Особенности работы вожатого (воспитателя) в отряде, в зависимости от возраста
Половозрастные особенности детей и особенности работы вожатого (воспитателя) в отряде, в зависимости от возраста
Знание возрастных особенностей детей и подростков, характеристик физического развития, особенностей их поведения в том или ином возрасте поможет в процессе воспитательной деятельности.
Данные половозрастных особенностей детей
Физический рост и развитие
Особенности поведения
Советы воспитателю (вожатому)
Развитие детей младшей группы (5-8 лет)
1. руки и ноги растут быстрее тела
2.общее управление телом хорошее, координация глаз и рук улучшается к 7 годам
1. высокий уровень активности
2. стремление к общению вне семьи
3. стремление научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо
4. понимание различий пола
5. стремление получить время на самостоятельные занятия
6. ребенок может быть как целеустремленным, так и самоуверенным, агрессивным
1. организация подвижных игр при ограничении прыжков и бега
2. развитие умения лазать и пользоваться качелями
3. использование ритмических видов деятельности; пение, драматические постановки
4. обучение правильным навыкам труда
5. обеспечение конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении
6. предоставление детям свободы действия, развития способностей (при соблюдении нравственных норм, распорядка жизни детского лагеря и т. п.)
Развитие детей средней группы (9-11 лет)
1. Рост девочек опережает рост мальчиков
2.Вначале мальчики и девочки имеют равные силы, затем мальчики становятся сильнее
1. стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек
2. энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны
3. часты беспокойные состояния, дети нуждаются в постоянной деятельности
4. стремятся к большой мускульной активности
5.любят коллективные игры
6. шумны, спорят
7. влюбчивы
8. боятся поражения, чувствительны к критике
9. интересы постоянно меняются
10. мальчики играют с девочками; стремятся к соперничеству
11. начинают осознавать нравственные нормы
12. пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг
1. учет того обстоятельства, что дети данного возраста особенно нуждаются в поощрении и похвале
2. использование таких видов деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности
3. организация коллективных спортивных игр, занятий по интересам
4. организация разумного руководства; разумное направление пробуждающихся интересов к окружающему миру; стремление обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей
Развитие детей старшей группы (12-14 лет)
1. девочки обычно выше мальчиков
2. половое созревание
3. быстрый рост мускулатуры
4. переутомление опасно
5. девочки менее активны
1. мальчики склонны к групповому поведению
2. дети испытывают внутреннее беспокойство
3. антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга
4. мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых
5. дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета
6. стремятся к соревновательности, подчиняют свои интересы мнению команды
7. сопротивление критике
8. появляется интерес к заработку
9. появляются кумиры
1. организация коллективных игр (различных для мальчиков и девочек
2. предпочтение спортивным играм
3. использование общего энтузиазма при выполнении порученных заданий
Развитие подростков (15-16 лет)
1. наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями (у мальчиков в среднем к 15 годам, у девушек к 13 годам)
2. завершение роста скелета
3. различия среди детей усиливаются, так как многие из них уже повзрослели, а другие только начинают взрослеть
4. мальчики отстают в развитии на 2 года
1. девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками
2. наблюдается беспокойство о своей внешности
3. растет социальная активность
4. стремление к достижению независимости от своей семьи
5. поиск себя
6. происходит выбор будущей профессии
7. возникновение первой любви
8. появляются крайности в поведении, например, «я знаю все!»
1. оказание помощи подросткам в том, все они были приняты своими сверстниками
2. руководство поведением подростков построить так, оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых
3. создание необходимых условий для отдыха
4. учет возрастных особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к другому полу
5. учет того обстоятельства, что для мальчиков лучше организовывать спортивные соревнования, а девушек вовлекать в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями и т. д.
Особенности работы вожатого (воспитателя) в отряде, в зависимости от возраста
5-8 лет:
Ø Поездка на большой срок
Ø Новые условия
Ø Непосредственность проявления чувств
Ø Забота (+помощь)
Ø Высокая активность
Ø Не воспринимают рассуждения
Ø Смена деятельности
Ø Сюжет игры
Ø Отсутствие коллективной деятельности
Ø Необходимо быть инициатором, организатором, руководителем, исполнителем, помощником
Ø Внутреннее стремление к самостоятельности
Ø Необходимость в нужности и защищенности
Ø Культ тайны и секретов
Ø Творческий БУМ
Ø Всевозможные жалобы
Роль: мама-папа (реже брат-сестра)
ü Следить в три глаза
ü Менять деятельность (в т.ч. характер)
ü Менять высоту общения
ü Развивать ответственность, самостоятельность
ü От себя требовать четкости
ü Организовать быт
ü Держать привычки при себе
ü Уметь применять игровую форму или же форму директивы к большинству дел
ü Чаще хвалить, награждать
ü Уметь понять настроение
ü Различать: проводить что-то НАД детьми или ВМЕСТЕ с детьми
ü Развивать творчество, физику, логику
ü Любить
9-11 лет:
Ø Более самостоятельны
Ø Активны, жизнерадостны
Ø Возникновение товарищества (в дальнейшем – микрогруппы)
Ø Ценят в других физические данные
Ø Деление на мальчиков и девочек
Ø Всё умею, хочу и попытаюсь
Ø Подражание
Ø Первые опыты
Ø Игры соревновательного типа
Ø Необходимо соблюдать нейтралитет
Ø Частые жалобы
Ø Необходимо развитие навыков труда
Ø Больше творчества и спорта
Роль: брат-сестра (реже мама-папа)
ü Следить в два глаза
ü Занимать, привлекать
ü Направлять энергию детей в нужное русло
ü Соблюдать нейтралитет или применять «соломоново» решение
ü Уметь строить беседы
ü Давать выбор
ü Найти точки контроля
ü Держать привычки и ЭМОЦИИ
ü Не уговаривать
12-14 лет:
Ø Самосознание
Ø Лидерство
Ø Организаторские умения
Ø Коллективная деятельность
Ø Нет - контролю, да - мнению и советам
Ø Отношения как отношения
Ø Стыд
Ø Проверка на прочность всего и вся
Ø Девочки – кокетство, мальчики – бравирование
Ø На показ достоинства и недостатки человека
Ø Требуется большой такт в общении от вожатого
Ø Эмоциональная хрупкость
Ø Нужда в ЧСВиД
Ø Мелкие жалобы
Роль: брат-сестра (реже товарищ-друг)
ü Следить в два глаза
ü Следить в два глаза за собой
ü Уметь выявлять лидеров, аутсайдеров, ведущих, ведомых
ü Помогать решать «жизненные вопросы»
ü Стать «своим»
ü Не быть провокатором
ü Быть интеллектуально подкованным
ü Уметь выслушать
15-16 лет:
Ø Стремление к самостоятельности, независимости, отстаиванию прав
Ø Возраст великих парадоксов
Ø Не выносят опеку
Ø Нужен лидер
Ø Высокое ЧСВиД
Ø Поиск смысла, значимости, необходимости, нужности и т.д.
Ø Появление статусов
Ø Готовые микрогруппы
Ø Спор, проблемы, новости
Ø «Я – не ребенок!»
Ø Мало опыта à сложно à несправедливость, категоричность, прямолинейность, жестокость
Ø «Хочу на равных!»
Ø Критика
Ø Мнение о себе
Ø Яркие симпатии и антипатии
Ø Любовь?
Ø То, что внутри мешает тому, что вне
Ø Требуется такт уважения и внимательности от вожатого
Ø Жалобы – секреты
Роль: товарищ-друг (реже брат-сестра)
ü Следить в три глаза
ü Уметь различать игру и реальность
ü Дать «свободу» выбора, мнения, слова и т.д.
ü Не допускать абсурдности
ü Быть авторитетом
ü Не допускать панибратства
ü Добиться уважения
ü Сделать из детей союзников
ü Не «пичкать» играми
ü Учить нравственности, ответственности
ü Не позволять появляться «короне» на голове что у отряда, что у отдельных детей
ü Быть морально готовым
ü Быть морально готовым закрывать глаза
ü Уметь принять критику, недовольство и аргументировать
ü Вводить игровые модели управления или системы «бонусов»
ü Понимать «вопросы бытия»
ü Налаживать атмосферу для глубоких разговоров
ü Научить детей ставить себя и близких на чужое место
ü Научить проецировать ситуации и на себя, и на других
ü Уметь абстрагироваться
ü Делать акцент на спорте, творчестве, интеллекте как на основах
ü Уметь воздействовать с помощью общественного мнения
Вожатому надо помнить о том, что у него могут возникнуть с детьми разного рода разногласия и даже противоречия и быть готовым к этому. Так, например, следует ожидать разногласия по вопросам организации «свободного» времени.