Нарушения мышления и интеллекта
Мышление и речь
Познавательный процесс, начавшись с простого ощущения, продолжается далее в форме восприятия. Восприняв и сохранив воспринятое, сознательно оживив бывшие впечатления в виде представлений, человек далее совершает удивительное действие — мышление. Самое большое чудо — это способность мозга, беря за основу общие свойства предметов и явлений, вскрывая между ними связи и отношения, проводить обобщения. Мышление представляет собой высшую форму отражения мира, обобщенное познание действительности, в котором важнейшее значение имеет слово, речь. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению. Человек не в состоянии, например, увидеть магнитное поле, корпускулярную и волновую природу света, обменные процессы в живых тканях, движущие силы развития общества. Между тем именно эти внутренние,. скрытые свойства, процессы, отношения являются существенными, закономерными. Познать внутренние свойства и отношения человек может лишь благодаря обобщению данных наблюдений, экспериментов и путем цепи рассуждений, т.е. посредством мышления. Мышление — это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные
чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретенные теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Опосредованный характер познания дает человеку огромные преимущества в том, что позволяет ему получать достоверные знания о том, что не может быть им воспринято. Вторая особенность мышления — его обобщенность. Именно через обобщение мы познаем внутреннюю сущность явлений и взаимоотношений между ними. Обобщенное познание действительности с помощью мышления дает возможность человеку использовать установленные на основе предшествующей практики развития человеческие знания общих закономерностей и связей предметов и явлений окружающего мира. Мышление дает нам возможность предвидеть на основании этих знаний ход событий и результаты собственных действий. С некоторых пор во многих странах, не исключая Россию, развиваются идеи так называемой парапсихологии, т.е. внечувственного познания, передачи мыслей от человека человеку без участия органов чувств. Пока трудно сказать, насколько эти теории оправданы, без научного подтверждения. Нельзя оторвать познание от чувственной его стороны. Ощущение и восприятие едины с мышлением. В настоящее время отечественными и зарубежными учеными установлено, что для поддержания оптимального тонуса коры и подкорковых образований головного мозга необходима постоянная импульсация, идущая от различных анализаторов, причем особое значение имеет поток импульсов, поступающих в мозг через различные органы чувств. Зрительная и слуховая афферентация выполняет важнейшие функции в процессах раннего онтогенеза ребенка, участвуя в специфической дифференцировке и формировании различных физиологических систем мозга, обеспечивающих нормальное существование организма во внешней среде.
Наблюдая окружающее и вступая в словесное общение с людьми, ребенок за относительно короткий срок усваивает образ поведения и деятельности, накопленный человечеством за всю историю его развития. Постепенно формируется психическая и вместе с тем осознаваемая деятельность. Одновременное выключение зрения и слуха, возникающее в результате патологического процесса, оказывает существенное влияние на весь процесс жизнедеятельности организма, развитие психики, сознания и личности человека. Известно, что вынужденное одиночество приводит ребенка к психической деградации. Лица, рожденные слепоглухонемыми, без специальной системы воспитания лишены возможности психического развития, какой-либо деятельности, так как в силу болезненного состояния не могут вступать в активное общение с людьми, познавать и перенимать их опыт. Обучение и воспитание слепоглухонемого ребенка показывают, что человеческая психика и поведение не врожденные, они развиваются не спонтанно, а лишь в общении с людьми. Медицинский работник на основании зрительного восприятия внешнего облика больного, пальпации, чтения биохимических и других анализов и т.п., ставит тот или иной диагноз. Это результат анализа и синтеза, обобщающий опыт медицины и медицинского работника, его теоретические знания, запечатленные как в речи, так и в образных представлениях. С развитием форм труда, психики и речи постепенно развивается мышление, участвующее в процессе речевого общения. Развитие мозга у человека создает предпосылки для индивидуального мышления со всеми его особенностями, присущими определенной исторической эпохе и соответствующими индивидуальным условиям развития в определенной социальной среде. Мышление — продукт общественного развития, но индивидуальное развитие мышления, его особенности вместе с тем зависят и от особенностей организма, состояния головного мозга и его функциональных возможностей. Физиологический механизм мыслительных процессов впервые в истории был раскрыт в трудах И.П. Павлова и его учеников. Всю совокупность высшей нервной деятельности человека И.П. Павлов объяснил работой нескольких систем головного мозга.
При этом первой инстанцией являются подкорковые системы, деятельность которых вызывается безусловными агентами из внешнего или внутреннего мира. Вторая инстанция —большие полушария головного мозга без лобных долей, а также без отделов, воспринимающих словесный раздражитель. Данная инстанция является носительницей непосредственных впечатлений — ощущений, восприятий и представлений. Это — первая сигнальная система. Третья инстанция обобщает бесчисленные сигналы, поступающие из первых двух инстанций. Это — вторая сигнальная система. Здесь происходит восприятие словесных раздражителей и замена приходящих сюда непосредственных сигналов действительности речью. Деятельность второй сигнальной системы слагается из функции лобных долей и трех анализаторов: речедвигательного, речеслухового и речезрительного. Им соответствуют построение речи и появление слов, и далее восприятие и осмысливание устного и письменного слова. Физиологической основой мышления является деятельность коры больших полушарий, осуществляемая во взаимодействии сигнальных систем. Процесс мышления имеет в своей основе пути анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстракции и конкретизации, с последующим переходом к образованию понятий. Анализ — процесс мысленного расчленения целого (предмета или явления) на составные части, выделение отдельных частей, признаков, свойств. Синтез — мысленное соединение составных частей в единое целое. Хотя анализ и синтез — противоположные друг другу операции, они в то же время неразрывно связаны между собой, так как на отдельных этапах мыслительного процесса на первый план выступает либо анализ, либо синтез. В основе диагностики также лежит анализ и синтез, когда необходимо сопоставить разнородные симптомы болезни, а нередко и нескольких болезней. Сравнение — установление сходства или различия между объектами мышления. В процессе сравнения обнаруживаются те или иные существенные свойства предметов и явлений. Это одна из существенных сторон мышления.
Обобщение — это мысленное объединение предметов и явлений друг с другом на основе выделения общего и главного. Это может быть характерным и главным для определенного круга предметов и явлений, составляющих материал мышления. Например, все соматические заболевания разделяют на две группы: терапевтические и хирургические. В терапевтических выделяют сердечно-сосудистые, бронхолегочные, желудочно-кишечные, мочеполовые. В хирургических — выделяют: грудную хирургию, легочную хирургию и др. В терапевтическом отделении могут быть: больные с сосудистой патологией, пороками сердца, онкологическими заболеваниями, патологией сердца, почек и др. Если взять обобщенно онкологию, то она может быть подразделена на болезни, подлежащие консервативному, оперативному лечению, т.е. можно их обобщить по различным признакам с учетом возраста, пола, давности заболевания, профессии и др. Абстракция. Это отвлечение от отдельных конкретно-чувственно-образных свойств объекта. Абстракция связана с обобщением. При этом исключается все случайное, частное и несущественное в предмете, явлении. Примером абстракции является научное определение болезни (раковой, эндогенной и т.д.). Конкретизация — показ, раскрытие явления на примере действительно существующего в объективном мире предмета, явления. В мышлении ту или иную роль может играть интуиция. Например, опытный врач в ряде случаев приходит к правильному заключению о диагнозе как будто внезапно, путем «озарения». Однако, существуют взгляды на интуицию как на особую, мистическую способность и форму познания, оторванную от практики, несовместимую с логикой. Часто понятие интуиции рассматривается вместе с понятием инстинкта. Основным элементом мышления является понятие. Понятие — это отражение в сознании человека общих и существенных свойств и качеств предметов и явлений. Процесс рождения понятий — это сложный процесс обобщения данных опыта, итогов всестороннего изучения предметов, явлений. Формируются понятия на основе восприятий и представлений. Разница между представлением и понятием состоит в том, что если представление отражает определенный предмет, то понятие — лишь общие и главные свойства однородной группы предметов. Система понятий—продукт общественно-исторического развития. Каждый человек приобретает понятия в процессе общения с другими людьми, но овладевает ими в меру своего умственного развития, знаний, опыта. Значение понятий для процесса мышления очень важно. Они являются тем инструментом, которым оперирует мышление. В результате мыслительной работы рождаются суждения, образуются умозаключения.
Суждение — это утверждение или отрицание чего-нибудь. Например, «некоторые болезни неизлечимы» и «некоторые болезни излечимы». Говоря «нет» или «да», человек наряду с констатацией какого-то положения, явления устанавливает свое отношение к объекту суждения. Суждение является основным актом или формой, в которой совершается мыслительный процесс, ибо мыслить — это прежде всего судить. Умозаключение — это вид суждения, логическое следствие сопоставления суждений, полученных в ходе предварительного мыслительного процесса. Умозаключение рождается вследствие сравнения двух или нескольких суждений. Весь процесс мышления по существу представляет собой цепь непрерывно следующих одно за другим суждений и умозаключений. Если в своем умозаключении человек идет от отдельных частных суждений к общему, то такое умозаключение носит название индуктивного. Например, различные факторы тепла, сильные положительные эмоции, введение сульфата магния вызывают покраснение кожи лица. Покраснение кожи связано с расширением кровеносных сосудов вследствие воздействия различных частных факторов. Индуктивному умозаключению противопоставляется дедуктивное. Дедукцией называется умозаключение, в котором на основании общих положений делаются выводы о данном конкретном случае. Виды мышления. В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ или действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное (практическое), конкретно-образное и абстрактное. Конкретно-действенное мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление — это прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Особенности этого вида мышления: ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Конкретно-образное, или художественное мышление характеризуется тем, что отвлеченные мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы. Этот вид мышления чаще всего встречается у деятелей литературы и искусства. Процесс обобщения не ведет к исчезновению конкретно-чувственных образов предметов и явлений действительности. Предметы, явления сохраняют индивидуально-неповторимое своеобразие. В художественном мышлении образ воплощает глубокое обобщение, мысль, идею. Абстрактное или словесно-логическое мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нем играют вспомогательную роль. Интеллект Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и т.д. Интеллект включает в себя: приобретенные знания, опыт и способность к их дальнейшему накоплению и использованию при умственной деятельности. Интеллектуальные качества человека определяются кругом его интересов, объемом знаний. В широком смысле интеллект — это умственные способности человека, совокупность всех познавательных процессов. В более узком смысле — ум, мышление. В структуре интеллекта человека ведущими компонентами являются мышление, память и способность к разумному поведению в проблемных ситуациях. Понятие интеллект и интеллектуальные особенности личности близки к более часто употребляемым понятиям — способности, общие и специальные способности. К общим способностям относятся, прежде всего, свойства ума, и поэтому часто общие способности называются общими умственными способностями или интеллектом. Можно привести некоторые определения интеллекта: интеллект как способность к обучению, интеллект как способность к абстрактному мышлению, интеллект как способность к адаптации и решению задач. Определение интеллекта как совокупности общих способностей связано с работами С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова. Можно сказать, что интеллектуальные особенности личности играют большую роль в общей успешности деятельности. Способности рассматриваются как регуляторы деятельности, а интеллектуальная активность выделяется в такую единицу, в которой синтезируются умственные способности и мотивационная структура личности. Мышление является активной функцией интеллекта и совершенствуется по законам логики. Такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, суждение и умозаключение, являются самостоятельными категориями, но осуществляются на основе интеллектуальных возможностей, опыта и знаний. Мышление — это интеллект в действии. По характеру (глубине, широте охвата, самостоятельности, степени соответствия истине) суждений и умозаключений, являющихся конечными результатами процесса мышления и завершением сложных мыслительных операций, мы судим об интеллекте человека. Мышление и интеллект исследуются с помощью опроса, кроме того, могут использоваться специальные таблицы, экспериментально-психологические тесты и пробы. Исследование способности к анализу и синтезу, критике нелепых рисунков, задания на сообразительность, быстроту ассоциаций и др. Большое значение имеет ассоциативный эксперимент. Например, психологические тесты Бине — Симона и Векслера, Айзенка. Нарушения мышления и интеллекта Нарушение мышления — нарушение интеллектуальной деятельности, возникающее при различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития. Одну из важнейших черт мышления представляет собой понимание. В понимании, как и в других мыслительных процессах, используются ассоциации. Когда человек сталкивается с новым для него предметом или явлением, с новыми обстоятельствами, перед ним встает задача понять их смысл и значение. Многие слова и фразы имеют не один смысл, не одно значение. У ряда больных с нарушением психики затрудняется оперирование символами — условными знаками типа пословиц, метафор и др. У здоровых людей доступность условного смысла зависит от их воспитания, образования; умственного развития в целом и других факторов. А больным с органическими поражениями центральной нервной системы и шизофренией часто недоступен иносказательный смысл пословиц, метафор. Это является следствием нарушения мышления. Близки к нарушению оперирования условными знаками нарушения в понимании юмора. Неумный или малоразвитый человек часто не понимает шутки, юмора, а нередко толкует их превратно. У ряда больных, особенно шизофренией, неспособность понимать юмор, особенно шутки, бывает особенно выражена. В основе нарушения понимания шутки у больных, как правило, лежит та или иная форма нарушения смыслового анализа. При больших поражениях в области лобных долей мозга отмечается патологическая склонность к «шутливости», однако «шутки» этих больных бывают плоскими, неуместными. Больной тяжелым соматическим заболеванием часто бывает неспособен понять и оценить шутку, высказанную медицинским работником с целью ободрения или успокоения. Вообще подавленное настроение больного, обусловленное тяжелым соматическим состоянием, не располагает к юмору. Поэтому медицинский работник должен знать, с кем и как нужно шутить. Основными характеристиками мышления (ассоциативного процесса) являются: 1) темп, скорость, 2) стройность (грамматическая и логическая), 3) целенаправленность и 4) продуктивность. В соответствии с этой характеристикой психолог может обнаружить ускорение или замедление ассоциативного процесса, а также разорванность ассоциаций, паралогические компоненты, своеобразное нарушение целенаправленности с преобладанием погруженности в мир собственных переживаний и использованием специфической символики. Кроме того, может наблюдаться нарушение продуктивности мышления, когда речь бессвязна, представляет набор логически несвязанных слов и предложений.
Нарушение мышления по В.Ф. Матвееву: I. По темпу Ускорение (увеличение числа ассоциаций в единицу времени). Замедление (уменьшение числа ассоциаций в единицу времени). П. По стройности Разорванность (нет связи между мыслями и предложениями). Бессвязность (нет связи между словами). Инкогеренция (нет связи между слогами). Вербигерация (стереотипное повторение одних и тех же слов или словосочетаний). Паралогичное мышление (умозаключения строятся вразрез с логикой). Амбитендентность мышления (одновременное возникновение взаимоисключающих идей). III. По целенаправленности Резонерство (бесплодное мудрствование). Обстоятельность («топтание» вокруг несущественных обстоятельств). Персеверация (застревание на одной ассоциации). Аутистическое мышление (одностороннее, захватывающее лишь внутренний мир больного). Символизм (выводы строятся на основании случайных ассоциаций). IV. По продуктивности Навязчивые идеи (мысли, возникающие помимо воли больного и воспринимаемые им как болезненные). Сверхценные идеи (переоценка реальных фактов). Бред (болезненно обусловленное ложное суждение, не поддающееся коррекции). 4. Неологизмы (возникновение необычных, непонятных слов). Нарушение мышления встречается не только при органических поражениях головного мозга и у психически больных, но и при ряде соматических заболеваний. Нарушение динамики мыслительной деятельности может выражаться в лабильности мышления — чередование адекватных и неадекватных решений. Противоположное этому нарушение называется инертностью мышления, оно заключается в затрудненности переключения с одного способа работы на другой. Нарушение критичности мышления может возникать в тех случаях, когда выпадают постоянный контроль за своими действиями и коррекция допущенных ошибок. Так*, при выполнении больными экспериментальных заданий обнаруживается группа ошибок, связанная с бездумным манипулированием предметами, а также с безразличным отношением к собственным ошибкам. Патология суждения включает главным образом навязчивые, сверхценные и бредовые идеи. При ипохондрическом синдроме больной в результате нарушения мышления высказывает суждение о наличии у него определенного страдания. Это сопровождается депрессией, угнетающей волевые процессы. Следует отметить, что иногда именно вследствие нарушения мышления больные склонны пессимистически оценивать свое состояние. Нарушения интеллекта. Основными формами нарушения интеллекта являются: олигофрения (врожденное недоразвитие интеллекта) и деменция (приобретенное слабоумие). Олигофрения бывает различной степени выраженности. По степени тяжести различают дебильностъ, имбецильность, идиотию. Дебилъность — легкая степень олигофрении. При дебильности сохраняются некоторые способности к обучению в специальных школах. У лиц, страдающих де-бильностью, формируется речь, нередко они обладают неплохой механической памятью и способностью к счету. Способность к обобщению и абстракции снижена. Дебилы безынициативны и способны только к малоквалифицированному физическому труду. Имбецильность — средняя степень недоразвития интеллекта. Речь имбецилов бедна и косноязычна. Они практически необучаемы. С большим трудом они могут научиться писать несколько слов и выучить цифры в пределах первого десятка. Двигательно они очень неловки и неуклюжи. Им можно привить навыки самообслуживания и санитарной гигиены и приспособить к несложной работе под постоянным контролем и наблюдением. Идиотия — тяжелая степень недоразвития. Психика и речь у этих больных практически полностью отсутствуют, они не способны овладеть навыками самообслуживания. Деменция — приобретенное слабоумие. Оно разделяется на глобарное (тотальное, диффузное) и очаговое (лакунарное). При тотальном (полном) слабоумии отмечается не только грубое нарушение интеллектуальных способностей, но и распад личности. Резко нарушается память. Больные не могут использовать в своей деятельности прошлый опыт. Критика к своему состоянию у них отсутствует, они не соизмеряют свои поступки с требованиями долга и морали. Глобарная деменция может развиться в результате тяжелой травмы головного мозга, злокачественно протекающей гипертонической болезни с выраженным церебральным синдромом и повторными инсультами, в старческом возрасте. При частичном слабоумии интеллект нарушается частично, однако мыслительные процессы замедляются, отмечается умеренное снижение памяти. Критическое отношение больных к своему состоянию сохранено. Лакунарное слабоумие отмечается при церебральном атеросклерозе в пред старческом возрасте, при тяжелых соматических заболеваниях. Больные с нарушениями интеллекта доставляют много хлопот при их обслуживании. Они нередко неправильно понимают или истолковывают обращенный к ним вопрос. Неадекватные их высказывания и поступки вызывают раздражение окружающих. Большой выдержки и высокого чувства сострадания требует от медицинского работника обслуживание таких больных. Лучшая форма отношения — доброжелательность. Речь и язык. Язык складывается на основе речевого и трудового опыта людей, принадлежащих к определенной народности, а также отчасти под влиянием языков и речи других народов. На протяжении длительного многовекового периода исторического развития в процессе речевого общения людей создаются национальные языки. При всей общности понятий речи и языка их нельзя отождествлять. Речь возникает и развивается у человека в процессе его общения с окружающими людьми, благодаря которому он овладевает их языком. В процессе общения речь приобретает важнейшее значение для развития мышления, всей ^психической деятельности. Человеческая деятельность невозможна без речи, без взаимного обмена мыслями, чувствами, желаниями. Речь позволяет каждому человеку сообщать свои мысли и настроения, намерения и чувства другим людям, а также усваивать эту информацию от других людей. Речевое общение — важнейшая потребность человека, отличающая его от животного. Речь — это специфически человеческая норма деятельности, использующая средства языка. Люди говорят и пишут на определенном языке. Не может быть речи вне языка, без языка. Язык — это исторически сложившаяся у отдельного народа или народности система средств общения, система лексических и грамматических форм, их изменений и сочетаний. Речевая деятельность — это процесс общения людей посредством языка. Речь — это язык на службе у конкретного человека. Таким образом язык и речь едины в том, что отражают две стороны одного и того же явления — общения людей. Однако, испытывая потребность в обмене мыслями с другими людьми, человек использует тот или другой язык, принадлежащий его народу. Язык — это всегда продукт народа, его истории. Речь представляет собой практическое использование людьми языка. Язык — это система средств общения людей друг с другом, способов выражения мысли. Язык нужен людям не только для непосредственного общения, но и для хранения познавательного, трудового, революционного опыта многих поколений. Новорожденный застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие его люди. В процессе развития ребенок овладевает языком, пользуется им при речевом общении и усваивает с его помощью знания и умения. Речь не существует вне языка, но и язык невозможен вне речи. Он «умирает», если люди перестают им пользоваться. К так называемым «мертвым» языкам относится латынь, древнегреческий, древнеславянский и др. Но речь нельзя отождествлять с языком. Язык развивается в общественно-исторических условиях, в процессе трудовой деятельности многих тысяч поколений, а речь человека развивается в условиях непосредственного общения людей в семье, в школе, на производстве. Язык не может подвергаться патологическим нарушениям, для речи отдельного человека это не исключено. Речь тесно связана с мышлением. Человек не только выражает свои мысли и воспринимает мысли других людей с помощью речи, но он и думает словами. Неразрывная связь речи и мышления проявляется в значении слова. Каждое слово относится к определенному предмету и называет его. Называя предметы, слово как бы заменяет их и тем самым создает условия для специальных действий или операций над предметами в их отсутствие, т.е. над их заместителями, или знаками. Однако слово не просто называет те или иные предметы, оно выделяет в этих предметах определенные признаки, по которым и осуществляется процесс обобщения предметов. Таким образом, обобщающее логическое мышление невозможно без речи. Речь воздействует на процессы, происходящие в организме. Слово может вызвать учащенное сердцебиение, заставить покраснеть или побледнеть. Слово бодрит и угнетает, бросает в жар и в холод, может нанести тяжелые травмы нервной системе. И это понятно. Человек реагирует не только на непосредственные впечатления от вещей, но и на их словесные обозначения как «сигналы сигналов». Содержание и сила воздействия слов зависят от важности для личности обозначаемых ими явлений жизни. Речью обладают только люди. Голосовые реакции животных нельзя считать речью. Выполняя сигнальную функцию, они лишены предметного содержания, не обозначают сущности предмета, смысла явления. Тем более они не могут передать, от чего зависит то или иное явление, чем оно порождено. Голосовые реакции позволяют животным выражать свое состояние и сигнализировать близость пищи, опасности и т.д. Голосовые реакции животных не являются обобщениями и всегда стоят на уровне первой сигнальной системы. Единство трудовых действий порождало единую для всех членов коллектива звуковую систему, с помощью которой первобытные люди обозначали орудия труда, свои действия, явления природы. Вначале человек обозначал речевыми звуками лишь то, что достигалось его чувственным опытом. В речи не было слов для обозначения широких обобщений, отвлеченных понятий, ибо человек еще не мог обобщать так, как это он делал позже. Однако с усложнением трудовых отношений, развитием техники люди стали замечать однородные явления, предметы, действия, свойства предметов. Это породило первые обобщения и отвлечения от конкретного. Возникли понятия. По мере умножения форм трудовой деятельности и по- знания окружающего мира понятия обогащались содержанием и взаимными связями. Появление грамматических форм и категорий — высокая стадия развития речи в единстве с мышлением. Большое значение имеет смысловая сторона речи, она находит выражение не только в отдельных словах, но и в их соотношении, в системе слов, в которую слово в данный момент включено и требует единства речевого процесса. Функции речи. Речь выполняет несколько функций: коммуникативную, или функцию сообщения; сигнификативную, или функцию обозначения; функцию выражения и функцию побуждения. Коммуникативная функция состоит в том, что с помощью слов и их сочетаний человек сообщает людям что-то о явлениях действительности и о себе самом, а также воспринимает через речь сообщения других людей. Коммуникативная функция речи непосредственно связана с сигнификативной: если слушатель не понимает обращенной к нему речи, сообщение бессмысленно, оно не несет в себе никакой информации, оно перестает быть для данной личности сообщением. Сигнификативная функция состоит в том, что речь обозначает реальные предметы, их свойства, действия, связи. У каждого слова есть свое значение. Называя словом конкретный предмет (эту сосну), мы одновременно обозначаем и класс предметов, к которому относится названный объект мысли (сосну вообще, дерево вообще). Это происходит потому, что каждое слово обобщает. Значение слова, точно так же, как и морфологический состав его, обусловлены историей развития языка. Изменения значений слов и грамматических форм речи зависят от ряда исторических условий развития общества. Функция, выражения проявляется в том, что говорящий, сообщая что-либо другим людям, выражает посредством интонаций голоса — убыстрения и замедления речи и других эмоциональных средств — свое отношение к сообщению. Так, грусть выражается медленным темпом речи, некоторой разобщенностью звуков, длительными паузами и понижением голоса. Негодование, восторг, радость улавливаются слушателями по быстрому темпу речи, большей связности речевых звуков и большей звуковысотной амплитуде. Выразительность речи непроизвольна, хотя и может быть преднамеренной, управляемой. Функция побуждения выражается в том, что с помощью отобранных в речи слов и их сочетаний, а также интонаций говорящий побуждает людей к действию. Просьбы, приказы, убеждения, доказательства, внушение — все это формы речевого влияния, с помощью которых говорящий воздействует на слушателей. Анатомо-физиологические основы речи. Для того, чтобы лучше понять патогенетические механизмы нарушения речи, нужно иметь представление о ее анатомо-физиологических механизмах. Различают периферический и центральный механизмы речи. Произношение звуков речи обеспечивается периферическими механизмами — функцией голосовых связок, органов речевой артикуляции и дыхания. В регулировании и управлении речью принимают участие центральные механизмы, главным образом различные отделы коры больших полушарий головного мозга. При звучании устной речи необходимо учитывать различия в тембре. Тембр речи играет роль в ее выразительности, эмоциональной окрашенности. При некоторых заболеваниях тембры речи и звука существенно меняются, например, при отдельных эндокринных заболеваниях. При неправильных положениях периферических органов речи страдает артикуляция. У ребенка в начальном периоде развития речи неправильное положение органов речи при произношении звука ведет к физиологическому косноязычию. Физиологические механизмы речи сложны. В процессах речи участвует несколько анализаторов мозга — двигательный, слуховой, зрительный. Взаимная связь их меняется в зависимости от того, какой вид речи человек использует в данный момент: слушает речь, сам говорит, читает, пишет или только думает. Исследования показали, что при любом виде речи происходит явная или скрытая работа речевого аппарата, что говорит о рефлекторной природе речи. Деятельность речевого аппарата представляет собой слаженную работу трех составных его систем: дыхательной (легкие, бронхи, дыхательное горло и мышцы, при- водящие в движение легкие), голосовой (гортань как продолжение дыхательного горла), артикуляционной (глотка, носоглотка, полость рта, полость носа, язык, губы, зубы, нёбо). Каждая из этих систем выполняет определенные функции в образовании звуков. Мышечная деятельность голосовой системы обусловливается нервными импульсами, идущими от коры головного мозга и обратно по эфферентным и афферентным нервам, которые связывают голосовую систему с корой мозга. Голосовые связки гортани являются рецепторами речедвигательного анализатора. Речевая деятельность человека имеет условно-рефлекторную природу. Физиологически речь означает образование и функционирование второсигнальных условных рефлексов. Слово как раздражитель особого рода выступает при этом в трех формах: как слышимое, видимое (написанное) и произносимое. Движение речевого аппарата, как уже сказано, наблюдается во всех трех случаях. Звуковым элементом слова является фонема — специфический речевой звук, обладающий смыслоразличительной функцией. Например: если сравнить слова «мул», «мыл», «мол», «мал», то можно заметить, что речевые звуки (фонемы) у, ы, о, а — не только различны по качеству (звучат по-разному), но и меняют смысл слов, в состав которых они входят. Фонемы д, т, п также меняют смысл соответствующих слов «день», «тень», «пень». Формирование фонем достигается деятельностью артикуляционного аппарата, в частности, резонаторов (рот, глотка, полость носа). В резонаторах звук усиливается или ослабляется, часть обертонов заглушается, другая часть выделяется сильнее. После такой обработки звуков образуются фонемы и форманты — разновидности фонем. Гласные звуки образуются в результате беспрепятственного прохождения з
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|