Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация аудиторной самостоятельной работы студентов

Содержание

Пояснительная записка  
1.Организация аудиторной самостоятельной работы студентов  
2.Планирование внеаудиторной самостоятельной работы студентов  
3.Перечень внеаудиторных самостоятельных работ по ОП. 03. Общий курс железных дорог  
4.Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов  
4.1. Подготовка и оформление сообщений  
4.2. Выполнение мультимедийной презентации  
4.3. Подготовка к сдаче экзамена  
5.Организация контроля и оценки результатов освоения ОП.03.Общий курс железных дорог  
Рекомендуемые источники  
Приложение А  

Пояснительная записка

Методические указания по самостоятельной работе студентов составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.

Методические указания определяют сущность самостоятельной работы студентов, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля.

Самостоятельная работа студентов представляет собой управляемую преподавателями систему организационно-педагогических условий, направленную на освоение практического опыта, умений и знаний в рамках ОП.03. Общий курс железных дорог в соответствии с ФГОС СПО.

Для студента самостоятельная работа выступает способом активного, целенаправленного освоения, без непосредственного участия преподавателя, новых знаний, умений и опыта, закладывающих основания в становлении профессиональных и общих компетенций, требуемых ФГОС СПО по специальности.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

- стимулирование познавательной активности обучающихся;

- овладение методами и приемами самостоятельной учебно-познавательной работы и культуры умственного труда;

- самостоятельное изучение, расширение, закрепление, систематизация и углубление знаний по программе обще профессиональной дисциплины «Общий курс железнодорожного транспорта»;

- формирование умений, практического опыта, общих и профессиональных компетенций.

Требования к результатам освоения - в ходе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающиеся должны:

- уметь:

У.1-классифицировать организационную структуру управления на железнодорожном транспорте;

У.2-классифицировать технические средства и устройства железнодорожного транспорта.

 

- расширить и закрепить знания:

З.1- знать организационную структуру, основные сооружения и устройства, систему взаимодействия подразделений железнодорожного транспорта;

З.2- знать общие сведения о железнодорожном транспорте;

З.3- знать единые транспортные системы Российской федерации;

З.4- знать историю возникновения и развития железнодорожного транспорта;

З.5- знать общие сведения о локомотивном хозяйстве;

З.6- знать основные функции и задачи вагонного хозяйства;

З.7- знать состав сооружений и устройств инфраструктуры железных дорог

З.8- знать схемы устройств электроснабжения;

З.9- знать принципы организации железнодорожных перевозок и управления движением поездов;

З.10- знать классификация раздельных пунктов;

З.11- знать основные звуковые и видимые приказы для машинистов.

 

- продолжить освоения общих компетенций:

ОК.1 понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК.2 организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК.3 принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК.4 осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК.5 использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК.6 работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК.7 брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;

ОК.8 самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ОК.9 ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

 

- продолжить освоения профессиональных компетенций:

 

ПК1.1. анализировать работу станционных, перегонных, микропроцессорных и диагностических систем автоматики по принципиальным схемам.

ПК1.2. Определять и устранять отказы в работе станционных перегонных, микропроцессорных и диагностических системах автоматики.

ПК1.3. Выполнять требования по эксплуатации станционных, перегонных микропроцессорных и диагностических систем автоматики.

ПК2.1. Обеспечивать техническое обслуживание устройств СЦБ и систем ЖАТ.

ПК2.2. Выполнять работы по техническому обслуживанию устройств электропитания систем железнодорожной автоматики.

ПК2.3. Выполнять работы по техническому обслуживанию линий железнодорожной автоматики.

ПК2.4. Организовывать работу по обслуживанию, монтажу и наладке систем железнодорожной автоматики.

ПК2.5. Определять экономическую эффективность применения устройств автоматики и методов их обслуживания.

ПК2.6. Выполнять требования технической эксплуатации железных дорог и безопасности движения.

ПК2.7. Составлять и анализировать монтажные схемы устройств СЦБ и ЖАТ по принципиальным схемам.

ПК3.1. Производить разборку, сборку и регулировку приборов и устройств СЦБ.

ПК3.2.Измерять и анализировать параметры приборов и устройств СЦБ.

ПК3.3. Регулировать и проверять работу устройств и приборов СЦБ.

 

По ОП.03 Общий курс железных дорог, осуществляется два вида самостоятельной работы:

- аудиторная;

- внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по ОП.03 Общий курс железных дорог выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа – это планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Формы самостоятельной работы студентов определены содержанием профессионального модуля, степенью подготовленности студентов. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный, учебно исследовательский характер. Форма самостоятельной работы студентов определена преподавателем при разработке рабочей программы ОП.03.

При изучении ОП.03 Общий курс железных дорог на самостоятельную работу заложено 28 часов.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

Контроль результатов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия поОП.03 Общий курс железных дорог и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

 

Организация аудиторной самостоятельной работы студентов

Самостоятельную работу на уроке можно организовать на разных этапах процесса обучения: при подготовке студентов к восприятию нового материала, при изучении нового материала, а также при совершенствовании знаний и повторении пройденного.

Каждая самостоятельная работа, являясь элементом единой системы, тесно и органично связана с другими. Такая связь обусловлена едиными принципами создания заданий. Главный из них – направленность заданий на формирование и развитие основных понятий в процессе обучения. Другой важный принцип – подчиненность всех заданий целям развития общих и профессиональных компетенций. Систему самостоятельных работ характеризует и то, что при их проведении задания последовательно усложняются как по содержанию, так и по совокупности используемых приемов мыслительной деятельности. Самостоятельные работы разных видов сочетаются друг с другом. Их взаимосвязь ведет к формированию системы знаний.

Все самостоятельные работы должны содержать конкретный материал, изучаемый студентами, соответствовать целям и задачам урока, способствовать развитию знаний и умений студентов, постепенному и целенаправленному развитию познавательных потребностей, установки на самостоятельное выполнение знаний.

На занятиях ОП.03 Общий курс железных дорог следующие формы самостоятельной работы студентов:

- выполнение письменных самостоятельных работ по темам и разделам ОП.03 Общий курс железных дорог

- выполнение индивидуальных заданий;

- выполнение графических заданий;

- решение логических задач;

- самостоятельное составление опорных конспектов;

- выполнение практических работ по ОП.03 Общий курс железных дорог

При выполнении письменных самостоятельных работ студентам выдаются индивидуальные задания, разделенные на несколько вариантов.

Выполнение практических работ по ОП.03 Общий курс железных дорог на основании методических указаний, разработанных преподавателем.

Приобретенные практические навыки помогают студентам в работе, позволяют проявить себя с первых дней, более успешно усовершенствовать профессиональные умения и навыки в дальнейшем, а также способствуют более уверенному принятию самостоятельных решений.

Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу.

 

Планирование внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Одна из важнейших задач преподавателя - научить студента самостоятельно учиться в дальнейшем всю профессиональную деятельность.

Главное в период обучения своей специальности - научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину обучения и поведения.

Планирование самостоятельной работы осуществляется на основе определения научно-обоснованных нормативов времени на выполнение всех видов учебных заданий по ОП.03. Общий курс железных дорог

Планирование и содержание внеаудиторной самостоятельной работы осуществляется на основании рабочего учебного плана, рабочей программы по ОП.03. Общий курс железных дорог и ее организация отражена в календарно-тематическом плане.

При разработке рабочей программы по ОП.03. Общий курс железных дорог и планировании содержания внеаудиторной самостоятельной работы преподавателем установлены содержание и объем теоретической учебной информации и практические задания по каждой теме, определены формы и методы контроля результатов.

Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентируется расписанием.

Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. Ежедневной самостоятельной работе дома студенту нужно отводить 1 - 3 часа.

Студентам необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешного обучения.

 

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер носят вариативный и дифференцированный характер, учитывают специфику специальности, изучаемого профессионального модуля, индивидуальные особенности студентов; на младших курсах они ориентированы на репродуктивную деятельность.

При организации самостоятельной работы используется дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение ОП.03. Общий курс железных дорог.

Самостоятельная работа должна осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня сформированности умений студентов.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

- уровень усвоения студентом учебного материала;

- умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- умение студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

- умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

- умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

- умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

- умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее;

- оформление материала в соответствии с предложенными преподавателем требованиями.

 


3.Перечень внеаудиторных самостоятельных работ по ОП. 03. Общий курс железных дорог
п/п № с/р Тема занятия (№ и Наименование по рабочей программе) Время (в ак. час.) Задание на самостоятельную работу Вид деятельности Форма контроля
           
3семестр
Раздел 1. Общие сведения о железнодорожном транспорте
Тема1.1. Единая транспортная система Российской Федерации   Подготовкасообщений и презентаций по тематике: «Структура единой транспортной системы России» , Домашнее задание: Ефименко, Ю.И. Железные дороги. Общий курс: учебник. Гл1 стр.6-8 - проработка материалов лекций --визуальная оценка самостоятельной работы
Тема 1.2. История возникновения и развития железнодорожного транспорта
Тема2.1 Дороги дореволюционной России. Железнодорожный транспорт послереволюционной России и СССР   Подготовка презентаций, Сообщений по обзору важнейших этапов и событий, связанных с созданием, ста­новлением, развитием железнодорожных путей сообщения России с использованием информационных интернет-ресурсов (порталы, сайты), основной учебной и дополнительной литературы Домашнее задание: Ефименко, Ю.И. Железные дороги. Общий курс: учебник. Гл2 стр.15-18 -подбор, анализ и преобразование учебной информации -оценка проработки информации сообщения, презентации
Тема 2.2 Железнодорожный транспорт Российской Федерации: инфраструктура железнодорожного транспорта об­щего пользования, железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта. Климатическое и сейсмическое районирование территории России. Краткие сведения о зарубежных железных дорогах   Подготовка презентаций, Сообщений по обзору важнейших этапов и событий, связанных с созданием, ста­новлением, развитием железнодорожных путей сообщения России с использованием информационных интернет-ресурсов (порталы, сайты), основной учебной и дополнительной литературы Домашнее задание: Ефименко, Ю.И. Железные дороги. Общий курс: учебник. Гл2 стр.23-27 -подбор, анализ и преобразование учебной информации -оценка проработки информации сообщения, презентации
Тема 1.3. Организация управления на железнодорожном транспорте
Тема 1.3.1 Понятие о комплексе сооружений и устройств железнодорожного транспорта. Структура управления на железнодорожном транспорте.   Домашнее задание: Ефименко, Ю.И. Железные дороги. Общий курс: учебник. §3.1 стр.32   - проработка материалов лекций --визуальная оценка самостоятельной работы
Тема 1.3.2 Габариты на железных дорогах Основные руководящие документы по обеспечению работы железных дорог и безопасности движения   Домашнее задание: Ефименко, Ю.И. Железные дороги. Общий курс: учебник. §3.1 стр.37 - проработка материалов лекций --визуальная оценка самостоятельной работы
Раздел 2. Сооружения и устройства инфраструктуры железных дорог
Тема 2.1. Элементы железнодорожного пути
Тема 2.1.1 Общие сведения о железнодорожном пути. Земляное полотно и его поперечные профили. Водоотводные устройства.   Домашнее задание: Ефименко, Ю.И. Железные дороги. Общий курс: учебник. Гл 5стр.70-73 - проработка материалов лекций --визуальная оценка самостоятельной работы
Тема 2.1.2 Составные элементы и типы верхнего строения пути, их назначение. Виды и назначение искусственных сооружений. Задачи путевого хозяйства   Домашнее задание: Ефименко, Ю.И. Железные дороги. Общий курс: учебник. Гл 6-7стр.73-131 - проработка материалов лекций --визуальная оценка самостоятельной работы
Практическое занятие №1 Ознакомление с элементами верхнего строения железнодорожного пути принцип построения схемы одиночного стрелочного перевода   Подготовка к ответам на контрольные вопросы: классификация путевых работ и система их организации; меры защиты пути от снега, песчаных заносов и паводков. -подбор, анализ и преобразование учебной информации - визуальная оценка самостоятельной работы.
Тема 2.1.3 Общие сведения о железнодорожном пути. Земляное полотно и его поперечные профили. Водоотводные устройства.   Домашнее задание: Ефименко, Ю.И. Железные дороги. Общий курс: учебник. Гл6-7стр.73-131горок:§ 3,3-3,4.стр 85-99 - проработка материалов лекций - визуальная оценка самостоятельной работы
Тема 2.2. Устройства электроснабжения   Домашнее задание: Ефименко, Ю.И. Железные дороги. Общий курс: учебник. Гл11 стр.146-159 - проработка материалов лекций -визуальная оценка самостоятельной работы
Тема 2.3. Общие сведения о железнодорожном подвижном составе
Тема 2.3.1Классификация и обозначение тягового подвижного состава. Электровозы и электропоезда, особенности устройства.   Домашнее задание: Ефименко, Ю.И. Железные дороги. Общий курс: учебник. Гл12 стр.159 - запоминание учебного материала - устный фронтальный опрос
Тема 2.3.2 Классификация и основные типы вагонов, их маркировка. Особенности автономного подвижного состава   Подготовка сообщений и презентаций по примерной тематике: «Подвижной состав железной дороги» (с учетом региональной принадлежности), «Обозначение тягового подвижного состава», «Маркировка вагонов» — с использованием информационных интернет-ресурсов (порталы, сайты), основной учебной и дополнительной литературы Домашнее задание: Ефименко, Ю.И. Железные дороги. Общий курс: учебник. Гл18стр.230-149 -подбор, анализ и преобразование учебной информации -оценка проработки информации сообщения, презентации
Тема 2.4. Техническая эксплуатация и ремонт железнодорожного подвижного состава
Тема 2.4.1 Обслуживание локомотивов и организация их работы. Экипировка локомотивов. Техническое обслуживание и ремонт локомотивов.   Домашнее задание: Ефименко, Ю.И. Железные дороги. Общий курс: учебник. Гл17стр.215-230 - проработка материалов лекций - устный фронтальный опрос
Тема 2.4.2 Виды ремонта вагонов. Сооружения и устройства технического обслуживания и текущего содержания вагонов. Восстановительные и пожарные поезда   Домашнее задание: Ефименко, Ю.И. Железные дороги. Общий курс: учебник. Гл19 стр.251-258 - запоминание учебного материала - устный фронтальный опрос
Тема 2.5. Системы и устройства автомати­ки, телемеханики и связи
Тема 2.5.1 Назначение, виды устройств автоматики и телемеханики и требования к ним. Классификация устройств автоматики и телемеханики.   Домашнее задание: Ефименко, Ю.И. Железные дороги. Общий курс: учебник гл20 стр.258 - проработка материалов лекций --визуальная оценка самостоятельной работы
Тема 2.5.2 Устройства автоматики и телемеханики на станции. Горочная автоматическая централизация, диспетчерская централизация, централизация стрелок и сигналов.   Домашнее задание: Ефименко, Ю.И. Железные дороги. Общий курс: учебник. Гл21стр.267-280 - проработка материалов лекций --визуальная оценка самостоятельной работы
Тема 2.5.3Путевая автоматическая и полуавтоматическая блокировка. Автоматическая локомотивная сигнализация,. Автоматическая переездная сигнализация и автошлагбаумы.   Домашнее задание: Ефименко, Ю.И. Железные дороги. Общий курс: учебник. Гл 26 стр.357-360 - проработка материалов лекций --визуальная оценка самостоятельной работы
Тема 2.5.4Принципы действия станционных, перегонных микропроцессорных и диагностических систем автоматики в обеспечении безопасности движения поездов.   Домашнее задание: Ефименко, Ю.И. Железные дороги. Общий курс: учебник. Гл22 стр.284-297 - проработка материалов лекций --визуальная оценка самостоятельной работы
Тема 2.5.5 Светофорная сигнализация, назначение сигналов и их классификация. Светофоры, их классификация и назначение. Основные сигнальные цвета и их значение.   Домашнее задание: Ефименко, Ю.И. Железные дороги. Общий курс: учебник. Гл20,1 стр.263-266 - проработка материалов лекций -визуальная оценка самостоятельной работы
Тема 2.5.6 Виды связи и их назначение. Причины и следствия отказов в устройствах автоматики и телемеханики. Использование радиосвязи на железнодорожном транспорте. Линии сигнализации, централизации, блокировки и связи   Домашнее задание: Ефименко, Ю.И. Железные дороги. Общий курс: учебник. Гл23 стр.300-309 Подготовка к практическому занятию - проработка материалов лекций -визуальная оценка самостоятельной работы
Практическое занятие № 2 Ознакомление с техническими средствами, устройствами и сооружениями железных дорог   Подготовка к ответам на контрольные вопросы - проработка материалов лекций -визуальная оценка самостоятельной работы
Тема 2.5.7 Назначение и классификация раздельных пунктов. Назначение и классификация станций, разъездных, обгонных пунктов и путевых постов, проходных светофоров автоблокировки, границы блок-участка. Разграничение движения поездов раздельными пунктами.   Домашнее задание: Ефименко, Ю.И. Железные дороги. Общий курс: учебник. Гл23 стр.300-309   - запоминание учебного материала - устный фронтальный опрос
Тема 2.6. Раздельные пункты и железнодорожные узлы
Тема 2.6.1 Назначение и классификация раздельных пунктов. Назначение и классификация станций, разъездных, об­гонных пунктов и путевых постов, проходных светофоров автоблокировки, границы блок-участка. Разграничение движения поездов раздельными пунктами.   Домашнее задание: Ефименко, Ю.И. Железные дороги. Общий курс: учебник. Гл24 стр.313-321 - проработка материалов лекций --визуальная оценка самостоятельной работы
Тема 2.6.2 Станционные пути и их назначение. Продольный профиль и план путей на станциях. Маневровая работа на станциях. Технологический процесс работы станции. Техническо-распорядительный акт. Устройство и работа раздельных пунктов   Домашнее задание: Ефименко, Ю.И. Железные дороги. Общий курс: учебник. Гл 25 стр.323-346 Подготовка докладов, презентаций по тематике: «Разъезды, обгонные пункты и промежуточные станции», «Участковые станции», «Сортировочные станции», «Пассажирские станции», «Грузовые станции», «Межгосударственные передаточные станции», «Железнодорожные узлы». Подготовка к тестированию -подбор, анализ и преобразование учебной информации -оценка проработки информации докладов, презентации
Тема 2.7. Основные сведения о материально-техническом обеспечении железных дорог   Домашнее задание: Ефименко, Ю.И. Железные дороги. Общий курс: учебник. Гл26 стр.357-360 - запоминание учебного материала - устный фронтальный опрос
Раздел 3. Организация железнодорожных пе­ревозок и управление движением поездов
Тема 3.1. Планирование и организация пе­ревозок и коммерческой работы   Домашнее задание: Ефименко, Ю.И. Железные дороги. Общий курс: учебник. Гл27 стр.364-380,Гл 29 стр.396-408 - проработка материалов лекций -визуальная оценка самостоятельной работы
Тема 3.2. Информационные технологии и системы автоматизированного управления   Домашнее задание: Ефименко, Ю.И. Железные дороги. Общий курс: учебник. Гл 31 стр.423-437 Подготовка к ответам на контрольные вопросы: виды, задачи комплексной программы информатизации железнодорожного транспорта, цели автоматизации системы управления на железнодорожном транспорте; краткая характеристика АСУ «Экспресс» и значение автоматизированной системы АСОУП -подбор, анализ и преобразование учебной информации -визуальная оценка самостоятельной работы
Тема 3.3. Перспективы повышения качества и эффективности перевозочного процесса   Подготовка к экзамену    
Итого 28 часов      

По темам и разделам ОП.03. Общий курс железных дорог студенты могут выполнять мультимедийные презентации.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...