Теория и технологии социокультурного сервиса
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины – дать будущим специалистам организаторам социально-культурного сервиса и туризма научно-обоснованное представление о сфере их будущей профессиональной деятельности, вооружить знанием процессов зарождения, развития и функционирования социально-культурного сервиса в современных условиях. Обучение студентов теоретическим, методологическим и технологическим принципам формирования социально-культурных услуг в условиях современного рынка. Задачи дисциплины – научить студентов: – основам формирования современного рынка социально-культурных услуг; – системе управления учреждениями социально-культурного сервиса, предоставляющим услуги; – основам технологии социально-культурной деятельности; – актуальным проблемам развития социокультурного сервиса на современном этапе; – профессиональным и личностным качествам организатора социокультурного сервиса.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Теория и технологии социокультурного сервиса» студент должен: · знать: – специфику социально-культурного сервиса, как оказание услуг культуры, образования, спорта и туризма; – методы удовлетворения социальных и культурных потребностей индивида семьи и общества; – эстетические правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, человека к обществу и общество к человеку; · уметь: – внедрять современные научные знания, технологии в сфере социально-культурного сервиса и туризма; – разработать стратегию и тактику деятельности предприятий, предоставляющих услуги социально-культурного сервиса и туризма;
– использовать современные научные технологии; · получить навыки: – организатора социокультурных услуг, обеспечивающих комплексное обслуживание потребителей услуг социально-культурного сервиса и туризма: – и знания по разработке и внедрению инновационных технологий в социально-культурный сервис и туризм.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Раздел 1. История и теория социально-культурного сервиса Часть 1. История социально-культурного сервиса в России и за рубежом Тема 1. История зрелищного сервиса в России и за рубежом Особенности зрелищного сервиса в античную эпоху. Религиозный и светский типы социально-культурного сервиса в западноевропейском средневековье. Демократизация зрелищного сервиса в I половине.19 в. Преобладание развлекательных жанров в структуре зрелищ. Особенности зрелищного сервиса на рубеже 19 -20 вв. Россия. Обряды, народные празднества и зрелища в древней и средневековой Руси. Массовые праздники и зрелища в советской России (1917-1925). Особенности зрелищного сервиса в 20-30-е гг. Роль самодеятельного движения в культурном обслуживании.
Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Праздники, зрелища, театральные представления Древней Греции и Древнего Рима Возникновение профессионального театра в Европе (16 в.) - качественно новый этап зрелищного сервиса. Особенности зрелищного сервиса в театре «Глобус» (Лондон). 2. Возникновение кинематографа и стремительное развитие кинообслуживания в XX в. 3. Структура зрелищного сервиса в России в I половине XIX в. Массовые гулянья, балаганы и ярмарки, крепостные и императорские театры. 4. Телевидение, кинематограф, музыкальная эстрада, видеопоказ в структуре современного зрелищного сервиса в России и за рубежом. Литература: 1. Гусев, В. Е. Русская народная художественная культура / В. Е. Гусев. – СПб.: Питер, 2003 2. Жигульский, К. Праздник и культура. Праздники старые и новые. Размышления социолога / К. Жигульский. - М.: Омега, 1999. 3. История русского дореволюционного драматического театра. В 2 частях. / под ред. Н. И. Эльша. М.: Академический проект, 2001. 4. История зарубежного театра. / под ред. Г. Н. Бояджиева. В 2 т. - М.: Академический проект, 2002.
Тема 2. История образовательного сервиса в России и за рубежом. Жреческие, дворцовые школы и образовательные услуги древности. Государственные и частные школы в античном мире как часть греческого и римского воспитания. Библиотеки античности в системе образовательного сервиса. Государственная система школьного образования в России первой половины 19 в. Демократизация образования и просвещения во второй половине 19 в. Появление негосударственных высших учебных заведений в начале 20 в. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Образовательный сервис в средневековой Европе. Монастырские, церковные, рыцарские, бюргерские, гильдейские школы. Богословские и общинные школы средневекового Востока. 2. Возникновение университетов, создание библиотек, особенности их образовательных услуг. Академии и научные общества 17-18 вв. первые учебные заведения художественного образования в Италии и Франции. Сословный характер образовательного сервиса в Европе 17-18 вв. 3. Развитие образовательных услуг в России в 17 в. 4. Пансионы и лицеи для дворян в 19 веке. 5. Образование и образовательный сервис в условиях советской России. Особенности образовательного сервиса за рубежом в современных условиях. Литература: 1. Джуринский, А. Н, Зарубежная школа: современный состав и тенденции развития. учеб.пособие / А. Н. Джуринский. - М.: Академический проект, 1999. 2. Ковалева, И. Н. Первый рабочий университет в России / И. Н. Ковалева. – М.: Просвещение, 1981. 3. Констатинов, Н. А. История педагоги / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский,
Тема 3. История физкультурно-спортивного сервиса Общественные потребности, обусловившие использование самобытных физических упражнений, форм трудовой и военной деятельности в древности. Физкультурно-спортивный сервис в античную эпоху. Сословный характер физкультурно-спортивного сервиса в условиях средневековой Европы. Возрождение античной теории и практики физического воспитания в Италии, Германии (16 в). Выделение новых видов физических упражнений (бокс, гимнастика, фехтование на рапирах, конная выездка, парусный спорт и т.д.), организация обучения и соревнований. Распространение любительского и профессионального спорта, повышение его социально-культурной роли в 19 в. Футбольные клубы конца 19 в. - начало 20 в. в Европе и США. Возрождение Олимпийских игр (1896г.) и новые социально-культурные возможности спортивного движения. Формирование новых видов спортивного сервиса на базе смежных сфер культуры в начале XX века. Россия. Спортивные русские игры и забавы, их роль в физическом и нравственном воспитании народа. Физические упражнения в русской армии 17-18 вв., их социальная роль. Сословный характер физкультурно-спортивного сервиса в I половине 19 века: императорский яхт-клуб (1645), речной яхт-клуб (1860), клуб конькобежцев (1864), теннисистов (1868). Демократизация физкультурно-спортивного сервиса в конце 19 в. Создание объединений любителей спорта. Возникновение технических видов спорта. Расширение сети учреждений физкультурно-спортивного сервиса в начале 20 в. Возможности физкультурно-спортивного сервиса в условиях советской власти. Организация массового физкультурного движения молодежи, праздников. Социально-культурное значение технических видов спорта в Советской России 20-40-х гг. Подготовка кадров для системы спортивного сервиса. Возвращение спортсменов советской России в олимпийское движение (1952). Расширение роли спортивных занятий в досуге молодежи 60-70 гг. Олимпиада в Москве (1980). Совершенствование материальной базы физкультурно-спортивного сервиса. Новые виды услуг в сфере физкультуры и спорта в 80-90-е гг., создание оздоровительно-физкультурных комплексов и комбинатов. Социальные проблемы физкультурно-спортивного сервиса, в 90-е гг. 20 в. Новый характер Олимпийских игр. Рост расходов населения на приобретение спортивных товаров и услуг. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Олимпийские игры (776 до н.э. - 394 г.н.э.), их социально-культурное назначение. Спорт как зрелище в Древнем Риме. 2. Любительские спортклубы и развитие физкультурно-спортивного сервиса в Западной Европе в конце 18 - нач.19 вв. 3. Участие России в олимпийском движении в 19 веке. 4. Создание международных спортивных организаций, проведение мировых и национальных чемпионатов в конце 19 - нач.20 в. 5. Современный профессиональный и любительский спорт в Европе и США как отрасль шоу-бизнеса. Литература: 1. Деметер, Г. С. 70 лет советского спорта: люди, события, факты / Г. С. Деметр, В. В. Горбунов. – М.: ЮНИТИ, 2003. 2. Любецкая, Т. Х. Вместо славы: Попытка хроники / Т. Х. Любецкая. – М.: Проспект, 1999. 3. Макарцев, Н. Х. страницы истории советского спорта / Н. Х. Макарцев. – М.: ЮНИТИ, 1998. 4. Панин-Коломенкин, Н. А. страницы из прошлого. Воспитание спортсмена. Т.1. / Н. А. Панин-Коломенкин – М.: ЮНИТИ, 1999.
Тема 4. История музейного сервиса. Дворцовые хранилища (16 - 10 вв. до н. э.) как предшественник музеев, их комплектование в связи с изучением природы, общества и социально-культурная роль. Социально-культурная обусловленность возникновения и функционирования музеев в античную эпоху. Кунсткамеры, мюнц - и натуралиен - кабинеты эпохи Возрождения, их возможности в удовлетворении потребностей социально-культурного характера. Возникновение музеев во Флоренции (15 в.), Риме (Ватикан 16 в.) Дрездене (16 в.), расширение их сервисных возможностей. Россия. Хранение исторических и художественных ценностей в соборах и монастырях средневековой России. Частные коллекции и собрания, Оружейная палата и Патриаршая ризница в Кремле (Москва, 15-17 в.). Проблемы использования накопленного в общенациональных интересах. Местные музеи в городах России 18-19 вв., их социально-культурное значение. Создание общенациональных музеев во 2-й половине 19 в. в Москве и Санкт-Петербурге как результат осознания актуальных социально-культурных потребностей. Особенности сервиса в музеях различных типов. Развитие музейного дела в национальных республиках. Расширение сервисных возможностей музеев в условиях НТР. Музеи-заповедники, их типы и сервисные возможности. Условия отдыха в музеях под открытым небом. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Храмовые и частные коллекции, собрания редкостей в соборах и монастырях средневековой Европы, их значение для просвещения и науки. 2. Создание национальных музеев в странах Европы в 18-19 вв., их социально-культурное назначение. 3. Открытие первого русского публичного музея (1719). Создание и история Эрмитажа как учреждения социально-культурного сервиса. 4. Музейный сервис в условиях Советской власти (1917-1991) 5. Создание музейной сети в ведущих странах Западной Европы и Америки в ХХ в. и проблемы музейного сервиса Литература: 1. Боханов, Т. Н. Коллекционеры и меценаты в России / Т. Н. Боханов. – М.: Омега, 1989. 2. Дьяконова, Р. А. История экскурсионного дела в СССР: учеб. пособие / Р. А. Дьяконова. - М.: Фаир-Пресс, 2003. 3. Закс, А. Б. Музееведческий центр России (1930-1960) //Вопросы истории, - № 10 / А. Б. Закс – М.: 1994.
Тема 5. История клубного сервиса за рубежом. Объединения, удовлетворяющие потребность в общении по интересам в античную эпоху. Сословные, профессиональные, любительские объединения средневековой Европы: реализация возможностей социально-культурного сервиса. Литературные и спортивные клубы в Западной Европы и Америке в 18-19 вв., расширение возможностей социально-культурного сервиса. Возрастание роли клубов в организации физкультурно-спортивного сервиса. Россия. Возникновение клубов в России (1770) как институтов социально-культурного сервиса. Специфика сервиса дворянских, офицерских, купеческих клубов (конец 18-19 вв.). Рабочие клубы, народные дома в конце 19 - начале 20 вв., особенности социально-культурного сервиса. Услуги профессиональных и любительских спортклубов (19 - начало 20 в.). Социально-культурная роль литературных кружков и обществ начала, 20 в. Клубы в советский период: основные направления социально-культурного обслуживания, организации творчества. Особенности опыта клубов Венгрии, Польши. Клубы в России и за рубежом в удовлетворении досуговых социально культурных потребностей современного человека. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Клубы аристократов, политиков, художественной интеллигенции Англии (16-17 вв.), Франции (18 в.) и их социально-культурная роль. 2. Специфика сервиса клубов финансистов, политических и женских клубов (конец 19 - начало 20 вв.). 3. Литературные и спортивные клубы в Западной Европы и Америке в 18-19 вв. 4. Клубный сервис России (конец 18-19 вв.): дворянские, офицерские, купеческие клубы. Клубы в советский период. 5. Клубы за рубежом в удовлетворении досуговых социально культурных потребностей современного человека. Литература: 1. Азаров, Ю. П. Групповые люди / Ю. П. Азаров. – М.: Инфра-М, 1996. 2. Бурышкин, П. А. Москва купеческая / П. А. Бурышкин. - М.: Омега, 1991. 3. Каменский, А. В. "под сенью Екатерины..." Вторая половина ХУ111 века / А. В. Каменский. – СПб.:Феникс, 1992. 4. Литературный Петербург - Петроград - М.: Книгодел, 2002.
Тема 6. История туристского сервиса в России и за рубежом. Потребности, побуждения, обусловившие путешествия, их характер в древности и в античную эпоху. Источники сведений о странствованиях в эти эпохи. Распространение путешествий с целью познания и отдыха в Европе 17-18 вв. Описания морских и сухопутных экспедиций. Начало современного туризма в Европе в связи с развитием транспорта и сообщений (1815). Издание путеводителей (1825) и организация первых бюро путешествии (1841). Расширение сети и появление разных типов туристских организаций во 2 половине 19 в. Факторы развития массового туризма в Европе и Америке в 20 в. Основные туристские регионы мира. Формирование внутреннего и международного рынка туристских услуг воздействие на него политических и экономических условий в мире и в отдельных странах. Россия. Основные типы путешествий в Древней и средневековой Руси (11-17 вв.). Роль литературного жанра путешествий в развитии туризма в первой половине 19 в. Знакомство с туристским сервисом в Европе. Возникновение туристских (горных, велосипедных) клубов. Создание коммерческих туристских организаций в России в конце 19 - начале 20 вв. Развитие внутреннего и международного туризма. Особенности туристского сервиса в Советской России (1917-1941). Расширение сети и видов туристских организаций и рост массового туризма в 60-70 гг. Обогащение географии туризма и видов туристских услуг, подготовка кадров, издание периодической, специальной и справочной литературы по туризму. Объединения туристских организаций, действующих в мировом, региональном и субрегиональном масштабах. Проведение международных выставок, фестивалей. Разработка стандартов, правовых регламентов, единой терминологии, требований к рекламе и оказанию туристских услуг.
Тема 7. История сервиса в сфере отдыха и развлечений. Отдых и развлечения в древности и в античную эпоху. Социально-культурные функции парков античности и Древнего Рима. Зверинцы древности и античности. Средневековые сады и парки арабских стран, Индии, Японии. Регулярные сады и парки эпохи Возрождения и барокко. Изменение и развитие социально-культурных функций парков. Зоопарки в 18 в. в Европе, их социально-культурное назначение. Передвижные зверинцы частных предпринимателей конца 18 в. Создание общественных парков в середине 19 в. в Европе и Америке. Возможности социально-культурного сервиса. Мюзик-холлы, казино, танцзалы и другие увеселительные заведения в системе развлекательного сервиса во второй половине 19 в. Появление новых видов парков для массового отдыха. Диснейленд, Луна-парки. Парки-выставки. Океанариумы и аквариумы. Зообиологические парки. «Певческие поля». Развитие техники и появление новых видов отдыха и развлечений. Дискотеки. Залы игровых автоматов. Компьютерные игры. Россия. Синкретические зрелищно-игровые виды отдыха и развлечений в Древней и средневековой Руси. Регулярные и пейзажные парки, сады загородных усадеб в России 18 в., их социально-культурная роль. Создание зоопарков в Москве (1864), Петербурге (1865). Особенности развлекательного сервиса в России на рубеже 19-20 вв. Парки культуры и отдыха советского периода, их социально-культурные возможности и услуги. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Версаль - создание А. Ленотра. Балы и другие массовые формы развлечений в Европе 17-18 вв. Первый публичный дансинг (1768). 2. «Век джаза» в начале 20 в. и новые возможности развлекательного сервиса. Кабаре, кафешантаны, эстрадные театры конца 19 - начало 20 вв. 3. Ярмарочные балаганы, народные гуляния в системе развлекательного сервиса в 17-18 вв. Ассамблеи Петра I как форма отдыха и развлечений. 4. Дискотеки, ночные клубы, игровой бизнес и другие виды развлекательного сервиса в современных условиях, в России и за рубежом. Литература: 1. Алексеев, А. Средь шумного бала./ журнал «Домовой» № 2 / А. Алексеев. – М.: 1995. 2. Вергунов, А. П. Русские сады и парки / А. П. Вергунов, В. А. Горохов. - М.: Академический проспект, 1999. 3. Воскобойников, В. М. Возникновение и развитие парков культуры и отдыха в СССР / В. М. Воскобойников. - М.: Просвещение, 1977. 4. Горохов, В. А. Парки мира / В. А. Горохов, Л. Б. Лунц. – М.: Академический проспект, 1999.
Часть 2. Основы теории социально-культурного сервиса Тема 8. Природа и функции социально-культурного сервиса Современный социально-культурный сервис как итог многовекового развития явления. Сущность социально-культурного сервиса как культурно-досуговой и экономической категории. Основные сущностные признаки и характеристики. Социально-культурный сервис как общественно-организованное явление. Полифункциональный характер социально-культурного сервиса и туризма. Гармонизация жизни человека как ведущая функция социально-культурного сервиса. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Зрелищный сервис в системе социокультурных услуг: сущностные признаки. 2. Функции социокультурного сервиса с позицией личности. 3. Функции социокультурного сервиса с позиции общества. Литература: 1. Велединский, В. Г. Социокультурный сервис. История и теория / В. Г. Велединский. – СПб.: СПб ГАСЭ, 2003. 2. Социально - культурный сервис и туризм: вопросы истории, теории и технологии. – СПб.: СПб ГАСЭ, 2001. 3. Социально - культурный сервис и туризм: Методические указания. – СПб.: СПб ГАСЭ, 1999. Тема 9. Классификация социально-культурного сервиса Типология услуг социально-культурной сферы. Основные виды и формы зрелищного, образовательного, музейного, клубного сервиса. Основные виды и формы туризма. Виды и формы услуг в сфере активного отдыха и развлечений. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Типология услуг социокультурной сферы. 2. Виды и формы зрелищного сервиса. 3. Праздник и обряд в системе зрелищного сервиса. Литература: 1. Велединский, В. Г. Социокультурный сервис. История и теория / В. Г. Велединский. – СПб.: СПб ГАСЭ, 2003. 2. Социально - культурный сервис и туризм: вопросы истории, теории и технологии. – СПб.: СПб ГАСЭ, 2001. 3. Социально - культурный сервис и туризм: Методические указания. – СПб.: СПб ГАСЭ, 1999.
Тема 10. Культурное потребление и образ жизни Понятие «образ жизни», сущностные признаки и характеристика. Образ жизни и тип личности, ее потребности, количественная и качественная сторона образа жизни. Культурное потребление: понятие, компоненты. Социально-культурный сервис как удовлетворение потребностей человека в сфере свободно времени. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Понятие «образ жизни»: сущностные характеристики. 2. Культурное потребление в образе жизни современного человека. 3. Социокультурный сервис возможности регулирования культурного потребления. Литература: 1. Артарский, М. А. Прикладная культурология как область научного знания и социокультурной практики / М. А. Артарский. – СПб.: Питер, 1999. 2. Велединский, В. Г. Социально - культурный сервис. История и теория / В. Г. Велединский. – СПб.: СПб ГАСЭ, 2003. 3. Дюмазедье, Ж. На пути к цивилизации досуга. / Вестник МГУ- № 1. Социально – политические исследования / Ж. Дюмазедье. – 1993. 4. Саенко, О. Культура потребления / О. Саенко, Ю. Шевахов. – М.: ЮНИТИ, 2000.
Тема 11. Социокультурный сервис как явление сферы досуга Свободное время человека: понятие, структуры, функции. Свободное время как пространство отдыха. Виды рекреационной деятельности. Свободное время и структура потребностей. Досуг как фактор культурного развития человека. Рациональная организация досуга как научная и практическая проблема социально-культурного сервиса. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Свободное время: виды рекреационной деятельности. 2. Досуг как пространство культурного развития личности. 3. Социокультурный сервис: возможности и практика воздействия на организацию досуга. Литература: 1. Соколов, Э. В. Свободное время и культура досуга / Э. В. Соколов. – СПб.: Питер, 1999. 2. Сонина, В. А. Государственная политика в сфере бесплатного обслуживания: уроки и перспективы / В. А. Сонина. – М.: Академический проект, 1998. 3. Стребков, А. И., Чхинджерия Г.А. К проблеме культурных потребностей личности.// Вестник ЛГУ. – Сер.6 / А. И. Стребков. – 1990. 4. Терехова, О. В. Индустрия досуга в США / О. В. Терехова. – М.: ЮНИТИ, 1999.
Тема 12. Культурные потребности человека и их удовлетворение Потребностно-мотивационная сфера личности: основные понятия, структура. Виды потребностей. Специфика и структура культурных потребностей человека. Факторы, детерминирующие потребностно-мотивационную сферу личности. Взаимосвязь и взаимозависимость потребностей современного человека и уровня социально-культурного сервиса. Виды деятельности, в которых реализуются социально-культурные потребности человека. Проблема нормирования, возвышения, удовлетворения культурных потребностей.
Тема 13. Психологические аспекты социально-культурного сервиса Социально-психологические условия удовлетворения культурных потребностей личности в сфере досуга. Роль личности организатора в удовлетворении социально-культурных потребностей. Восприятие и взаимопонимание людей в процессе социально-культурного сервиса. Психологические и социально-психологические особенности поведения людей в процессе социально-культурного сервиса. Общение в процессе предоставления культурных услуг как межличностные отношения при совместной деятельности. Экстремальные и конфликтные ситуации в социально-культурном сервисе. Взаимосвязь общения и удовлетворенности социально-культурным сервисом, Принципы профессионального поведения организатора социально-культурного сервиса.
Тема 14. Человек и его поведение в процессе социально-культурного сервиса Социально-демографические характеристики как факторы, влияющие на процесс социально-культурного сервиса». Типология потребностей социально-культурных услуг. Возрастные и индивидуальные особенности взаимовосприятия и понимания людей в процессе социально-культурного сервиса. Профессия и социальный статус человека как факторы, влияющие на процесс социально-культурного сервиса. Различия и мотивации потребителей социально-культурных услуг. Особенности поведения потребителей услуг в сфере туризма.
Тема 15. Теоретические проблемы организации социально-культурного сервиса. Социально-культурный сервис в экологии человека, природы общества. Понятие «эффективность» и «результативность» в социально-культурном сервисе. Групповой и индивидуальный характер удовлетворения культурных потребностей в системе социально-культурного сервиса. Особенности групповых форм общения и деятельности в социально-культурном сервисе и туризме. Понятия «экология», «экология человека», «социальная экология», их взаимосвязь с социально-культурным сервисом. Проблема взаимоотношений людей, коллизии духовного мира человека и социально-культурный сервис. Духовные проблемы, порожденные современным развитием общества (охрана национального культурного наследия, возрождение религиозной культуры, национальных художественных ремесел и др.), и роль социально-культурного сервиса в их разрешении.
Раздел 2. Технология социально-культурного сервиса Тема 16. Театральные технологии – база технологий социокультурного сервиса Понятие театральных технологий. Театр между искусством и жизнью. Театрализация жизни. Жизнь в театре. Театр как синкретический вид искусства. Театр как вид социокультурной деятельности. Театр в структуре социокультурного сервиса. Технологическое многообразие театральной культуры. Практическое занятие: Театр в структуре социокультурной деятельности. Многообразие технологий в театральной культуре. Анализ предложенных технологий с позиции социокультурного сервиса.
Тема 17. Технология драматизации жизненного события. Понятие драматизации. Жизненное происшествие как основа драматизации. Событийная целостность. Роль предлагаемых обстоятельств, борьбы, действия. Предмет и объект борьбы. Этапы борьбы. Тема и сверхзадача драматизации. Композиционное построение: экспозиция, развитие, кульминация, финал. Социальный, нравственный, художественный итог воздействия на зрителя и участника драматизации. Практическое занятие: Определение предмета и объекта борьбы, этапов борьбы, темы и сверхзадачи драматизации. Особенности композиционного построения этюда, сцены, произведения. Разработка борьбы в сценическом этюде.
Тема 18. Технология театрализации произведения. Понятие театрализации. Анализ художественного текста. Изложение и этюдное проигрывание события. Создание постановочного решения. Репетиционная работа над театрализацией. Переход от импровизации к фиксации действенной партитуры. Использование выразительных средств в театрализации. Практическое занятие: Проведение анализа художественного текста. Организация репетиционной работы над театрализацией.
Тема 19. Технология работы исполнителя в театрализации. Учение К.С. Станиславского в правильном сценическом самочувствии. Элементы сценического самочувствия. Действие как инструмент овладения сценическим самочувствием. В.И. Немирович-Данченко о «психофизическом» сквозном самочувствии. Тон как эмоциональный фон, на котором развертывается действенная партитура роли. Практическое занятие: «Психофизическое» сквозное самочувствие. Действие как инструмент овладения сценическим самочувствием. Упражнения и этюды на психофизическое самочувствие.
Тема 20. Формирование готовности к творческой деятельности. Готовность к творчеству как понятие сервисологии. Аспекты готовности: коммуникативный, технологический, игровой, психологический, самореализационный. Тренинг творческой готовности. Упражнения, тренирующие готовность к ориентации на сцене
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|