Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нарушения мышления и интеллекта

Мышление и речь

 

Познавательный процесс, начавшись с простого ощущения, продолжается далее в форме восприятия. Восприняв и сохранив воспринятое, сознательно ожи­вив бывшие впечатления в виде представлений, чело­век далее совершает удивительное действие — мыш­ление. Самое большое чудо — это способность мозга, беря за основу общие свойства предметов и явлений, вскрывая между ними связи и отношения, проводить обобщения.

Мышление представляет собой высшую форму отра­жения мира, обобщенное познание действительности, в котором важнейшее значение имеет слово, речь.

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению. Чело­век не в состоянии, например, увидеть магнитное поле, корпускулярную и волновую природу света, обменные процессы в живых тканях, движущие силы развития общества. Между тем именно эти внутренние,. скрытые свойства, процессы, отношения являются существенными, закономерными. Познать внутренние свойства и отношения человек может лишь благода­ря обобщению данных наблюдений, экспериментов и путем цепи рассуждений, т.е. посредством мышления. Мышление — это опосредованное и обобщенное от­ражение действительности, вид умственной деятель­ности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений меж­ду ними.

Первая особенность мышления — его опосредован­ный характер. То, что человек не может познать пря­мо, непосредственно, он познает косвенно, опосредо­ванно: одни свойства через другие, неизвестное — че­рез известное. Мышление всегда опирается на данные

чувственного опыта — ощущения, восприятия, пред­ставления — и на ранее приобретенные теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосре­дованное. Опосредованный характер познания дает че­ловеку огромные преимущества в том, что позволяет ему получать достоверные знания о том, что не может быть им воспринято.

Вторая особенность мышления — его обобщен­ность. Именно через обобщение мы познаем внутрен­нюю сущность явлений и взаимоотношений между ними. Обобщенное познание действительности с помощью мышления дает возможность человеку использовать установленные на основе предшествующей практики развития человеческие знания общих закономернос­тей и связей предметов и явлений окружающего мира. Мышление дает нам возможность предвидеть на осно­вании этих знаний ход событий и результаты собствен­ных действий.

С некоторых пор во многих странах, не исключая Рос­сию, развиваются идеи так называемой парапсихологии, т.е. внечувственного познания, передачи мыслей от че­ловека человеку без участия органов чувств. Пока труд­но сказать, насколько эти теории оправданы, без научно­го подтверждения.

Нельзя оторвать познание от чувственной его сторо­ны. Ощущение и восприятие едины с мышлением. В насто­ящее время отечественными и зарубежными учеными ус­тановлено, что для поддержания оптимального тонуса коры и подкорковых образований головного мозга необ­ходима постоянная импульсация, идущая от различных анализаторов, причем особое значение имеет поток им­пульсов, поступающих в мозг через различные органы чувств.

Зрительная и слуховая афферентация выполняет важ­нейшие функции в процессах раннего онтогенеза ребен­ка, участвуя в специфической дифференцировке и фор­мировании различных физиологических систем мозга, обеспечивающих нормальное существование организма во внешней среде.

Наблюдая окружающее и вступая в словесное общение с людьми, ребенок за относительно короткий срок усваивает образ поведения и деятельности, накопленный чело­вечеством за всю историю его развития. Постепенно фор­мируется психическая и вместе с тем осознаваемая дея­тельность.

Одновременное выключение зрения и слуха, возника­ющее в результате патологического процесса, оказывает существенное влияние на весь процесс жизнедеятельнос­ти организма, развитие психики, сознания и личности человека.

Известно, что вынужденное одиночество приводит ре­бенка к психической деградации. Лица, рожденные сле­поглухонемыми, без специальной системы воспитания лишены возможности психического развития, какой-либо деятельности, так как в силу болезненного состояния не могут вступать в активное общение с людьми, познавать и перенимать их опыт. Обучение и воспитание слепоглу­хонемого ребенка показывают, что человеческая психика и поведение не врожденные, они развиваются не спонтан­но, а лишь в общении с людьми.

Медицинский работник на основании зрительного вос­приятия внешнего облика больного, пальпации, чтения биохимических и других анализов и т.п., ставит тот или иной диагноз. Это результат анализа и синтеза, обоб­щающий опыт медицины и медицинского работника, его теоретические знания, запечатленные как в речи, так и в образных представлениях.

С развитием форм труда, психики и речи постепенно развивается мышление, участвующее в процессе речевого общения. Развитие мозга у человека создает предпосыл­ки для индивидуального мышления со всеми его особен­ностями, присущими определенной исторической эпохе и соответствующими индивидуальным условиям развития в определенной социальной среде.

Мышление — продукт общественного развития, но индивидуальное развитие мышления, его особенности вместе с тем зависят и от особенностей организма, со­стояния головного мозга и его функциональных воз­можностей.

Физиологический механизм мыслительных процессов впервые в истории был раскрыт в трудах И.П. Павлова и его учеников. Всю совокупность высшей нервной деятельности человека И.П. Павлов объяснил работой не­скольких систем головного мозга.

При этом первой инстанцией являются подкорковые системы, деятельность которых вызывается безусловны­ми агентами из внешнего или внутреннего мира.

Вторая инстанция —большие полушария головного мозга без лобных долей, а также без отделов, восприни­мающих словесный раздражитель. Данная инстанция является носительницей непосредственных впечатлений — ощущений, восприятий и представлений. Это — первая сигнальная система.

Третья инстанция обобщает бесчисленные сигналы, поступающие из первых двух инстанций. Это — вторая сигнальная система. Здесь происходит восприятие сло­весных раздражителей и замена приходящих сюда непос­редственных сигналов действительности речью. Деятель­ность второй сигнальной системы слагается из функции лобных долей и трех анализаторов: речедвигательного, речеслухового и речезрительного. Им соответствуют по­строение речи и появление слов, и далее восприятие и осмысливание устного и письменного слова.

Физиологической основой мышления является де­ятельность коры больших полушарий, осуществляемая во взаимодействии сигнальных систем.

Процесс мышления имеет в своей основе пути анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстракции и конкрети­зации, с последующим переходом к образованию понятий.

Анализ — процесс мысленного расчленения целого (предмета или явления) на составные части, выделение отдельных частей, признаков, свойств.

Синтез — мысленное соединение составных частей в единое целое.

Хотя анализ и синтез — противоположные друг другу операции, они в то же время неразрывно связаны между собой, так как на отдельных этапах мыслительного про­цесса на первый план выступает либо анализ, либо син­тез. В основе диагностики также лежит анализ и синтез, когда необходимо сопоставить разнородные симптомы болезни, а нередко и нескольких болезней.

Сравнение — установление сходства или различия между объектами мышления. В процессе сравнения обнаруживаются те или иные существенные свойства пред­метов и явлений. Это одна из существенных сторон мыш­ления.

Обобщение — это мысленное объединение предме­тов и явлений друг с другом на основе выделения об­щего и главного. Это может быть характерным и глав­ным для определенного круга предметов и явлений, составляющих материал мышления.

Например, все соматические заболевания разделяют на две группы: терапевтические и хирургические. В терапев­тических выделяют сердечно-сосудистые, бронхолегочные, желудочно-кишечные, мочеполовые. В хирургических — выделяют: грудную хирургию, легочную хирургию и др. В терапевтическом отделении могут быть: больные с сосуди­стой патологией, пороками сердца, онкологическими забо­леваниями, патологией сердца, почек и др. Если взять обобщенно онкологию, то она может быть подразделена на болезни, подлежащие консервативному, оперативному лечению, т.е. можно их обобщить по различным призна­кам с учетом возраста, пола, давности заболевания, про­фессии и др.

Абстракция. Это отвлечение от отдельных конк­ретно-чувственно-образных свойств объекта. Абстрак­ция связана с обобщением. При этом исключается все случайное, частное и несущественное в предмете, явле­нии. Примером абстракции является научное определе­ние болезни (раковой, эндогенной и т.д.).

Конкретизация — показ, раскрытие явления на приме­ре действительно существующего в объективном мире пред­мета, явления.

В мышлении ту или иную роль может играть инту­иция. Например, опытный врач в ряде случаев приходит к правильному заключению о диагнозе как будто внезап­но, путем «озарения». Однако, существуют взгляды на интуицию как на особую, мистическую способность и фор­му познания, оторванную от практики, несовместимую с логикой. Часто понятие интуиции рассматривается вме­сте с понятием инстинкта.

Основным элементом мышления является понятие.

Понятие — это отражение в сознании человека общих и существенных свойств и качеств предметов и явлений.

Процесс рождения понятий — это сложный процесс обобщения данных опыта, итогов всестороннего изуче­ния предметов, явлений. Формируются понятия на осно­ве восприятий и представлений.

Разница между представлением и понятием состоит в том, что если представление отражает определенный пред­мет, то понятие — лишь общие и главные свойства одно­родной группы предметов.

Система понятий—продукт общественно-историческо­го развития. Каждый человек приобретает понятия в про­цессе общения с другими людьми, но овладевает ими в меру своего умственного развития, знаний, опыта. Зна­чение понятий для процесса мышления очень важно. Они являются тем инструментом, которым оперирует мышле­ние. В результате мыслительной работы рождаются суж­дения, образуются умозаключения.

Суждение — это утверждение или отрицание чего-нибудь.

Например, «некоторые болезни неизлечимы» и «неко­торые болезни излечимы». Говоря «нет» или «да», чело­век наряду с констатацией какого-то положения, явле­ния устанавливает свое отношение к объекту суждения. Суждение является основным актом или формой, в кото­рой совершается мыслительный процесс, ибо мыслить — это прежде всего судить.

Умозаключение — это вид суждения, логическое следствие сопоставления суждений, полученных в ходе предварительного мыслительного процесса. Умозаклю­чение рождается вследствие сравнения двух или несколь­ких суждений. Весь процесс мышления по существу пред­ставляет собой цепь непрерывно следующих одно за дру­гим суждений и умозаключений.

Если в своем умозаключении человек идет от отдель­ных частных суждений к общему, то такое умозаключение носит название индуктивного. Например, различные фак­торы тепла, сильные положительные эмоции, введение суль­фата магния вызывают покраснение кожи лица. Покрас­нение кожи связано с расширением кровеносных сосудов вследствие воздействия различных частных факторов.

Индуктивному умозаключению противопоставляется дедуктивное.

Дедукцией называется умозаключение, в котором на основании общих положений делаются выводы о данном конкретном случае.

Виды мышления.

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ или действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное (практическое), конкретно-образ­ное и абстрактное.

Конкретно-действенное мышление направлено на ре­шение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление — это преж­де всего техническое, конструктивное мышление. Оно со­стоит в понимании техники и в умении человека самосто­ятельно решать технические задачи. Процесс техничес­кой деятельности есть процесс взаимодействий умствен­ных и практических компонентов работы. Особенности этого вида мышления: ярко выраженная наблюдатель­ность, внимание к деталям, частностям и умение исполь­зовать их в конкретной ситуации, оперирование простран­ственными образами и схемами, умение быстро перехо­дить от размышления к действию и обратно.

Конкретно-образное, или художественное мышление характеризуется тем, что отвлеченные мысли, обобще­ния человек воплощает в конкретные образы. Этот вид мышления чаще всего встречается у деятелей литерату­ры и искусства. Процесс обобщения не ведет к исчезнове­нию конкретно-чувственных образов предметов и явле­ний действительности. Предметы, явления сохраняют ин­дивидуально-неповторимое своеобразие. В художествен­ном мышлении образ воплощает глубокое обобщение, мысль, идею.

Абстрактное или словесно-логическое мышление на­правлено в основном на нахождение общих закономерно­стей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отно­шения. Оно оперирует главным образом понятиями, ши­рокими категориями, а образы, представления в нем иг­рают вспомогательную роль.

Интеллект

Интеллект — относительно устойчивая структура ум­ственных способностей индивида.

В ряде психологических концепций интеллект отож­дествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индиви­дуального подхода к ситуации, требующего познаватель­ной активности, с когнитивным стилем и т.д.

Интеллект включает в себя: приобретенные знания, опыт и способность к их дальнейшему накоплению и использованию при умственной деятельности. Интел­лектуальные качества человека определяются кругом его интересов, объемом знаний.

В широком смысле интеллект — это умственные спо­собности человека, совокупность всех познавательных про­цессов. В более узком смысле — ум, мышление. В струк­туре интеллекта человека ведущими компонентами явля­ются мышление, память и способность к разумному пове­дению в проблемных ситуациях.

Понятие интеллект и интеллектуальные особенности личности близки к более часто употребляемым понятиям — способности, общие и специальные способности. К об­щим способностям относятся, прежде всего, свойства ума, и поэтому часто общие способности называются общими умственными способностями или интеллектом.

Можно привести некоторые определения интеллекта: интеллект как способность к обучению, интеллект как способность к абстрактному мышлению, интеллект как способность к адаптации и решению задач.

Определение интеллекта как совокупности общих способ­ностей связано с работами С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова. Можно сказать, что интеллектуальные особенности лич­ности играют большую роль в общей успешности деятель­ности. Способности рассматриваются как регуляторы дея­тельности, а интеллектуальная активность выделяется в такую единицу, в которой синтезируются умственные спо­собности и мотивационная структура личности.

Мышление является активной функцией интеллекта и совершенствуется по законам логики. Такие мыслитель­ные операции, как анализ, синтез, сравнение, суждение и умозаключение, являются самостоятельными категориями, но осуществляются на основе интеллектуальных возможностей, опыта и знаний. Мышление — это интел­лект в действии.

По характеру (глубине, широте охвата, самостоятель­ности, степени соответствия истине) суждений и умо­заключений, являющихся конечными результатами про­цесса мышления и завершением сложных мыслительных операций, мы судим об интеллекте человека.

Мышление и интеллект исследуются с помощью опро­са, кроме того, могут использоваться специальные таб­лицы, экспериментально-психологические тесты и про­бы. Исследование способности к анализу и синтезу, кри­тике нелепых рисунков, задания на сообразительность, быстроту ассоциаций и др. Большое значение имеет ассо­циативный эксперимент. Например, психологические те­сты Бине — Симона и Векслера, Айзенка.

Нарушения мышления и интеллекта

Нарушение мышления — нарушение интеллектуаль­ной деятельности, возникающее при различных психи­ческих заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития.

Одну из важнейших черт мышления представляет со­бой понимание. В понимании, как и в других мысли­тельных процессах, используются ассоциации. Когда че­ловек сталкивается с новым для него предметом или яв­лением, с новыми обстоятельствами, перед ним встает задача понять их смысл и значение. Многие слова и фра­зы имеют не один смысл, не одно значение.

У ряда больных с нарушением психики затрудняется оперирование символами — условными знаками типа по­словиц, метафор и др. У здоровых людей доступность условного смысла зависит от их воспитания, образова­ния; умственного развития в целом и других факторов. А больным с органическими поражениями центральной не­рвной системы и шизофренией часто недоступен иноска­зательный смысл пословиц, метафор. Это является след­ствием нарушения мышления.

Близки к нарушению оперирования условными знака­ми нарушения в понимании юмора. Неумный или мало­развитый человек часто не понимает шутки, юмора, а

нередко толкует их превратно. У ряда больных, особен­но шизофренией, неспособность понимать юмор, особен­но шутки, бывает особенно выражена. В основе наруше­ния понимания шутки у больных, как правило, лежит та или иная форма нарушения смыслового анализа.

При больших поражениях в области лобных долей мозга отмечается патологическая склонность к «шутли­вости», однако «шутки» этих больных бывают плоски­ми, неуместными. Больной тяжелым соматическим забо­леванием часто бывает неспособен понять и оценить шут­ку, высказанную медицинским работником с целью обо­дрения или успокоения. Вообще подавленное настроение больного, обусловленное тяжелым соматическим состоя­нием, не располагает к юмору. Поэтому медицинский ра­ботник должен знать, с кем и как нужно шутить.

Основными характеристиками мышления (ассоциатив­ного процесса) являются: 1) темп, скорость, 2) стройность (грамматическая и логическая), 3) целенаправленность и 4) продуктивность.

В соответствии с этой характеристикой психолог может обнаружить ускорение или замедление ассоциативного про­цесса, а также разорванность ассоциаций, паралогические компоненты, своеобразное нарушение целенаправленности с преобладанием погруженности в мир собственных пере­живаний и использованием специфической символики.

Кроме того, может наблюдаться нарушение про­дуктивности мышления, когда речь бессвязна, пред­ставляет набор логически несвязанных слов и предложений.

 

Нарушение мышления по В.Ф. Матвееву:

I. По темпу

Ускорение (увеличение числа ассоциаций в единицу времени).

Замедление (уменьшение числа ассоциаций в едини­цу времени).

П. По стройности

Разорванность (нет связи между мыслями и предло­жениями).

Бессвязность (нет связи между словами).

Инкогеренция (нет связи между слогами).

Вербигерация (стереотипное повторение одних и тех же слов или словосочетаний).

Паралогичное мышление (умозаключения строятся вразрез с логикой).

Амбитендентность мышления (одновременное воз­никновение взаимоисключающих идей).

III. По целенаправленности

Резонерство (бесплодное мудрствование).

Обстоятельность («топтание» вокруг несуществен­ных обстоятельств).

Персеверация (застревание на одной ассоциации).

Аутистическое мышление (одностороннее, захваты­вающее лишь внутренний мир больного).

Символизм (выводы строятся на основании случай­ных ассоциаций).

IV. По продуктивности

Навязчивые идеи (мысли, возникающие помимо воли больного и воспринимаемые им как болезненные).

Сверхценные идеи (переоценка реальных фактов).

Бред (болезненно обусловленное ложное суждение, не поддающееся коррекции).

4. Неологизмы (возникновение необычных, непонят­ных слов).

Нарушение мышления встречается не только при орга­нических поражениях головного мозга и у психически больных, но и при ряде соматических заболеваний.

Нарушение динамики мыслительной деятельности мо­жет выражаться в лабильности мышления — чередова­ние адекватных и неадекватных решений. Противополож­ное этому нарушение называется инертностью мышле­ния, оно заключается в затрудненности переключения с одного способа работы на другой.

Нарушение критичности мышления может возникать в тех случаях, когда выпадают постоянный контроль за своими действиями и коррекция допущенных ошибок. Так*, при выполнении больными экспериментальных за­даний обнаруживается группа ошибок, связанная с без­думным манипулированием предметами, а также с без­различным отношением к собственным ошибкам.

Патология суждения включает главным образом на­вязчивые, сверхценные и бредовые идеи.

При ипохондрическом синдроме больной в результате нарушения мышления высказывает суждение о наличии

у него определенного страдания. Это сопровождается деп­рессией, угнетающей волевые процессы.

Следует отметить, что иногда именно вследствие нару­шения мышления больные склонны пессимистически оце­нивать свое состояние.

Нарушения интеллекта.

Основными формами нарушения интеллекта являют­ся: олигофрения (врожденное недоразвитие интеллекта) и деменция (приобретенное слабоумие).

Олигофрения бывает различной степени выраженно­сти. По степени тяжести различают дебильностъ, имбецильность, идиотию.

Дебилъность — легкая степень олигофрении. При дебильности сохраняются некоторые способности к обу­чению в специальных школах. У лиц, страдающих де-бильностью, формируется речь, нередко они обладают неплохой механической памятью и способностью к счету. Способность к обобщению и абстракции снижена. Деби­лы безынициативны и способны только к малоквалифи­цированному физическому труду.

Имбецильность — средняя степень недоразвития интеллекта. Речь имбецилов бедна и косноязычна. Они практически необучаемы. С большим трудом они могут научиться писать несколько слов и выучить цифры в пре­делах первого десятка. Двигательно они очень неловки и неуклюжи. Им можно привить навыки самообслуживания и санитарной гигиены и приспособить к несложной рабо­те под постоянным контролем и наблюдением.

Идиотия — тяжелая степень недоразвития. Психи­ка и речь у этих больных практически полностью отсутству­ют, они не способны овладеть навыками самообслуживания.

Деменция — приобретенное слабоумие. Оно разделя­ется на глобарное (тотальное, диффузное) и очаговое (лакунарное).

При тотальном (полном) слабоумии отмечается не толь­ко грубое нарушение интеллектуальных способностей, но и распад личности. Резко нарушается память. Больные не могут использовать в своей деятельности прошлый опыт. Критика к своему состоянию у них отсутствует, они не соизмеряют свои поступки с требованиями долга и морали. Глобарная деменция может развиться в результате тяжелой травмы головного мозга, злокачественно протекающей гипертонической болезни с выраженным церебральным синдромом и повторными инсультами, в старческом возрасте.

При частичном слабоумии интеллект нарушается час­тично, однако мыслительные процессы замедляются, от­мечается умеренное снижение памяти. Критическое от­ношение больных к своему состоянию сохранено. Лакунарное слабоумие отмечается при церебральном атероск­лерозе в пред старческом возрасте, при тяжелых сомати­ческих заболеваниях.

Больные с нарушениями интеллекта доставляют мно­го хлопот при их обслуживании. Они нередко неправиль­но понимают или истолковывают обращенный к ним воп­рос. Неадекватные их высказывания и поступки вызыва­ют раздражение окружающих. Большой выдержки и вы­сокого чувства сострадания требует от медицинского работника обслуживание таких больных. Лучшая форма отношения — доброжелательность.

Речь и язык.

Язык складывается на основе речевого и трудового опыта людей, принадлежащих к определенной народно­сти, а также отчасти под влиянием языков и речи других народов. На протяжении длительного многовекового пе­риода исторического развития в процессе речевого обще­ния людей создаются национальные языки. При всей об­щности понятий речи и языка их нельзя отождествлять. Речь возникает и развивается у человека в процессе его общения с окружающими людьми, благодаря которому он овладевает их языком. В процессе общения речь при­обретает важнейшее значение для развития мышления, всей ^психической деятельности.

Человеческая деятельность невозможна без речи, без взаимного обмена мыслями, чувствами, желаниями. Речь позволяет каждому человеку сообщать свои мысли и на­строения, намерения и чувства другим людям, а также усваивать эту информацию от других людей. Речевое об­щение — важнейшая потребность человека, отличающая его от животного.

Речь — это специфически человеческая норма деятельности, использующая средства языка.

Люди говорят и пишут на определенном языке. Не может быть речи вне языка, без языка. Язык — это исто­рически сложившаяся у отдельного народа или народно­сти система средств общения, система лексических и грам­матических форм, их изменений и сочетаний. Речевая деятельность — это процесс общения людей посредством языка. Речь — это язык на службе у конкретного челове­ка. Таким образом язык и речь едины в том, что отража­ют две стороны одного и того же явления — общения людей. Однако, испытывая потребность в обмене мысля­ми с другими людьми, человек использует тот или другой язык, принадлежащий его народу. Язык — это всегда продукт народа, его истории. Речь представляет собой практическое использование людьми языка.

Язык — это система средств общения людей друг с другом, способов выражения мысли.

Язык нужен людям не только для непосредственного общения, но и для хранения познавательного, трудово­го, революционного опыта многих поколений. Новорож­денный застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие его люди. В процессе развития ребенок овла­девает языком, пользуется им при речевом общении и усваивает с его помощью знания и умения.

Речь не существует вне языка, но и язык невозможен вне речи. Он «умирает», если люди перестают им пользо­ваться. К так называемым «мертвым» языкам относится латынь, древнегреческий, древнеславянский и др. Но речь нельзя отождествлять с языком. Язык развивается в обще­ственно-исторических условиях, в процессе трудовой де­ятельности многих тысяч поколений, а речь человека развивается в условиях непосредственного общения лю­дей в семье, в школе, на производстве. Язык не может подвергаться патологическим нарушениям, для речи от­дельного человека это не исключено.

Речь тесно связана с мышлением. Человек не только выражает свои мысли и воспринимает мысли других лю­дей с помощью речи, но он и думает словами. Неразрыв­ная связь речи и мышления проявляется в значении сло­ва. Каждое слово относится к определенному предмету и

называет его. Называя предметы, слово как бы заменяет их и тем самым создает условия для специальных дей­ствий или операций над предметами в их отсутствие, т.е. над их заместителями, или знаками. Однако слово не просто называет те или иные предметы, оно выделяет в этих предметах определенные признаки, по которым и осуществляется процесс обобщения предметов. Таким об­разом, обобщающее логическое мышление невозможно без речи.

Речь воздействует на процессы, происходящие в ор­ганизме. Слово может вызвать учащенное сердцебиение, заставить покраснеть или побледнеть. Слово бодрит и уг­нетает, бросает в жар и в холод, может нанести тяжелые травмы нервной системе. И это понятно. Человек реагиру­ет не только на непосредственные впечатления от вещей, но и на их словесные обозначения как «сигналы сигна­лов». Содержание и сила воздействия слов зависят от важ­ности для личности обозначаемых ими явлений жизни.

Речью обладают только люди. Голосовые реакции жи­вотных нельзя считать речью. Выполняя сигнальную функцию, они лишены предметного содержания, не обо­значают сущности предмета, смысла явления. Тем более они не могут передать, от чего зависит то или иное явле­ние, чем оно порождено. Голосовые реакции позволяют животным выражать свое состояние и сигнализировать близость пищи, опасности и т.д. Голосовые реакции жи­вотных не являются обобщениями и всегда стоят на уровне первой сигнальной системы.

Единство трудовых действий порождало единую для всех членов коллектива звуковую систему, с помощью которой первобытные люди обозначали орудия труда, свои действия, явления природы. Вначале человек обозначал речевыми звуками лишь то, что достигалось его чувствен­ным опытом. В речи не было слов для обозначения ши­роких обобщений, отвлеченных понятий, ибо человек еще не мог обобщать так, как это он делал позже. Однако с усложнением трудовых отношений, развитием техники люди стали замечать однородные явления, предметы, дей­ствия, свойства предметов. Это породило первые обобще­ния и отвлечения от конкретного. Возникли понятия. По мере умножения форм трудовой деятельности и по-

знания окружающего мира понятия обогащались содер­жанием и взаимными связями. Появление грамматичес­ких форм и категорий — высокая стадия развития речи в единстве с мышлением.

Большое значение имеет смысловая сторона речи, она находит выражение не только в отдельных словах, но и в их соотношении, в системе слов, в которую слово в данный момент включено и требует единства речевого процесса.

Функции речи.

Речь выполняет несколько функций: коммуникатив­ную, или функцию сообщения; сигнификативную, или функцию обозначения; функцию выражения и функцию побуждения.

Коммуникативная функция состоит в том, что с по­мощью слов и их сочетаний человек сообщает людям что-то о явлениях действительности и о себе самом, а также воспринимает через речь сообщения других людей. Ком­муникативная функция речи непосредственно связана с сигнификативной: если слушатель не понимает обращен­ной к нему речи, сообщение бессмысленно, оно не несет в себе никакой информации, оно перестает быть для дан­ной личности сообщением.

Сигнификативная функция состоит в том, что речь обозначает реальные предметы, их свойства, действия, связи. У каждого слова есть свое значение. Называя сло­вом конкретный предмет (эту сосну), мы одновременно обозначаем и класс предметов, к которому относится на­званный объект мысли (сосну вообще, дерево вообще). Это происходит потому, что каждое слово обобщает. Зна­чение слова, точно так же, как и морфологический со­став его, обусловлены историей развития языка. Измене­ния значений слов и грамматических форм речи зависят от ряда исторических условий развития общества.

Функция, выражения проявляется в том, что говоря­щий, сообщая что-либо другим людям, выражает посред­ством интонаций голоса — убыстрения и замедления речи и других эмоциональных средств — свое отношение к сообщению. Так, грусть выражается медленным темпом речи, некоторой разобщенностью звуков, длительными паузами и понижением голоса. Негодование, восторг, ра­дость улавливаются слушателями по быстрому темпу речи,

большей связности речевых звуков и большей звуковысотной амплитуде. Выразительность речи непроизвольна, хотя и может быть преднамеренной, управляемой.

Функция побуждения выражается в том, что с помо­щью отобранных в речи слов и их сочетаний, а также интонаций говорящий побуждает людей к действию. Просьбы, приказы, убеждения, доказательства, внушение — все это формы речевого влияния, с помощью которых говорящий воздействует на слушателей.

Анатомо-физиологические основы речи.

Для того, чтобы лучше понять патогенетические ме­ханизмы нарушения речи, нужно иметь представление о ее анатомо-физиологических механизмах. Различают периферический и центральный механизмы речи.

Произношение звуков речи обеспечивается перифери­ческими механизмами — функцией голосовых связок, ор­ганов речевой артикуляции и дыхания. В регулировании и управлении речью принимают участие центральные механизмы, главным образом различные отделы коры больших полушарий головного мозга.

При звучании устной речи необходимо учитывать раз­личия в тембре. Тембр речи играет роль в ее выразительно­сти, эмоциональной окрашенности. При некоторых заболе­ваниях тембры речи и звука существенно меняются, на­пример, при отдельных эндокринных заболеваниях. При неправильных положениях периферических органов речи страдает артикуляция. У ребенка в начальном периоде раз­вития речи неправильное положение органов речи при про­изношении звука ведет к физиологическому косноязычию.

Физиологические механизмы речи сложны. В процес­сах речи участвует несколько анализаторов мозга — дви­гательный, слуховой, зрительный. Взаимная связь их меняется в зависимости от того, какой вид речи человек использует в данный момент: слушает речь, сам говорит, читает, пишет или только думает. Исследования показа­ли, что при любом виде речи происходит явная или скры­тая работа речевого аппарата, что говорит о рефлектор­ной природе речи.

Деятельность речевого аппарата представляет собой слаженную работу трех составных его систем: дыхатель­ной (легкие, бронхи, дыхательное горло и мышцы, при-

водящие в движение легкие), голосовой (гортань как про­должение дыхательного горла), артикуляционной (глот­ка, носоглотка, полость рта, полость носа, язык, губы, зубы, нёбо). Каждая из этих систем выполняет опреде­ленные функции в образовании звуков. Мышечная дея­тельность голосовой системы обусловливается нервными импульсами, идущими от коры головного мозга и обрат­но по эфферентным и афферентным нервам, которые свя­зывают голосовую систему с корой мозга. Голосовые связки гортани являются рецепторами речедвигательного ана­лизатора.

Речевая деятельность человека имеет условно-рефлек­торную природу. Физиологически речь означает образова­ние и функционирование второсигнальных условных реф­лексов. Слово как раздражитель особого рода выступает при этом в трех формах: как слышимое, видимое (на­писанное) и произносимое. Движение речевого аппарата, как уже сказано, наблюдается во всех трех случаях.

Звуковым элементом слова является фонема — специ­фический речевой звук, обладающий смыслоразличительной функцией. Например: если сравнить слова «мул», «мыл», «мол», «мал», то можно заметить, что речевые звуки (фонемы) у, ы, о, а — не только различны по качеству (звучат по-разному), но и меняют смысл слов, в состав которых они входят. Фонемы д, т, п также меня­ют смысл соответствующих слов «день», «тень», «пень».

Формирование фонем достигается деятельностью ар­тикуляционного аппарата, в частности, резонаторов (рот, глотка, полость носа). В резонаторах звук усиливается или ослабляется, часть обертонов заглушается, другая часть выделяется сильнее. После такой обработки звуков образуются фонемы и форманты — разновидности фо­нем. Гласные звуки образуются в результате беспрепят­ственного прохождения з

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...