Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 19. Феномен энергии в оценках эзотериков и ученых




Представления об энергии. — Кристаллизация понятия «энергии». — Энергетизм и критика концепции тепловой смерти Вселенной. — Современная типология видов энергии. Что такое энергия? Ответ Рерихов. — Свойства тонких энергий. — Энергия мысли и воображе­ние. — Энергия как план астральности. — Проблема обращения с высшей энергией. — Энергия и проблема зла.

«Не опоздайте с изучением энергии. Не опоздайте с применением ее», — эти призывы заставляют по-новому взглянуть на все происходящее в мире. Обратим внимание на самый распространенный магический миф о вол­шебнике. Он в силах производить превращения: волшебная палочка, вол­шебная игла, кольцо, зеркальце, яйцо, шкатулка и пр. обладают таким ресурсом силы, что меняют смыслы и устанавливают цели, осуществля­ют превращения. В мифе энергия мысленного посыла оказывается вели­чайшей силой, способной к созиданию и разрушению.

Представления об энергии занимали выдающиеся умы человечества всегда, и, видимо, не случайно в легенде об Атлантиде мы встречаемся с упоминанием о таком мощном излучателе энергии, который производил разломы земной поверхности.

Эдвард Кейси сообщает, что Силовой Кристалл, который использо­вался в качестве источника мирной энергии, все еще покоится на дне Атлантического океана в районе Бермудского треугольника, где он вре­мя от времени заряжается энергией и где так много кораблей и самоле­тов таинственно исчезают. Гигантский кристалл — высшее достижение ат­лантической цивилизации— был создан, когда атланты смогли обуздать солнечную энергию с помощью малых Кристаллов. Атланты смогли отыс­кать мощную кварцевую жилу, которая по своим размерам могла отра­жать все лучи солнца и луны. Им удалось извлечь эту глыбу, обработать грани с такой точностью и тонкостью, что они отражали каждый попа­давший на нее луч1.

В мифологии древних греков энергия грома и молнии направлялась как кара небес на неугодных. Жизненная сила, или прана — индийский термин, восходящий ко временам создания Вед, обозначающий энер­гию, которую мы поглощаем в процессе дыхания. «Ци» — термин китай­ской философии, также обозначающий необходимую для жизнедеятель­ности положительную энергию. Если задуматься над названием важней-


шего органа нашего организма— «солнечное сплетение», то само назва­ние сразу же подскажет его особость. Древние считали, что именно в сол­нечном сплетении концентрируется и из него посылается энергия в раз­личные части организма. Один из фундаментальных законов науки есть закон сохранения и превращения энергии.

Можно говорить о весьма медленной кристаллизации понятия «энер­гия». Огонь движет вещами — аналогия, с незапамятных времен указыва­ющая на данный феномен, на работу, инициируемую сложными и скры­тыми процессами. Источником энергии кроме каменного угля признава­лись еще и вода, ветер, мускульная сила животных. Еще древние египтяне использовали и демонстрировали мощь и энергию ветра при создании па­руса. Законы эволюции требовали, чтобы все совершалось не только мус­кульной или физической энергией, но и при помощи человеческого моз­га — энергии интеллекта.

Сам термин «энергия» греческого происхождения, в философии он активно использовался еще Аристотелем и обозначал собой деятельность. В рамках естественнонаучной картины мира представления об энергии сформировались в механике, а сам термин «энергия» впервые был упот­реблен только в 1807 г. Параллельно использовался термин «сила». Еще Лейбниц называл феномен энергии «живой силой». Введенное Гельмголь-цем представление о потенциальной энергии было поименовано им как «сила напряжения».

Энергия трактовалась как неуничтожимая субстанция, способная к многообразным превращениям, как атрибут материи. Под энергией в боль­шинстве случаев подразумевалась способность материальных тел совер­шать работу при изменении своего состояния2.

Развитие физики на рубеже XIX—XX в. привело к открытию новых ви­дов движения, в которых оставалось невыясненным, что именно движет­ся. Используя это обстоятельство, некоторые ученые пытались доказать, что движение возможно без материального носителя. Поскольку природа электрона еще не была в достаточной степени исследована, электрон был провозглашен некоей «нематериальной силой», чистым движением без материального носителя. На этом основывался и базировался энерге­тизм как философское направление, считающее первоосновой всех явле­ний энергию. Энергия трактовалась как неуничтожимая субстанция, спо­собная к многообразным превращениями, но не как атрибут материи. Истоки энергетизма относят к середине XIX в., к периоду становления в физике закона сохранения и превращения энергии. Наиболее крупной фи­гурой этого направления был немецкий химик В. Оствальд, к нему при­мыкали также Ю. Майер, английский физик М. Ранкин, немецкий уче­ный Г. Хельм. Основной тезис энергетизма состоял в замене понятия ма­терии комплексом известных энергий. Материя отождествлялась с веще­ством. Под энергией же в большинстве случаев подразумевалось матери­альное движение. Концепция В. Оствальда была подвергнута критике за путаность и непоследовательность. Провозглашая энергетизм как новое философское направление, он стремился устранить препятствия к слия­нию материи и духа и положить «конец материалистическому веку».


Однако исходя из теории Эйнштейна можно сделать иной вывод. Фи­лософский принцип неразрывности материи и движения на уровне физи­ческого познания конкретизируется в формах закона взаимосвязи массы и энергии Е = тсг. Согласно этому закону, всякий объект, обладающий массой, будет с необходимостью обладать и энергией, и наоборот, вся­кий объект, обладающий энергией, будет иметь массу. Классическое ве­щество есть не что иное, как область большой концентрации энергии, а классическое «поле» — область малой концентрации энергии. Различные виды реальности оказываются лишь разными проявлениями энергии. Массу следует понимать как меру определенного типа устойчивости, а энер­гию — как меру определенного типа изменчивости. Масса является мерой гравитационных и инерциальных свойств физических объектов. Энергия есть мера движения и взаимодействия физических объектов.

Важно признать не только количественную, но и качественную не-уничтожимость материи и движения. Признание одного лишь количе­ственного сохранения движения при допущении качественной его унич-тожимости ведет к концепции тепловой смерти Вселенной. Идея тепло­вой смерти Вселенной была высказана еще основателями классической электродинамики В. Томпсоном и Р. Клаузиусом. В основании этой тео­рии лежит попытка экстраполяции второго начала термодинамики, или закона возрастания энтропии, на всю Вселенную. Энтропия — это мера хаотизации. Второй закон термодинамики, сформулированный Сади Карно в 1829 г., указывает на то, что замкнутая система стремится от наименее вероятностного состояния к своему наиболее вероятностно­му состоянию. Понять это просто на примерах из обыденной жизни. Если кипящий чайник убрать с огня, то он будет далее не нагреваться, что было бы наименее вероятностным состоянием, а остывать, что, есте­ственно, более вероятно. Однако закон рассчитан на замкнутые систе­мы, т.е. системы, не обменивающиеся энергией с окружением, и это является абстракцией огромной силы, так как в мире большинство си­стем — незамкнутые. Когда второе начало термодинамики было распро­странено на Вселенную, проинтерпретированную как замкнутая систе­ма, по расчетам получалось, что все энергетические процессы должны происходить в одном направлении. Энтропия как физическая величина, характеризующая процессы превращения энергии, возрастала. Иными словами, творился невероятный хаос: все виды энергии превращались в тепловую, затем они рассеивались в пространстве, и Вселенная начи­нала остывать. Наступление абсолютного теплового равновесия означа­ло тепловую смерть Вселенной.

Суть философской критики концепции тепловой смерти Вселенной со­стояла в указании на недопустимость качественного уничтожения движе­ния, т.е. невозможность превращения многообразных видов энергии в теп­ловую. Однако данная концепция оказывается несостоятельной и с есте­ственнонаучной точки зрения. Возможность экстраполяции второго на­чала термодинамики на всю Вселенную предполагает произвольное допу­щение о ее структуре и, в частности, представление о ее замкнутости. Но Вселенная не является замкнутой системой, она состоит из бесконечно-


го числа частиц и элементов, и поэтому состояние термодинамического равновесия для нее неприемлемо.

Современная типология видов энергии строится либо с учетом матери­альных носителей— механическая, тепловая, химическая, либо по типу их взаимодействий — электромагнитная, гравитационная. Механическая энергия разделяется на кинетическую (зависящую от скоростей движу­щихся тел) и потенциальную (зависящую от положения тел). В термоди­намике применяется разделение энергии на свободную и связанную. Иногда говорят о внешней и внутренней энергии. Под первой, внешней, подра­зумевают механическую энергию, а под внутренней — весь остаток пол­ной энергии3.

В 1962 г. Нобелевский лауреат Питер Митчел высказал предположение, что энергия, освобождающаяся при дыхании и фотосинтезе, сначала за­пасается в виде электричества и разности концентрации протонов между двумя отсеками, разделенными мембраной, чтобы затем использоваться для синтеза АТФ (аденозин-трифосфат). Гипотеза была подтверждена. Так биоэнергетика вплотную подошла к исследованию энергии. В новой пара­дигме медицины болезнь рассматривается как результат изменения струк­тур энергии, предлагается терапевтическая методика для влияния на энер­гетическую систему тела. Исцеляющие силы, присущие каждому организ­му, могут действовать в направлении возвращения организма в свое пре­жнее нормальное состояние и в направлении, приводящем к новому со­стоянию равновесия.

До сих пор понятие энергии в науке остается центральным. Наука утвер­ждает, что Вселенная материальна или (в последней версии) что она есть энергия. Закон сохранения и превращения энергии заставляет взгля­нуть на общество и составляющих его индивидов как на элементы, про­изводящие и преобразующие энергию. Однако этот закон улавливает об­ратимость, взаимопревращаемость, использование эквивалентностей. Вме­сте с тем современное естествознание осваивает идею необратимости. Может быть, именно эту идею необратимости имел в виду Ницше, когда образно говорил, что действительность звучит как «эхо актов творения». Потери энергии, диссипация — рассеяние энергии — не могли ускольз­нуть из поля зрения естествоиспытателей. И даже родоначальник позити­визма Г. Спенсер, постулируя мощь энергии как «бесконечную и вечную Вселенную, из которой проистекают все явления и вещи», с необходи­мостью предпослал, что наряду с новым распределением материи возни­кает и новое распределение движения.

Небезынтересно заметить, что философия Спенсера признается ве­личайшим проявлением интеллекта, а в кругах эзотерически настроен­ных мыслителей считается, что Спенсер (1820-1903 г.) являлся вопло­щением древнеегипетского философа Тота. Основой для восторженного восприятия учения Г. Спенсера в кругах эзотерически настроенных мыс­лителей был его тезис о том, что противоположные концепции духа и материи (причем первая не менее, чем вторая) должны рассматриваться как знак Неведомой Реальности, лежащей в основе обоих. Наука плавно перетекала в тайну. Тайна бытия, к разгадке которой всегда стремилась


наука, по сути дела всегда была истоком и эзотерических, и религиозных размышлений. Так Неведомое нашло отражение и пристанище в позити­визме. И у Спенсера, и у герметистов энергия оказывается величайшей силой, имеющей естественное, природное происхождение. Положение Спенсера о Бесконечной Вечной Энергии прямо согласуется с линией герметического учения, в котором присутствует указание, что эта энер­гия есть энергия Разума Всего.

Русский философ Семен Франк называет свое главное произведение «Непостижимое». Первый раздел главного труда Спенсера «Основные на­чала» носит название «Непознаваемое». Он проникнут убеждением, что в основе Вселенной лежит та сила, которая абсолютно непостижима. Этот вывод мыслителя сокращает «кажущееся расстояние между религией и наукой»4.

В кругах, весьма удаленных как от науки, так и от эзотерических уче­ний, а именно в кругах обывателей, часто говорят о жизненной силе, жизненной энергии, понимая, как она важна для нормального функцио­нирования организма. Иногда сетуют на то, что попусту тратят свою энер­гию, совершенно справедливо замечая, что поток этой жизненной силы динамичен. Он то становится больше и нарастает, то ослабевает и начи­нает скудеть. Человек при этом чувствует утомление или даже впадает в состояние депрессии. С психической энергией связывают вдохновение и красоту. Весьма распространено убеждение, что психическая энергия про­никает во все ткани, во все органы нашего тела, устанавливая там опре­деленный порядок, гармонию или дисгармонию.

Герман Гессе в «Путешествии на Восток» заметил, что если в течение длительного времени заниматься малозначимыми вещами, то это будо­ражит нас и дает нам силы. Следовательно, при концентрации на мало­значащих вещах жизненная энергия обновляется. И этот закон можно назвать законом релаксации. «Релаксирую ли я, глядя на пламя костра, или наслаждаюсь видом бокала с вином, или слушаю симфонию, или, кося сено, нюхаю свежескошенную траву — во всех этих случаях я вос­принимаю значения и запоминаю колебания». Впрочем, область психи­ческой энергии недостаточно исследована.

На "вопрос, что такое энергия, часто можно услышать ответ со ссыл­кой на Рерихов. Энергия — это сила, которая запечатлевает образы на пластической, космической субстанции. Психическая энергия есть лю­бовь и устремление. Она есть синтез всех нервных излучений. И тогда вы­работка в себе постоянного, ничем не сломимого устремления к Свету во всех его проявлениях и будет развитием психической энергии. Поэтому истинное устремление и психическая энергия — можно сказать, сино­нимы.

Согласно учению Живой Этики, которое отнесено к девиантному зна­нию, психической энергии отводится основополагающая роль, ибо «Ос­нова Бытия есть психодинамика Духа». Последняя пронизывает все суще­ствующие образования от электронов до людей. Науке известно выраже­ние «энергия атома». Однако употребляется оно больше в значении не­осмысленных и безличностных силовых проявлений. Энергия атома ни-


как не связывается с тем, что этот атом может пребывать в теле мысля­щего и переживающего субъекта и тем самым производить энергию опре­деленного качества и направленности. Вместе с тем логично предполо­жить, что человек как высшее проявление жизни, как «венец творения» во Вселенной обладает и наибольшим из всех живых существ энергопо­тенциалом. Заметим, что ныне активно развивающаяся валеология — на­ука о здоровье — полагает своим основным методом измерение энергопо­тенциала человека.

Согласно преданию, звуковой комплекс АУМ есть символ сочетания высших энергий. АУМ — это древнее, священное сочетание понятий, ко­торое созвучно с музыкой сфер и приводит организм произносящего эту молитву в гармоническое соответствие с вибрациями Высшего Мира, способствуя притоку его психической энергии. В созвучии АУМ — триеди­ное сочетание высших понятий, в котором А есть Мысль— Основа, У есть Свет — Начало и М есть Тайна — Сокровенное. В этом сочетании тонкость вибраций, мудрость звучания и красота построения. Это сочета­ние лучших вибраций, которые звучат для настройки психической энер­гии и объединяют тонкость восприятия, мудрость и красоту. Таким обра­зом, предполагается, что молитва АУМ соединяет высшую человечес­кую энергию с высшей космической энергией.

Современная наука признает связь и зависимость человеческих жиз-непроявлений от космических взаимодействий. В контексте современной науки считается элементарным и даже тривиальным положение о том, что свет, тепло, магнетизм и электричество есть формы вибрации или, выражаясь более академически, формы движения материи — это типы вибрационного движения, проявление специфических видов энергии. Все материальные частицы находятся в собственном вращательном движе­нии, именуемом «спин», и также орбитальном вращательном движении. В материальных объектах вибрации различаются в зависимости от состо­яния объекта, от температуры. Холодный объект обладает одними коле­баниями, теплый — другими. Микрочастицы, которые являют собой одно­временно корпускулу и волну, представляют очень высокий тип вибра­ции. Однако современная наука не может объяснить природу явлений под названием «сцепление», «атомное притяжение», вгравитация». Можно предположить, что они суть проявления каких-то особых видов колеба­тельной энергии.

Некоторые ученые считают и явления Разума типами вибрационного движения. Действительно, каждая мысль, эмоция или душевное состоя­ние обладает соответствующим темпом и типом вибраций. Это особенно ощутимо в случае сильных, взрывных эмоций, когда равновесие теряет не только сам субъект, инициирующий психический шквал, но и окру­жающие его люди. Психическая энергия реагирует на все состояния ми­роздания и жизни.

И тем не менее каждое проявление психической энергии индивиду­ально. По природе это очень сложное образование, ибо каждый случай проявления психической энергии есть равнодействующая всех сил, из которых данный случай сложился, комплекс всех условий и синтез всех


устремлений. Разновидности психической энергии получили различные наименования. Так, один высокий вид энергии, именуемый «защитность», действует не только имманентно, т.е. защищая самого носителя энергии, но и трансцендентно, щедро выделяя энергию для защиты многих. В гер­метических заветах можно встретиться с названием психической энер­гии — Терос.. Выражение «Воитель Терос поднят свой щит» указывало на защитное применение психической энергии. «Слышали ли вы, чтобы йог был растерзан зверьми, — спрашивает исследователь данной проблемы А. Клизовский. — Не бьшо такого случая, ибо против щита Тероса не дерзнет ни одно животное, в котором есть доля инстинкта»5.

Иногда психическую энергию называют работой подсознания. Гипно­тизеры, магнетизеры и целители пользуются этой великой силой, зачас­тую не называя ее никак. Многие люди уверены, что великая сила живет внутри нас, и многие хотели бы ею управлять.

Говоря о свойствах психической энергии, утверждают, что она — са­мая тончайшая из всех видов тонких энергий. Отличительное свойство тон­ких энергий состоит в том, что чем тоньше вибрации, тем выше и могу­щественнее воздействие. На вопрос, как действуют тонкие энергии, мож­но ответить примером. Человеку может казаться, что он пришел само­стоятельно к определенному выводу и принял решение, между тем как в действительности на него бьшо произведено воздействие тонкой мыслен­ной энергии из пространства, которое бьшо воспринято его мыслитель­ным аппаратом. Физическое сознание человека может об этом ничего и не знать. Другой пример основывается на всеобщем законе вибрации и показывает, что при желании личности или под воздействием желания других вибрации тех или иных душевных состояний можно воспроизвести так же, как можно каким-либо образом воспроизвести музыкальный тон или цвет. Зная Принцип Вибрации и его приложения к душевным явлени­ям, можно поляризовать Дух на любом желаемом уровне, достигая со­вершенного контроля над своими душевными состояниями и настроени­ями. Можно обрести способность производить на ментальном плане то, что наука производит на физическом плане, так как согласно герметизму «вибрация мысли есть вибрация волн». Это именуется законом менталь­ной трансмутации (душевных превращений). В этой связи по-новому зву­чат слова Гермеса Трисмегиста: «Тот, кто понял Принцип Вибрации, схватил скипетр Могущества».

В эзотерической традиции обращают внимание и на другое уникальное свойство психической энергии, в частности на то, что она «наслаивает пространство, оседает и отлагается на всех предметах, окружающих че­ловека. Человек — не только конденсатор космической энергии, но и мощ­ный ее излучатель. Поэтому каков сам человек, носитель психической энергии, таковы и его вещи. Проблемным является срок сохранения на­слоений психической энергии. Есть предположение, что она не уничтожа­ется, не стирается ни веками, ни расстоянием, а живет тысячелетиями. Согласно преданию, атланты, египтяне, халдеи использовали это свой­ство психической энергии. Они наслаивали на предметы определенного качества психическую энергию, которая должна была производить жела-


емое действие на других. Такие предметы получали название «терафимы», или заклятые предметы, потому что при наслаивании произносилась опре-: деленная формула и заклятие.

Не менее парадоксальным свойством психической энергии, как отме­чает А. Клизовский, является ее способность самоотделяться, т.е. само­вольно уходить от человека. Считается, что высшая энергия разумна и отделяется не для того, чтобы производить возмездие, т.е. отрицательные действия, но прежде всего она устремляется на помощь находящемуся в затруднении. Пославший помощь чувствует внезапное утомление, а полу­чивший помощь — прилив сил, но ни тот, ни другой часто не понимают, что же произошло. Можно направить энергию сознательно, но по этому привычному пути могут быть устремлены и бессознательные потоки энергии.

Не следует забывать, что любая приведенная в действие энергия по­рождает инерцию. Остановить эту инерцию почти невозможно, и оказы­вается, что каждое проявление психической энергии продолжает свое воз­действие по инерции, иногда даже продолжительно, т.е. имеет инерцион­ную природу. Мысль уже видоизменилась, а следствие прошлой посылки все еще пронизывает пространство. В этом сила психической энергии, в этом же и проблема, требующая особого внимания.

(Заметим, что понятие «внимание* — латинского происхождения; ко­рень обозначает действие — «протягивать», «вытягивать». Посему выра­жение «уделить внимание» в действительности означает энергообмен, т.е. мысленное «вытягивание», «протягивание» духовной энергии.)

Наш современник вряд ли будет отрицать значение энергии мысли и воображения. Напротив, он с охотой примется подтверждать данный фе­номен многочисленными примерами из личной жизни. Тем не менее ме­ханизмы объяснения многообразных энергетических влияний «на тон­ком уровне» сконцентрированы не столько в научной, сколько в эзоте­рической литературе. Конечно же, объяснения эти сопровождаются спе­цифическим для данной сферы мировосприятия дискурсом. Например, в герметизме, когда мы встречаемся с полярно противоположными облас­тями (высшими бинариями), такими как дух и материя, жизнь и смерть, добро и зло, сознательность и реализационная власть, возможность их нейтрализации, т.е. порождение третьего члена, предполагает еще один план существования. С понятием «энергия» в древнейшей тайной мудрос­ти, в герметизме и великих Арканах Таро связывают средний член в бина-рии дух— материя. Весь промежуточный (средний) план называется аст­ральным, а крайние, соответственно, — ментальным и физическим. Та­ким образом, изучение энергии, согласно герметизму, есть изучение и познание плана астральности.

Поскольку астральный план смежен с ментальным и физическим, то в нем присутствуют отпечатки, отражения тех элементов, которые близ­ко подходят к его области. Очень сконденсированные и типично сгруппи­рованные коллективности идей имеют отражение в астральном плане и называются астроидеи, т.е. идеи, уже напросившиеся на форму. Такие ас-троидеи ловятся метафизиками и прочими учеными в те моменты их ра-


бот ментального характера, когда возникает вопрос о выборе форм для уже облюбованных идей. Часто одна и та же астроидея ловится разными учеными в близких друг другу подпланах, и тогда мы видим возникнове­ние двух или более систем, очень схожих, но не тождественных по форме.

Реализовавшиеся в физическом плане акты и явления отражаются в астральном плане как в зеркале, давая так называемое астральное клише событий физического плана. Будущие события стоят в некоторой зависи­мости от волевых импульсов свободных индивидуальностей. Однако, во-первых, каждое наше желание, каждая мера, предпринятая нами в физи­ческом плане, изменяет частично клише будущих событий и может даже их стереть. Во-вторых, чем выше астральный подплан, тем менее изме­няется это клише и тем лучше оно предсказывает событие. За астральны­ми клише охотятся ясновидящие и гадатели. Легче других бросаются в глаза клише аномалий или событий грандиозного характера6.

Примечательно, что об энергетических взаимодействиях говорят с ис­пользованием понятия Tourbillons — вихревого движения, которое заня­ло свою нишу в современной синергетике. Проблема обращения с высшей энергией чрезвычайно сложна. Думая о желаемом, мы аккумулируем энер­гию, которая с данного момента начинает материализоваться. В эзотери­ческой картине мира подобный процесс объясняется приблизительно сле­дующим образом.

Когда человек нарисовал астральную картину дурного намерения, этим самым он породил сущность (коагулировав астрал). У порожденной сущ­ности нет физического тела, но есть астросом — типично выраженная идея дурного желания. Ее влияние простирается прежде всего на самого ее отца, на художника, написавшего астральную картину чего-то дурно­го. Эту сущность называют лярвой7. Она побуждает не забывать свое дур­ное желание, повторять волевой импульс и тем самым усиливать его. Она может подействовать и на другого человека. Так называемые лярвы про­сматриваются в ауре. Избавиться от них можно следующим образом: во-первых, осуществив сознательно волевое усилие не подчиняться дурному импульсу и гнать его от себя; во-вторых, сосредоточившись мыслью и воображением на другом предмете. Молитва есть наиболее желательная форма применения этого второго способа, ибо всякая молитва есть акт сосредоточения.

В энергетическом, астральном плане существуют также астросомы, называемые эгрегоры коллективности. Они возникают, когда единомыш­ленники, коллектив людей мыслят общую идею в общей же форме. Эти люди как бы обводят карандашами контуры одной и той же фигуры, утол­щая данные контуры и делая их более заметными. Такой эгрегор, как и всякий астросом, хранит, восстанавливает и побуждает к активности и самосохранению физическое тело. К примеру, эгрегор благотворительно­го общества будет побуждать его членов к пожертвованиям и работе, спо­собствовать увеличению контингента самих членов.

Для человека характерна сильная произвольная или непроизвольная концентрация его деятельности на сфере астральных проявлений. В этом состоянии физическая деятельность человека сводится к крайнему мини-


муму. Считается, что деятельность астросома особенно интенсивна во время сна. Проявление астральной энергии человека вдали от его физи­ческого тела называется выходом его в астральный план, или экстерио-ризацией астрала. Оно бессознательно происходит у лиц, пораженных эф­фектами испуга и горя. Сознательно подобное состояние вызывают в себе маги и колдуны, чтобы проявить свою деятельность на расстоянии, выс­мотреть астральное клише земного бытия, поймать астроидею, решить запутанный теоретический вопрос.

Mens человека в это время работает не особенно сильно. Он сопро­вождает астральное тело и участвует в «сторожевой службе» физического. Такая «сторожевая служба» до некоторой степени гарантирует быстрое возвращение астросома в физическое тело в случае крайней опасности.

Примечательно, что если астральное тело отсутствует, когда челове­ку наносятся физические повреждения, и наносимое повреждение мало передалось системе Tourbillons его астрала, то последний, возвращаясь в тело, тем лучше все исправляет, чем меньше он сам был затронут. Это находит подтверждение в практике факиров, прокалывающих себе раз­личные части тела и быстро их заживляющих энергетической деятельно­стью вернувшегося астросома. Если, наоборот, энергетической системе нанесен ущерб, то это вызывает повреждение физического тела в тех ча­стях, которые соответствуют астральному.

Энергия и проблема зла. Существует твердое убеждение, что великая сила психической энергии есть обоюдоострый меч. Если, овладев ею, че­ловек вздумает ударить своего ближнего, то другим концом, с удесяте­ренной силой, ударит самого себя и на много веков сбросит себя с лест­ницы восхождения8. Если оружие психической энергии не употреблять во благо, то оно превращается в орудие уничтожения носителя энергии.

Легенды о падших ангелах основаны на том, что стремление к эгоис­тическому могуществу в духовном плане неизбежно приводит' эгоисти­ческие души к потере душевного равновесия и падению их настолько глу­бокому, насколько до этого они высоко поднялись. Но даже таким душам дана возможность возврата, и они совершают обратное путешествие, же­стоко при этом расплачиваясь.

Духовное развитие означает осознание и проявление внутренней ду­ховности, духовности в нас. Испытатель психической энергии должен об­ладать терпением и доброжелательностью. Он не имеет права жаловаться и впадать в уныние.

Представители эзотерических знаний уверены, что поскольку психи­ческая энергия — тончайшая, обращение с ней должно быть возвышен­но утонченным. Существует серьезная проблема обращения с высшей энергией. Считается, что потенциал основной энергии был дан каждому человеку, но люди настолько различно обошлись с этим великим даром, что это привело к пугающим результатам. Развитие психической энергии без самоусовершенствования, без стремления человека к благу ставит его на путь самоуничтожения. Необходимо уметь владеть своим мышле­нием не только для того, чтобы устремлять его к действию, но и чтобы удерживать мысль от действия. Важно иметь в виду, что запас разумно


израсходованной психической энергии немедленно пополняется из со­кровищницы Космоса

Посланная или направленная мысль (посыл), действующая в виде им­пульса на мозг, осознается как внушение. В современных исследованиях аналогичные процессы объединяются понятием «суггестия». Лицо может влиять на себя — автовнушение — или на другого — альтеровнущение. Вну­шение можно осуществить посредством слова, посредством образов и жестов, посредством мысли. Оно может быть произведено в состоянии бодрствования, как это делали факиры в Индии, в состоянии легкове­рия, в гипнотическим состоянии. Внушение можно заставить исполнить в тот же момент, через некоторое время, отложить на долгое время. Могу­щество воображения и внушения так велико, что даже явления стигма­тизации — появления знаков на организме — медик Агриппа объяснял именно мощью и силой воображения. В современной медицине также вы­деляют ряд психогенных источников тех или иных симптомом или болез­ней (рвота, расстройство желудка, обмороки, бледность или покрасне­ние и т.п.) Для защиты от негативных влияний используются многооб­разные медитативные практики.

Накапливание психической энергии допустимо лишь для пользы мира, для общего блага и помощи ближним. Только те цели оправдывают на­копление и сознательное применение психической энергии, которые могут быть полезны для ее носителя. Иными словами, требуется максимум по­ложительных качеств и высокий нравственно-этический потенциал лич­ности, ее направленность к свету и добру, идеалам гуманизма. Преградой и тормозом индивидуального развития становится отрицательное, недис­циплинированное мышление, низкие недостойные мысли и так называе­мые «крупные ехидины, такие как гнев, страх, сомнение». Большой ущерб нанбсит раздражение, причем не только личностный, но и простран­ственный. Когда оно кровавым комком закладывает уши, разве слышит тогда человек? Когда мутнеет глаз, разве видит тогда человек? Когда за­веса опускается на сознание, где же тогда приобретение? Для того, что­бы повысить качество своей энергии, необходимо очистить сознание, во-первых, и расширить его, во-вторых. В связи с этим обращает на себя внимание вывод отнюдь не материалистической философии и бывшего научного коммунизма, а эзотеризма и герметического учения, согласно которому первое условие повышения сознания состоит в сознательности труда. При этом, однако, необходимо осознание того, в чем можно преуспеть. Замечено, что самые занятые люди наиболее долговечны. Постоянный и ритмический труд приводит к накоплению такого запаса жизненной силы, который предохраняет занятых людей от многих заболеваний, удлиняя вместе с тем их существование. К способам улучшения своего сознания и, одновременно, к овладению высшей космической мощью помимо со­знательного труда относят упорное, ничем не сломимое стремление к прекрасному, любви и состраданию ко всему живущему, стремление к высшему знанию. Состояния, когда жизнь обращается в единый, не зна­ющий перерывов порыв к истине, Свету и знанию, свидетельствуют о накапливаемой психической энергии.


ЛИТЕРАТУРА

1 См.: Рогальская П. Атлантида // АУМ. Синтез мистических учений За­
пада и Востока, 1990. № 3. С. 182-183.

2 См.: Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970. С. 563.

3 Там же. С. 564.

4 Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1899. С. 39.

5 См.: Каизовский А. Психическая энергия. Рига, 1990. С. 14.

6 Г.О.М. Курс энциклопедии оккультизма. Киев, 1994. С. 22-23.

7 Тамже. С. 23.

8 См.: КлизовскийА. Указ. соч. С. 59.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...