Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Творчество» - как психолого-педагогическая категория.




Содержание

Введение

Глава I. Изучение творчества как научной проблемы.

1.1. «Творчество» - как психолого-педагогическая категория.

1.2 Процесс творчества.

Выводы по главе I.

Глава II. Проблема соотношения педагогической Деятельности и творчества.

2.1 Определение понятия «педагогическая деятельность»

2.2 Cущность педагогической деятельности как творчества.

Выводы по II главе.

Заключение

Список использованной литературы


Введение.

 

Наиболее интересным в человеке является присущая именно ему способность и потребность творить. В настоящее время раз­личными аспектами проблемы творчества занимаются психоло­гия, педагогика, социология, кибернетика и другие науки. Педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Психолого-педагогические аспекты развития творческого потенциала учителя освещаются в работах В.И. Андреева, Т.Г. Браже, Ю.Н. Кулюткина, М.Г. Мерзляковой, И.О. Мартынюк, В.Г. Рындак. Совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя, по мнению А.В. Брушлинского, В. Т. Кудрявцева, А. Я. Пономарева, В.А. Сластенина связано с изучением творчества как механизма развития личности. По мнению В. В. Загвязинского, В. А. Кан-Калика, Н. Д. Никандрова, М. М. Поташника с выделением сущностных черт педагогического творчества. Исследованиями в области обучения творчеству, выявления творческой одаренности, творческих проявлений занимались зарубежные учёные Дж. Гилфорд, Дж. Гилмер, К. Роджерс, П.Торренс, Д.Шелкросс и др.

Проблемами профессионализма и мастерства занималась Н. В.Кузьмина, И. В. Страхова, Г. И. Щукина. В. А. Кан-Калик обозначил свой подход к сущности педагогического творчества. Вопросы самостоятельной творческой педагогической деятельности интересовалиН.М. Яковлеву.

Цель исследования: обозначить важность роли творчества в процессе педагогической деятельности.

Предмет исследования: педагогическая деятельность как творчество.

Гипотеза исследования: педагогическая деятельность неразрывно связана с процессом творчества.

Для достижения цели и проверки гипотез в процессе исследования решались следующие задачи:

1. Анализ теоретических источников по проблеме педагогической деятельности и творчества.

2. Обобщение теоретического материала по проблеме педагогической деятельности и творчества.

Для решения поставленных задач мы использовали анализ литературы как основной метод исследования.

Практическая значимость нашего исследования состоит в том, чтобы обобщить знания по вопросам творчества, творчества в процессе педагогической деятельности, а также обозначить необходимость творчества учителя в учебном процессе.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.


Глава I. Изучение творчества как научной проблемы.

Творчество» - как психолого-педагогическая категория.

Феномен творчества, развитие творческой личности, формирование условий, при которых протекают творческие процессы – это значимые явления в современной психолого-педагогической теории и практике. Психолого-педагогические аспекты развития творческого потенциала учителя освещаются в работах В.И. Андреева, Т.Г. Браже, Ю.Н. Кулюткина, М.Г. Мерзляковой, И.О. Мартынюк, В.Г. Рындак. Совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя, по мнению А.В. Брушлинского, В. Т. Кудрявцева, А. Я. Пономарева, В.А. Сластенина связано с изучением творчества как механизма развития личности. По мнению В. В. Загвязинского, В. А. Кан-Калика, Н. Д. Никандрова, М. М. Поташника с выделением сущностных черт педагогического творчества. В психолого-педагогической литературе определено влияние творческих способностей и одаренности на творческую деятельность, выявлены факторы и критерии развития творческих способностей, условия повышения мотивации и способов творческой познавательной деятельности (Д.Б.Богоявленская, Н. В. Кузьмина, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин и др.). Исследованиями в области обучения творчеству, выявления творческой одаренности, творческих проявлений занимались зарубежные учёные Дж. Гилфорд, Дж. Гилмер, К. Роджерс, П.Торренс, Д.Шелкросс и др.

Творчество – это всегда созидание чего-то нового на основе преобразования познанного: нового результата или оригинальных путей и методов его получения. Считается, что "новизна и преобразование – наиболее существенные характеристики творчества" (В.И. Загвязинский).

На творческий, исследовательский характер педагогического труда обращали внимание великие педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, многие ведущие отечественные психологи и педагоги. А. Дистервег, например, писал, что без стремления к научной работе учитель элементарной школы попадает во власть трех демонов: механистичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается.

К.Д. Ушинский подчеркивал, что работа педагога более, чем какая-либо другая, нуждается в постоянном воодушевлении. По П.П. Блонскому, новая школа – школа жизни и творчества самого учителя. С.Т. Шацкий отмечал, что процесс обучения, как и дети, должен быть живым, деятельным, переходящим от одной формы к другой, движущим, ищущим.

В педагогическом творчестве чаще всего как раз присутствует субъективная новизна мыслей, позиций, отношений, оценок, чувств, возникающих в ходе проектирования и принятых решений. Творчество начинается тогда, когда решение не может быть достигнуто путем логического вывода из имеющихся посылок, когда познающий добывает так называемое невыводное знание с использованием гипотез, предположений, догадок, интуиции. Новизна педагогического поиска в своем высшем проявлении – это создание новых педагогических систем, открытие неизвестных закономерностей, это новые идеи, методы, средства.

В педагогической деятельности, как в любом виде творчества, своеобразно сочетаются нормативные (вытекающие из установленных законов, правил) и эвристические (создаваемы в ходе собственного поиска) элементы.

Педагогическое творчество специфично. Оно "спрессовано во времени" (учитель не может ждать, пока его "осенит", тогда и дети вырастут); как правило, публично, осуществляется на людях; сам педагогический процесс невозможен без сотворчества с учениками; учитель вынужден работать в "ансамбле" с коллегами; результат творчества связан с развивающимся человеком, формирующейся личностью, что накладывает ограничения (не навреди своим творчеством!).

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

В.И. Андреев (1988), определяя творчество как вид человеческой деятельности, отмечает ряд признаков, характеризующих ее как целостный процесс:

§ наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;

§ социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, — это не творчество, а варварство);

§ наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

§ наличие субъективных (личностных качеств — знании, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;

§ новизна и оригинальность процесса или результата.

Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой.

Основная задача педагогического процесса в современной школе - это развитие ребенка. Степень этого развития есть не что иное, как мера оценки работы школы и ее педагогов. Один из вариантов проявления творчества в школе – это инновационные идеи.

Индивидуальные особенности поведения людей имеют решающее значение для целого ряда профессий, для плодотворного участия личностей-носителей этих профессий в творческом процессе.

Забота о формировании гармонической личности требует заботы о вооружении всех естественных потребностей человека с целью обеспечения целостности личности.

Потребности вооружения и преодоления препятствий наряду с потребностью в экономии сил определяют индивидуальные черты характера человека, делают его сильным, слабым, решительным, медлительным и т.д.

Педагогическая практика показывает, что стремясь сделать процесс обучения интересным, увлекательным педагог иногда апеллирует только к любознательности обучаемого, опирается только на потребность познания и как результат порождает дилетантизм. Увлеченность оборачивается поверхностностью, любознательность – верхоглядством. В действительности радость узнавать должна постоянно дополняться радостью уметь и мочь, поскольку на потребность в вооружении распространяется принцип ее незаменимости удовлетворением других мотиваций.

Формирование социально ценной творческой личности начинается с формирования достаточно сильной социально-ценной потребности. Тренировка “творческого мышления”, “творческого труда” сопровождается воспитанием “эмоционально богатой” личности.

Творческая интуиция порождается недостаточностью для субъекта существующей нормы удовлетворения доминирующей потребности. Она напряженно работает на доминирующую потребность, и невозможно ждать озарений на базе второстепенного для субъекта мотива.

Игровая деятельность детей с их познавательными потребностями и чрезвычайно слабой вооруженностью сознания является периодом интенсивной тренировки механизмов интуиции, где озарения, догадки, открытия следуют буквально друг за другом.

Каждый человек обладает индивидуальной структурой трех уровней сознания (сознание, подсознание, сверхсознание). Все они входят в его вооруженность, обеспечивающую удовлетворение потребностей и их возвышение в процессе развития человека.

Широкий эволюционный подход к природе творчества подтверждает невозможность волевого вмешательства в механизмы творчества. Однако можно предположить о существовании косвенных путей сознательного влияния на эти механизмы.

Инструментом подобного влияния может служить профессиональная психотехника человека, призванная решать две задачи: готовить почву для деятельности подсознания и не мешать ему.

В сфере творческой деятельности человека эволюционизирует его опыт, включающий в себя освоенный субъектом опыт других людей и поколений. Однако этот коллективный опыт, совокупность знаний и умений, технологий, т.е. культура в целом, пополняется открытиями и достижениями, первоначально возникающими не в общей “культуре”, а в конкретной индивидуальной голове творящего субъекта.

 


Процесс творчества.

 

Наиболее интересным в человеке является присущая именно ему способность и потребность творить. В настоящее время раз­личными аспектами проблемы творчества занимаются психоло­гия, педагогика, социология, кибернетика и другие науки.

Фор­мируется и специальный раздел науки — теория творчества (эврилогия, креатология). В творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются сущностные си­лы человека, его способности и мастерство.

Творчество есть са­мореализация, объективация свободы. Хотя в творчестве присут­ствует бессознательный элемент, оно не противоположно рациональности, а является ее естественным и необходимым дополнени­ем.

Проблема творчества, подобно другим философским пробле­мам, первоначально обсуждалась в русле мифологических и ре­лигиозных традиций. Т

ворчество понималось как неотъемле­мое свойство Бога, как создание из ничего (creatio ex nihilo }. С этим органически связаны представления о непознаваемости творчества, что довольно откровенно выразил Н.Бердяев: "Не­постижимо, что есть творчество". Бросается в глаза несоответ­ствие подобных представлений данным науки и практики.

Од­нако одной лишь констатации такого несоответствия явно не­достаточно. Правильнее, не сводя суть дела к логическим несообразностям, постараться увидеть в представлениях об "абсо­лютном" (божественном) творчестве гиперболизированное стремление, иногда наперекор обстоятельствам, творческой личности к оригинальности и совершенству исполнения замыс­ла и достижению максимально возможных результатов при ми­нимуме средств.

Творчество присуще не всей материи, а только человеку и об­ществу. Исходя из социальной специфики этого процесса и необхо­димости соотнесения его с более общими понятиями, творчество можно определить как особую форму взаимодействия субъекта и объекта, ведущую одновременно к развитию того и другого, и как форму сознательно направленного прогрессивного развития.

Творчество, с учетом социальной принадлежности, следует рассматривать в связи с деятельностью человека, преобразующе­го природный и социальный мир в соответствии с его целями и потребностями на основе объективных законов действительности в контексте общественно-исторической практики.

Сущность твор­ческого отношения человека к миру наиболее адекватно выраже­на в знаменитых ленинских афоризмах: "Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его... Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает из­менить его". Здесь совершенно определенно указывается на вза­имосвязь, но не тождественность отражения и творчества.

Важно подчеркнуть два аспекта во взаимоотношении этих понятий:

1) отражение присуще всей материи, творчество же сугубо социаль­ное явление;

2) сущность отражения состоит в возможно более полном и точном воспроизведении действительности, тогда как творчество необходимо результируется в преобразовании внеш­него мира и самого человека.

Основной смысл приведенных афо­ризмов заключается во взаимообусловленности правильного от­ражения действительности человеком и ее целенаправленного преобразования в его интересах.

Творчество как особый вид человеческой деятельности следу­ет отличать от других, нетворческих видов или проявлений дея­тельности.

Так, творчество можно понимать как созидательную деятельность, противостоящую деструктивной (разрушительной) деятельности. Выявляя необычные свойства вещей и их сочета­ний, оно обеспечивает определенный прирост, получение новых результатов. Вместе с тем такое противопоставление не является абсолютным: творчество включает в себя и момент деструкции в той мере, в какой необходимо устранить тормозящие факторы, освободить место для нового и т.д.

Противопоставление творческой и нетворческой деятельности выражается также с помощью пары категорий "продуктивное — репродуктивное".

Творчество представляет собой продуктивную деятельность, т. е. производящую новое, в отличие от репродук­тивной, повторяющей известное (существующее). Понятно, что и это различие относительно, поскольку не существует как дея­тельности, решительно во всем оригинальной, так и полностью повторяющей известные образцы. Чаще их различают по преоб­ладанию того или иного начала, по основной тенденции.

Значение репродуктивной деятельности нельзя недооцени­вать, поскольку повторить результат или способ действия не всегда просто, а иногда даже сложнее, чем впервые случайно по­лучить его.

Трактовка творческой деятельности как продуктивной выво­дит на такие ее характерные признаки, как полезность (цен­ность) и новизна (оригинальность). Следует, однако, уточнить, что полезность не является специфическим признаком именно творческой деятельности, она присуща и репродуктивной дея­тельности. Однако недооценка полезности может свести на нет творческие усилия.

Новизна (оригинальность) — отличительный признак творчества. Но она не является самоцелью, и ее абсолю­тизация в отрыве от социальной полезности приводит к вычур­ным и спорным нововведениям, которые не могут быть внедрены в широкую практику.

Так, например, чернильница с пробкой снизу наверняка была бы весьма оригинальной, но она совершенно неприемлема с практической точки зрения.

В недавнем прошлом под творчеством понимались преиму­щественно духовная деятельность, умственный труд; выделя­лись также особые "творческие профессии", представляющие различные области искусства.

Но проявления творческой деятельности многообразны. Это мно­гообразие отражает потребность всех сфер общества в прогрес­сивных изменениях и вместе с тем богатство сущностных сил че­ловека. Определенные виды творчества тяготеют преимущес­твенно к материально-практической или к духовной сфере об­щественной жизни.

Так, например, техническое творчество нап­равлено на преобразование прежде всего материального произ­водства. Его наивысшее проявление — крупнейшие изобретения (паровая машина, космическая ракета, лазер).

Научному и худо­жественному творчеству принадлежит важнейшая роль в отра­жении и духовном пересоздании действительности: научные от­крытия дают представление об устройстве мира, литературные, музыкальные и другие шедевры постигают действительность и самого человека в художественных образах, существенно тем са­мым влияя на мировоззрение людей.

Особое место занимает со­циальное творчество. В широком смысле слова оно охватывает все виды творчества, в узком — имеет своим предметом преиму­щественно совершенствование общественных отношений.

Каждый вид творчества включает подвиды. В науке — это различные сферы и типы исследо­вания, в технике — изобретательство, конструирование и др. Подвиды могут образовываться и в резуль­тате комбинирования основных видов творчества.

Дифференциация творческой деятельности не исчерпывает­ся выделением основных видов и подвидов. Не менее важна дифференциация в аспекте форм творчества. Под формой твор­чества следует понимать специфический способ выражения его содержания, включая как внешнюю обусловленность, так и внутреннюю напряженность творческого действия.

Прежде всего необходимо учитывать различие форм творчес­тва в ценностном плане, т.е. в зависимости от вклада в культуру и социальный прогресс.

Сравнительная шкала нововведений строится на основе их иерархической соподчиненности: опреде­ленные формы творчества рассматриваются как промежуточные ступени между репродуктивной деятельностью и наиболее выда­ющимися достижениями культуры. Место в этой иерархии ха­рактеризует уровень творчества. Формы творчества располагают при этом как от низшей к высшей, так и от высшей к низшей.

Применяя "восходящий" принцип расположения форм твор­чества, их совокупность можно представить в виде усеченной пи­рамиды. Нижнее, широкое, основание составляет самая много­численная группа участников трудовой, научной, технической и другой деятельности, которые откликаются на запросы жизни, находя (иногда стихийно) оригинальные решения, не выходя­щие, однако, за пределы разового или местного применения. Среднее основание социальной пирамиды, отражающее соответ­ствующий уровень творчества, составляют инициаторы, резуль­таты деятельности которых способствуют прогрессу определен­ных отраслей деятельности. Верхнее, узкое, основание содержит сравнительно немногочисленный слой новаторов, т.е. основоположников новых направлений духовно-теоретической или пра­ктической деятельности.

В пределах этого уровня можно выде­лить "суперуровень", т.е. уникальных по своим способностям и энергии людей, придавших серьезное ускорение общественному прогрессу в целом (К. Маркс и Дж. Кейнс — в экономике, И. Нью­тон и А. Эйнштейн — в физике, В. Шекспир и В. Моцарт — в ис­кусстве и др.).

Высшие формы творчества зависят от низших, поскольку достижению творческой самостоятельности предшествует подра­жание известным образцам. Взаимосвязь уровней происходит и в обратном направлении, которому, пожалуй, принадлежит гла­венствующая роль в условиях действующей культуры. Так, крупнейшие изобретения открывают новые направления общес­твенного развития, побуждают к имеющим местное значение усовершенствованиям.

Конечно, следует учитывать и непрерыв­ное изменение градаций на шкале новизны в ходе исторического развития.

Второе направление дифференциации форм творчества осу­ществляется в зависимости от субъекта творчества — личнос­ти или коллектива. Различают индивидуальное и коллектив­ное творчество. Как то, так и другое своеобразно воплощают различные пути формирования субъекта творчества и его соци­альную обусловленность.

В индивидуальном творчестве гла­венствующим является стремление творческой личности к са­мостоятельности, свободе действий.

Коллективное творчество предполагает необходимость сотрудничества (кооперации), личные интересы учитываются при этом опосредованно.

По­нятно, что различие между названными формами творчества не следует абсолютизировать, поскольку в "чистом виде" они не встречаются. Индивидуальное творчество так или иначе осу­ществляется в определенном коллективе. В свою очередь, пло­дотворное сотрудничество не только не исключает, но, напро­тив, требует ярких индивидуальностей.

Применяемые в един­стве обе формы творчества позволяют реализовать присущие личности потребности в самореализации, общении и придать коллективу необходимые ему стабильность и динамику.

Третье направление дифференциации форм творчества прово­дится в зависимости от отношения к процессу труда, в соответ­ствии с чем различают профессиональное и непрофессиональное (самодеятельное) творчество.

В первом случае создание нововве­дений и их включение в социальную действительность обуслов­лено самим характером деятельности, служебными обязанностя­ми (работа в НИИ, КБ, театральных коллективах и др.).

Во вто­ром случае творчество людей в той или иной сфере деятельности является побочным с точки зрения их социального статуса или основного круга занятий. Самодеятельное творчество выступает как дополнение к основной трудовой деятельности или как раз­новидность досуга. Оно же — резерв для развития профессио­нального творчества.

  Творчество есть принятие нестандартных решений в ситуа­циях, не имеющих аналогов в прошлом. В творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются сущностные си­лы человека, его способности и мастерство.

Творчество есть са­мореализация, объективация свободы. Хотя в творчестве присут­ствует бессознательный элемент, оно не противоположно рациональности', а является ее естественным и необходимым дополнени­ем. Рациональное - фундамент, условие для проявления творчества.

Имеются разные уровни творчества. Новое для индивида не всегда является новым для общества. Высшее творчество в науке, производстве, культуре и политике определяется принципиаль­ной новизной полученных результатов в масштабах их историче­ской значимости. Да и для отдельного человека поначалу творче­ски-уникальное, теряя новизну, превращается в привычно-стандартное.

Это понимал Н. А. Бердяев, отметивший "трагиче­ское несоответствие между творческим горением, в котором за­рождается творческий замысел, интуиция, образ, и холодом законической реализации творчества", т. е. происходит потухание творческого огня в духовных творениях, социальном учрежде­нии. В этом трагедия творчества и его граница, наличие восхо­дящей и нисходящей линий в творческом прозрении. "Творчест­во носит напряженно-личный характер, и вместе с тем оно есть забвение личности... Творчество всегда есть самоопределение, выход из пределов своего замкнутого бытия".

Принимая эти ори­гинальные суждения, мы не можем согласиться с таким: "Твор­чество есть... тайна явления нового, небывалого, ни из чего не вытекающего, ни из чего не рождающегося".

Но ведь творче­ство имеет объектно-субъектную природу: мир и его фрагменты не удовлетворяют человека, вследствие чего он, "включая" ду­ховные потенции и "озарения", материализует их в своих дейст­виях по изменению действительности. Положительная творче­ская деятельность субъективна по форме (осуществляется чело­веком) и объективна по содержанию (опирается на конструктив­ные процессы объективного мира).

Если творчество выражается в приспособлении человека к меняющимся обстоятельствам бытия, то антипод творчества - догматизм - ориентирован на сохранение стабильности и в ко­нечном счете ведет к деградации. (В определенных условиях ста­бильность, "здравый" консерватизм имеет позитивное значение.) Творчество нацелено на оригинальность, а догматизм - на раз­мышления и действия по неизменным, готовым рецептам.

Идея несовместимости творчества с рациональным познанием получила широ­кое распространение.

Платон считал творчество божественной способностью, родственной особому виду безумия.

Кант называл творчество отличительной чертой гения и противопоставлял творческую деятельность рациональной.

Фрейд, Юм и Кречмер, подчеркивая неповторимость и невоспроизводимость творчества, целиком относили его к сфере бессознательного.

Возникновение догматизма исторически связано с религиоз­ными представлениями, преувеличением роли верования. В фи­лософии догматизм - выражение метафизического мышления. Однако динамическая действительность может быть верно по­знана лишь с помощью изменяющихся представлений и понятий. "Наша теория - это теория развития, а не догма, которую надо выучить наизусть и механически повторять".

Важнейшим из механизмов творчества является интуиция. Демокрит и Платон рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума.

Л. Фейербах полагал, что ин­туиция коренится не в усмотрении высших идей, а в чувственно­сти человека.

В. С. Соловьев указывал, что интуиция - непосред­ственное усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесооб­разного, нравственно доброго или прекрасного.

В феноме­нологии Гуссерля интуиция есть "сущностное видение" (как и у Спинозы), непосредственное созерцание общего, у Фрейда - это скрытый, бессознательный первопринцип творчества.

Интуиция достаточно часто проявляется в науке, искусстве, политике, шахматах и т. п. Известны многие ученые, сделавшие открытия посредством интуиции (Архимед, Ньютон, Броун, Ке-куле и др.).

В письме Марксу Энгельс 30 мая 1873 г. писал, что утром в постели ему пришли диалектические мысли по поводу естественных наук. Они легли, как потом оказалось, в основу учения о формах движения материи. На разработку данной идеи у Энгельса ушло более 10 лет. Пуанкаре нашел важное матема­тическое доказательство во время прогулки по берегу озера.

Общими чертами интуиции являются:

непосредственность (решение задачи без логического выведения);

неосознанность путей получения результата;

внезапность (озарение).

Ф. Ж. Кюри отметил, что часто открытие бывало делом случая. Интуиция близка таким состояниям, как вдохновение, духовное видение, откровение, и имеет истоки в бессознательном слое психики че­ловека.

Считается, что преобладание правополушарного типа мышления у человека является предпосылкой для развития твор­ческой интуиции. А. Бергсон, связывая интуицию с инстинктом, полагал, что она присуща художественной модели познания, то­гда как в науке господствуют интеллект, логика, анализ.

Однако и интуиция также опирается на рефлексию. Накапливая в памяти образы и абстракции, комбинируя и перерабатывая их, включая волю, человек может прийти к более-менее четкому осознанию задачи.

Необходимыми условиями формирования интуитивного решения выступают:

а) основательное знание материала, фунда­ментальная профессиональная подготовка авторов решения;

б) наличие поисковой ситуации (проблемности);

в) поисковая до­минанта (на основе непрерывных попыток решить проблему, за­дачу);

г) подсказка (аналогия).

Редко бывает, считал Ч. Дарвин, чтобы научное открытие оказалось чем-то совершенно неожи­данным, почти всегда оно предчувствуется.

Наиболее яркое проявление динамического единства чув­ственного и рационального в познании — интуиция. Она сопряжена с возможностью ошибок. Поэтому не­обходимо тщательно проверять интуитивные решения, обраща­ясь к логике.

К основным видам интуиции относят:

чувственную (быстрое отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение и др.)

интеллектуальную (ускоренное умозаключение, способность к синтезу и оценке) интуицию.

Как специфический познавательный процесс и особая форма позна­ния интуиция характеризуется путем выделения основных эта­пов (периодов) данного процесса и механизмов поиска решения на каждом из них.

Первый этап (подготовительный период) — преимущественно сознательная логическая работа, связанная с постановкой проблемы и попытками решить ее рациональными (логическими) средствами в рамках дискурсивного рассуждения.

Второй этап (период инкубации) — подсознательный анализ и выбор решения — начинается по завершении первого и продол­жается до момента интуитивного "озарения" сознания готовым результатом. Основное средство поиска решения на данном эта­пе — подсознательный анализ, главным инструментом которого являются психические ассоциации (по сходству, по противопо­ложности, по последовательности), а также механизмы вообра­жения, позволяющие представить проблему в новой системе из­мерений.

Третий этап — внезапное "озарение" (инсайт), т.е. осоз­нание результата, качественный скачок от незнания к знанию;то, что называют интуицией в узком смысле слова.

Четвертый этап — сознательное упорядочение интуитивно полученных ре­зультатов, придание им логически стройной формы, установле­ние логической цепи суждений и умозаключений, приводящих к решению проблемы, определение места и роли результатов инту­иции в системе накопленного знания.


Выводы по главе I.

 

Сделаем некоторые выводы. Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

Творчество начинается тогда, когда решение не может быть достигнуто путем логического вывода из имеющихся посылок, когда познающий добывает так называемое невыводное знание с использованием гипотез, предположений, догадок, интуиции. Новизна педагогического поиска в своем высшем проявлении – это создание новых педагогических систем, открытие неизвестных закономерностей, это новые идеи, методы, средства.

Основная задача педагогического процесса в современной школе - это развитие ребенка. Степень этого развития есть не что иное, как мера оценки работы школы и ее педагогов. Один из вариантов проявления творчества в школе – это инновационные идеи.

Применяя "восходящий" принцип расположения форм твор­чества, их совокупность можно представить в виде усеченной пи­рамиды. Нижнее, широкое, основание составляет самая много­численная группа участников трудовой, научной, технической и другой деятельности, которые откликаются на запросы жизни, находя (иногда стихийно) оригинальные решения, не выходя­щие, однако, за пределы разового или местного применения. Среднее основание социальной пирамиды, отражающее соответ­ствующий уровень творчества, составляют инициаторы, резуль­таты деятельности которых способствуют прогрессу определен­ных отраслей деятельности. Верхнее, узкое, основание содержит сравнительно немногочисленный слой новаторов, т.е. основоположников новых направлений духовно-теоретической или пра­ктической деятельности. В пределах этого уровня можно выде­лить "суперуровень", т.е. уникальных по своим способностям и энергии людей, придавших серьезное ускорение общественному прогрессу в целом (К. Маркс и Дж. Кейнс — в экономике, И. Нью­тон и А. Эйнштейн — в физике, В. Шекспир и В. Моцарт — в ис­кусстве и др.).

Различают индивидуальное и коллектив­ное творчество. Как то, так и другое своеобразно воплощают различные пути формирования субъекта творчества и его соци­альную обусловленность. В индивидуальном творчестве гла­венствующим является стремление творческой личности к са­мостоятельности, свободе действий. Коллективное творчество предполагает необходимость сотрудничества (кооперации), личные интересы учитываются при этом опосредованно.

Различают профессиональное и непрофессиональное (самодеятельное) творчество. В первом случае создание нововве­дений и их включение в социальную действительность обуслов­лено самим характером деятельности, служебными обязанностя­ми (работа в НИИ, КБ, театральных коллективах и др.). Во вто­ром случае творчество людей в той или иной сфере деятельности является побочным с точки зрения их социального статуса или основного круга занятий.

Имеются разные уровни творчества. Новое для индивида не всегда является новым для общества. Высшее творчество в науке, производстве, культуре и политике определяется принципиаль­ной новизной полученных результатов в масштабах их историче­ской значимости.

Важнейшим из механизмов творчества является интуиция. Общими чертами интуиции являются: непосредственность (решение задачи без логического выведения); неосознанность путей получения результата; внезапность (озарение).

Среди методов исследования творческого потенциала личности, ее социально-психологической оценки привлекают внимание методы составления портретов личностей специалистов.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...