Фиолетовые красящие вещества
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Фиолетовый кобальт — искусственный минеральный пигмент красивого фиолетового цвета, представляющий собой соединение кобальта и фосфора (фосфат кобальта). С маслом смешивается хорошо, берет его до 120% и высыхает медленно. Эта краска светоустойчива и прочна как в чистом виде, так и в смесях, за исключением смеси с желтым и красным кадмием, в соединении с которыми она чернеет. Светло-фиолетовый кобальт — искусственный минеральный пигмент, состоящий из соединений кобальта и мышьяка; обладает красивым и ярким светло-фиолетовым цветом. С маслом смешивается хорошо и берет его до 120%. Высыхает медленно. Светоустойчив и прочен как в чистом виде, так и в смесях, за исключением смеси с желтым и красным кадмием, в которой он чернеет. Коричневые красящие вещества Коричневая земля — природная земля различных оттенков: от светло-коричневого до темно-коричневого, состоит главным образом из соединений железа и марганца. Лучшие коричневые земли добываются в месторождениях Хотьковском и Кудиновском (Московская область), Ухоловском (Рязанская область), Малкинском (Северный Кавказ), Корсуньском (Украинская ССР) и др. С маслом смешивается хорошо и берет его до 47%. Вполне светоустойчива и прочна. Приготовление коричневой земли несложно и заключается в измельчении красящего вещества и четырехкратном его отмачивании. Кудиновская коричневая земля — природная земля красивого темно-коричневого цвета различных оттенков, добываемая в Кудиновском месторождении, близ села Кудиново, Ногинского района Московской области. По своему составу является одним из соединений железа. С маслом смешивается хорошо и берет его до 64%, высыхает быстро.
Вполне светоустойчива и прочна как в чистом виде, так и в смесях с большинством красок. С белилами дает очень красивые оттенки светло-кофейного, теплого по тону цвета. Хотьковская коричневая земля — природный минеральный пигмент коричневого цвета различных оттенков: от светлых до более темных. Добывается в месторождении близ села Хотьково Московской области. По своему составу является соединением железа и содержит незначительное количество марганца. Вполне светоустойчивая и прочная краска как в чистом виде, так и в смесях с другими красящими веществами. С маслом смешивается хорошо и берет его до 62%, высыхает быстро. Нанесенная тонким прозрачным слоем, эта краска обладает красивым коричнево-золотистым цветом. Охра жженая — пигмент коричневого цвета различных оттенков: от светло- до темно-коричневого; получается прокаливанием желтых охр. Светоустойчива и прочна. Умбра натуральная — природная земля черно-коричневого цвета с чуть зеленоватым оттенком; по своему составу является соединением окислов железа и марганца 1. Лучшие сорта ее добываются в Байкальском (близ озера Байкал), Лоевском (Белорусская ССР), Купавинском (Московская область), Акиянском (Тюменская область) месторождениях. Смешивается с маслом хорошо и берет его до 100%; высыхает быстро. Светоустойчива и прочна как в чистом виде, так и в смесях. Умбра жженая получается прокаливаем натуральной умбры при температуре 550—700° C. Она имеет темно-коричневый с красноватым оттенком цвет. С маслом стирается хорошо и берет его до 95%; высыхает быстро. Светоустойчива и прочна. Сиена жженая — краска красивого красновато-коричневого цвета, отличающаяся исключительной прозрачностью; получается прокаливанием натуральной сиены при температуре 550—650° C. С маслом стирается хорошо и берет его до 180%; высыхает медленно. Светоустойчива и прочна как в чистом виде, так и в смесях, за исключением смесей с желтыми кадмиями, в сочетании с которыми темнеет.
Марс коричневый — искусственная минеральная краска, состоящая главным образом из соединений железа. Обладает прозрачным красивым коричневым цветом различных оттенков. С маслом высыхает медленно и берет его до 59 %. Светоустойчива и прочна. Ленинградский завод художественных красок «Черная речка», помимо обыкновенного коричневого марса, вырабатывает его разновидность: марс темно-коричневый, прозрачный, превосходного цвета — краску для масляной живописи, полностью заменяющую асфальт. Охра жженая обогащенная — темно-коричневого цвета искусственная минеральная краска, получаемая прокаливанием смеси натуральной охры и окиси марганца. Для приготовления ее берут обычную желтую охру, предварительно хорошо отмученную, и взмучивают ее в воде, потом добавляют раствор марганцовокислого калия и немного сахару и нагревают до тех пор, пока розовый раствор марганцовокислого калия не обесцветится; затем его фильтруют и прокаливают осадок при 60— 80°C. Промытый и высушенный осадок является красящим веществом. Жженая охра очень светоустойчива и прочна. Обогащенная умбра приготовляется посредством прокаливания желтых охр, обогащенных гидроокисями железа и марганца. Светоустойчивость и прочность обогащенной умбры зависят от качества сырья, используемого при ее изготовлении. 1 — Существует имитация натуральной умбры, приготовляемая из обожженной охры коричневого цвета, подцвеченной волконскоитом. Черные красящие вещества Кость жженая — органический углеродный пигмент искусственного происхождения, получаемый посредством пережигания без доступа воздуха обрезков обезжиренных костей. Лучшие сорта ее получают пережиганием обрезков слоновой и моржовой кости или оленьего рога. Обладает интенсивным черным цветом. С маслом смешивается хорошо, берет его до 98%; высыхает медленно. Светоустойчива и прочна как в чистом виде, так и в смесях с большинством красок. Не следует смешивать ее с желтым и красным кадмием: такие смеси быстро разрушаются. Виноградная черная — краска глубокого синевато-черного цвета, получаемая посредством обжига без доступа воздуха сухих молодых лоз винограда 1. Относится к углеродным краскам. Светоустойчива и прочна. Не следует смешивать ее с кадмиями: в смеси с ними она разрушается.
Косточковая черная получается пережиганием без доступа воздуха сухих косточек абрикоса, персика, сливы, вишни. Обладает красивым черным цветом. Светоустойчива и прочна. Минеральная черная — натуральная земля, получаемая из черных глинистых сланцев. В смеси с маслом обладает интенсивным черным цветом. Месторождения лучших черных земель — Звенигородское (близ Звенигорода Московской области) и Акчанкульское (Киргизская ССР). Светоустойчива и прочна. Земля звенигородская черная — природное, минерального происхождения красящее вещество, добываемое в месторождении, расположенном в пойме реки Розварни (Саввинка), близ г. Звенигорода, Московской области. По своему составу эта черного цвета земля представляет собой глинистую породу Юрского периода, состоящую в основном из железоокисных соединений и окиси углерода; помимо них, в ее составе содержится немного гидрата окиси алюминия, кремнезема, окиси магния и окиси кальция. Звенигородская земля обладает красивым и звучным черным цветом. Она светоустойчива и прочна как в чистом виде, так и в смесях с другими красками. Принадлежит к древнейшим русским минеральным и красящим веществам, широко применявшимся русскими художниками во фресковой и темперной живописи. Ею пользовались также при росписи стенной живописи в Архангельском, Благовещенском и Успенском соборах Московского Кремля в XVII веке. Приготовление красящего вещества, добытого открытым способом в месторождениях, несложно. Оно отмучивается, высушивается, измельчается и просеивается. После этого его стирают со связующим веществом. В 1958 году по инициативе автора этой книги, открывшего Звенигородское месторождение черной земли, на фабрике «Палитра» было налажено производство тонкотертой художественной масляной краски «земля звенигородская черная», получившей высокую оценку многих художников. Она хорошо смешивается с маслом и берет его от 52 до 54%. Стирается на связующем веществе, состоящем из отбеленного льняного масла с добавлением 5% пчелиного воска, 2% стеарата алюминия и 1% даммарного лака. В разбеле с белилами дает очень красивые оттенки серого цвета.
Шунгит — природная земляная краска черного цвета, представляющая собой минерал шунгит (амфорный углерод). Добывается в месторождении близ села Шунги (Карельсая ССР). С маслом стирается хорошо и берет его от 58 до 72%; высыхает нормально. Светоустойчива и прочна. Ламповая копоть — продукт неполного сгорания жирных масел (кунжутного, льняного и др.). В смеси с маслом высыхает очень медленно. Недостаточно светоустойчива и прочна; от применения ее в масляной живописи следует воздерживаться. Не рекомендуется применять также газовую сажу, которая очень медленно высыхает и сильно меняет при этом свой первоначальный тон. 1 — Краска, получаемая путем пережигания выжимок винограда, называется франкфуртской черной. Палитра красящих веществ Отбор отдельных красящих веществ для своей постоянной палитры — серьезное и очень ответственное дело для художника, и особенно пейзажиста. Исключительно быстро меняются условия освещения и тональные отношения при работе над пейзажем на пленэре, что требует от художника уверенности в полной неизменяемости уловленных и переданных им на холсте светоцветовых и тоновых отношений. Какое-либо изменение впоследствии хотя бы одного из верно найденных и положенных на холст тонов зачастую разрушает весь колористический строй произведения и сводит на нет всю работу. Эта уверенность может быть достигнута только в том случае, когда художник хорошо знает свойства и особенности поведения отдельных красок как в чистом виде, так и в смесях и учитывает склонность некоторых из них изменять свой первоначальный цветовой тон в ту или иную сторону. Поэтому отбор красящих веществ для палитры имеет первостепенное значение для художника-пейзажиста и во многом определяет его творческую настроенность и успех в работе как над этюдом, так и над картиной. Палитры красок, применяемых в пейзажной живописи отдельными нашими мастерами, существенно отличаются друг от друга не только количественно, но и качественно, по видам входящих в них красок. Если говорить о количестве красок, составляющих ту или иную палитру, то наименьшее их число содержит палитра В. В. Мешкова (12) и Крымова (19). В пределах 24—26 красок постоянно писали Нестеров, Грабарь, Бакшеев, Бялыницкий-Бируля. Из 28 красок состояла палитра Рылова, Юона, Б. Яковлева. Бродский и С. Герасимов писали 29 красками. Палитры Сарьяпа, Ромаса и Куприна состояли из 34 красок, а палитра Нисского содержит наибольшее количество красок — 38. Естественно, что не всеми красками художник писал одновременно тот или иной этюд или картину.
Различное отношение художников к особенностям цветового решения своих произведений и колористические искания заставляли их расширять палитру своих красок. Несомненно, что при этом большое значение имели знания и опыт, умение владеть живописными материалами — красками. Но как бы ни хотелось объяснить наличие большого количества красок в палитре того или иного мастера особенностями его колорита, метода работы, все же остается непреложным: чем больше различных по своей химической природе красок входит в палитру, тем больше есть оснований опасаться за сохранность первоначального колористического построения во времени. Как бы осторожно ни пользовался художник смесями красок, отлично учитывая при этом их химические свойства, все же опасность нежелательного воздействия одних красок на другие при значительном количестве их в постоянно применяемой палитре, несомненно, во много раз больше, чем при ограниченном наборе красок. Конечно, многое в сохранности первоначального колорита произведения зависит от метода и техники его выполнения. Однослойная или многослойная, но проводимая последовательно, по сухому живопись несравненно менее склонна к изменению своего первоначального колорита, нежели живопись, выполненная многослойным методом по сырому и в особенности по полусухому. Поэтому стремление отдельных наших мастеров пейзажа ограничить свою палитру небольшим количеством красок объясняется не только особенностями их колорита и избранной ими манеры и техники живописи, но и серьезной заботой о сохранности первоначальных цветовых построений во времени. Мастера прошлых столетий — Тициан, Рембрандт, Веласкес, Рубенс, Рокотов, Левицкий и другие — работали очень небольшим количеством красок; постоянно применявшаяся ими палитра насчитывала не более 15—20 различных красок. Блестящий колорист К. А. Коровин редко употреблял больше 10—15 красок одновременно, и, несмотря на это, вряд ли кто сможет бросить этому художнику упрек в недостаточном цветовом богатстве его полотен. Ограничивая свою палитру немногими, действительно необходимыми красками, некоторые советские мастера — Крымов, Мешков, Нестеров, Грабарь, Бакшеев, Бялыницкий-Бируля — следовали в этом отношении лучшим традициям выдающихся мастеров живописи прошлых столетий. Характерным в применяемой нашими мастерами палитре красок является то, что за немногим исключением (индийская желтая, кармин) все употребляемые ими краски относятся к наиболее стойким, светоустойчивым. Их свойства как в чистом виде, так и в смесях друг с другом не только хорошо известны, но и проверены многолетней практикой применения в живописи. Основное место в этой палитре занимают природные минеральные красящие вещества (15) и различные соединения металлов (33), являющиеся по своей природе наиболее стойкими и прочными. Очень небольшое место отведено красящим веществам органического происхождения (7), причем три из них принадлежат к группе черных красящих веществ, не так уж часто употребляемых в живописи, и, кроме того, прочность и стойкость их проверена многими столетиями. В палитре большинства мастеров совершенно отсутствуют краски, недостаточно прочные и стойкие к действию света или неустойчивые в смесях. К ним относятся стронциановая желтая, кармин 1, индиго 1, берлинская лазурь, Поль Веронез 2 и асфальт. В палитрах наших мастеров отсутствуют также красящие вещества, недостаточно изученные и не проверенные временем, как например различного рода лаки и краски, приготовленные на основе каменноугольных красителей 3. Никто не прибегает к разнообразным имитациям красок, в том числе разного рода составным краскам (перманентам), широко распространенным среди зарубежных художников. В палитрах наших мастеров совершенно отсутствуют крайне вредные для живописи газовая сажа, ламповая копоть и берлинская лазурь 4, очень опасные в смесях с другими красками. Изучение палитр наших мастеров показывает, что большинство художников воздерживается от применения стронциановой желтой 5, которая обладает ярко выраженной способностью быстро менять свой цвет на зеленовато-желтый. Очень немногие употребляют желтые 6, красные 7 и коричневые 8 марсы, хотя и отличающиеся светопрочностью, но обладающие глуховатыми, недостаточно звучными тонами. Редко кто пишет капут-мортуумом 9 и феодосийской коричневой 10. Объясняется это не какими-либо недостатками таких вполне светоустойчивых и прочных красящих веществ, а скорее всего стремлением художника не перегружать малоинтересными в цветовом отношении красками свою палитру. Недопустимо употреблять в живописи не светоустойчивые и нестойкие краски: искусственные анилиновые лаки, медные искусственные синие, голубые и зеленые краски, газовую сажу, золотисто-желтую (индотреновую) и искусственные каменноугольные краски, иногда очень яркие, но быстро утрачивающие свой цвет. Применение каменноугольных красителей в живописи недопустимо и по другим причинам: обладая очень яркими, ядовитыми тонами, они резко вырываются из общей красочной гаммы произведения, нарушая его колорит. 1 — Кармином пользуется, и то крайне редко, Сарьян. Индиго употребляли Рылов, Куприн, Бродский, Нисский. 2 — Очень осторожно и только в чистом виде Поль Веронез употребляли Рылов, Грабарь; изредка ею пишет Сарьян. 3 — Индотреновую желтую употреблял Ромас (но очень редко). 4 — Берлинской лазурью пользуется только Нисский. 5 — Стронциановую желтую употреблял Бялыницкий-Бируля, в настоящее время ею пишет Нисский. 6 — Желтым и оранжевым марсами писал Бялыницкий-Бируля, в настоящее время — Ромас и Нисский. 7 — Красные марсы употреблял только Ромас. 8 — Коричневыми марсами пользовался Бакшеев, в настоящее время — Ромас и Нисский. 9 — Капут-мортуум употребляет только Ромас. 10 — Феодосийской красно-коричневой любил писать Куприн.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|