Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль женщин в поморской семье




Введение

семья педагогика поморский

Трудно определить границы Беломорья и содержание этого понятия. Это и Белое море, и его жизнь, и его берега, и человек, заселивший их, и труд его, и быт, и радость творчества. И на всём - глубокий отпечаток того же моря, с которым были связаны и жизнь, и труд, и радость, а часто и смерть помора. Во всём неповторимое своеобразие Севера.

Во все времена поморскую семью отличали высокая нравственность, уважительные отношения между родителями и детьми, стремление научить своих чад грамоте, воспитать в них способность к независимым суждениям. Очевидно, поэтому поморская земля на протяжении столетий рождала свободомыслящих, крепких духом, неустрашимых людей, способных сохранять свои личностные качества в любых жизненных обстоятельствах.

Традиционная поморская семья была основой социального устройства на российском севере на протяжении столетий. Главные ее отличительные особенности от традиционной русской семьи заключались в полном равноправии между поморскими мужчинами и женщинами, отлаженной системе воспитания детей и в высоком уровне морали.

Равенство мужчин и женщин в Поморье было обусловлено тем обстоятельством, что поморские мужчины столетиями ежегодно уходили на промыслы, оставляя домашнее хозяйство на своих жен. Поморские «жонки», подолгу заменявшие хозяев, назывались «большухами», и им беспрекословно подчинялись все члены больших поморских семей. Именно эти уверенные в себе, умные и грамотные северные женщины, были примером независимого поведения для подрастающих поморов.

У поморов имелся свой "кодекс" человеческих совершенств, так называемых этикетных качеств личности, которыми в идеале должен обладать истинный помор. Это такие качества как: - почитание старших; почитание женщины, её особое положение в семье и обществе; гостеприимство и щедрость; трудолюбие; честность и коллективизм; чувство собственного достоинства; доброжелательность и уважение между членами семьи и другими людьми.

"Поморская семья, - пишет К.П. Гемп, - своеобразный мир, отличала его взаимная уважительность ее членов".

Образ жизни поморской семьи был тем образовательным и воспитательным пространством, в котором из поколения в поколение формировались, передавались, сохранялись и развивались традиции и обычаи. Эта микросреда способствовала как стихийному, так и целенаправленному формированию личности помора. Особая сила влияния этих традиций и норм состояла в том, что ребенок с самого раннего детства осваивал их незаметно для самого себя, естественно и просто, намного раньше, чем начинал понимать их содержание и смысл.

Цель данной работы: охарактеризовать внутрисемейные отношения между родственниками в поморской семье, описать быт: хозяйство, обязанности и права в семье, особенности характера воспитания в поморской семье в отличии от семей центральной России.


Роль отца в поморской семье

 

Центральной фигурой в составе поморской семьи являлся отец. По мнению П.С. Ефименко, "отец семейства - не только глава его, но и господин, повелитель в особенности по отношению к женскому полу", "отец имеет больше прав над детьми, чем мать. Он управляет имуществом детей самостоятельно, даже безотчетно относительно доходов", "дедовское все во власти отца, имеющего право употребить его, как угодно".

Главу семейства поморы называли по-разному: "хозяин", "старшой". Нередко отца называли "сам", а его жену "самой". Отец-большак - полный и основной контрольный распорядитель общего имущества. От него зависят всякого рода сделки и операции, он входит в долговые обязательства от семьи, может увеличить и свести его совершенно на нет, если в этом случае не натолкнется на вмешательство схода; он распределяет работы между отдельными членами семьи, отправляет их на заработки, отдает в работы, даже против желания, дает согласие, по своему усмотрению, на женитьбу или замужество детей, на выдачу им отдельных паспортов, на раздел, выдел, а также судит и наказывает членов семьи. Впрочем, право наказывать до "пинков" и "затрещин" включительно он применяет только к малолетним и подросткам, со взрослыми же считает достаточным ограничиваться наставлениями и выговорами. Такая обширная власть большака сохраняется однако лишь в исключительных семьях, где авторитет родительской власти еще удержался или где семья состоит из малолетних детей. В большинстве же случаев, когда сыновья начинают подрастать, отец советуется с ними во всех важных делах и не предпринимает ничего рискованного без их согласия. В некоторых местностях старшой приобретал действительно большую власть, распоряжаясь даже специфически женскими домашними делами и регулируя поведение взрослых детей: приготовление пищи, распорядок дня, гуляние сыновей и дочерей.

Глава поморской семьи имел освященную старинной традицией власть над всеми членами семейного коллектива, право распоряжения общим имуществом и полномочия по юридическому представлению перед общиной и внешним миром. После смерти отца или его одряхления управление большой семьей и ее имуществом переходило к старшему из женатых братьев, хотя поморы старались до преклонного возраста участвовать наравне с молодежью во всех видах промысла, чем долго поддерживали свой авторитет.

 

Роль женщин в поморской семье

 

Роль женщины-матери в семье у поморов несколько иная, более значимая, чем у женщин Центральной России. Женщины и девушки Беломорья в решении хозяйственных и бытовых дел были самостоятельнее, чем женщины в других районах дореволюционной России. Они много помогали мужьям в подготовке к опасному труду на море, а в периоды длительных отлучек мужчин на промыслы - на Мурманскую страду, на Кедовский путь, в плавания в Норвегию - они оставались правительницами всего хозяйства и главой семьи. Поморки знали, испытали, «что хозяйкой дом держится». Хозяин - он добытчик на всю семью, не легок его труд, а в повседневных хозяйственных и семейных делах он полагался на хозяйку. Девушки-невесты уже с малолетства усваивают, что «без хозяйки - дом сирота», а, подрастая, убеждаются, что «без семьи у мужика не жизнь, а одно баловство». К тому же неизбежный в условиях Беломорья распорядок труда и быта, еще более суровый, чем у крестьянок северных междуречий, приучал ее к самостоятельности, а многие виды работ, подчас наравне с мужчиной, - к значительной независимости.

В 1910 году в редакцию "Известий Архангельского Общества Изучения Русского Севера" пришло письмо, автор которого дает довольно яркую характеристику поморским женщинам: "Женщина-поморка отличается трудолюбием. Она целые дни хлопочет: то около печи, то около скота, то с детьми, а если вечерком выпадет свободный часок, она, не теряя ни минуты, садится за пряжу шерсти своих овец, за вязанье, за шитье. Женщина-поморка очень чистоплотна, даже до щепетильности. Бедным крестьянкам хлебородных местностей никогда не видать такой чистоты, в какой поморка содержит свой дом, детей и себя саму! С удовольствием еще надо отметить то обстоятельство, что поморка отличается живым умом и наблюдательностью. И за своими детьми как в физическом, так и в нравственном их развитии женщина-поморка следит больше, чем другая крестьянка". Поморская женщина заботилась о своем ребенке еще до его появления на свет: во время беременности она не должна была злостно браниться, ибо новорожденное ею дитя будет или злое, или с другими какими-нибудь пороками. Поморы считали, что существуют три неумолимых греха: "убить дитятко нерожоное, украсть хлебную закваску, украсть яйцо. Это как жизнь чью украсть". Самостоятельность поморок была обусловлена особенностями трудового ритма поморской семьи. Муж и старшие сыновья ежегодно уходят на промысел. С мая по сентябрь на 5 месяцев, а если придется остаться на зимовку, то и на полтора года. Вернутся с промысла мужчины - наступает для них «праздное время», когда нужно безотлагательно уладить накопившиеся за время плавания дела: распределить часть добычи между участниками промыслового похода, выделить долю поморским старикам, вдовам и сиротам, заплатить налоги, предложить часть добычи для продажи, выяснить, как прошел промысел в других артелях, подготовить судно к зимней консервации и ремонту и т.д.

При таком трудовом ритме надеяться на помощь мужа-промышленника значительную часть года поморке не приходилось. Она вынуждена была брать на себя всю полноту ответственности за ведение хозяйства и воспитание младших детей в его отсутствии. В ее обязанности с начала мая по сентябрь-октябрь входило: вспахать поле (муж уходит в плавание, когда земля еще не оттаяла), посадить рожь, вскопать огород, заготовить сено для лошади или коровы, вырастить, сохранить и убрать урожай, запасти на зиму ягод и грибов на всю семью, приготовить запас веников для бани, лучины на зиму, лекарственных трав, обиходить дом, детей, престарелых родителей и домашних животных. Перед уходом мужа на промысел обеспечить его одеждой и продуктами, собрать все необходимое. Вернувшийся из многомесячного плавания муж продолжал находиться в плену своих «мужских», промысловых забот. Нужно было отремонтировать каркас, подготовить снасти. Пройдет 3-4 месяца, и помор уходит на зверобойку в северо-западную часть Белого моря. Опять «большуха» на месяц остается на хозяйстве старшей. А после мартовской зверобойки не за горами и май, когда снова ждет мужчину океанская страда. Само понятие «большуха» очень емкое. Это как показатель особого социального статуса женщины. «Большуха» независимо от возраста женщины значит «главная, уполномоченная, ответственная». Именно к «большухе» в отсутствие мужа должен обратиться чиновник, купец, староста, священник, так как она реально принимает решение за всю семью. Купить, продать, заказать, изготовить, оплатить - все это в ее компетенции. Как бы сейчас сказали, она распорядитель кредита, хранитель семейного очага, ревнитель семейных морально-этнических норм. Мужа месяцами не бывает дома, значит, нужно вести себя в его отсутствии так, чтобы не возникало никаких кривотолков и поводов для подозрения в супружеской неверности. Вот почему выезд в город - женщины вместе с «большухами» собираются, в лавку к купцу заходят по несколько человек, в гости в соседнюю деревню планируют съездить к родным - обязательно с кем-то из домашних. Даже сейчас этот отголосок существует, когда бабушки-поморки приглашают «товарок» вместе пройти до магазина или почты, «чтобы скучно не было». Мы воспринимаем такое поведение как желание пообщаться, поговорить друг с другом, узнать новости. Но ведь на самом деле это воспитанный многими поколениями негласный запрет появляться одной в тех местах, где могут быть посторонние мужчины.

«По праву величают хозяйку» - большуха. Прежде всего, она природная семьянинка: гордиться большой семьей, заботится о ней, поучает ее, она хозяйственна, уверена в себе, знает себе цену, смелая, держится и в молодые годы с достоинством, а станет старше - это уже степенная, знающая цену труду, умудренная жизнью женщина. Она «не жалится» при всех свих многочисленных трудах, делах и заботах, тревогах и печалях.

На большухе лежат обязанности хранить ключи, съестные припасы, собирать молочные скопы, следить за распределением пищи, состоянием одежды, стиркой белья, заботиться об уходе за детьми, домашним скотом и т.п. Вот что пишет П.С. Ефименко: "У большухи на руках хлеб, разные продукты хозяйственные и пр.; поэтому, она обряжается дома: печет хлеб, готовит обед, накрывает на стол и подает на него все, что пекла и варила; объявляет, кому следует, чего из припасов осталось мало; во время стола сидит на особом месте; распоряжается прочими членами семьи, исключая мужчин. Впрочем, когда хозяйкой мать при муже, тогда она командует и сыновьями. В женском хозяйстве важную роль играет квашня; у кого квашня в руках, та и полная хозяйка и распорядительница в доме; у той в руках все хозяйство". В поморских семьях не принято было выносить сор из избы. Жена не должна была рассказывать соседкам и подругам о том, как складываются ее отношения с мужем. Не полагалось и жаловаться на него. Если женщина начинала жаловаться на своего мужа, ее начинали высмеивать соседки как несамостоятельную хозяйку или «поднимали на глум». «Большуха» не должна была делиться своими проблемами и с детьми. Это тоже осуждалось в поморской среде. Очевидно, что это правило было связано с тем, что мать в случае возникновения внутрисемейных конфликтов не настраивала младших детей против отца. Девушки-поморочки, родом своим гордящиеся, смелые, защищенные многочисленной родней, уверенные в себе, хозяйственные, были желанными невестами.

В Устьянском правильнике относительно поморочек есть указание: «Гораздных девок «в господу» не пихать». То есть здоровых, «гораздых» поморочек в монастырь не отдавать. По существу, речь идет о довольно своеобразном внутриродовом отборе - кривых, хромых, физически и умственно неполноценных дочерей отправляли в монастыри, чтобы детей не рожали и поморский род не портили. «Возьми, Боже, что нам не гоже» - отсюда пошло это выражение.

Таким образом, весь уклад жизни поморской семьи формировал у всех особое отношение к женщине. Она была не просто хранительницей домашнего очага, быта, а воспринималась олицетворением всех нравственных достоинств, символом Родины.

 

Уважение в семье

 

Поморская семья - своеобразный мир, отличала его взаимная уважительность всех ее членов. Малыши - Дарьюшки да Полюшки, девушки - Дашеньки да Пелагеюшки, а вышли замуж - уже и по батюшке величают. Отца величали батюшкой, мать - мамушкой, а крестную - матушкой. У всех членов семьи был ярко выражен общий семейный интерес к делу. Работа на строительстве дома, судна, на промысле - всей семьей. До тех пор пока не разлетались из гнезда дочери и сыновья, всем заправляли отец и мать на равных. Только мать не касалась корабельных дел. Все подчинялись отцу-матери без прекословия, уважительно относились ко всем старшим родичам, особенно к крестным.

Первенствующая роль матери в воспитании детей, ее доминирующая роль подчеркивается в поморских пословицах: "Куда мать, туда и дитя", "При солнышке тепло, а при матери - добро". Роль отца в поморской народной педагогике также ценилась высоко. Однако его воспитательная деятельность в произведениях фольклора и этнографических материалах раскрывается слабо. Педагогическая роль отца рассматривается скорее в плане авторитета, нежели в плане его практической деятельности по воспитанию. Отец в воспитании детей представлял собой скорее фактор моральный (защищал, требовал) и материальный (содержал семью), нежели непосредственно педагогический. Это обстоятельство еще более подчеркивает исключительное положение матери в воспитании подрастающего поколения. Чрезвычайно характерными в этом отношении представляются пословицы: "Муж запьет - полдома загорит, жена запьет - весь дом сгорит", "Хозяйкою все стоит", "Доброю женою и муж честен", "От плохой жены состаришься, от хорошей помолодеешь", "Не тот отец, что вспоил, вскормил, а тот, что уму-разуму научил", "Нет такого дружка, как родима матушка", "Три друга: отец, мать да верная супруга"

В семье между мужем и женой устанавливаются имущественные и личные отношения. Имущественные отношения в поморской семье коротко можно охарактеризовать следующим образом: муж являлся главою и домохозяином, распорядителем над всем семейным имуществом; без спросу и согласия мужа жена не имеет права ничем распорядиться, за исключением только лично ей принадлежащей части приданого.

Однако поморская семья держалась властью не только одного отца - известная доля родительской власти и родительских прав принадлежала также и матери. Такой тип главенства (лидерства), позволял предотвращать семейные конфликты, поскольку одной из их причин является борьба за лидерство в принятии определенных решений, касающихся жизнедеятельности семьи. По мнению психолога З.А. Янковой, наиболее предпочтителен тип двойного лидерства - наличие двух глав семьи (организаторов различных сфер внутрисемейной жизни), что и было характерно для поморской семьи.

Таким образом, в основе родительской власти лежат два совершенно разных начала. С одной стороны, эта власть основывается на нравственном авторитете отца, как родоначальника, поскольку этот авторитет создается чувством привязанности, любви, уважения и почтения или поддерживается в силу привычки. С другой стороны, эта власть находит себе сильную материальную опору в положении отца, как домохозяина, не только полновластно распоряжающегося общим семейным имуществом, но и владеющего личной собственностью, распределяемой им между детьми по своему усмотрению. Первое начало находит себе большее применение, пока дети еще не "пришли в возраст", постепенно утрачивая свое значение к периоду полной их возмужалости.

Поморы строго придерживались семейного правила, по которому муж был обязан "кормить и одевать жену", поэтому уходя на промысел в качестве покрутчика, член мурманской или зверобойной артели просил у хозяина в задаток денег "бабе на лето".

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...