Как выстраивается ХАРАКТЕР?
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Теория драмы. Драма-это специфический жанр, т.е. более точное воспроизведение быта, конкретное время и место происходящих в произведении событий. Драма появилась позже эпоса и лирики, но драма есть система систем, определяющая круг тем, круг идей и разнообразие образов действующих лиц, которых впоследствии могут именоваться - героями, либо характерами. Концентрированность характера в драме – это отбор только тех качеств, которые неизменно должны привести к конфликту. Главной спецификой драматического характера является то, что он способен на поступки. Это главная особенность драматического типа характера – он выдвигает собственные идеи, цели, мысли и т.д. Реализуется этот характер только в действии. Драма есть действие. Что же такое действие? Это бесконечный поиск, в движении драмы к её развязке. Для того чтобы драматический характер состоялся необходимо:
1. драматическая конфликтность; 2. драматическая ситуация.
Драматическая ситуация – это стечение обстоятельств, в которых будет действовать драматический характер. Она может быть благоприятна или нет. Но драматическая ситуация противоречива. В ней возникают препятствия на пути героя. Она всегда конфликтна, но конфликт - скрывает. Герой, натыкаясь на препятствие, совершает поступок, и, только в результате этого поступка, возникает конфликт. Момент сближения, столкновения противоборствующих сил есть коллизия. à Она ведёт к конфликту. Характеры сами создают драматическую ситуацию. Для характера драматического, в силу его особенностей, необходима воля к действию. Человек ощущает свой мир, в котором он живёт и переживает его – это лирическое состояние его души. Для того чтобы из лирического состояния души что-то произошло, характер как движущая сила для изменения мира, т.к. характер всегда действует в драматической ситуации:
1. он оценивает эту ситуацию; 2. прокладывает путь для достижения цели.
Но ему (герою) мешают другие действующие лица, которые объединяются в противоборствующие силы против этого героя. В результате возникает событие, т.е. на каждую акцию героя есть ответная реакция, на которую реагируют другие характеры, соединяясь в противоборствующие силы, либо вместе, либо по группам, либо в отдельности. Через драматический поступок герой становится эпическим. Ответная реакция даёт результат на поступок героя, из которого возникает новая драматическая ситуация, чего герой не предполагал изначально, Поэтому возникает цепь драматических ситуаций, из которых драматический характер пытается найти выход, но цель и мечта осталась, и он вновь оценивает создавшуюся драматическую ситуация, которая даёт толчок к следующему его поступку. Бесконечное количество препятствий имеет свое начало, кульминацию и свое завершение – конец.
Если конфликт разрешим, то это комедия, если же конфликт не может быть разрешим никогда, то это трагедия. Движение Героя к цели, к истине и есть действие в драме. Подготовленность режиссера должна быть всесторонней. Требования, предъявляемые режиссуре в нашем советском театре, чрезвычайно возросли, и это вполне естественно, так как прежде всего режиссер — это идеолог спектакля. Он должен обладать глубокими познаниями марксистко-ленинской эстетики, проникать в эстетическую концепцию произведения с позиции диалектического метода познания.
В действии нет персонажа, который бы не был задействован в акции или реакции. Герой не может оценить ситуацию сполна! Наибольшие возможности у него вначале пьесы, а в финале все идет на спад (независимо от эмоционального состояния произведения). Герой не в состоянии почувствовать выход из коллизии, поэтому его несет по течению. Самая главная возможность Героя- ХАРАКТЕР, который способен на поступок. Это и есть действенное начало. Чем более разнообразными по характеру являются драматические ситуации, тем более возможностей показать характер героя. Смена душевных состояний героя, где нет поступков и событийного ряда, где только смена переживаний – обычно выносится автором как монолог (у Брехта все действующие лица прерывают действие и обращаются к зрителям уже как актеры в качестве Зонгов, либо режиссер выводит актера за занавес или на авансцену). Действие это цель куда движутся все действующие герои, но у каждого из них они разные. Движение Героя есть ЕДИНИЦА ДЕЙСТВИЯ, которая является СОБЫТИЕМ. Событие возникает в результате поступка героя и ответной реакции действующих лиц, что ведет к изменению направления в движении по направлению самого героя к цели!
Переломное событие называется кульминацией – это резкий слом в направлении движения героя к цели. Такая кульминационная точка легко определяется, если верно определено исходное событие произведения. (У Шекспира и у Островского это всегда 3 акт пьесы). Темпо-ритмический рисунок пьесы всегда выстраивается по разному, поэтому цепь драматических СОБЫТИЙ ведет к слому, т.е. КУЛЬМИНАЦИИ произведения. Необходимо запомнить и это самое главное, что не один конфликт не сводится к кульминации, слом произведения происходит без конфликтно! КОНФЛИКТ – это движущая сила сюжета. Этои есть отражение противоречий реальной действительности выраженной в целом ряде конфликтных ситуаций. Ни одна из которых не идентична, и конечно же не сводиться к конфликту. Задача драматурга – это, прежде всего обнаружения противоречий между действующими лицами. При анализе всех конкретных ситуаций пьесы вначале просматривается внешний событийный ряд, но это еще не конфликт и даже конфликтная ситуация это тоже не конфликт! Драма включает в себя систему систем, т.е. круг тем, идей и образов, которые неизбежно сталкиваются – вот момент столкновения может выливаться в конфликт. И так – ДРАМА – это специфический жанр драматургического произведения, более чем комедия и трагедия апеллирующий к какому-либо месту и времени действия. Драма возникает, когда возникает интерес к детерминированной индивидуальности, т.е. характер героя строится по принципу тех характеров, которые существуют в природе человека. Изначально драматург концентрирует в названии пьесы основную мысль, иногда и одним словом, заложенную в драме.
Конфликт сфера идеалистическая. Для того чтобы понять «во имя чего?» написана пьеса, необходимо разобраться, и в разборе приблизится к анализу конфликта. Для начала необходимо взглянуть на АФИШУ и проанализировать ее, функция афиши начинается с названия пьесы, определяя весь круг проблем и само название пьесы, внутренний смысл названия либо символичный (так же может быть и абстрактный). К какому периоду ВРЕМЕНИ относятся события пьесы (век, исторические события происходящие в этот период, обязательно учитывается время написания произведения, т.к. пьеса может быть написана в одно время, а события, описанные в ней могут относиться, к прошлому или будущему, но всегда с учетом того времени в которое работал автор). На основе этого уже можно предположить характеры действующих лиц; можно предположить и круг проблем которые поднимет автор в пьесе, т.е. материальное положение, зависимость от обстоятельств эпохи, мир произведения,в котором будут разворачиваться эти события, можно определить что именно прозвучит в произведении и увидеть авторское отношение к пьесе и его комментарии, которые могут прочитаться в ремарке или же в самой афише. Когда дается место действия, то в соответствии с сегодняшним днем можно трансформировать действие на усмотрение режиссера.
Главное это организация конфликта!!! Но начать необходимо с того – ЧТО ЕСТЬ КОНФЛИКТ? Выявить противоречия, которые обнаруживаются и только после этого дать рабочее определение конфликта. Посмотреть на ЦЕЛИ героев пьесы,а если они не ярко выражены, то надо обнаружить столкновение, Внимательно пройти по списку действующих лиц и отдельно по каждому герою, что за 2-3 лагеря происходит к столкновению. Обязательно развести героев по разным лагерям и только после этого начинать анализ сюжета. Сюжет же надо рассматривать относительно конфликта, идти от экспозиции к завязке, до развития действия к кульминации, до слома произведения к развязке и так поэтапно. Должны быть определенны цели различных героев пьесы, и обязательно нужно определить начало завязки и ее финал. Развитие действия рассматривать по тому, как разворачивается конфликт. Кульминация – это одна из наиболее сильных эмоциональных сцен, в которой конфликта внешнего нет, а внутренний мир героя сломлен. Только после этого двигаться к развязке поэтапно и затем к финалу. Необходимо рассмотреть, как и каким образом, конфликт реализуется в характере героя и всех действующих лиц.
Как выстраивается ХАРАКТЕР? Ø принцип предварительного ввода героя в пьесу, т.е. его еще нет, но о нем уже говорят, и он заявлен автором в речевых репликах других действующих лиц. Ø Определить, почему и кто именно. Какое отношение они имеют к герою. Ø Перекрестная характеристика, т.е. герои говорят друг о друге. Выявить, как это проистекает, а главное - как это срабатывает на конфликт. Ø Самораскрытие героя, а именно – использование монологов, кто и почему их произносит? Почему автор доверяет монолог этому герою! Ø ПОСТУПОК – какие поступки и кем совершаются. Ø Поступок от слова СТУПИТЬ, т.е. сделать шаг. Куда? Ø Композиция и конфликт – схема и объяснение конфликта. Ø Анализ жанровой особенности пьесы. От жанра к типу конфликта, ситуации, характеру и языку.
Речевая характеристика героев раскрывает не только их собственный характер, но и время, как в историческом контексте пьесы, так и в контексте сегодняшнего дня, когда пьеса берется к постановке. Обращается внимание на несоответствие и его природу. Как и какую форму оно (несоответствие) несет в себе и каким образом связанно с конфликтом. ВСЕ ВОКРУГ КОНФЛИКТА
Гегель: «драматический характер может обнаружить и ощутить тот мир, в котором он живет – это стадия лирического состояния души» Если это (столкновение) состояние сохраняется – то это рождает произведение. Для того чтобы быть режиссером — актером и педагогом, нужно в первую очередь самому прочувствовать все оттенки внутренних и внешних ходов в роли. Нужно уметь ставить себя на место исполнителя, не забывая его индивидуальности, любя и развивая его творческие качества.
В пьесе не может быть героя, который бы не принимал участие в акции или реакции. Есть ФИНАЛЬНАЯ ситуация – совершение последнего поступка. В начальной ситуации герой действует, имея выбор. Герой действует так или иначе, потому что в начале герой не может оценить всю ситуацию сполна. Изначальная коллизия богата выбором. Главная возможность драматического автора – есть выбор характера. Поступок дает понять характер персонажа. Чем более богато произведение совершением поступков, тем ярче можно рассмотреть того или иного героя. ДЕЙСТВИЕ – это движение героя к истине, к цели. Действенный анализ пьесы – это предварительный анализ перед построением спектакля. –
Ни одна конфликтная ситуация не сводится к конфликту!
Сюжет Анализ сюжета. Анализ композиции. Композиционную систему. Анализ речи. Выявление жанрового аспекта. Развитие характера Драматургом. ФАБУЛА – это то, что можно выбрать из пьесы (отрывок, событийный ряд). СЮЖЕТ – пересказать невозможно. В любом пересказе исчезает МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
ФАБУЛА – это то, что легко исчленить из произведения и возможно пересказать. «Связи, противоречия, симпатии и антипатии, и вообще взаимоотношения людей история роста и организация того или иного типа – есть сюжет» по определению М.Горького. «Мы называем сюжетом действие произведения в его полноте, реальную цепь изображенных движений» В.Кожаков.
ü Сюжет – это целостное произведение. ü Сюжет – это то, что можно объяснить через все. ü Сюжет – это малейшие детали, малейшее движение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|