Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Физическая картина мира




ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел 1. Методические указания по изучению дисциплины  
Раздел 2. Перечень изучаемых тем и их содержание  
Раздел 3. Методические указания для выполнения контрольных работ  
Раздел 4. Варианты заданий для контрольных работ  
Раздел 5. Список рекомендуемой литературы по изучаемым темам дисциплины  
Раздел 6. Список рекомендуемой литературы общего характера  
Раздел 7. Словарь  
Приложение  

 

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Настоящие методические указания составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальностям 080105.65 «Финансы и кредит» и 080109.65 «Бухгалтерский учет и аудит», утвержденным Минобразования РФ 23.03.2003 № 203 мжд/сп.

Переход к подготовке специалистов широкой квалификации требует всемерного повышения значимости в структуре учебного процесса фундаментальных общенаучных дисциплин. Курс «Концепции современного естествознания» является междисциплинарным и служит для решения нескольких взаимосвязанных задач: сообщать упорядоченные знания о наиболее общих моделях и концепциях описания природы, формировать теоретический тип мышления, развивать культуру мышления, формировать целостное восприятие окружающего мира, охватить междисциплинарной связью многие вузовские дисциплины. Программа курса отражает структуру и логику современной науки и в максимальной степени отражает ее внутреннее единство в современной естественно-научной картине мира. Метод изложения курса «Концепции современного естествознания» научно-познавательный, основанный на том, что естествознание развивается на основе наиболее общих понятий и представлений о природе, сложившихся в философии. Изложение курса основывается на совокупности экспериментальных фактов, излагаемых в реальном историческом времени, в значительной степени определяющего логику современной науки.

После изучения курса студент должен иметь представление о:

- природе и ее естественно-научном познании;

- панораме современной естественно-научной картины мира;

- эволюционных представлениях в естественно-научной картине мира;

- человеке, как феномене природы;

- фундаментальных понятиях, законах и теориях современного естествознания;

- взаимосвязи фундаментальных дисциплин и последующих профилирующих предметов.

Овладение студентами теоретическими и прикладными знаниями осуществляется как при изучении лекционного курса, так и при выполнении лабораторных работ и индивидуальных контрольных заданий по избранным разделам современного естествознания.

Контроль работы студентов заочной формы обучения над курсом «Концепции современного естествознания» осуществляется наряду с экзаменом путем проведения контрольной работы, участия в работе семинаров, защиты лабораторных работ.

Указания содержат организационные и методические материалы, которые должны помочь студентам-заочникам в их практической работе по изучению курса КСЕ.

К образовательному стандарту тесно примыкает перечень ключевых терминов и понятий, который позволяет очертить поле объектов и явлений, изучаемых в курсе.

Основную часть составляют темы контрольных работ и методические указания по их выполнению. К каждой теме приведен список ключевых вопросов, которые должны быть раскрыты в процессе выполнения контрольной работы, а также рекомендуемая литература. При этом следует иметь в виду, что в настоящее время имеется много учебных пособий по КСЕ, однако большинство из них либо Носит сугубо философскую направленность, либо перегружено конкретным фактическим материалом и представляет значительные трудности для студентов-экономистов. Поэтому приходится обращаться к различной, в том числе справочно-энциклопедической литературе. Также представлены рекомендуемые списки литературных источников как к отдельным темам контрольных работ, так и к разделам курса.

РАЗДЕЛ 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИЗУЧАЕМЫХ ТЕМ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Наука как часть культуры

Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Структура научного знания: уровни и методы научного знания, системный подход, формы научного знания, научная картина мира. Научный метод в естествознании. Критерии научного знания.

Тема 2. Основы естествознания

Естествознание как часть науки и культуры. История естествознания: древнегреческая натурфилософия, средневековое естествознание, естествознание Нового и новейшего времени, классическое естествознание XX в. Предмет, структура и особенности современного естествознания.

Тема 3. Физическая картина мира

Понятие физической картины мира. Механическая картина мира. Электромагнитная картина мира: материя и движение, пространство и время, формы физического взаимодействия. Квантово-полевая картина мира. Структурные уровни материи, структура мегамира. Структура микромира и классификация элементарных частиц, теория кварков. Фундаментальные вопросы современного естествознания: понятие взаимодействия, типы взаимодействий. Корпускулярная и континуальная концепция описания природы. Порядок и беспорядок в природе. Основы термодинамики. Концепции пространства и времени. Принципы относительности. Понятие пространства и времени в теории относительности А. Эйнштейна. Динамические и статистические закономерности в природе. Принципы современной физики. Самоорганизация в живой и неживой природе (синергетика).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...