Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Каноническое право римской католической церкви

Глоссаторы (XII - XIII вв.)

В Болонье возникает университет, в котором начала свою деятельность, основанная юристом Ирнéрием Школа глоссаторов - ученых, писавших глоссы, то есть объяснения, толкования отдельных мест Свода гражданского права Юстиниана. Глоссаторы считали Свод высшей юридической мудростью. Задача- полное, точное толкование свода. Глоссаторы сопоставляли параллельные места, отмечали. При этом глоссаторы не были знакомы с историей римского права, поэтому не могли понять настоящего смысла норм. Итог - «Большая глосса», которая была издана последним представителем школы глоссаторов Аккýрсием. Она стала первостепенным источником дальнейшей литературной разработки римского права.

Постглоссаторы

Школу глоссаторов сменила школа постглоссаторов, или комментаторов. Они изучали и комментировали глоссы, толкования к ним своих предшественников. Комментаторы ставили главным образом практические цели: стремились привести римское право в такой вид, чтобы оно отвечало потребностям современной им жизни и оборота (извращали смысл римских норм). Комментаторы выступали и в качестве теоретиков и практиков. Сочинения комментаторов применялись в качестве источника права в судах. При этом королевское законодательство не признавало сочинения ученых комментаторов равными по своей силе закону.

Гуманистическая школа

Возникает гуманистическая или филологическая школа, которая вернулась к непосредственному изучению источников римского права. Первого рода изучение привело к созданию истории законов, или истории права. Из изысканий второго рода сложилась особая дисциплина так называемых древностей права. Наиболее талантливыми представителями гуманизма были французы - Ж. Куяций и Г. Дóнелл. Гуманисты изучали только «чистое» римское право. На смену правоведам-гуманистам приходит школа пандектúстов. Возникли единые национальные государства. Поэтому разработка национального права не могла обойтись без исторических изысканий. История права представляла собой хронологический перечень последовательной смены законов и юридических обычаев (юридическая летопись). Древности права давали картину юридического быта времен того или другого памятника права, который изучался догматически. Древности права излагались в виде комментария к памятникам права.

Значение рецепции римского права.

Рецепция иностранного римского права представляла собой применение закона чужой государственной власти, которую признали достаточно авторитетной для того, чтобы видеть в ее установлении обязательную юридическую норму. Она способствовала ликвидации партикуляризма и сословного характера феодального права, легла в основу гражданского, стала частью уголовного и государственного права многих западных государств. Главный итог -появление западноевропейской юридической науки - теоретического правоведения.

Каноническое право римской католической церкви

Христианская церковь стала главной, а затем и государственной. Христианство имеет ряд разновидностей, важное значение занимают три или конфессии: православие, католичество и протестантизм. Христианское учение сосредоточено в Священном Писании - Библии. Священное Писание собрание ветхозаветных и новозаветных книг. Книги Ветхого Завета написаны до рождества Христова. Книги Нового Завета- после. Время от сотворения мира до пришествия Христа -Ветхий Заветом, то есть старый договор, или союзом Бога с людьми. Исполнение этого обещания - пришествие на землю Спасителя, называется Новым Заветом. Всех книг Нового Завета 27. Главные из них 4 книги Евангелия. Слово Евангелие означает благовестие. Критерием верного понимания Священного Писания для католиков - слово римского папы, для протестантов - убеждение основателя данной конфессии. Православие есть правильное вероучение церкви. Ересь - особое вероучение, отклонение от правильного учения церкви. Для борьбы с ересями собирались Вселенские соборы - собрания епископов-пастырей и учителей церкви. Вселенских соборов было 7. Христианская вера была единой до 1054 г., пока римско - католическая церковь не провозгласила свои догматы. Восточные церкви стали называться православными, а все западные области католической церкви. Православная церковь руководствуется Священным Писанием и Священным Преданием. Вселенские соборы епископов, сформулировали положения православной веры. Западную католическую церковь олицетворял римский папа, а восточную -константинопольский патриарх. В 1453 г. Византийская империя была завоевана турками, прекратила свое существование, перестала быть оплотом христианства. Центр православия переместился на север - в Россию. Католическая церковь представляла собой дисциплинированную организацию с беспрекословным повиновением римскому папе. Упор на дисциплину, право, стремление к государственной власти, к абсолютизму, соперничество с государственной властью или подмена собою государственной власти в ряде стран, - вот, что отличает католичество. С XIV в. начался упадок католической церкви. Католическое духовенство погрязло в роскоши и пороках, свирепствовала инквизиция, происходила продажа церковных должностей и индульгенций. Пастыри церкви не учили народ вере, чтение Священного Писания было запрещено мирянам. Богословская литература составляла достояние немногих избранных. Следствием религиозного невежества была вера в магию, астрологию, алхимию, колдовство. => В начале XVI в. в странах Западной Европы началось движение протеста против нравственного упадка католического духовенства. Это движение привело к образованию протестантских церквей, а именно: лютеранской; кальвинистской, и англиканской - в Англии. Начало протестантизма положил Мартин Лютер, который в 1516 г. открыто выступил против продажи индульгенций и других извращений христианства католичеством. Лютеранство отвергло Священное Предание, единственным источником вероучения признавалось Священно писание. Взаимодействие церкви и государства в католичестве получило название «папоцезаризма» - перенесение на папу власти цезаря (короля), в протестантизме «цезарепапизма». В православном мире государственно - церковные отношения строятся на «симфонии» церкви и государства. Суть- взаимное сотрудничество. Православный царь должен хранить чистоту веры и народ от соблазнов. В православном царстве ни один закон не имеет силы, если он противоречит церковным канонам. Православная церковь не должна обладать государственной, светской властью. Церковь имеет право «печалования», то есть ходатайства за лиц, невинно пострадавших или слишком сурово наказанных светской властью, и может обличать власть.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...