Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и признаки ТНК. Причины возникновения ТНК




Формы международного предпринимательства весьма многообразны. Они включают создание дочерних фирм и филиалов за рубежом, совместных предприятий (СП) с фирмами других стран, смешанных компаний с участием местного государственного и частного капитала. В свою очередь, каждая из этих форм может базироваться как на единоличной, так и на совместной собственности в области капитала, средств производства или технологий. Однако общим для всех видов международного предпринимательства является выход экономической деятельности за рамки национальных границ, её транснационализация.

Международные корпорации представляют собой крупные финансово-производственные, научно-технологические, торгово-сервисные объединения, для которых характерно органическое сочетание производства в стране базирования с широко разветвленной системой функционирования за рубежом.

Международные корпорации бывают трёх основных видов:

Транснациональные корпорации (ТНК) – головная компания их принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по многим странам мира. Наиболее типичными компаниями такого типа являются «Форд», «Экссон», «Нестле», «Кодак».

Многонациональные корпорации (МНК) – головная компания их принадлежит капиталу двух и более стран, а филиалы также находятся в различных странах. Наиболее типичными представителями данной группы являются «Ройял датч-Шелл», «Юнилевер», «Фиат-Ситроен». Данный тип международных корпораций возник раньше, чем ТНК, но в настоящее время не имеет широкого распространения.

 

Международные корпоративные союзы – представляют собой специальные объединения промышленных, банковских и других концернов в целях решения крупных экономических задач. Данные союзы в большей степени организуются в таких сферах, как электронная, электротехническая, химическая, нефтяная, автомобиле- и авиастроение, информатика.

В последнее время в экономической литературе стал использоваться термин «глобальные корпорации», то есть ведущие свою деятельность в масштабах всего мира. Однако на практике практически не существует таких корпораций, которые бы имели филиалы во всех странах мира. Так, нефтяная компания «Экссон» имеет филиалы в 100 странах, корпорация ИБМ, выпускающая электронное оборудование, ведет операции в 124 странах, «Кока-кола» имеет филиалы в 190 странах.

ТНК возникают под воздействием целого комплекса факторов, а именно:

1) интернационализации производства и капитала на основе развития производительных сил;

2) экспансии капитала за границей, создания собственных отделений;

3) жесткой конкуренции, ведущей к концентрации производства и капитала в международном масштабе;

4) снижения значения геоэкономических границ;

5) стремления к получению сверхприбылей.

С созданием собственных международных производственных комплексов ТНК получают дополнительные возможности внедрения в экономику других стран. Они могут использовать в своих интересах природные, производственные, технологические и трудовые ресурсы, углублять внутрифирменное разделение труда на базе уже имеющихся или создаваемых за рубежом узкоспециализированных производств.

Зарубежное производство дает ТНК те преимущества, которые вытекают из различия экономических условий между страной базирования материнской компании и странами, где расположены её филиалы и подконтрольные фирмы. К ним относятся различия в обеспеченности и стоимости природных ресурсов, в ставках заработной платы, налогообложения, нормах амортизационных отчислений фирменного, антитрестовского и трудового законодательства, экологических стандартах, квалификации рабочей силы, курсах валют и по многим дру-

гим компонентам, формирующим стоимость производимой продукции. Организационная структура ТНК дает им такое специфическое преимущество, как перенос внешнеэкономических операций во внутрифирменные операции – это позволяет сохранить монополию на новые технологии и «ноу-хау», обходить таможенные барьеры, избегать международной конкуренции, снижать себестоимость продукции, так как внутренние трансфертные цены в 3–4 раза ниже мировых.

На первом этапе транснационализации деятельности крупных промышленных фирм они инвестировали, прежде всего, в сырьевые отрасли иностранных государств, а также создавали в них собственные распределительные и сбытовые подразделения.

Второй этап эволюции стратегии ТНК связан с усилением роли зарубежных производственных подразделений транснациональных корпораций и интеграции зарубежных производственных и сбытовых операций. При этом производственные зарубежные отделения специализировались в основном на производстве продукции, которая на предыдущих стадиях производственного цикла производилась материнскими фирмами. Крупнейшей инвестирующей страной в послевоенные годы были США, а направлялись инвестиции преимущественно в развивающиеся страны. Однако с начала 70-х годов прямые зарубежные инвестиции стали направляться в основном в страны Западной Европы. С начала 80-х годов прямые инвестиции из Англии, Германии, Канады стали направляться в США. США превращаются в крупнейшую принимающую державу.

На современном этапе стратегия ТНК характеризуется стремлением к образованию сетей внутрифирменных связей регионального, а нередко и глобального масштаба, в рамках которых интегрируются научные исследования и разработки, материальное обеспечение, производство, распределение и сбыт Проявляется, в частности, тенденция к распространению инновационной активности ТНК, которая ранее базировалась в материнских фирмах, в принимающие страны.

Характерные черты ТНК:

– создание системы международного производства, распыленного между многими странами, но контролируемого из одного центра;

– высокая интенсивность внутрикорпорационной торговли между расположенными в различных странах подразделениями;

– относительная независимость в принятии операционных решений от стран базирования и принимающих стран;

 

– глобальная структура занятости и межстрановая мобильность менеджеров;

– разработка, передача и использование передовой технологии в рамках замкнутой корпорационной структуры;

– нацеленность на массового потребителя;

– ТНК проникают в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли производства, которые требуют огромных капиталовложений и высококвалифицированного персонала, при этом проявляется тенденция к монополизации этих отраслей.

Причины возникновения ТНК весьма разнообразны, но все они в той или иной степени связаны с несовершенством рынка, существованием ограничений на пути развития мировой торговли, сильной монопольной властью производителей, валютным контролем, транспортными издержками, различиями в налоговом законодательстве:

– возможности повышения эффективности и усиления конкурентоспособности;

– несовершенство рыночного механизма в реализации собственности на технологии, производственный, управленческий и маркетинговый опыт;

– дополнительные возможности повышения эффективности и усиления своей конкурентоспособности путем доступа к ресурсам иностранных государств;

– близость к потребителям продукции иностранного филиала фирмы и возможность получения информации о перспективах рынков и конкурентном потенциале фирм принимающей страны;

– возможность использовать в своих интересах особенности государственной, в частности налоговой политики в различных странах, разницу в курсах валют и т. д.;

– способность продлевать жизненный цикл своих технологий и продукции, сбрасывая их по мере устаревания в зарубежные филиалы и сосредоточивая ресурсы и усилия подразделений в материнской стране на разработке новых технологий и изделий;

– посредством прямых инвестиций фирма получает возможность преодолеть разного рода барьеры на пути внедрения на рынок той или иной страны путем экспорта.

Структура и типы ТНК

По организационной структуре ТНК, как правило, представляют собой многоотраслевые концерны. Головная компания выступает оперативным штабом корпорации. На базе широкомасштабной специализации и кооперирования она осуществляет технико-экономическую политику и контроль над деятельностью заграничных компаний и филиалов.

В последнее время в структуре ТНК происходят существенные изменения, главные из которых связаны с осуществлением так называемой комплексной стратегии, которая заключается в децентрализации управления международным концерном и значительном повышении роли региональных управленческих структур. Такая политика стала возможной благодаря повсеместной компьютеризации.

В настоящее время принято выделять следующие типы ТНК:

– горизонтально интегрированные корпорации с предприятиями, выпускающими большую часть продукции (например, производство автомобилей в США или сеть предприятий «Fast Food»):

– вертикально интегрированные корпорации, объединяющие при одном собственнике и под единым контролем важнейшие сферы в производстве конечного продукта. В частности, в нефтяной промышленности добыча сырой нефти часто осуществляется в одной стране, рафинирование – в другой, а продажа конечных нефтепродуктов – в третьих странах;

– диверсифицированные ТНК, которые включают в себя национальные предприятия с вертикальной и горизонтальной интеграцией. Типичным примером корпорации такого типа является швейцарская корпорация «Nestle», имеющая 95% своего производства за рубежом и занятая ресторанным бизнесом, производством продуктов питания, реализацией косметики, вин и т. д. Число таких компаний в последние годы быстро растет.

Согласно статистике ООН, численность ТНК постоянно растет По официальным данным, их число увеличилось с 7 тыс. в 1970 г. до 37 тыс. в конце 90-х гг. Они контролируют за пределами страны-резиденции до 200 тыс. дочерних компаний. На предприятиях ТНК работают 73 млн сотрудников, которые ежегодно производят продукции более чем на 1 трлн долл.

ТНК господствуют во всех сферах мировой экономики: в производстве, в финансах, технологии, услугах. По сферам интересов ТНК

распределяются следующим образом: около 60% – промышленность; 37% – услуги; 3% – базовые (добывающие и сельское хозяйство) отрасли. На долю ТНК приходится 30% промышленного производства, 50% международной торговли, 90% прямых зарубежных инвестиций, 95% патентов и лицензий. В международном кредите господствуют 50 транснациональных банков, в страховых операциях – 30 ведущих компаний, в рекламном деле – 20 ведущих мировых агентств, в воздушных перевозках – 25 международных авиатранспортных компаний. В целом суммарный объем продаж 500 компаний составил 11,5 трлн долл., а совокупная прибыль превысила 400 млрд доллНа долю ТНК приходится до 90% прямых инвестиций, 80% патентов и лицензий на новую технику, 63% внешнеторгового оборота и примерно 50% промышленного производства мира.

Своеобразным ядром мировой экономики являются примерно 500 ТНК, которые контролируют важнейшие сферы МЭО. Ежегодный рейтинг 500 ведущих ТНК, проводимый британской газетой «Financial Times» в соответствии с оценкой рыночной капитализации их акций, показывает лидирующие позиции следующих 10 компаний Приведенная таблица в целом отражает ведущее положение американских ТНК в мировой экономике. К наиболее надежным европейским ТНК «Financial Times» относит также шведско-швейцарский машиностроительный концерн «АББ», британскую компанию «Бритиш Эйруэйз», швейцарскую группу «Нестле», германский автомобильный концерн «БМВ» и электротехническую корпорацию «Сименс». Что касается российских компаний, то в список 500 ТНК вошли только три из них: 91-е место занял «Газпром», 224-е – «Лукойл» и 226-е – «РАО ЕЭС России».

Питательной средой для роста отечественных ТНК являются финансово-промышленные группы, количество которых изменилось с 1 в 1993 г. до 77 к 2000 г. Они насчитывают 1150 филиалов и дочерних предприятий, 160 кредитно-финансовых учреждений с общей численностью занятых 5 млн человек. Примерами российских ФПГ являются такие объединения, как «Уральские заводы», «Нижегородские автомобили», «Донинвест».

http://uchebnik-online.com/127/1081.html

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...