Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направления работы учителя-логопеда

1. Диагностическое направление Диагностическая работа учителя-логопеда является составной частью комплексного изучения ребенка. Выводы логопедического обследования обязательно соотносятся с психологическими, лекарственными, педагогическими наблюдениями. Основная цель этого направления - прогноз вероятных трудностей в обучении, определение причин речевых недостатков. Для этого проводится изучение уровня интеллектуального развития ребенка, анализ письменных работ и качественная характеристика ошибок при написании (со 2-го класса), наблюдение за учащимися в учебной деятельности, и, при необходимости, дополнительно, изучение уровня сформированности учебных навыков. Логопедическое обследование учащихся начальных классов может проводиться во взаимодействии с психологом учебного заведения. Диагностическая деятельность специалиста в течение учебного года имеет целью решения различных задач, и поэтому, в зависимости от этапа работы, мы выделяем: первичную диагностику, динамическое наблюдение, этапная диагностику и текущее диагностирования. Первичная диагностика Целью этого этапа работы является определение уровня речевого и интеллектуального развития учащихся начального звена, причин и механизмов речевых недостатков, выявление учащихся, нуждающихся в первоочередной специализированной помощи. Первичная диагностика происходит в течение всего сентября. По ее результатам и по выводам проводится зачисление учащихся на Логопункт и распределение детей-логопатами по принципу доминирования ведущего нарушения на группы или подгруппы. На этом этапе учитель-логопед заполняет протокол обследования и логопедическую карточку на каждого логопатами. Результаты первичной диагностики доводятся до сведения администраций школ и отдела образования в конце сентября текущего учебного года. Динамическое изучение учащихся проводится с целью отслеживания динамики речевого и интеллектуального развития ученика-логопатами, определения соответствия выбранных методов и приемов коррекции уровню приобретенных речевых навыков. Проводится оно в мае. Результаты динамического диагностирования соотносятся с результатами учебной успеваемости по языкам (украинский и русский). Этапная диагностика Это диагностирования необходимо для определении эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности и констатации результативности приобретенных речевых навыков детей, посещающих занятия учителя-логопеда. Результаты записываются в языковых карточках учащихся-логопатами. Последствия этапной диагностики и результаты коррекционной работы с учащимися-логопатами доводятся до сведения классных руководителей учащихся, посещавших логопедические занятия и заслушиваются на педагогических советах закрепленных школ дважды в год. Текущая диагностика Она направлена ​​на обследование учащихся общеобразовательных школ по запросу родителей, педагогов, специалистов школьных психолого-медико-педагогических комиссий. Временных ограничений такое диагностирования не имеет и проводится в течение всего учебного года по мере необходимости. 2. Коррекционное направление Коррекционная направленность работы учителя-логопеда представляет собой систему коррекционного воздействия на языковую и учебно-познавательную деятельность ребенка с речевыми нарушениями. В зависимости от структуры речевого дефекта и степени его проявления строится содержательный направление коррекционной работы. Основной формой организации логопедической работы являются групповые и индивидуальные занятия. У группы зачисляются дети с похожей структурой речевого нарушения: это группы детей с ФНР, ФФНР, ЗРР, заиканием, дислексией и дисграфией. Количество детей в группах составляет 4-5 человек. Занятия проводятся во времена, свободные от уроков, с учетом режима работы школы. Периодичность и продолжительность занятий зависит от характера нарушения и степени его проявления. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещения записываются в журнале посещения. Следует отметить, что учитель-логопед не только проводит коррекционные занятия, но и обеспечивает коррекционно-логопедический сопровождение обучения и воспитания каждого ученика, нуждающийся в помощи, проводит консультативную работу с родителями, педагогами. На этом этапе следует определить основные направления коррекционной работы:
  • Устранение различных нарушений речи и содействие преодолению обусловленной ими неуспеваемости по обучению грамоте;
  • Формирование разносторонних представлений о предметах и ​​явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
  • Формирование необходимых для усвоения программного материала по обучению грамоте умений и навыков;
  • Предотвращения вторичных нарушений (при чтении и на письме) и формирование пространственно-срочных отношений.
Планирование коррекционно-восстановительной работы учителя-логопеда происходит на основе анализа педагогических, медицинских, психологических наблюдений. Поэтому учитель-логопед строит свою работу с учетом сотрудничества с различными специалистами (психологами, врачом-психиатром, стоматологом-ортодонтом и проч.). Необходимым условием проведения коррекционной работы с учащимися-логопатами является сочетание общедидактических принципов с основными положениями коррекционной педагогики, возрастной и специальной психологии: комплексности, целостности; всесторонности; системности и динамичности. Коррекционный влияние гораздо эффективнее, если обеспечивается взаимодействие между участниками, которые реализуют учебно-коррекционную программу развития ученика-логопата. Есть учитель-логопед с помощью рекомендаций, консультаций, привлекает в процесс коррекционного обучения родителей, учителей, а, при необходимости, и администрацию школ. 3. Аналитическое направление Аналитический направление предусматривает анализ влияния коррекционной работы на речевое развитие логопатами, и его оценку, обеспечение взаимодействия между специалистами. Необходимость этого направления работы обусловлена ​​необходимостью комплексного подхода к проблемам ребенка, который предполагает:
  • Системный анализ личностного, речевого и познавательного развития ученика-логопата, что позволяет не только выявить отдельные проявления нарушений развития ученика, но и определить причины этих нарушений, отследить их взаимосвязь;
  • Создание комплексных индивидуальных коррекционно-восстановительных программ, нацеленных на взаимосвязь развития и коррекции различных сторон личностного, познавательного и речевого развития ребенка;
  • Обеспечение специализированного сопровождения обучения школьников;
  • Взаимодействие специалистов в пределах школьной психолого-медико-педагогической комиссии.
4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление Консультативно-просветительский направление работы учителя-логопеда проводится для оказания помощи родителям, учителям и администрации школ по вопросам устранения существующих речевых недостатков учащихся-логопатами и предупреждения вторичных нарушений (чтения и письма), которые мешают учащемуся полноценно овладеть учебным материалом в рамках школьной программы обучения. Задачи данного направления:
  • Профилактика вторичных и третичных нарушений в развитии ребенка;
  • Предупреждения перегрузок младших школьников;
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам обучения детей с отклонениями в развитии;
  • Предоставление профессиональной помощи родителям и учащимся в решении существующих проблем;
  • Привлечение педагогов и родителей в процесс коррекции недостатков звукопроизношения.
Для реализации вышеизложенных задач учитель-логопед использует следующие организационные формы работы: систематические выступления на родительских собраниях, педагогических совещаниях школы, методических объединениях учителей начального звена; анкетирование родителей, индивидуальное консультирование учителей и родителей по запросу, консультирование учителей и родителей по результатам обследования; обучающее консультирование с объяснения этапов коррекционной работы и демонстрацией приемов коррекционно-развивающих упражнений. 5. Организационно-методическое направление Этот аспект деятельности учителя-логопеда состоит из подготовки и участия в городских ПМПК, школьных педагогических комиссиях, методических объединениях, педагогических совещаниях, оформлении. Для участия в ПМПК (в том числе и для зачисления ученика с нарушениями речи на логопедический пункт) на каждого ученика заполняется речевая карта, или протокол, который содержит основные диагностически значимые характеристики особенностей развития ребенка (данные педагогического наблюдения и психологического обследования, качественная характеристика психических процессов, сведения о раннем психомоторное и речевое развитие ребенка, особенности течения заболеваний, существуют и т.д.). Эти данные необходимы для квалификации речевого нарушения по нозологии и определения структуры речевого дефекта). Как видим, в своей работе учитель-логопед активно вмешивается почти во все сферы учебного процесса. Он планирует свою деятельность в условиях тесного взаимодействия специалистов: вместе с психологом и классным руководителем реализует комплексные программы коррекционного воздействия на ученика-логопатами, участвует в заседаниях ПМПК, вовлекается в консультативной и просветительской работы с педагогами, родителями, организует логопедические обследования учащихся начального звена в пределах закрепленного образовательного округа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...