Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности работы вожатого (воспитателя) в отряде, в зависимости от возраста

Половозрастные особенности детей и особенности работы вожатого (воспитателя) в отряде, в зависимости от возраста

 

Знание возрастных особенностей детей и подростков, характеристик физического развития, особенностей их поведения в том или ином возрасте поможет в процессе воспитательной деятельности.

 

Данные половозрастных особенностей детей

 

Физический рост и развитие Особенности поведения Советы воспитателю (вожатому)
Развитие детей младшей группы (5-8 лет)
1. руки и ноги растут быстрее тела 2.общее управление телом хорошее, координация глаз и рук улучшается к 7 годам 1. высокий уровень активности 2. стремление к общению вне семьи 3. стремление научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо 4. понимание различий пола 5. стремление получить время на самостоятельные занятия 6. ребенок может быть как целеустремленным, так и самоуверенным, агрессивным 1. организация подвижных игр при ограничении прыжков и бега 2. развитие умения лазать и пользоваться качелями 3. использование ритмических видов деятельности; пение, драматические постановки 4. обучение правильным навыкам труда 5. обеспечение конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении 6. предоставление детям свободы действия, развития способностей (при соблюдении нравственных норм, распорядка жизни детского лагеря и т. п.)
Развитие детей средней группы (9-11 лет)
1. Рост девочек опережает рост мальчиков 2.Вначале мальчики и девочки имеют равные силы, затем мальчики становятся сильнее 1. стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек 2. энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны 3. часты беспокойные состояния, дети нуждаются в постоянной деятельности 4. стремятся к большой мускульной активности 5.любят коллективные игры 6. шумны, спорят 7. влюбчивы 8. боятся поражения, чувствительны к критике 9. интересы постоянно меняются 10. мальчики играют с девочками; стремятся к соперничеству 11. начинают осознавать нравственные нормы 12. пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг 1. учет того обстоятельства, что дети данного возраста особенно нуждаются в поощрении и похвале 2. использование таких видов деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности 3. организация коллективных спортивных игр, занятий по интересам 4. организация разумного руководства; разумное направление пробуждающихся интересов к окружающему миру; стремление обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей
Развитие детей старшей группы (12-14 лет)
1. девочки обычно выше мальчиков 2. половое созревание 3. быстрый рост мускулатуры 4. переутомление опасно 5. девочки менее активны 1. мальчики склонны к групповому поведению 2. дети испытывают внутреннее беспокойство 3. антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга 4. мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых 5. дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета 6. стремятся к соревновательности, подчиняют свои интересы мнению команды 7. сопротивление критике 8. появляется интерес к заработку 9. появляются кумиры 1. организация коллективных игр (различных для мальчиков и девочек 2. предпочтение спортивным играм 3. использование общего энтузиазма при выполнении порученных заданий
Развитие подростков (15-16 лет)
1. наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями (у мальчиков в среднем к 15 годам, у девушек к 13 годам) 2. завершение роста скелета 3. различия среди детей усиливаются, так как многие из них уже повзрослели, а другие только начинают взрослеть 4. мальчики отстают в развитии на 2 года 1. девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками 2. наблюдается беспокойство о своей внешности 3. растет социальная активность 4. стремление к достижению независимости от своей семьи 5. поиск себя 6. происходит выбор будущей профессии 7. возникновение первой любви 8. появляются крайности в поведении, например, «я знаю все!» 1. оказание помощи подросткам в том, все они были приняты своими сверстниками 2. руководство поведением подростков построить так, оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых 3. создание необходимых условий для отдыха 4. учет возрастных особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к другому полу 5. учет того обстоятельства, что для мальчиков лучше организовывать спортивные соревнования, а девушек вовлекать в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями и т. д.

Особенности работы вожатого (воспитателя) в отряде, в зависимости от возраста

5-8 лет: Ø Поездка на большой срок Ø Новые условия Ø Непосредственность проявления чувств Ø Забота (+помощь) Ø Высокая активность Ø Не воспринимают рассуждения Ø Смена деятельности Ø Сюжет игры Ø Отсутствие коллективной деятельности Ø Необходимо быть инициатором, организатором, руководителем, исполнителем, помощником Ø Внутреннее стремление к самостоятельности Ø Необходимость в нужности и защищенности Ø Культ тайны и секретов Ø Творческий БУМ Ø Всевозможные жалобы   Роль: мама-папа (реже брат-сестра) ü Следить в три глаза ü Менять деятельность (в т.ч. характер) ü Менять высоту общения ü Развивать ответственность, самостоятельность ü От себя требовать четкости ü Организовать быт ü Держать привычки при себе ü Уметь применять игровую форму или же форму директивы к большинству дел ü Чаще хвалить, награждать ü Уметь понять настроение ü Различать: проводить что-то НАД детьми или ВМЕСТЕ с детьми ü Развивать творчество, физику, логику ü Любить 9-11 лет: Ø Более самостоятельны Ø Активны, жизнерадостны Ø Возникновение товарищества (в дальнейшем – микрогруппы) Ø Ценят в других физические данные Ø Деление на мальчиков и девочек Ø Всё умею, хочу и попытаюсь Ø Подражание Ø Первые опыты Ø Игры соревновательного типа Ø Необходимо соблюдать нейтралитет Ø Частые жалобы Ø Необходимо развитие навыков труда Ø Больше творчества и спорта   Роль: брат-сестра (реже мама-папа) ü Следить в два глаза ü Занимать, привлекать ü Направлять энергию детей в нужное русло ü Соблюдать нейтралитет или применять «соломоново» решение ü Уметь строить беседы ü Давать выбор ü Найти точки контроля ü Держать привычки и ЭМОЦИИ ü Не уговаривать
12-14 лет: Ø Самосознание Ø Лидерство Ø Организаторские умения Ø Коллективная деятельность Ø Нет - контролю, да - мнению и советам Ø Отношения как отношения Ø Стыд Ø Проверка на прочность всего и вся Ø Девочки – кокетство, мальчики – бравирование Ø На показ достоинства и недостатки человека Ø Требуется большой такт в общении от вожатого Ø Эмоциональная хрупкость Ø Нужда в ЧСВиД Ø Мелкие жалобы   Роль: брат-сестра (реже товарищ-друг) ü Следить в два глаза ü Следить в два глаза за собой ü Уметь выявлять лидеров, аутсайдеров, ведущих, ведомых ü Помогать решать «жизненные вопросы» ü Стать «своим» ü Не быть провокатором ü Быть интеллектуально подкованным ü Уметь выслушать 15-16 лет: Ø Стремление к самостоятельности, независимости, отстаиванию прав Ø Возраст великих парадоксов Ø Не выносят опеку Ø Нужен лидер Ø Высокое ЧСВиД Ø Поиск смысла, значимости, необходимости, нужности и т.д. Ø Появление статусов Ø Готовые микрогруппы Ø Спор, проблемы, новости Ø «Я – не ребенок!» Ø Мало опыта à сложно à несправедливость, категоричность, прямолинейность, жестокость Ø «Хочу на равных!» Ø Критика Ø Мнение о себе Ø Яркие симпатии и антипатии Ø Любовь? Ø То, что внутри мешает тому, что вне Ø Требуется такт уважения и внимательности от вожатого Ø Жалобы – секреты   Роль: товарищ-друг (реже брат-сестра) ü Следить в три глаза ü Уметь различать игру и реальность ü Дать «свободу» выбора, мнения, слова и т.д. ü Не допускать абсурдности ü Быть авторитетом ü Не допускать панибратства ü Добиться уважения ü Сделать из детей союзников ü Не «пичкать» играми ü Учить нравственности, ответственности ü Не позволять появляться «короне» на голове что у отряда, что у отдельных детей ü Быть морально готовым ü Быть морально готовым закрывать глаза ü Уметь принять критику, недовольство и аргументировать ü Вводить игровые модели управления или системы «бонусов» ü Понимать «вопросы бытия» ü Налаживать атмосферу для глубоких разговоров ü Научить детей ставить себя и близких на чужое место ü Научить проецировать ситуации и на себя, и на других ü Уметь абстрагироваться ü Делать акцент на спорте, творчестве, интеллекте как на основах ü Уметь воздействовать с помощью общественного мнения

 

Вожатому надо помнить о том, что у него могут возникнуть с детьми разного рода разногласия и даже противоречия и быть готовым к этому. Так, например, следует ожидать разногласия по вопросам организации «свободного» времени.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...