Вопрос «Природа и состав функций менеджмента»
Ответ: «Функция» - слово латинского происхождения, означающее «деятельность». Применительно к субъекту управления функция – это деятельность по управлению. Применительно к объекту управления – это его основная и вспомогательная деятельность. Функция управления – это особые виды специализированной управленческой деятельности, выделившиеся в процессе разделения управленческого труда. Функции управления характеризуют то или иное взаимодействие субъекта и объекта управления. Для эффективного целостного управления они должны образовывать единый комплекс, характеризующий всю полноту, весь спектр взаимодействия субъекта и объекта управления. Функции объекта управления, реализуемые современными рыночно ориентированными организациями, в последнее десятилетие стали называть бизнес-функциями. Поэтому функционирование таких организаций понимается как процесс реализации бизнес-функций и функций менеджмента. Функции менеджмента относятся к субъекту управления, а бизнес-функции – к объекту управления. Однако следует иметь в виду, что каждая бизнес-функция, и все они вместе взятые, требуют управления. Любая функция управления реализуется в комплексе управленческих задач. Различие задач и функций проявляется в том, что функции – это повторяющийся вид деятельности компании, а задачи – это деятельность, преследующая достижение требуемых результатов в заданное время. Функция может целиком выполняться одним подразделением, но это же подразделение, одно или совместно с другими, может выполнять и другую функцию. Состав функций подразделений и их объем зависят от конкретных условий: 1) масштабов, структуры и уровня развития производства;
2) размера компании, ее самостоятельности, места в сложившейся системе общественного разделения труда; 3) связей компании с другими предприятиями и организациями; 4) уровня технической оснащенности управления. Функции управления должны обеспечить в организации руководство, управление и обслуживание хозяйственной деятельности. Каждая функция характеризуется назначением, повторяемостью, однородностью содержания, спецификой необходимого для ее выполнения персонала. Функции управления носят объективный характер, что определяется необходимостью самого процесса управления в условиях совместного труда людей. Управленческие функции являются основой для определения структуры и численности аппарата управления. Деятельность аппарата управления направлена на то, чтобы объединить все относительно обособленные, хотя и неразрывно связанные функции. Существует различная классификация функций организации, в том числе и функций управления. Причем различия обусловлены, как правило, признаками, положенными в основу классификации. Наиболее простой и доступной для понимания является деление их на две группы функций – общие и специальные. Общие функции управления (функции процесса управления) проявляются принципиально одинаково в управлении организацией в любой сфере деятельности. Общие функции управления были сформулированы А.Файолем в начале ХХ века. Большинство авторов выделяют четыре общие функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Среди общий функций менеджмента главной считается планирование. Реализуя ее, предприниматель или менеджер формулирует: цели и задачи на предстоящий период; разрабатывает стратегию действий (стратегическое планирование); составляет необходимые планы и программы для их реализации (текущее планирование).
Практическое воплощение планов и программ берет на себя организационная функция. Она реализуется через создание самой организации, формирование ее структуры и координацию их деятельности. Мотивационная функция заключается в определении потребностей людей, выборе наиболее подходящего и действенного в данной ситуации способа их удовлетворения с тем, чтобы обеспечить их максимальную актуальность в процессе достижения целей, стоящих перед организацией. Контроль призван заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для совершенствования работы. Особое место в системе управления занимают специальные функции, т.е. функции по управлению теми или иными объектами (подразделениями организации). В организации можно выделить следующие объекты управления: - производство; - материально-техническое снабжение; - инновации; - маркетинг и сбыт готовой продукции; - кадры; - финансы; - учет и анализ хозяйственных процессов и т.д. Управление этими объектами и составляет содержание специальных функций управления. Функции управления производством: - определение объема текущего выпуска продукции или оказания услуг; - расстановка людей; - организация подачи материалов, сырья, комплектующих деталей, информации к местам их использования; - своевременный ремонт оборудования и техники; - оперативное устранение сбоев и неполадок в технологическом процессе; - контроль качества. Функции управления материально-техническим снабжением: - заключение хозяйственных договоров; - организация закупки, доставки и хранения сырья, комплектующих изделий. Функция управления инновациями (нововведениями): - организация научных исследований, прикладных разработок; - создание опытных образцов; - внедрение новинок в производство. Функции управления маркетингом и сбытом готовой продукции: - изучение рынков; - формирование каналов сбыта; - выработка ценовой политики; - реклама готовой продукции; - организации отправки готовой продукции покупателям. Функции управления кадрами: - подбор, расстановка, обучение, повышение квалификации; - мотивация труда персонала;
- создание благоприятного морально-психологического климата; - улучшение условий труда и быта работников; - поддержание контактов с профсоюзной организацией. Функции управления финансами: - составление бюджета и финансового плана организации; - формирование и распределение ее финансовых ресурсов, портфеля инвестиций; - оценка текущего и перспективного состояния финансовых ресурсов и принятие необходимых мер по их укреплению. Функции управления учетом и анализом хозяйственной деятельности: - сбор, обработка и анализ данных о работе организации; - сравнение собранных данных с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем и вскрытия резервов.
Рекомендуемая литература 1. Басовский, Л.Е. Менеджмент [Текст]: учеб. пособие / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 216 с. 2. Беляев В.И. Менеджмент: учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2009. – 250 с. 3. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Экономистъ, 2009. – 285 с. 4. Глухов В.В. Менеджмент: учебник. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 608 с. 5. Кнышова, Е.Н. Менеджмент: учеб. пособие / Е.Н. Кнышова. – М.: ФОРУМ; ИНФРА–М, 2010. – 304 с. 6. Менеджмент: учебник / под ред. М.М. Максимцеева, М.А. Комарова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 320 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|