Источниковедение в системе исторической науки
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Источниковедение как наука об исторических источниках
Маланина Серафима
Источниковедение в системе исторической науки
Гуманитарные науки - дисциплины, изучающие человека <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA> в сфере его духовной <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>, умственной <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BC>, нравственной <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>, культурной <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0> и общественной <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> деятельности. Гуманитарные науки развиваются под воздействием сложных явлений действительности, отражая осознание человечеством новых для себя проблем и поиск путей их решения. Открытия, сделанные в специальных областях знания, вызывают изменения всей системы наук о человеке в целом. Источниковедение - это научная дисциплина, которая изучает различные типы исторических источников, и разрабатывает некоторые методы извлечения из них достоверной информации об исторических процессах. Современное понятие определения источниковедения: источниковедение - это комплексная историческая специальная дисциплина, наука об исторических источниках, теория и практика их выявления, изучения и использования. Источниковедение - это опосредованный путь получения информации о людях в прошлом, изучая произведения, сознательно и целенаправленно созданные людьми, - рукописи, книги, вещи. Этим же способом мы пользуемся и тогда, когда сами создаем произведения, выражая в них свой внутренний мир, подавая о себе весть людям, человечеству. Эти произведения в качестве источников познания - исторических источников уже давно стали предметом внимания исследователей, прежде всего историков, потому что историческая наука специально обращается к опыту прошлого. Стремясь обобщить свои методы работы с историческими источниками, наука о человеке формирует особую область исследования. В силу своего основного содержания она стала называться источниковедением.
Источниковедение - это учение об источнике, которое имеет принципиальное значение для гуманитарного знания в целом. Гуманитарное знание, должно помочь человеку, занятому решением собственных, весьма конкретных, жизненных проблем (политических, экономических, профессиональных, национальных, семейных, каких бы то ни было) привлечь к их решению весь опыт, который накопило человечество. Гуманитарное знание, таким образом, должно давать ответ на то, как в том или ином случае поступали люди. Мы видим, что именно теперь, в эпоху критических событий и чрезвычайных ситуаций, массовое сознание обращается к опыту прошлого. Причем делает это инстинктивно, почти наугад, используя имеющиеся возможности, предпочитая, в частности, ученым трудам мемуары и документальные публикации. Источниковедение в настоящее время представляет собой особый метод гуманитарного познания. Цель Гуманитарного познания приращение и систематизация знаний о человеке и обществе. Общими целями служат и методы источниковедения. Источниковедение совершенствует свои методы и познавательные средства в соответствии с общими эпистемологическими (теоретико-познавательными) принципами гуманитарного познания и, в свою очередь, обогащает знание о человеке и человечестве специфическими познавательными средствами. Методология источниковедения представлена системой знаний, сложившихся первоначально, прежде всего, в исторической науке, а также в других гуманитарных науках.
Источниковедение имеет свой специфический предмет и использует особый метод познания объективной реальности. Как известно, в объективной реальности существуют как природные объекты, возникающие вне человеческой деятельности и независимо от нее, так и объекты культуры, созданные в процессе целенаправленной, осознанной деятельности людей. Объекты культуры создают, обрабатывают, лелеют люди, преследующие при их создании конкретные практические цели. Именно эти объекты несут особую информацию о людях, их создавших, и о тех типах общественных организаций, человеческих сообществ, которыми эти цели ставились и реализовались. Объекты, созданные природой вне участия человека, источниковедение специально не изучает, поскольку не располагает для этого специальными (естественнонаучными) методами. Для получения дополнительной информации оно обращается, в том числе к естественнонаучным областям знания. Изучение объектов культуры как источников информации о человеке и обществе есть главная задача источниковедения. Источниковедение представляет собой метод познания реального мира. Объектом при этом являются созданные людьми культурные объекты - произведения, вещи, записи-документы. Посредством каких свойств культурных объектов познается реальный мир? Поскольку произведения (изделия, вещи, записи-документы и т. п.) люди создают целенаправленно, то в этих произведениях отражаются и эти цели, и способы их достижения, и те возможности, которыми люди располагали в то или иное время, в тех или иных условиях. Поэтому, изучая произведения, можно многое узнать о людях, которые их создали, и данный способ познания человечество широко использует. В ранних человеческих сообществах устной культуры люди самым разнообразным образом использовали созданные другими людьми вещи - орудия, инструменты, предметы быта или роскоши, оружие и многое другое - не только по прямому назначению данных предметов, но и как источники информации. Рассматривая, сопоставляя, оценивая, логически рассуждая, люди извлекали для себя важную информацию о новой для них культуре. Поэтому многие обычаи, связанные с диалогом культур, сопровождаются обменом дарами. Эти обычаи, восходящие к глубокой древности, позволяют существенно дополнить социальную информацию, которую можно передать словесно, при непосредственном личном общении. По ним можно судить о богатствах страны, которые люди уже научились использовать, об уровне развития техники, ремесла, образе жизни, системе ценностных ориентации, уровнях науки и культуры. Данный способ получения информации о человеческом сообществе дает огромные возможности, ибо он ориентирован на главное человеческое свойство - способность создавать, творить, объективировать свои мысли и представления в материальных образах. Возникновение письменности, а позднее технические средства фиксации и передачи информации, ее тиражирования значительно расширили информационное поле человеческой цивилизации, качественно изменили и изменяют ее.
Изучением письменных источников занимается специальная историческая дисциплина - источниковедение. Чтобы стать историком, нужно быть источниковедом. Источниковед обязан, прежде всего, правильно понять, или, как говорится, «интерпретировать», источник. И здесь на помощь ему приходят так называемые вспомогательные исторические дисциплины. Источниковедение - это наука об источниках, которые используют ВИД (вспомогательные исторические дисциплины). Вспомогательными они называются потому, что их основное назначение - обслуживать историю как науку, помогать ей в решении главной ее задачи - изучении закономерностей развития человека и общества во всём их многообразии и конкретном проявлении. Изучая определенные виды или отдельные стороны формы и содержания источников, вспомогательные исторические дисциплины решают частные, ограниченные задачи, и результаты, полученные ими, представляют для историка важные, но вспомогательные материалы. Это то общее, что всем им присуще и что их объединяет. Источниковедение складывалось как особая дисциплина, прежде всего в рамках методологии исторического исследования, поскольку именно историческая наука систематически использует для целей познания исторические источники. В ходе своего становления источниковедение обобщает научно-исследовательский и публикаторский (археографический) опыт.
Источниковедение комплексная наука. Оно включает в себя и комплекс так называемых вспомогательных исторических дисциплин. Вспомогательные исторические дисциплины возникли из необходимости постоянно решать задачи предварительной критики источников. Их предварительное изучение включало в себя рассмотрение внешних признаков документов: бумаги, печатей, места и времени появления, авторства, текста и др. Это должно было помочь правильно понять содержание имеющихся в источнике сведений. Ныне насчитывается свыше 60. ВИД. Наиболее важны среди них: Палеография наука о системах письма в прошлом; Историческая хронология изучает системы летоисчисления и календари прошлого, а также приемы перевода дат в современные системы летоисчисления и календари; Историческая метрология в.и.д., изучающая системы физических мер длины, площади, объема и веса в прошлом; Нумизматика наука о монетах и медалях; Бонистика наука о бумажных деньгах и ценных бумагах; Сфрагистика наука о печатях; Геральдика дисциплина, изучающая гербы; Генеалогия наука о родословных; Филиграневедение наука о водяных знаках; Фалеристика дисциплина, описывающая наградные системы; Дипломатика наука об актах (грамотах); Эпиграфика дисциплина, направленная на изучение надписей на камне, металле, дереве, костяных и стеклянных изделиях; Историческая география изучает расселение народов, их перемещения, территории государств; Историческая топонимика изучает названия предметов и объектов местности (рек, гор, населенных пунктов) в прошлом; Историческая лингвистика наука о языке народа в прошлом; Берестология в.и.д., изучающая письменные тексты на бересте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|