Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психоанализе и в аналитической психологии




 

Третьим направлением европейской общественной мысли XIX века, в рамках которого была создана оригинальная концепция культуры, стал психоанализ, основоположником которого является Зигмунд Фрейд (отсюда другое название психоанализа — фрейдизм). В создание психоаналитического учения внесли существенный вклад также ученики Фрейда Отто Ранк, Генрих Рохейм и так называемые «вероотступники» Альфред Адлер, Карл Густав Юнг, Корен Хорни, Эрих Фромм (последние два автора вместе с Гербертом Маркузе принадлежат к числу создателей неофрейдизма, который конституировался как отдельное направление научной мысли в первые десятилетия XX века), которые много сделали для превращения психоанализа в авторитетную научную доктрину, уточнив и конкретизировав его базовые посылки в процессе полемики с 3. Фрейдом.

Необходимость рассмотрения культурологической теории, созданной в рамках фрейдизма, определяется не только необычностью решения проблемы раскрытия сущности культуры, предложенного Фрейдом, но также тем, что психоанализ оказал огромное влияние на формирование современной культурологии и культурной антропологии. Отголоски идей, выношенных Фрейдом, его учениками и оппонентами, можно найти не только в трудах ряда западных исследователей XX века, но и в работах некоторых современных отечественных авторов, которые не скрывают, что истоки их представлений о культуре, ее роли в жизни общества, путях развития и т.д. коренятся в доктриналь-ных посылках представителей венской школы психоанализа.

Есть еще одна причина, заставляющая обращаться к теоретическому наследию Фрейда и его последователей. Фрейдизм, несмотря на свою почти вековую историю существования, остается одним из наиболее популярных направлений не только европейской, но и мировой общественной мысли. Его установки разделяют как миллионы обывателей, так и люди науки, представители деловых кругов, политики и даже теологи, принадлежащие к реформаторским течениям в католицизме и протестантизме. Можно полностью согласиться с М.М. Бахтиным, который в своей известной книге «Фрейдизм», изданной под псевдонимом еще в 1927 г., когда в отечественной науке шли бурные дискуссии о субъективной и объективной психологии и о принципиальной возможности соединения марксизма и фрейдизма, писал:

 

Сравнительно медленный (до десятых годов нашего века) и очень трудный путь, приведший психоанализ к «завоеванию Европы», говорит о том, что это не скоропреходящая мода дня вроде шпенглери-анства, а более устойчивое и глубокое выражение каких-то существенных сторон европейской буржуазной действительности. Поэтому всякий, желающий глубже понять духовное лицо современной Европы, не может пройти мимо психоанализа, ибо он стал слишком характерной, поистине неизгладимой чертой современности35.

 

О том, что фрейдистские идеи пустили глубочайшие корни в западной культуре и в значительной мере определяют менталитет человека «фаустовской цивилизации», говорит и один из известных американских ученых, профессор Колумбийского университета Лионель Триллинг, который подчеркивает:

 

Фрейдистские идеи прочно утвердились в нашей культуре. Психиатрия опирается главным образом на них. Они оказали решающее влияние на наши теории образования и воспитания детей. Они имеют первостепенное значение для антропологии, социологии, литературной критики. Даже теологи вынуждены принимать эти идеи во внимание. Мы с полным основанием можем сказать, что они стали неотъемлемой частью современного интеллектуального аппарата36.

 

Отмечая, что фрейдистские идеи детерминируют мировоззренческие и эстетические установки значительного числа людей в западном мире, занятых духовным производством, он продолжает: «Едва ли найдется хотя бы одна пьеса на Бродвее без вариации на тему какой-нибудь фрейдистской идеи, которую публика была бы в состоянии понять»37.

В справедливости этих слов можно убедиться, проанализировав, в частности, ту продукцию, которая выпускается вот уже не одно десятилетие кинофирмами Голливуда и других стран западного мира. Без особого труда можно найти отголоски фрейдистских идей, а иногда прямые реминисценции из работ Фрейда и его последователей в таких лентах, как «Скромное обаяние буржуазии» Бунюэля, «Ключ», «Подсматривающий» и «Паприка» Тинто Брасса, «Гибель богов» Лу-кино Висконти, «Красная пустыня» и «Затмение» Микельанджело Ан-тониони, «Зверь» и «История греха» Валериана Зборовника, «Амаркорд» и «Казанова» Фредерико Феллини и многих других. Фрейдистские идеи лежат в основе сюрреализма Сальвадора Дали, работы которого не могут быть поняты без обращения к теоретическим размышлениям психоаналитиков. Они составляют контекст композиций многих рок-музыкантов (в частности Оззи Озборна), романов и повестей значительной части писателей (например, романы Генри Миллера «Тропик Рака» и Эммануэль Арсан «Эммануэль», Томаса Манна «Волшебная гора» и «Замок» Кафки пронизаны фрейдистскими мотивами), драматических произведений (в частности, пьес Тенесси Уильямса), произведений живописи, скульптуры и даже архитектуры.

По свидетельствам западных исследователей, психоанализ можно назвать направлением общественной мысли, которое сегодня на Западе имеет самых многочисленных адептов. Так, сеансы психоанализа стали элементом образа жизни средних и высших слоев в ряде стран Запада, прежде всего в США, где психоаналитическая ассоциация объединяет сотни тысяч практикующих психоаналитиков. По числу своих сторонников в странах западного мира психоанализ оставил далеко позади другие течения. Конкурировать с ним может сегодня только возрождающаяся антропософия, число приверженцев которой быстро растет, по мере того как происходит более глубокое осознание кризиса рационализма и падение авторитета человеческого разума в западном обществе.

Есть еще одно обстоятельство, заставляющее обращаться к теоретическому наследию Фрейда и его последователей, которое стоит подчеркнуть особо. Практика показывает, что в последнее время в России явно наблюдается своеобразный фрейдистский ренессанс. Количество научных трудов, написанных с позиций психоанализа, а также театральных постановок, фильмов, литературных произведений, где доминируют фрейдистские мотивы растет чуть ли не в геометрической прогрессии. В качестве подтверждения можно сослаться на работы Романа Виктюка в театре «Сатирикон», поставившего спектакли «Мадам Баттерфляй» и «Служанки», романы Эдуарда Лимонова и Евгения Евтушенко, живописные полотна Игоря Каменева и Татьяны Назаренко и многих других. По уверениям литературных и музыкальных критиков, сегодня в отечественной художественной культуре «происходит окончательное убийство Отца», сопровождающееся разрушением формы, исчезновением иерархии, переоценкой всех ценностей, доминированием во взаимоотношениях между индивидами постмодернистских моделей коммуникации.

Следует сказать, что популярность фрейдизма связана не столько с тем, что Зигмунд Фрейд сформулировал комплекс идей о роли бессознательного и предложил новый метод терапии психических заболеваний (о сущности этих идей и особенностях психоаналитического метода большинство приверженцев Фрейда, не принадлежащих к кругу профессиональных психиатров или психоаналитиков имеют весьма смутное представление), а с тем, что, как совершенно справедливо замечает М.М. Бахтин, Фрейд сумел задеть за живое современного буржуа не специальной наукой и не узко практической стороной своего учения. Он сформулировал, образно говоря, основной мотив, новый подход к объяснению не только психических явлений, но и всего круга культурно-социальных феноменов. Знакомство с классическим фрейдизмом дает основание утверждать, что Фрейд стремился вывести психоанализ за рамки психиатрии, превратить его в универсальное учение, позволяющее объяснить весь круг явлений социального бытия. По сути, психоанализ в его фрейдовской интерпретации предлагает новую объяснительную схему устройства общества, позволяющую проникнуть в тайну человеческих взаимоотношений, выявить подспудные причины, приводящие в действие широкие массы, дающую возможность понять, что такое культура, какова роль мифологии, религии, искусства в жизни общества, позволяющую дать ответы и на другие не менее сложные вопросы, по которым ведутся дискуссии уже не одно столетие. Именно этим объясняется прежде всего популярность фрейдизма, который многие склонны рассматривать как альтернативу марксизму, совершено забывая о том, что Фрейд, как и Маркс, был убежденным атеистом, что пафос его учения был направлен против той социальной системы — буржуазного общества, которую подвергали критике и создатели марксизма.

Есть еще одно обстоятельство, обусловливающее не утихающий интерес к фрейдизму. Дело в том, что

 

когда тот или иной класс находится в стадии разложения и принужден покинуть арену истории, его идеологи начинают настойчиво повторять и на все лады варьировать тему: человек есть прежде всего животное, — и с точки зрения этого «откровения» переоценивать все ценности мира и истории. Вторая часть знаменитой аристотелевской формулы (человек суть животное социальное) при этом совершенно игнорируется. Идеология таких эпох переносит центр тяжести в изолированный биологический организм, а три основные события его общественной жизни — рождение, коитус и смерть — начинают по своему идеологическому значению конкурировать с историческими событиями, они становятся как бы суррогатом истории... He-социальное, не-историческое в человеке объявляется высшим мерилом и критерием всего социального и исторического. Кажется, люди таких эпох хотят уйти из ставшей для них неуютной и холодной атмосферы истории и укрыться в органическую теплоту животной стороны жизни38.

 

Истинность этой мысли М.М. Бахтина подтверждается всей социальной практикой, в том числе и практикой постсоветской России.

Выяснив причины значимости для культурологической науки психоаналитического видения культуры, можно было бы приступить к рассмотрению фрейдистской концепции культуры. Но прежде следует сказать хотя бы несколько слов о самом Зигмунде Фрейде (1856—1939) — человеке, «оказавшем, - как писал Альберт Энштейн в одной из своих публицистических статей, — огромное воздействие на формирование мировоззрения нашей эры»39.

О жизни Фрейда написаны сотни, если не тысячи книг, однако абсолютное большинство из них составляют беллетристические произведения — романы, повести, рассказы, киносценарии. Научной биографии Фрейда пока не создано, что, впрочем, не удивительно. По воспоминаниям близких Фрейду людей, он в конце своего жизненного пути уничтожил практически все материалы, которые могли бы пролить свет на его личную жизнь, причем главным мотивом этого поступка, если верить Жану Полю Сартру, создавшему в конце 50-х годов по просьбе одного из знаменитых голливудских режиссеров Джона Хьюстона документальный киносценарий, было желание не выставлять напоказ свой внутренний мир, ибо «биографическая истина всегда недоступна». Тем не менее восстановить жизненный путь Фрейда представляется вполне возможным — слишком много говорили и писали о нем его современники, как близко знавшие знаменитого психиато-ра, так и встречавшиеся с ним эпизодически, время от времени.

Фрейд родился в небольшом австрийском городке Фрейберге в семье торговца шерстью, который всегда мечтал о том, чтобы старший сын, в котором он души не чаял, получил высшее образование и стал врачом. Его мать происходила из той же среды. Семья Фрейдов была весьма многочисленна (шестеро детей), и Якобу Фрейду7 приходилось работать не покладая рук, чтобы обеспечить тот уровень жизни, который бы соответствовал их положению в обществе, где неспособность содержать прислугу или отказ от проведения званых вечеров воспринимались как страшное преступление. Особенно сложно семье пришлось после того, как Фрейды переехали в Вену. Отец Фрейда не смог оплатить лицензию и был вынужден ликвидировать собственное дело. Тем не менее, благодаря его упорству, семье удавалось достаточно долго оставаться в рамках среднего класса — учителей, чиновников, музыкантов, имевших средний доход, позволявший жить не роскошествуя, но и не бедствуя.

Зигмунд Фрейд получил неплохое домашнее воспитание. Это позволило ему без особых трудностей поступить в классическую гимназию, которую он блестяще окончил в 1878 г. Летом этого же года он выдержал экзамены и стал студентом медицинского факультета Венского университета. В университете он занимается не только естественными науками, но и языками, причем не только древними (греческим и латинским), но основными европейскими — французским, итальянским, английским. По свидетельству Ирвинга Стоуна, написавшего роман «Страсти ума, или Жизнь Фрейда», в его библиотеке были книги Гете, Шиллера, Бальзака, Диккенса, Байрона, Скотта, Золя, Кальдерона, Эллиота и других авторов на языке оригинала.

Наукой 3. Фрейд начинает заниматься еще в университетские годы. Будучи студентом второго курса, он выполняет ряд работ по сравнительной анатомии, физиологии и гистологии, которые не остались незамеченными. Получив диплом врача, Фрейд работает сначала приват-доцентом, а затем профессором невропатологии Венского университета. Однако вскоре он приходит к выводу, что занятие наукой неотделимо от занятий врачебной практикой и уезжает на несколько лет в Париж, где работает в известной клинике «Сальпетриер» под руководством известного психиатра Ж. Шарко. В 1896 г. он возвращается в Вену, где приступает к разработке теории психоанализа. За несколько лет он пишет и издает книги «Психопатология обыденной жизни», «Толкование сновидений» (до конца своих дней он считал ее своей лучшей книгой), «Остроумие и его отношение к бессознательному», «Три очерка по теории сексуальности» и др. В годы, предшествующие первой мировой войне, Фрейд выпускает в свет такие работы, как «Тотем и табу», «По ту сторону принципа удовольствия». Имя Фрейда становится широко известным. О психоанализе, который его создатель трактует как разновидность социально-философского учения, много пишут и еще больше говорят. Пик интереса к фрейдизму приходится на конец 20-х—начало 30-х годов, когда у Фрейда выходят в свет такие книги, как «Психология масс и анализ человеческого «Я», «Я и Оно», «Моисей и единобожие». Фрейд становиться главой целой научной школы, получает возможность на практике проверить свою теорию.

Однако вскоре его блестящая научная карьера прерывается. Австрию оккупируют немецкие войска, и начинаются репрессии против ученых, неугодных нацистскому режиму. Фрейда подвергают травле и преследованиям. От смерти в газовой камере его спасает Международный союз психоаналитических обществ, который, заплатив фашистским властям значительную сумму, добивается разрешения на выезд Фрейда из рейха в Англию. В Лондон Фрейд пребывает в начале 1939 г., но после перенесенных испытаний он уже не может работать. Менее чем через полгода создатель психоанализа скончался, оставив огромное научное наследие и многочисленных учеников, разбросанных по всем континентам.

Зигмунд Фрейд сделал весьма много в различных отраслях знания, в том числе и в области культурологии. Однако рассказать в нескольких фразах о том, как он трактует культуру, практически невозможно. Дело в том, что концепция культуры Фрейда представляет собой неотъемлемую часть психоаналитической доктрины и может быть адекватно понята только в контексте психоаналитической теории. Это изначально предполагает хорошее знание базовых посылок классического психоанализа, а также понятий «бессознательное»,«сублимация», «механизм переключения энергии первичных инстинктов в другие сферы деятельности», трактовок фрейдистами терминов «вытеснение», «архетип», «Ego», «Super-Ego» и «Id», «Эрос» и «Танатос», «принцип удовольствия» и «принцип реальности» и др.

Если попытаться вычленить ту основную идею, которая проходит красной нитью через все учение Фрейда, то ее можно сформулировать следующим образом. Судьба человека, все содержание его жизни и творчества всецело определяются тем, как проявляются, более точно — в какой степени реализованы, его первичные инстинкты, прежде всего инстинкт размножения и продолжения рода. Этот фактор является основополагающим, в отличие от влияния социальной среды, врожденных задатков и способностей, которые носят второстепенный характер. Если мы хотим понять человека, проникнуть в глубину его психики, спрогнозировать его поведение, предсказать, как он будет вести себя в той или иной ситуации, мы должны прежде всего понять, в каких формах проявляется его половое влечение, как на индивидуальном уровне реализуется сложное взаимодействие сознательного, бессознательного и сверх-сознательного.

К идее, что поведение человека детерминируется не только его сознанием, а еще чем-то, что не осознается человеком, но тем не менее оказывает более сильное влияние на его деятельность, является истинным мотивом того или иного поступка, Фрейд пришел благодаря своей врачебной практике. Будучи врачом-психиатром, он неоднократно встречался со случаями, когда, несмотря на все старания врача и пациента, определить причину заболевания оказывалось невозможно. Причины, приводящие к разладу душевной жизни, лежащие на поверхности, о которых говорили сами пациенты и их родственники, на деле оказывались совсем не причинами, ибо после их устранения больные не выздоравливали. Наоборот, наблюдалось ухудшение их состояния.

Толчком к созданию психоанализа послужил один из опытов, который проводил в парижской клинике, где стажировался начинающий и никому не известный венский врач Зигмунд Фрейд, знаменитый психиатр Бернгейм, блестяще владеющий техникой гипноза. Суть опыта состояла в том, что пациентке, введенной в состояние транса, была внушена необходимость совершения ряда действий, не имевших никакого отношения к предмету разговора, который происходил до начала сеанса. После вывода женщины из состояния транса Бернхейм продолжил с ней разговор на отвлеченные темы. Но вдруг, без всякого объяснения мотивов, пациентка встала со стула, подошла к зонтику, который находился в углу комнаты, раскрыла его и, подобрав юбку, словно она шла по лужам, подошла к окну. Попытки экспериментатора выяснить причину столь странного поведения сначала ни к чему не приводили. Женщина объясняла свое поведение тем, что она хотела убедиться в том, ее ли это зонтик и в исправном ли он состоянии. Потребовался многочасовой разговор, чтобы она смогла вспомнить обстоятельства, предшествующие началу разговора, и суть того задания, которое ей был внушено во время сеанса гипноза.

Фрейд был поражен этим опытом. Из увиденного он сделал три принципиальных вывода, которые стали отправной точкой его дальнейших размышлений относительно проблемы, о которой никто из тогдашних представителей научного мира даже не подозревал. Эти выводы были таковы:

— мотивация совершенного поступка, облеченная в вербальную форму, при всей искренности субъекта, от которого экспериментатор получает информацию, может не совпадать с действительной причиной совершенного действия;

— поступок может детерминироваться силами, которые присутствуют в психике индивида, но не проходят стадию осознания;

— существование этих сил и осознание истинной причины совершенного действия с помощью определенных приемов могут быть доведены до сознания.

Тезисы, сформулированные Фрейдом в статье, посвященной критическому разбору лабораторного эксперимента, при котором он присутствовал, представляли новое слово в психиатрической науке. Дело в том, что до Фрейда психика и сознание человека отождествлялись. Носителем сознания считался человеческий мозг, а психические заболевания связывались с нарушением обменных процессов в тканях мозга или с физической деформацией (разрушением) отдельных участков его коры. Причиной же так называемых функциональных расстройств считались неадекватные оптимальному функционированию организма условия человеческого существования, слабость нервной системы, лабильная психика, склонность к самовнушению и т.д. Отсюда следовали и методы лечения психических больных покоем, изоляцией от внешнего мира, препаратами, тормозящими скорость прохождения нервных импульсов и снимающими нервное напряжение. Фрейд, по сути, первым принципиально по-новому ставит проблему, которую не мог решить до него ни один из практикующих психиатров. Он предложил объяснять душевные болезни не механическими травмами мозга и не патологическими изменениями в его коре, а существованием в психике человека непознанного мира, скрытого от сознания и находящегося в конфликте с ним. Этот мир Фрейд предложил называть миром бессознательного. Он же высказал догадку о том, что столкновение этих двух миров и рождает те неврозы, психические заболевания, глубокие депрессии, аффективные состояния, которым подвержена значительная часть человеческого рода.

На начальном этапе своей деятельности в качестве уже исследователя, а не практикующего психиатра, Фрейд считал бессознательное, образно говоря, бессловесным. Он был убежден, что между сознанием и бессознательным находится стена и судить о природе и структуре последнего на основе вербальных признаков невозможно. Ему представлялось, что только иногда, в экстремальных ситуациях, бессознательное проявляется в виде образов сновидений, оговорок, немотивированных поступков. Эту идею Фрейд считал весьма конструктивной и даже посвятил ее разработке специальную книгу, которую назвал «Толкование сновидений».

Бессознательное рассматривалось Фрейдом изначально как случайное явление в человеческой психике, как чужеродное тело, образовавшееся в силу неблагоприятных обстоятельств, в которых оказался человек, столкнувшийся с миром зла, предательства, насилия, несправедливости. В бессознательном, считал Фрейд, хранятся все негативные переживания, психические травмы, которые человек испытал прежде всего в детстве, а также те, которые ему были нанесены в последующие годы. От этих переживаний, ушедших в глубины психики, невозможно избавиться с помощью доводов разума, ибо человек не в состоянии осознать, что является истинной причиной его плохого душевного самочувствия. Задача врача-психиатра, считал Фрейд, как раз и состоит в том, чтобы рационализировать бессознательное, дать возможность больному понять истинные мотивы его поступков, психической угнетенности, различных мучающих его фобий. Такое изживание от страшного и постыдного путем перевода бессознательного в сферу сознания Фрейд назвал аристотелевским термином «катарсис», а метод терапевтической практики, позволяющий решать эту сложную задачу, получил с его легкой руки наименование «катартического».

Так представлял себе Фрейд природу и функции бессознательного на начальном этапе своей деятельности. Однако вскоре, после нескольких лет углубленных исследований, Фрейд пришел к другому объяснению бессознательного. Теперь бессознательное интерпретируется как неотъемлемая часть человеческой психики. Борьба между бессознательным и сознанием рассматривается им как закономерность развития психики любого индивида, а не только тех, кто пережил психическую травму в раннем детстве. Переосмысливается Фрейдом и роль бессознательного. Оно начинает восприниматься им как психическое образование, посылающее творческие импульсы, обусловливающие проявление активности человека в различных сферах деятельности, прежде всего в области искусства. Теперь Фрейд считает, что процесс формирования бессознательного совершается на протяжении всей жизни человека через механизм так называемого «вытеснения», когда влечения и желания, вступающие в противоречие с существующими нормами морали или с индивидуальными представлениями человека о том, что есть добро и зло, образно говоря, выдавливаются в подкорку и прорываются «наверх» в сферу сознания только в экстремальных ситуациях. Появляется в рассуждениях Фрейда еще один чрезвычайно важный момент. Если ранее он утверждал, что бессознательное суть продукт негативного индивидуального опыта, то после серии экспериментов он пришел к выводу, что основу бессознательного составляют комплексы переживаний, связанных прежде всего с сексуальной сферой, общие для всех людей. Эти комплексы, утверждает Фрейд, возникают не на самом раннем этапе развития человеческой личности, а значительно позже, когда у ребенка появляется самосознание и он начинает выделять себя из окружающего мира и начинает действовать в системе моральных координат. Сначала, подчеркивает Фрейд, ребенок не различает, где добро и где зло, как не различала его мировая человеческая душа на заре цивилизации. В ней рождались такие желания и побуждения, которые впоследствии однозначно воспринимались как выходящие за границы морали. Например, инцест, убийство отца, которые были нормой в первобытной общине, в дальнейшем стали восприниматься как тягчайшие преступления. Но в психике каждого человека осталось представление о тех далеких временах, когда кровосмешение, убийство близких родственников были нормой. Фрейд обосновывает идею о том, что в психике каждого человека глубоко запрятан эдипов комплекс40 (для девочек — комплекс Электры), который в основном и детерминирует поведение юношей (девушек), одновременно любящих и ненавидящих отцов (матерей) из-за обладания самой близкой им женщиной (мужчиной).

Фрейд утверждает, что если на первых порах в человеческом сообществе действовал принцип наслаждения, то теперь, когда человечество имеет представление о морали, знает, к чему приводит кровосмешение и надругательство над человеческой природой, он сменился принципом реальности, благодаря которому человек сдерживает проявление своих животных инстинктов. Борьба между принципом реальности и принципом наслаждения приводит к расколу в душе человека, порождает невротические состояния, психозы, служит основой самых разнообразных душевных расстройств, с которыми сталкиваются практикующие психиатры.

Вытеснение первобытных инстинктов в область бессознательного, по мысли Фрейда, совершается механически, без участия сознания. Ведает этой процедурой особая психологическая сила, которую Фрейд назвал «цензурой» (впоследствии она у создателя классического психоанализа получит название «Супер-Эго»). Она представляет собой своеобразного стража, который регулирует обменные процессы между сознанием и бессознательным.

Какие же влечения вытесняются в область бессознательного? Фрейд доказывает, что такими влечениями являются прежде всего сексуальные. Он создает специальную теорию, квинтэссенцию которой составляет учение о либидо, которое трактуется им как половой голод, актуализированная потребность в половом контакте. Либидо присуще уже ребенку, который пока еще не догадывается об истинных причинах своего влечения к матери и ненависти к отцу. Сосание материнской груди, считал Фрейд, по силе чувственного наслаждения равноценно половой близости. Именно в этом, по его мнению, причина большей теплоты в контактах между матерью и сыном, чем между сыном и отцом. Вытеснение сексуального влечения в область сознания, по Фрейду, имеет определенный предел. Когда он достигается, происходит переключение накопленной сексуальной энергии на другой объекг, который может быть даже неодушевленным предметом. Этот процесс Фрейд назвал сублимацией. Наиболее полно разрядка накопленной сексуальной энергии осуществляется, с точки зрения Фрейда, в области художественного творчества, о чем свидетельствует скрытый или явный эротизм большинства художественных произведений, где сплошь и рядом встречаются, например, фаллические символы или присутствует апологетика чувственного начала. Так происходит обход запретов, которые налагаются Супер-Эго, так совершается обретение свободы бессознательным, загнанным в глубины человеческой психики.

На третьем этапе своей творческой деятельности Фрейд трактует проблему взаимодействия бессознательного и сознания несколько в ином ключе. После аргументированной критики его идеи о либидо как квинтэссенции бессознательного, как силе, продуцирующей творческие порывы в различных сферах человеческой деятельности, Фрейд выдвигает положение о существовании у каждого человека изначального влечения к наслаждению и жизни (его он назвал «Эросом») и влечения к смерти и страданиям (его он назвал «Танатосом»). Борьба между ними сопровождает человека на протяжении всего его земного существования. Фрейд расширяет содержание понятия «бессознательное». Теперь оно трактуется в его работах как темная сила вожделений, противостоящая доводам разума и воле. Эта сила получает название «Оно». Рассуждениям о взаимодействии «Я» и «Оно» посвящена последняя книга Зигмунда Фрейда, написанная им на закате дней, в конце его творческого пути.

Таковы в самых общих чертах основные постулаты фрейдистского учения. Нетрудно заметить, что предложенная Фрейдом схема позволяла по-новому подойти к изучению особенностей человека и его культуры. Психоанализ нацеливал на изучение таких повторяющихся в каждой культуре элементов, как стереотипы сексуального поведения, на анализ детства, то есть периода, когда закладываются базовые личностные характеристики индивида, на изучение мифологических представлений и сновидений, в которых проявляются архаические структуры коллективного бессознательного. Психоанализ предложил новое видение природы творчества и позволил в известной степени объяснить феномен чувственности, которой в полном смысле пропитано искусство последних столетий. Фрейд создал новый метод анализа литературных, музыкальных, драматических произведений, а также произведений живописи и архитектуры. Его работы «Леонардо да Винчи: этюд по теории психосексуальности», «Трагедия Шекспира «Гамлет» глазами психоаналитика» признаны классическими в силу глубины анализа личности авторов, создавших гениальные произведения. Фрейд применил принцип единства онто- и филогенеза для решения задач, стоящих перед психоанализом, и показал, что в своем индивидуальном развитии человек как существо, живущее в мире культуры и создающее этот мир по своему образу и подобию, проходит путь развития всего человеческого рода. Путь анализа культуры через познание детства в дальнейшем был признан весьма продуктивным, и ныне только самые рьяные скептики ставят под сомнение эв-ристичность этого метода. Наконец, фрейдизм позволил приблизиться к пониманию тайны культуры, ее значения для регуляции поведения человеческих существ.

Сделав эти предварительные замечания, можно приступить к рассмотрению психоаналитической теории культуры. Сразу же необходимо сказать, что в своем понимании культуры Фрейд удивительно последователен. Он ни на йоту не отступает от провозглашенных им постулатов, ни разу не выходит за границы, определенные созданной им концептуальной модели. Взгляд Фрейда на культуру — это взгляд врача-психоаналитика, видящего в продуктах культурно-творческой деятельности человека прежде всего результат столкновения, противоборства тех сил, которые коренятся в бессознательном и человеческом разуме.

Наиболее полно фрейдовская концепция культуры изложена в его работе «Неудовлетворенность культурой», которая вышла в свет в 1930 г.. Однако эта книга является далеко не единственным трудом создателя классического психоанализа, где он обращается к рассмотрению проблем, которые традиционно входили в круг профессиональных интересов в основном философов, социологов, эстетиков, историков, литературоведов, филологов. Отдельные фрагменты фрейдовской теории культуры получили достаточно глубокую проработку в таких его более ранних работах, как «Навязчивые действия и религиозные обряды», «Тотем и табу», «Будущее одной иллюзии», «Психопатология обыденной жизни», «Я и Оно» и др. К ним мы и будем обращаться в первую очередь, исследуя взгляды Зигмунда Фрейда на культуру, ее сущность, генезис, социальные функции. Культуру Фрейд трактует как

С точки зрения основателя классического психоанализа, все, что способствует обработке земли, защите человека от природы, что приносит ему практическую пользу, имеет самое непосредственное отношение к миру культуры. Первыми подлинно культурными деяниями, как утверждает Фрейд, было: а) укрощение огня, б) постройка жилища, в) изобретение орудий труда, благодаря которым человек получил возможность резко уменьшить свою зависимость от природы. Он пишет:

 

Та или иная страна достигла высот культуры, если в ней все, что касается использования человеком земли и защиты от сил природы... обращено на пользу человека. В такой стране реки, грозящие наводнениями, урегулированы в своем течении, а их воды отведены через каналы в те места, где в них есть нужда. Почва тщательно возделана и засеяна растениями, для произрастания которых она пригодна, ископаемые богатства исправно подаются на-гора и перерабатываются в требуемые аппараты и орудия. Средств сообщений много, они быстры и надежны, дикие и опасные животные уничтожены, а разведение прирученных домашних животных процветает42.

 

Однако, по мысли Фрейда, не только установление подобных взаимоотношений между человеком и природой свидетельствует о существовании культуры в том или ином обществе. «В ряду требований, предъявляемых культурой, — пишет он, — чистоплотность, красота и порядок занимают особое место»43. Хотя они и не обладают статусом жизненно необходимых и полезность их для некоторых сомнительна, их, по мнению Фрейда, нельзя рассматривать как нечто второстепенное. Создатель классического психоанализа задается таким вопросом:

 

Можно ли считать культурным английское общество времен Шекспира, когда нечистоты выливались прямо на улицу, а перед домом родителей великого драматурга в Стратфорде-на-Эйвоне лежала многие годы куча навоза, распространявшая зловоние, или, например, французское общество периода правления «короля-солнца» Людовика XIV, где не только дамы, но и кавалеры и даже сам король вынуждены были обливаться духами, чтобы заглушить дурной запах, исходящий от них в жарко натопленных бальных дворцовых залах?

 

И однозначно отвечает — нет. Чистота тела и жилища, вообще среды обитания, по мысли Фрейда, является одним из важнейших показателей культурности того или иного общества. В этой постановке вопроса явно сказываются установки врача, который в силу своей профессиональной подготовки прекрасно понимал значение гигиены в жизни как отдельного человека, так и человеческого рода.

К числу конституирующих характеристик культуры Фрейд относит и наличие уважительного отношения к высшим формам психической деятельности, интеллекту, к достижениям науки и искусства. Если в какой-либо стране, отмечал Фрейд, существует пиететное отношение к тем, кто создает художественные полотна и архитектурные ансамбли, кто пишет стихи и драматические произведения, кто занимается исследовательским и преподавательским трудом, то тогда есть весомые основания назвать такую страну культурной. Особо Фрейд подчеркивает, что в стране с высокой культурой непременно должна быть развита философия и существовать интенсивная религиозная жизнь. Искания в области философской и религиозной мысли Фрейд склонен относить к высшим достижениям человеческого духа. Именно по ним, утверждает он, необходимо судить о том, на какой ступени культурного развития находится та или иная общественная система. Но самой важной чертой подлинно культурного общества Фрейд считает наличие в нем определенного типа отношений между людьми, которые базируются не на признании права сильного, а на признании принципа равноправия и взаимозависимости людей друг от друга.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...