Направление подготовки – «Педагогическое образование». Бакалавриат
УТВЕРЖДЕНО На заседании кафедры педагогики От 07.09.2016 протокол № 1 ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ПЕДАГОГИКЕ Очная форма обучения Направление подготовки – «Педагогическое образование». Бакалавриат
1. Понятие о дидактике. Процесс обучения и его основные признаки. Функции и движущие силы процесса обучения. Учение и преподавание, их взаимосвязь. 2. Основные этапы (логика) процесса усвоения знаний и умений. 3. Основные виды обучения в современной общеобразовательной организации: объяснительно-иллюстративное, программированное, дифференцированное, индивидуальное. Компьютеризация процесса обучения. Предпрофильное и профильное обучение в современной общеобразовательной организации. 4. Содержание общего образования как основа формирования культуры личности. Характеристика основных компонентов содержания общего образования. Принципы и критерии отбора содержания общего образования. 5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 6. Государственный образовательный стандарт: цель, содержание, основные функции. 7. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования в общеобразовательной организации: учебный план, учебная программа, учебники, учебные пособия. 8. Характеристика основных дидактических концепций: теория поэтапного формирования умственных действий, теория развивающего обучения, теория проблемного обучения, теория содержательного обобщения и др. 9. Общая теория методов обучения. Различные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике. 10. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности обучающихся: словесные, наглядные, репродуктивные, поисковые. Проблема совершенствования методов обучения в современной общеобразовательной организации.
11. Методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности обучающихся: познавательные игры, учебные дискуссии, поощрения, наказания и др. проблема оптимального выбора методов обучения. 12. Методы контроля и самоконтроля в обучении: письменные работы, лабораторные и практические работы. Виды контроля: текущий, тематический, итоговый, фронтальный, дифференцированный, машинный и безмашинный, программированный контроль. 13. Функции контроля и оценки знаний и умений. 14. Организационные формы обучения. Проблема организационных форм обучения в истории педагогики. 15. Характеристика общих, дополнительных, вспомогательных и эпизодических форм организации педагогического процесса. 16. Урок — основная форма организации учебного процесса в общеобразовательной организации. Проблема классификации уроков: по этапам урока, по способу проведения, по дидактическим целям. Типы уроков: логика и структура уроков различных типов. 17. Фронтальная, групповая и индивидуальная работа с обучающимися на уроке. Требования к современному уроку. Экскурсия, урок-дискуссия, урок-конференция и др. 18. Современные авторские школы как результат инновационной педагогической деятельности. Школа диалога культур (Библер В.С., Курганов С.Ю.). Школа самоопределения (Тубельский А.Н.). Школа адаптивной педагогики (Ямбург Е.А.). Школа-социокультурный комплекс (Подерягин В.С.). Сельские учебно-воспитательные комплексы Белгородчины и др. 19. Воспитание в системе целостного образовательного процесса, его исторический характер. Развитие научных представлений о воспитании. Воспитание как система. Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 г. 20. Гуманистическое воспитание как тенденция мирового образовательного процесса. Проблема цели в воспитании. Цели и задачи гуманистического воспитания.
21. Современные концепции воспитания обучающихся: социокультурные основания, содержание, технологии. Проблема классификации концепции воспитания. 22. Структуры и этапы развития воспитательной системы. Характеристика отечественных воспитательных систем (Иванов И.П., Библер В.С., Караковский В.А. Воспитательные системы школ-комплексов Белгородчины). 23. Характеристика закономерностей и принципов гуманистического воспитания. 24. Формирование базовой культуры личности как содержательная основа воспитательной работы в общеобразовательной организации. Проблемы философской – мировоззренческой подготовки обучающихся. 25. Гражданское воспитание обучающихся. Формирование правовой и политической культуры, культуры межнационального общения обучающихся в современной общеобразовательной организации. Детское общественное движение в России. 26. Трудовое воспитание и культура профессионального самоопределения. Профориентационная работа в общеобразовательной организации. 27. Формирование эстетической культуры обучающихся: эстетика детской жизни, эстетическое восприятие природы, искусство в эстетическом развитии личности. 28. Воспитание физической культуры учащихся. Система физического воспитания в общеобразовательной организации. 29. Методы воспитания. Характеристика методов формирования сознания личности. 30. Методы воспитания. Характеристика методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения обучающихся. 31. Методы воспитания. Характеристика методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности. 32. Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике. Развитие теории коллектива в педагогике. 33. Основные признаки детского воспитательного коллектива. Этапы и уровни развития детского коллектива. Основные условия развития детского коллектива. 34. Классный руководитель в воспитательной системе общеобразовательной организации. Конвенция ООН о правах ребенка. 35. Сущность педагогической технологии. Задачная природа педагогической технологии. Этапы развития педагогической задачи.
36. Технология конструирования воспитательного процесса в деятельности классного руководителя. 37. Технология осуществления коллективной творческой деятельности. 38. Технология педагогического общения: понятие, стадии, стили. 39. Характеристика основных признаков государственно-общественного управления образовательными системами. 40. Характеристика общих принципов управления образовательными системами. 41. Общеобразовательная организация как педагогическая система и объект научного управления. 42. Педагогический анализ во внутришкольном управлении. 43. Целеполагание и планирование как функция управления общеобразовательной организацией. 44. Функция организации в управлении общеобразовательной организации: содержание, формы. 45. Внутришкольный контроль в управлении образовательными системами: виды, формы и методы. 46. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами: общеобразовательная организация, семья, общественность. 47. Формы и методы работы классного руководителя с родителями обучающихся. 48. Инновации в образовании. Передовой педагогический опыт и внедрение достижений педагогической науки. Критерии педагогических инноваций. 49. Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей в общеобразовательной организации и их аттестация. 50. Социальная педагогика как наука и область педагогической деятельности. 51. Социальный педагог в системе образования: функции, обязанности и права. Содержание социально-педагогической деятельности. 52. Воспитание и обучение в первобытном обществе. 53. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока. 54. Система образования и педагогическая мысль в Античном мире Средиземноморья. 55. Воспитание и школа в Западной Европе эпохи Средневековья. 56. Педагогические взгляды Я.А. Коменского. 57. Педагогическая теория Дж. Локка. 58. Педагогическая мысль эпохи Просвещения в Западной Европе. 59. Педагогическая теория Ж.-Ж. Руссо. 60. Педагогическая деятельность и взгляды И.Г. Песталоцци.
61. Педагогическая теория И. Гербарта. 62. Педагогические взгляды А. Дистервега. 63. Социально-педагогические опыты и взгляды Р. Оуэна. 64. Цель и задачи воспитания в педагогических теориях Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, Р. Оуэна. 65. Проблемы факторов, определяющих развитие личности в педагогических теориях Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. 66. Принцип природосообразности воспитания, его трактовка в педагогических теориях Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега. 67. Теория развивающего обучения в трудах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега. 68. Принцип наглядности обучения в дидактических взглядах Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега. 69. Идея трудового воспитания в педагогических теориях Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна, Г. Кершенштейнера. 70. Школа и педагогика в России XVII – XVIII в.в. 71. Школа и педагогическая мысль России в первой половине XIX века. 72. Великий русский педагог К.Д. Ушинский: анализ основных педагогических идей. 73. Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого. 74. Школьная реформа 60-х годов XIX века в России. 75. Школа и педагогическая мысль в России в период правительственной реакции 70-х – 80-х годов XIX века. 76. Просвещение в России конца XIX – начала XX веков. 77. Советская школа в период с 1921 по 1929 гг. 78. Советская школа в период с 1930 по 1940 гг. 79. Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы (1941-1958 гг.). 80. Советская школа и педагогика в период с 1958 г. по 1992 г. Школа и педагогика России в конце XX в. – начале XXI в. 81. Педагогическая деятельность и взгляды А.С. Макаренко.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|