Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы классификация видов искусства.

Религия.

Религия — первоначальная, синкретическая форма культуры, свойственная детству человечества. Религия является особым типом общественного сознания, воли и бытия. Как общественное сознание она выступает в виде коллективного верования, веры в сверхъестественное, прежде всего, в Бога (Богов). Как общественная воля она выступает в виде тех или иных норм-правил поведения, частью моральных, частью правовых, частью сугубо религиозных. Как форма общественного бытия она выступает в виде системы обрядов и религиозных действий (молитв, крестного знамения, поста и т. д.). [1].

 

Классификация религий.

1. Родоплеменные примитивные древние верования. Они зародились в далеком прошлом, но не ушли из сознания человека, а запечатлелись и существуют среди людей и по сей день. Из них вытекают многочисленные суеверия (в древнеруссом языке «суе» — «напрасно, без пользы, попусту») — примитивные верования, которые очень похожи на религию по характеру своего возникновения, но не являются собственно религиями, так как не предполагают существования бога или богов, они не составляют целостного мировоззрения человека.

2. Национально-государственные религии, которые являются основами религиозной жизни некоторых народов и наций (например, индуизм в Индии или иудаизм у еврейского народа).

3. Мировые религии — распространившиеся за границы наций и государств и насчитывающие большое число приверженцев по всему миру. Общепринято существование трех мировых религий: христианства, буддизма и ислама. Также все религии еще делят на две группы: монотеистические, считающие, что существует один бог, и политеистические, чтящие множество богов. У термина «политеизм» есть русский аналог — многобожие.

Функции религии, её роль в жизни общества.

Религия — это один из основных факторов человеческой истории, реальность человеческой жизни.

Значение религии всегда следует рассматривать конкретно в определенном обществе и в заданный период. Ее роль для всей общественности, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна. Кроме того, можно говорить, что религии обычно характерно исполнять по отношению к обществу и отдельным людям определенные функции.

Функциями религии называют способы влияния религии на жизнь людей. Сколько у религии функций и как они называются – это пока еще не предмет дискуссии. Функции религии отличаются друг от друга ответом на вопрос, через что (или – как) они влияют на жизнь людей.

Мировоззренческая функция религии – это способ влияния религии на жизнь людей через мировоззренческие идеи, которые входят в содержание религии.

Политическая функция – это способ влияния религии на жизнь людей через политические идеи и политические поступки религиозных организаций.

Культуротранслирующая функция – это способ влияния религии на жизнь людей через отношение религиозных организаций к культуре.

Нравственная функция – это способ влияния религии на жизнь людей через пропаганду нравственных норм.

Роль в жизни общества.

1. Религия, представляясь мировоззрением, т. е. концепцией принципов, взглядов, идеалов и убеждений, показывает человеку устройство мира, конкретизирует его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

2. Религия является людям утешением, надеждой, духовным утолением, опорой. Не случайно люди, как правило, обращаются к религии в трудные моменты своей жизни.

3. Человек, обладая каким-то религиозным идеалом, внутренне перерождается и становится способен нести идеи своей религии, устанавливать добро и справедливость (так, как диктует их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто

осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)

4. Религия контролирует поступки человека через свою систему ценностей, духовных установок и запретов. Она может очень сильно действовать на большие сообщества и целые государства, которые живут по правилам данной религии. Естественно, не нужно идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда останавливает человека от совершения предосудительных поступков, а общество — от аморальности и беззакония.

5. Религии содействуют объединению людей, оказывают помощь в складывании наций, образовании и укреплении государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея: «все мы — христиане»). Однако та же самая религиозная причина может приводить к разделению, расщеплению государств и обществ, когда большое множество людей начинает противоборствовать друг другу по религиозному принципу.

6. Религия оказывается вдохновляющей и сохраняющей причиной духовной жизни общества. Она берет под защиту общественное культурное наследие, иногда в прямом смысле преграждая дорогу разного рода вандалам.

7. Религия помогает упрочению и закреплению конкретных общественных порядков, традиций и законов жизни. Поскольку религия консервативнее любого другого общественного института, она в основном всегда стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою.

Искусство.

Искусство — одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком. Искусство возникает на самых ранних стадиях развития общества и постепенно становится мощным орудием осознания мира, великим средством духовного формирования человека. Понять искусство можно, учитывая его предмет, содержание, функции, которые оно выполняет в обществе и специфический способ отражения действительности.

Способы классификация видов искусства.

Первый способ классификации подразделяет искусства на два больших рода: изящные (свободные, фундаментальные) и прикладные (практические, сервисные).

Второй способ делит все искусства по тем чувствам, на которые они воздействуют. Поскольку живопись, скульптура, архитектура, дизайн воспринимаются посредством зрения, их называют визуальными видами. Музыка воздействует на органы слуха, поэтому ее можно было бы отнести к аудиторным видам (auditory — слуховой). Литературу относят к визуальным и аудиторным видам, поскольку, читая про себя книгу, вы пользуетесь словами, а пересказывая ее вслух, обращаетесь к аудитории. Сразу к двум видам чувств обращены такие прикладные искусства, как дизайн техники или мебели (осязание и зрение), кулинарное искусство и дегустация (вкус и запах).

Третий способ классификации делит все искусства на одно- и многосоставные. Живопись, скульптура, музыка и литература — односоставные виды. Архитектура, опера и танцы — многосоставные виды. Например, в опере используются хореография, музыка и словесный текст. Стало быть, оперному артисту приходится сложнее всех, поскольку надо обладать талатом и квалификацией не в одном, а в нескольких видах искусства: уметь петь, танцевать и разбираться в музыке. К тому же, ему необходимо быть драматическим актёром. В опере также используются элементы дизайна — декорации и костюмы.

Функции искусства.

1. Преобразующая функция (искусство как деятельность).

Искусство преобразует реальность:

1) через идейно-эстетическое воздействие на людей,

2) через включение человека в ценностно - ориентированную деятельность,

3) через преобразование в процессе художественного творчества

2. Компенсаторная функция (искусство как утешение). Французский эстетик М. Дюфрен полагает, что искусство обладает утешительно-компенсаторной функцией и призвано иллюзорно восстанавливать в сфере духа гармонию, утраченную в реальности. Компенсаторная функция искусства имеет три основных аспекта:

1) отвлекающий (гедонистически-игровой и развлекательный),

2) утешающий,

3) собственно компенсаторный (способствующий духовной гармонии человека).

3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение).

4. Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира).

5. Функция предвосхищения (искусство как предсказание). В искусстве всегда живет «кассандровское начало» — способность предвосхищать будущее. Интеллект человека способен совершать прыжок через разрыв информации, обнажать сущность современных и даже грядущих явлений при очевидной неполноте исходных данных.

6. Коммуникативная функция (искусство как общение). Искусство — средство художественного общения, и его родство с языком неоднократно подчеркивалось в истории эстетики.

7. Информационная функция (искусство как сообщение). Искусство несет информацию, служит обобществлению индивидуального опыта отношений и личному присвоению общественного опыта.

8. Воспитательная функция (искусство как катарсис). Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. Воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер: мораль формирует нравственные нормы, политика — политические взгляды, философия — мировоззрение, наука готовит из человека специалиста. Искусство же воздействует комплексно на ум и сердце, и нет такого уголка человеческого духа, который оно не могло бы затронуть своим влиянием. Искусство формирует целостную личность.

9. Внушающая функция (искусство как суггестия). Искусство — внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. Часто произведение буквально завораживает. Суггестия (внушающее воздействие) была присуща уже первобытному искусству. Внушение — функция искусства, близкая к воспитательной, но не совпадающая с ней: воспитание — длительный процесс, внушение — одномоментный.

10. Специфическая функция — эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций). Эстетическая функция — ничем не заменимая специфическая способность искусства:

1) формировать художественные вкусы, способности и потребности человека,

2) ценностно ориентировать человека в мире (строить ценностное сознание, учить видеть жизнь сквозь призму образности),

3) пробуждать творческий дух личности, желание и умение творить по законам красоты. Искусство пробуждает в человеке художника. Речь идет вовсе не о пробуждении пристрастия к художественной самодеятельности, а о деятельности человека, сообразованной с внутренней мерой каждого предмета, то есть об освоении мира по законам красоты.

11. Специфическая функция — гедонистическая (искусство как наслаждение). Искусство доставляет людям наслаждение и создает глаз, способный наслаждаться красотой красок и форм, ухо, улавливающее гармонию звуков.

Наука.

Наука - это особая форма познавательной деятельности, направленная на выработку новых системно-организованных объективных и аргументированных знаний о мире.

Наука как социальное явление может быть рассмотрена с точки зрения следующих аспектов: 1) наука как специфическая деятельность;

2) наука как система знания;

3) наука как социальный институт;

4) наука как производительная сила;

5) наука как форма общественного сознания.

Цель научной деятельности - дать человеку объективное систематическое знание о мире, открыть объективные причины и законы мироздании. Поэтому характерной чертой научного познания является объективность, то есть отображение явлений и закономерностей действительности такими, какими они существуют вне и независимо от воли, мнений, желаний познающего субъекта.

Наука как форма общественного сознания - это отражение реальности в рационально упорядоченных и систематизированных формах знания такой, какой она существует независимо от познающего и действующего человека.

Отличительными признаками науки являются:

- выявление глубинных, сущностных связей и отношений объективного мира, формулирование законов науки, в которых фиксируются эти связи и отношения, а также создание научных теории;

- всеобщая значимость научного знания;

- предвидение, прогнозирование изменения объекта;

- строгая доказательность и обоснованность результатов, достоверность выводов;

- непрерывное самообновление;

- наличие специального языка и методов исследования;

- строгая структурированность.

Классификация наук.

Это многоступенчатое, разветвленное деление наук, использующее на разных этапах деления разные основания. Все науки обычно делятся на три группы:

- естественные науки,

- социальные и гуманитарные науки,

- формальные науки.

К естественным наукам относятся физика, химия, науки биологического ряда и др. Некоторые естественные науки, как, напр., космология, рассматривают исследуемые ими объекты в развитии и оказываются, т.о., близкими к гуманитарным наукам, а именно к наукам исторического ряда. Др. естественные науки, как, к примеру, география или физическая антропология, формулируют сравнительные оценки и тяготеют к таким социальным наукам, как социология и экономическая наука.

В число социальных наук входят экономическая наука, социология, политические науки, социальная психология и т.п. Для этих наук характерно, что они не только описывают, но и оценивают, причем очевидным образом тяготеют не к абсолютным, а к сравнительным оценкам, как и вообще к сравнительным понятиям.

К гуманитарным наукам относятся науки исторического ряда, лингвистика (индивидуальная), психология и др. Одни из этих наук тяготеют к чистым описаниям (напр., история), другие — сочетают описание с оценкой, причем предпочитают абсолютные оценки (напр., психология).

Между собственно социальными и гуманитарными науками лежат науки, которые можно назвать нормативными: этика, эстетика, искусствоведение и т.п. Эти науки формируют, подобно социальным наукам, оценки (и их частный случай — нормы), однако даваемые ими оценки являются, как правило, не сравнительными, а абсолютными.

К формальным наукам относятся логика и математика. Их подход к исследуемым объектам настолько абстрактен, что получаемые результаты находят приложение при изучении всех областей реальности.

Функции науки.

1. Мировоззренческая функция: на каждом историческом этапе развития человеческого общества наука формирует определенную картину мира и тем самым определяет мировоззрение человека.

2. Интегративная функция науки заключается в объединении отдельных достоверных знаний о мире в целостную непротиворечивую систему.

3. Гносеологическая функция науки направлена на выявление сущности и закономерности функционирования и развития природных и социальных явлений.

4. Методологическая функция: наука создает различные методы и способы исследовательской деятельности.

5. Прогностическая функция: на основе выявленных закономерностей изученных явлений наука способна объяснить перспективные тенденции развития природы и общества.

6. Функция науки как непосредственной производительной силы: современная наука непосредственно связана с практикой, целью научных достижений является их практическая реализация; одновременно, практическая жизнь человека все более оказывается связанной и зависимой от научных достижений и открытий.

7. Функция науки как социальной силы: на современном этапе развития человеческого общества научные достижения все чаще используются при разработке программ социального и экономического развития.

 

 

Библиографический список

1. Балашов Л.Е. Философия: Учебник – М.: Идея-пресс, 2006. – 664 с.

2. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник – М.: Высшая школа, 2002. — 511с.

3. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2002.— 496 с.

4. Панкин С. Ф.История мировых религий. Конспект лекций.

5. Философская Энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова, 1960—1970.

Источник интернета http://grosbook.info/index.php

Источник интернета http://psyera.ru

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...