Положение женщины в Исламе
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Свет верного пути засиял над высотами досточтимой Мекки, быстро распространился по миру, утверждая добродетель, призывая к добру и предупреждая о зле. Ислам утвердил добрые нравы и отверг противоречащие им дурные джахилийские обычаи, которые узурпировали права и попирали достоинства людей. Ислам вернул женщине её достоинство и обелил её лицо после эпохи всевозможных унижений. Она стала пользоваться уважением и вниманием в доме своего отца, и мы видим, что ей оказывают честь и достойно относятся в доме мужа. Она имеет возможность высказывать своё мнение, навещать своих родных и поддерживать с ними связи. Когда же она становится матерью, то превращается в оберегательницу детей и в источник, бьющий счастьем и любовью. Ислам не остановился на этом. Он повелевает мужчинам не из числа ближайших родственников отводить от неё свои взоры в знак уважения и оказания ей чести. Сказал Всемогущий и Великий Аллах: «Скажи верующим, пускай они потупляют свои взоры и охраняют свои члены; это — чище для них» (Свет, 30). Ислам повелевает, чтобы семья основывалась на взаимной любви, уважении и согласии, чтобы её члены совместно делили хорошее и плохое в жизни, чтобы муж и жена были тесно связаны узами верности. Сказал Всевышний: «Из Его знамений — что Он создал для вас из вас самих жён, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость» (Румы, 21). Забота Ислама о женщине доходит до жалости к ней. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал в Прощальной проповеди: Обходитесь с женщинами по-доброму, ведь они у вас как заложницы, ничего своего не имеют. Вы взяли их в жёны как дар Аллаха, и они стали доступными вам по слову Аллаха [8].
В исламской истории есть замечательные примеры из жизни мусульманских женщин, права которых Ислам гарантировал и обеспечил им достойную жизнь. Честь и почёт, которые были им оказаны, иногда невозможно описать пером. Абу Дауд в своей книге «Ас-Сунан» («Предания») рассказал, что Умм Хани, дочь Абу Талиба, защитила одного мужчину из многобожников в день взятия Мекки. Она пришла к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и рассказала ему об этом. И Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Мы защищаем того, кого защитила ты, и даём безопасность тому, кого ты обезопасила [9]. Слово «мааруф» (в данном случае означает «доброе дело») несколько раз повторяется в Коране в контексте брака и развода. Ибо женщина — это создание, которое зависит от мужчины, и мужчина должен заботиться о ней, творить добро для неё и не создавать трудностей. В этой связи Всевышний Аллах говорит: «И когда вы дали развод жёнам, и они достигли своего предела, то удерживайте их согласно принятому или отпускайте их согласно принятому» (Корова, 231). А также Всевышний сказал: «И не препятствуйте им уносить часть того, что вы им даровали, разве что они совершат мерзость очевидную. Обходитесь с ними достойно. Если же вы чувствуете к ним отвращение, то, может быть, вам не нравится что-либо, а Аллах устроил в этом великое благо» (Женщины, 19). Таких аятов, побуждающих творить доброе женщинам и беречь их, много. Яхья аль-Муаллими подсчитал, что слово «мааруф» приводится в суре «Корова» (в аятах от 231 по 236) 11 раз. Это показывает заботу Ислама о женщине и стремление защитить её от угнетения, которому она подвергалась в доисламские времена. Женщина в эпоху Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, была как оберегаемая драгоценность, о которой заботились Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, и его сподвижники. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, встречаясь с женщинами, побуждал их на добрые дела и поддержание связи с родными. Он повелевал им сохранять узы родства и помогать своим близким. Но на выход из дома жена должна была спрашивать разрешение у мужа. Аллах соединил женщин с мужчинами, наставляя первых на душевную чистоту, честность, благотерпение и покорность.
Сказал Всевышний: «Воистину, мусульмане и мусульманки, верующие и верующие, обратившиеся и обратившиеся, верные и верные, терпеливые и терпеливые, покорные и покорные, дающие те и другие милостыню, вместе постящиеся, хранящие своё целомудрие и хранящие, поминающие и поминающая Аллаха, — уготовил им Аллах прощение и великую награду» (Сонмы, 35). Аллах сделал брак честной отдушиной или выходом. Мужчина и женщина живут в браке счастливой жизнью, вдали от опасных ловушек разврата и блуда — источника несчастья. Этим самым Ислам поставил преграду чувственной похоти, ибо Аллах разрешил законную связь между Своими рабами. Ислам разрешил и многожёнство ради сбережения как мужчины, так и женщины. Даже противники Ислама свидетельствовали благотворное воздействие его положений, легализующих многожёнство. Эти положения сохранили исламский мир от эпидемии проституции. Как было отмечено в одном статистическом сборнике ООН, исламские страны в меньшей степени затронуты волной проституции благодаря допущению многожёнства[10]. Ислам разрешил многожёнство при условии справедливого отношения к жёнам. Сказал Всевышний: «Женитесь на тех женщинах, приятных вам — на двух, и трёх, и четырёх. А если боитесь, что не будете справедливы, то — на одной» (Женщины, 3). Ислам не предписывает женщине порывать со своими родными, как это делалось в прошлом у многих народов. Наоборот, он повелевает ей поддерживать с ними связь и не прерывать её. Сказал Всемогущий и Великий Аллах: Скажи: «Приходите, я прочитаю то, что запретил вам ваш Господь: чтобы вы не придавали Ему ничего в сотоварищи; к родителям — добродеяние» (Скот, 151). Как видим, Аллах здесь связал недобродеяние к родителям с многобожием, причислив и то и другое к недозволенным вещам. Такова картина милосердия и доброты Ислама. Женщина имеет право навещать своих родственников и ближних, узнавать, как они живут, ибо они воспитывали её до замужества.
Ислам повелел женщине сторониться нескромности и быть целомудренной. Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Не будьте мягки в словах, чтобы не возжелал вас тот, в сердце которого болезнь, и говорите хорошим разговором» (Сонмы, 32). Здесь невозможно перечислить все положения Ислама, касающиеся сохранения семьи, одной из опор которой является женщина. Один поэт сказал: «Мать — это школа, которая готовит к жизни благородный народ». Женщина, будь она мать, сестра или тётушка, пользуется особым уважением и высоким авторитетом. Уважение к матери проистекает из требований нашего Ислама о послушании родителям, а авторитет жены из того, что она является другой половиной религии мужа и порогом его дома. Что же касается сестры, то её надо оберегать, пока она не найдёт добродетельного мужа. В отношении тёток как по линии отца, так и со стороны матери, наша истинная религия предписывает поддерживать с ними отношения кровного родства, а кто рвёт с ними связи, тот заслуживает самого сильного наказания. Анвар аль-Джунди пишет: «Примером благородного подхода Ислама к женщине является то, что он рассматривает беспутного человека недостойным брака с целомудренной женщиной»[11]. Ислам сделал семейные узы благородными и видит в них узы между двумя равными сторонами, каждая из которых уважает и ценит другую. При этом между ними нет различия в моральных принципах и в религии, которые составляют прочную основу отношений между супругами в Исламе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|