Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос № 33 История брачно - семейного права до - христианского периода

Исторические формы семьи. Истории известны три формы семьи:

1. Малая (или нуклеарная, индивидуальная) семья, состоящая из живущих отдельно от родителей и находящихся в браке и мужчины и женщины (отца и матери), а также их детей.

2. Полигамная семья есть многобрачие в форме полигинии (брак одного мужчины с двумя или более женщинами) и полиандрии (брак одной женщины с двумя или более мужчинами).

3. Расширенная (или большая) семья, состоящая из двух или более малых семей, из нескольких поколений. Примером расширенной семьи является патриархальная семья.

Функции семьи. Семья выполняла важные социальные функции:

1. Рождение детей, продолжение человеческого рода, удовлетворение половых (сексуальных) потребностей.

2. Хозяйственная (экономическая) кооперация, основанная на разделении труда между мужчиной и женщиной. Роль женщины - это роль супруги и матери. Преимущественное направление её деятельности - это служение в семье. Служение мужчины преимущественно вне семьи. Именно мужчины по общему правилу осуществляют военную, управленческую, религиозную деятельность, являются воинами, судьями, управленцами, жрецами, священниками.

3. Содержание, уход за детьми, трудовое и религиозно-нравственное воспитание подрастающего поколения, усвоение ими знаний и умений традиционной культуры.

4. Расширение социальных связей путем формирования широкой сети родственников и свойственников.

5. Семья часто становится центром отправления религиозных культов, где отец выступал в качестве семейного жреца. Семья была неразрывно связана с культом предков, которые считались божествами - покровителями семьи, оказывали живущим необходимую помощь. Этим устанавливалась особенно прочная связь между всеми поколениями семьи.

6. При слабости государственной власти семья выступала как целостное и независимое малое государство и выполняла некоторые государственные функции: обеспечение безопасности членов семьи, право и обязанность кровной мести, взыскание и уплата частных композиций - выкупов, соприсяжничество.

Потомство как цель брака в до - христианском праве. Почти все дохристианское человечество и древнее право видело главную цель брака в потомстве, в рождении и воспитании детей. Бездетность в древности означала величайшее несчастье не только для семьи, но и для общества. Из этой цели брака (потомство) вытекала обязанность вступления в брак, развод в случае бесплодия жены, допустимость многожёнства, внебрачного сожительства для мужчин, конкубинат и левират. Брак являлся уже не делом свободы, а религиозной и гражданской обязанностью, нарушение которой каралось законами.

В целях обеспечения потомства древнее право разрешало полигамию - многобрачие в форме полигинии - многоженства, внебрачное сожительство мужа с рабынями-наложницами и конкубинат - в римском праве - регулировавшееся законом внебрачное сожительство мужчины и женщины с намерением установить брачные отношения. Левират - это вторичный брак вдовы с братом её умершего бездетным мужа. Левират объясняется стремлением не допустить прекращения рода по мужской линии, прежде всего из религиозных соображений, чтобы не забывалось почитание умерших предков.

Формы брака. Истории известны различные формы брака. Формами брака являются моногамия - единобрачие, брак одного мужчины с одной женщиной и полигамия - многобрачие, форма брака, разрешающая иметь более одного супруга. Полигамные браки бывают двух видов: полигиния (многоженство) и полиандрия – многомужество.

Среди полигамных браков наибольшее распространение имела полигиния. Причин многоженства несколько: это бездетность первой жены, иногда отсутствие сыновей, тяжёлая болезнь жены, стремление увеличить число работников в семье, желание мужчин повысить свой социальный статус, желание вступить в дружеские отношения с возможно большим числом влиятельных семей (родов) с целью расширения своего влияния.

Причинами преобладания моногамных браков являются:

1. Нехватка женщин.

2. Моногамные браки оказываются более жизнеспособными по экономическим причинам. Полигиния ограничивается семьями мужчин с богатством и высоким статусом, которые обладают необходимым для содержания нескольких семей достатком.

3. Полигинные семьи создают конфликты среди жен.

4. Религиозный характер, какой со временем приобрел институт брака.

Условия вступления в брак. Вступление в брак было возможно лишь при наличии определённых условий:

1. Наличие права вступать в законный брак. К законному браку не были способны рабы. Браки между представителями различных сословий в большинстве случаев запрещались или затруднялись.

2. Достижение определённого возраста.

3. Согласие отца (родителей).

4. Отсутствие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Родство есть кровная связь между лицами, которые происходят от одного и того же лица путем рождения. Свойство - отношение одного супруга к родственникам другого.

5. Физическая способность к брачному сожительству.

Заключение (совершение) древнего брака. Брак заключался обычно по соглашению - договору между женихом и родителями невесты без вмешательства государственных чиновников и религиозной организации – церкви. Согласие невесты по большей части вовсе не требовалось или представляло простую формальность. Различают следующие способы заключения брака: уплата выкупа за жену, религиозное освящение брака с переходом невесты в дом жениха без выкупа жены, светская (нерелигиозная) форма установления брака без выкупа жены.

Исключительной формой заключения брака являлось похищение невесты. Похищение (или умыкание) есть насильственный увод девушки вопреки желанию её самой и её родственников с намерением сделать её женой.

Самым простым и распространенным способом заключения брака являлась уплата выкупа или отработка за невесту. Размер выкупа определялся по соглашению сторон. Выкуп передавался семье невесты и являлся компенсацией потери семьёй работницы. Выкуп являлся также определённой гарантией того, что с молодой женой муж будет хорошо обращаться. Ыыкуп стимулировал молодых людей повышать своё благосостояние, лучше трудиться.

Более поздним способом заключения брака являлся торжественный обряд с приведением невесты в дом жениха, основанный на свободном соглашении жениха и невесты и на религиозных обрядах. При этой форме заключения брака не было уплаты выкупа или жених вносил символическую сумму. Муж производил из своего имущества предбрачный дар (подарок) семье невесты. Со стороны жены появилось приданое. Приданым называлось имущество, которое жена или кто-нибудь другой за неё передавал мужу для покрытия расходов на общую семейную жизнь.

Прекращение брака. Развод. Нормальным способом прекращения брака является смерть одного из супругов. Однако право в виде исключения допускает возможность прекращения брака и при жизни обоих супругов вследствие наступления причин, которые право считает достаточно уважительными для признания брака прекратившимся. Брак мог прекратиться вследствие потери правоспособности.

Развод предполагает существование действительного и законного брака, который расторгается вследствие наступления причин, признанных правом уважительными. При насильственном похищении жены развода быть не могло. Брак, заключенный путем выкупа невесты, становился нерасторжимым для жены. В патриархальном обществе право расторгать брак принадлежало только мужчине, а жена не имела права на развод. Оправданием для развода могло стать любое недовольство мужа ведением домашнего хозяйства. Муж мог развестись с женой по причине ее бесплодия (бездетности), болезни. Если муж бросал жену по прихоти, без всякой основательной причины, то он терял право получить обратно выкуп, и должен был вернуть приданое жене.

Для развода не требовались особой формы. Развод мог быть выражен в отнятии ключей у жены, произнесении слов, выражающих желание развестись с женой, изгнании жены из дома в родительский дом или уходе мужа из дома.

Постепенно и жена получила право на развод при особо виновном поведении мужа: неоднократное (постоянное) прелюбодеяние, постоянная исключительная жестокость, пьянство, доказанное покушение на жизнь жены, отказ мужа заботиться о жене, занятие колдовством. В таком случае она могла вернуться в родительский дом, а муж терял выкуп и возвращал приданое.

Отношения между супругами в браке. В патриархальной семье верховная власть принадлежала одному человеку - мужу и отцу, который занимал доминирующее положение. Женщины в патриархальной семье - не слуги мужчин, но и не равноправны им. Жена должна была следовать за мужем и разделять его общественное (сословное) положение. В семье обязанностью жены было послушание и верность мужу, рождение и воспитание детей, ведение домашнего хозяйства. Жена должна была чтить своего мужа, всегда бояться его и делать всё по его указаниям.

Добиваясь повиновения жены, муж вправе был прибегать к телесным наказаниям. При этом произвол мужа ограничивался родственниками жены. Они защищали её, когда конфликты с мужем принимали серьезный характер, если здоровье, жизнь женщины подвергалась опасности.

В патриархальной семье муж имел право даже на свободу и на жизнь жены. Он имел право в случае бедности и нужды отдать жену в долговую кабалу - отработку долга в хозяйстве кредитора, продать в рабство - вечное или временное - на определенный срок. Вместе с тем муж имел в браке не только права, но и обязанности. Он должен был содержать жену, одевать её согласно своему достатку, защищать её и иметь с ней сожительство.

Отношения между родителями и детьми. Внебрачные дети. Усыновление. В патриархальной семье родители располагали обширной властью по отношению к своим детям. Родительскую власть осуществлял в патриархальной семье отец. У многих народов отец имел право распоряжаться жизнью и смертью своих детей, вплоть до детоубийства. Отец имел право признания детей. Отец имел право убивать уродливых детей при рождении. Отец мог убить дочь за прелюбодеяние, а также, если она добровольно шла за похитителем-женихом. Он мог обычно в случае крайней нужды отдать своих детей в долговую кабалу, продать в рабство - временное или вечное.

Отец отвечал за правонарушения, совершённые его детьми и женой, за исключением тяжких преступлений и государственной измены. Он мог возместить ущерб, причинённый их неправомерными действиями, но мог уступить виновного для использования его рабочей силы. Более того, отец обладал судебной властью над своими домочадцами и слугами.

Родители имели право телесно наказывать своих детей.

Дети должны были почитать и повиноваться своим родителям, даровавшим им жизнь. Почтение выражалось через хорошие поступки. Особенно было важно помогать родителям в старости, не бросать их, не оскорблять в речах своих.

Родители должны были кормить, содержать, воспитывать, приобщать к домашним и полевым работам и обучать грамоте своих детей, научить их профессии. Родители должны были устраивать браки своих детей, женить и выдавать замуж, подобрать им спутника жизни. Они должны были позаботиться и о наследстве детям.

Законными детьми признавались лица, рожденные в браке. Незаконнорожденными детьми были дети, рожденные известной парой вне брака или в браке, который был признан незаконным. Брак признавался незаконным при отсутствии хотя бы одного условия вступления в брак. Отцом ребёнка считался тот, на кого указывал обряд бракосочетания. Незаконнорожденные дети исключались из семьи и лишались права наследовать после своего отца.

Дети могли быть усыновлены, то есть происходил прием посторонних в состав семьи. Поэтому семья шла на усыновление лишь в случае неимения потомства. Усыновленный приобретал все права родного сына.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...