы является бихевиористская теория (бихевиорально-когнитивная). На ее основе существенно изменились представления о целостности человека и его роли как субъекта социальной работы. Основной идеей данной разновидности теоретического видения социальной работы является утверждение о том, что поведение человека определяется в его существенных чертах воздействием окружающей среды, которая контролирует его посредством различного рода стимулов («психология поведения»). Целостность видения человека здесь определяется в значительной мере осмыслением его способности адекватно реагировать на одни и те же стимулы, сохраняя устойчивость поведения в изменяющейся ситуации. В этой связи в бихевиористской теории, применяемой в соответствующих моделях социальной работы очень важен общий набор принципов, получивший название «социальное обучение». Психологическое содержание действий здесь сводится к следующему: большинство людей приобретают опыт, воспринимая и осмысливая получаемые впечатления, копируя поведение друг друга. Иначе говоря, человек руководствуясь наблюдаемыми образцами поведения, моделирует и окружающий мир, и собственные действия. Основу социального обучения такого типа составляет процесс подражания, копирования культурных стандартов образа жизни, культуры поведения. В этой связи целостность человека как объекта познания в теории и практике социальной работы может быть постигнута как система культурных образцов, которым подражает личность.
С другой стороны, специалист как субъект социальной работы также может быть представлен как подражающий образцам поведения социальных работников, которые реализуют какую-либо модель оказания помощи нуждающимся. Иначе говоря, социальный работник может быть включен в социальное обучение, в соответствии с которым станет моделировать свое поведение. При этом он как субъект социальной помощи обязан учитывать психологию поведения, стимулы – реакции своих клиентов. Все это в единстве представляет субъектность социального работника по-бихевиористски со всеми ее достоинствами и недостатками. В последние три десятилетия в западной теоретической традиции сформировалась как относительно самостоятельная ветвь гуманистическая теория социальной работы, которую нередко называют экзистенциально-гуманистической. Данное направление в теории социальной работы сформировалась под влиянием К. Роджерса, А. Маслоу, развивших гуманистическую психологию, А. Камю, Ж.-П. Сартра, В. Франкла, работавших над экзистенциальной проблематикой в философии и психологии, Ф. Перла, поддерживавшего традиции гештальт-терапии. Основные положения гуманистической теории социальной работы исходят из понимания человека как целостной личности, находящейся в постоянном взаимодействии со своим окружением. Эта целостность обеспечивается утверждением веры в человека как высшую ценность, высшее существо, способное воспринимать и конструировать мир, принимать решения и формировать свои жизненные стратегии, изменяться под влиянием обстоятельств. Гуманистический подход к теоретическому оформлению знаний о социальной работе исходит из необходимости для нормального существования человека самостоятельно думать и действовать, возможности свободы, обеспечения гуманных отношений, выбора, конструктивного сотрудничества. Только на этой основе могут пробуждаться самодвижущие силы развития личности, формироваться личностная индивидуальная и социальная субъективность. При этом огромная роль отводится представлениям человека о самом себе, «Я – концепции», центральным звеном которой является понятие «самоценности». На этой же основе выстраивается и стратегия действий специалиста уже как субъекта социальной работы. Обычно внимание акцентируется на партнерских отношениях клиента и социального работника, а в качестве приоритетной рассматривается самопомощь нуждающихся, их активная роль в решении своих проблем.
2. Социолого-ориентированные теории социальной работы сводятся к познанию закономерностей социального развития и структурирования общества, взаимодействия его социальных институтов. Известно, что становление социолого-ориентированных моделей теории социальной работы испытало на себе влияние классического позитивизма (О. Кант, Дж. Милль, Т. Спенсер), трактовавшего социологию как «социальную физику». В этой связи любой социальной теории классический позитивизм пытался противопоставить методы наблюдения, сравнительный историко-социологический метод анализа общественных процессов, математические методы. Характерными чертами позитивизма (особенно раннего, социологического) были натурализм (требование жизни, согласующейся с законами природы, развитие естественных побуждений), эволюционизм (биологическое и психическое единство человечества), феноменализм (исследование объектов, их восприятие и познание). Моделью научного познания здесь являлись биология, анатомия и физиология человека, отчасти – механика. Позитивизм в социологии и теории социальной работы установил наличие неизменных законов функционирования и развития общества и человека, которые рассматривались как часть или продолжение природных процессов. В этой связи специалист по социальной работе ориентируется на учет естественных потребностей воспроизводства индивидуально-личностной и социальной жизни, объективных закономерностей эволюции человека и общества. Существенное значение придается решению конкретных задач социальной помощи. Заметное влияние на развитие теории социальной работы оказал социологический функционализм, использующий структурно-функциональный анализ и системное социологическое знание. В этой связи социальная работа рассматривается, во-первых, как часть более широкой социальной системы, где она выполняет свою роль, ряд функций, влияние которых обеспечивает целостность и жизнестойкость общества. Во-вторых, сама социальная работа представляется как система деятельности ряда учреждений, совокупность социальных действий, идей, общественных связей и отношений, социальный институт, имеющий не только разнообразные связи с обществом, но и свою внутреннюю относительно самостоятельную логику развития. В-третьих, деятельность социального работника представляется в виде совокупности функций, взаимосвязанных ролей, как система, имеющая характерную внутреннюю структуру. В-четвертых, клиент, нуждающийся в помощи, также рассматривается функционально, в системе его функций как психобиосоциального существа, удовлетворяющего свои потребности поддержания жизнеобеспечения и деятельности.
Среди социально-ориентированных теорий социальной работы в XX в. выделяется марксистская социологическая теория. Принципиальное значение здесь имеет ориентация на изучение условий коллективного бытия людей, коллективистских ориентаций личности. В рамках социолого-ориентированных теорий выделяются также идеи системной социологии. За рубежом наиболее активно и широко идеи системной социологии в теории социальной работы стали применяться в 70–80-е гг. XX в. Главным аргументом целесообразности такого подхода было утверждение, что жизнь людей зависит от различных окружающих ее систем. При этом человек представляется и исследуется как часть общества, большой системы, в свою очередь, являясь малой системой, состоящей из подсистем (кровообращения, нервной системы, системы пищеварения и др.), а также клеток, состоящих из атомов, включающих еще более мелкие частицы. Кроме того для человека характерны системы тех или иных взглядов, умений и навыков, связей со средой обитания. Целостное видение человека и общества, ориентирующее на понимание самостоятельного значения системного осмысления проблем человека и как объекта познания, и как субъекта социального действия, включая социальную работу как деятельность, определяет значимость этой теории. Также в рамках социолого-ориентированных теорий выделяются культурологические идеи (П. Сорокин). Человек рассматривается на основе этих идей как неотъемлемая часть той культурной среды, социокультурной традиции, которая обусловливает его развитие и характерные для него проблемы. Региональный, поселенческий, национально-культурный контекст жизни человека приобретает здесь весьма существенное значение.
3. Комплексно-ориентированные теории социальной работы подразумевают целостное видение социальных проблем человека, содействие в их реализации с учетом имеющихся у клиента индивидуально-психологических характеристик, способностей, личност-ных резервов, а также психологических характеристик окружающей его среды. Здесь один из вариантов рассмотрения человека в его целостности в окружающем его мире – виталистский подход, опирающийся на формирующуюся социологическую концепцию жизненных сил человека. Целостность осмысления проблем человека в виталистской теории социальной работы обеспечивается, прежде всего, тем, что она учитывает характер взаимодействия жизненных сил и жизненного пространства бытия человека, воспроизводства и совершенствования его деятельности как психобиосоциального существа. При этом жизненные силы человека характеризуются как единство индивидуальной и социальной субъектности личности во всех сферах, как совокупность биофизиологических, психических и социальных возможностей индивида, peaлизуемых в условиях конкретных социальных отношений. К комплексно-ориентированным относят также теории: социально-педагогическую, когнитивную, ролевую.
Каждая из трех групп представленных выше теорий определяет конкретные модели социальной работы. 1. На основе психолого-ориентированных теорий выделяются психолого-ориентированные модели социальной работы, которые связаны с возможностью оптимизировать собственные усилия клиента по изменению ситуации, возникшей на личностном или социальном уровнях. К таким моделям относятся следующие: Ø психодинамическая модель основана на психодинамическом направлении теории социальной работы (3. Фрейд, Э. Берн и др.). Основные понятия этой теории связаны с психоанализом, они заложили принципы индивидуальной социальной работы (кейсуорк): индивидуализация клиента, оценка возникшей проблемы, ее диагностика, использование терапевтических технологий помощи; Ø экзистенциальная модель связана с экзистенциальными и феноменологическими подходами в психологии. При анализе поведения клиента важно учитывать, как он воспринимает и интерпретирует свои представления об окружающем мире, как оценивает свой социальный статус. В рамках данной модели большое внимание уделяется рассмотрению специфики поведения клиента в первичных по отношению к нему группах. Учитывая личностные установки, имеющиеся у клиента по поводу своего представления о себе и окружающем его мире, социальный работник более точно составляет понимание причин личностного дискомфорта. Данная модель оправдала себя в работе с этническими группами и другими категориями социального риска («недооцененные группы»), при разрешении конфликта, возникшего при несовпадении личностных реконструкций внешнего мира с новым социальным окружением. Важной при этом является работа по изменению смысла жизни клиента; Ø гуманистическая модель определяется принципами гуманистической психологии (В. Франкл, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Социальная работа в этой модели проявляется в стремлении социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и самоактуализации. Ведущая технология данной модели – технология «активного слушания» (эмпатия, партнерский стиль отношений). Существенная черта этой модели социальной работы – не директивный подход к решению проблем клиента. Эффективность данной модели связана во многом с личностными чертами самого социального работника (искреннее сочувствие, умение выстроить собственную технологию). В современных условиях данная модель социальной работы приобретает все большее влияние. Все модели данной группы связаны с оказанием индивидуальной помощи клиенту с позиций его личностных проблем, что требует от социального работника серьезной психологической подготовки. 2. В рамках социолого-ориентированных теорий выделяются модели, тесно связанные с социологическими концепциями. Социология лежит в основе тех теорий социальной работы, которые ориентированы на структурную социальную работу, связанную с оптимизацией деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих социальную защиту различным социальным группам нуждающихся, а также ориентированы на повышение эффективности социальной политики в обществе. На основе теории системной социологии социальный работник выявляет факторы окружения клиента, фиксирует наличие воздействия на клиента других людей, а также влияние различных социальных факторов. Наиболее эффективно теория системной социологии используется в организации социального обслуживания, а также с целью разработки концепций социальной защиты населения. Среди основных современных социолого-ориентированных моделей выделяют «модели жизни» экологической теории, социально-радикальную модель, марксистскую модель. Ø «Модели жизни» экологической теории представляют собой одну из концепций взаимодействия психологической и социальной систем и являются сравнительно новой теорией осмысления социальной практики. Проблематика данных теорий связана с пограничными аспектами теории социальных систем и проблем социальной психологии (социальная адаптация, стрессы и т.п.). Деятельность социального работника в рамках данного подхода связана не только с общением с клиентом, но и с окружающей его средой. Этот подход называется системно-экологическим. Проявляется в организации работы системы социального обслуживания и поддержки населения, особое место в нем уделяется проблеме взаимоотношений социального работника и клиента, которые рассматриваются в контексте теории социальных ролей. Данному роду моделей свойственна недостаточная технологическая и методическая разработанность. Ø Социально-радикальная модель. В ее основе лежат положения движения за права человека (борьба с дискриминацией и т.п.). Данная модель проявляется как модель защиты и развития самосознания представителей различных социальных групп. Технология защиты и «наделения полномочиями» направлена на развитие социальных способностей клиентов различных групп угнетенных, отвергнутых, причем упор делается на учет влияния властных структур, классовой принадлежности (хотя не предполагает изменения самих угнетающих структур). Ø Марксистская модель. Она основывается на понимании деятельности социального работника как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществления перемен в обществе: социальный работник как социальный «контролер», социальный «стабилизатор», социальный «адвокат», социальный «врач». Данная модель особенно эффективно развивается на структурном уровне. Следует отметить, что, белорусская национальная модель организации социальной защиты тяготеет к социолого-ориентированной модели, основывающейся на признании особой роли социальной политики, создании условий, предпосылок эффективной социальной работы среди различных категорий нуждающихся, а также опору на структурные компоненты системы, оптимизацию деятельности учреждений и организаций социальной сферы и социальных работников. Происходящие перемены в экономике, политике, духовной сфере, расширение пространства социальной защиты в Республике Беларусь, повлекли за собой существенные перемены в системе социальной защиты населения. Появились новые формы работы с различными группами населения, стали развиваться негосударственные формы социальной помощи, обозначилась социальная направленность всей государственной политики, осуществляется принцип адресной помощи и т.п. Современные концептуально-теоретические подходы к проблемам содержания социальной защиты населения обусловливают соответствующие перемены в ее организации, управлении, и, прежде всего, в обеспечении системного подхода. Система современной социальной защиты включает: социальную защиту процесса формирования и развития личности (начиная, естественно, с молодежи); социальную защиту среды формирования и развития личности; социальную защиту прав человека, и в, первую очередь, молодого человека; целевую социальную защиту, перспективную и краткосрочную реализацию определенных социальных программ и т.д. Важно заметить, что каждое из этих направлений представляет собой достаточно сложный комплекс задач, мер, методик, и, конечно, действий социальных структур на разных уровнях. 3. Усиливающиеся междисциплинарные и интегративные тенденции в практике и теории социальной работы актуализируют поиск комплексныхмоделей социальной работы, которые основываются на комплексно-ориентированных теориях и позволяют подходить к решению социальных проблем многосторонне. Среди них выделяются: ролевая модель, социально-педагогическая модель, когнитивная модель, концепция жизненных сил. Ø Ролевая модель построена на интеграции психологического и социологического знания (Я. Морено, Дж. Г. Мид). Логика обоснования процесса социальной помощи базируется на психологическом знании, прежде всего – понимании роли личности. В ролевой модели используется представление о личностных ролях: люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводимыми индивидуально-личностным сознанием. Ролевая модель включает проблемы клиента, связанные с вопросами о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий и процесса формирования представлений о собственной роли в жизни. Исполняя роли разного порядка (социальные, межличностные), человек может попасть в конфликт между ними. Здесь может быть актуальна помощь социального работника. Ролевая теория служит для социального работника одной из форм социального объяснения, а также средством социального обучения, коррекции поведения, повышения адаптивности клиента. Наиболее распространенные технологии, используемые при работе с ролевой теорией, – это перемена ролей; групповая дискуссия (предметом которой, в частности, могут быть биография клиента, межличностные отношения в группе и т.д.); групповая поведенческая терапия, цель которой – освоение новых ролей в группе и с помощью группы, коррекция поведения клиента (в данном случае используются такие методики, как угасание, переобусловливание, моделирование, научение социальным навыкам, межличностным контактам); арт-терапия, цель которой – раскрытие клиентом своей роли перед группой, интерпретация ее, стимулирование активности клиента; методика «запрограммированных ролей» и др. Понятие «социальная роль» позволяет и более рельефно описать отношения «социальный работник – клиент». Ролевая теория также имеет явно выраженную тенденцию к комплексности, что позволяет многим теоретикам и практикам относить такой подход к комплексно-ориентированным, связывая его с социально-психологической разновидностью комплексно-ориентированных теорий социальной работы. Ø Социально-педагогическая модель особенно актуальна для России и Беларуси в силу традиционности рассмотрения вопросов социальной работы с педагогической точки зрения. Воспитание, являясь частью процесса социализации, осуществляется целенаправленно, при опосредованном или непосредственном участии социальных факторов разного уровня (макро-, мезо- и микро), под воздействием которых в отдельных случаях у личности могут сформироваться неадекватные данному обществу социальные качества, приводящие в последующем к разного рода социальным конфликтам. Поэтому процесс социализации в основном является институционализированным, реализуется через систему определенных социальных институтов, призванных корректировать формирование социальных качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями, ограничивать или активизировать воздействия каких-либо факторов либо нейтрализовать их. Поэтому сферой социального воспитания становится не только образование, приобретение жизненного опыта учащимися, но и оказание им социально-педагогической помощи. Социально-педагогическая модель может рассматриваться на уровне структурной и на уровне психосоциальной работы. Возможности реализации данной модели на структурном уровне можно показать на примере исследования взаимоотношений школы и общества. С точки зрения этого подхода система образования и воспитания есть средство внедрения новых технологических достижений, которые способны удовлетворять возникающие потребности личности, группы, общества в целом. Современная школа выполняет те основные задачи, которые на других этапах развития общества выполнялись неформально, путем включения индивида в семью или общину и т.д. Школа выступает в роли первоначального механизма дифференциации общества, беря на себя задачу профессиональной подготовки. Таким образом, именно школа начинает формировать социальный статус человека, помогая ему адаптироваться к жизни общества на разных уровнях и этапах его развития. В соответствии с этим реализуются такие функции социальной работы, как профилактическая, прогностическая, социального контроля. С другой точки зрения школа рассматривается как социальный институт, являющийся фактором борьбы различных социальных групп за власть. Задача школы в этом случае – прежде всего формирование таких ценностей, которые оправдывали бы действия, необходимые для поддержания существующей государственной системы. Школа является важным элементом политической стабильности, узаконивания существующих в обществе различий. Таким образом, в этом случае реализуется, прежде всего, такая функция социальной работы, как социальный контроль. С третьей точки зрения в современном обществе «хорошо социализированный» в группе человек не обязан разделять точку зрения других ее участников, а его поведение может существенно отличаться от их поведения. Все люди живут, ориентируясь на определенные правила (они решают, как изменить ритм работы, как провести свое свободное время, как себя вести в случае конфликта с администрацией и т.д.). Но некоторые люди «выпадают» из общих правил, не зная, как поступить в конкретной ситуации, не понимая, что она означает, что можно от нее ожидать и что можно себе позволить. Роль школы здесь заключается в том, чтобы такие «маргинальные группы» не возникали. В соответствии с этим школа способствует формированию свободно действующих, «автономных» социальных субъектов и в то же время развивает «структуру разумного приспособления», в пределах которой индивиды могут существовать, не вступая в конфликт с обществом. В этом случае функциями социальной работы являются социально-психологическая реабилитация индивида и оптимизация механизмов реализации его возможностей и потребностей. Ø Когнитивная модель приобрела особую популярность в начале 1980-х гг. Один из главных принципов социальной работы данной модели – социальные услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них. Основная форма реализации этой модели – консультирование. Для повышения эффективности и действенности консультирования социальному работнику важно знать особенности мышления клиента, имеющиеся у него установки и предубеждения, которые в конечном счете и обусловливают его социальные действия по отношению и к себе, и к окружающим. Одной из методик в процессе консультирования клиента, разрабатываемого на базе когнитивной модели, является объяснение, основу которого составляет рациональный контроль социального работника за поведением клиента. В когнитивной модели выявляются возможности регуляции социального поведения клиента путем обучения его «отрабатывать» механизмы своих поступков, адекватные социальным условиям или той конкретной социальной ситуации, в которой он оказался. Данная модель чаще всего используется в работе по месту жительства. Одна из наиболее актуальных проблем, решаемых в рамках данной модели, – это разрешение конфликтов средствами групповой дискуссии, самоанализа и т.п. В данной модели особенно эффективным представляется соединение аспектов когнитивной теории с гуманистическими теориями, что обусловлено одним из основополагающих принципов этой модели – стремлением к оптимизации деятельности клиентов в сфере управления собственной жизнью, формированием потребностей к такой деятельности. Комплексный характер когнитивной модели социальной работы заключается в том. что она включает в себя и социологические, и психологические подходы к организации социальной работы. Такое понимание этой модели практики социальной работы во многом обусловлено тем, что адаптация понимается не только как индивидуально-личностная потребность, но и как имеющая социальные последствия: она оказывает влияние на социальную среду (как непосредственно на среду обитания индивида, так и опосредованно на социальную реальность в целом), изменяясь, в свою очередь, под ее воздействием посредством изменения личности. Ø Витально-ориентированная модель (концепция жизненных сил). В ее основе находится понятие «жизненные силы» как способность человека к воспроизводству и осуществлению жизни в качестве биосоциального существа (реализация единства индивидуальной и социальной субъектности). Социальная работа представляет собой деятельность по оптимизации формирования, осуществления и реабилитации жизненных сил человека. В данной модели пересекаются психолого-ориентированные и социолого-ориентированные теории социальной работы. То или иное теоретическое обоснование социальной работы оказывает влияние на определение предметной области, методы, принципы, содержание социальной работы, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. В рамках витально-ориентированной социальной работы существуют различные подходы к выделению организационных уровней социальной работы. Так, традиционный подход заключается в выделении трех основных уровней: патронажная работа – индивидуальная социальная работа с отдельными клиентами и (или) их семьями; групповая социальная работа – работа с малыми группами; коммунальная социальная работа – работа с различными общностями, начиная от общины (коммунального уровня) и до всего общества в целом. Другой подход к организации социальной работы заключается в разделении ее на микро- и макроуровни. Он основан на различии между усилиями, направленными на макросистемы (организации, коммуны, общества) и микросистемы (индивиды, семьи, малые группы). На макроуровне социальная работа осуществляется в форме социального планирования, коммунальной организации и организационного развития. Микроуровень реализуется через патронажную работу, семейную помощь и групповую терапию. Еще один подход к выделению уровней состоит в разграничении социальной работы, направленной на восстановление нарушенного равновесия, функций (реабилитацию), и социальной работы, направленной на профилактику (превенцию) подобных отклонений. Профилактика связана с необходимыми социальными изменениями, а реабилитация – с помощью индивидам в непосредственно существующей ситуации. Наконец, проблемный подход заключается в соотнесении организации социальной работы с особыми окружающими условиями или областями социальных проблем (социальная работа с душевнобольными, алкоголиками и т. п.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|