II. НЕКОНКУРЕНТНЫЕ партийные системы.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 К таковым относятся партийные системы, где конкуренция между партиями невозможна по каким-либо причинам. Тут тоже могут быть многопартийные системы (как было в некоторых странах социалистического блока, например, в ГДР, Венгрии и др.). Но за одной из партий в Конституциях таких стран закреплялась руководящая роль, что сводило конкуренцию на нет (многопартийность с гипердоминирующей партией). Объективно неконкурентной является однопартийная система. Здесь партия берет на себя государственные функции и фактически контролирует весь государственный аппарат. В однопартийной системе высшая политическая власть осуществляется руководителями партии. Партия превращается в руководящую силу государства. Государственные органы не вправе не выполнять партийных решений. Партия становится многофункциональной и контролирует все виды активности в обществе. Сама партия строится в виде пирамиды – сверху идет пропаганда, а снизу вверх идет информация. Основные достоинства единственной партии: - единственная партия позволяет сочетать необходимое единство и рациональное многообразие; - лучше справляется с экономическим и социальным обновлением, привлекает для этого разнообразные силы и резервы общества; - отражает совпадение интересов различных социальных групп. Опыт показывает, что при всех режимах однопартийная система оказалась неустойчивой. Довольно быстро она приходит к трудностям и к кризису, который сопровождается идейными, моральными потрясениями. Единственная партия препятствует разделению властей, рассматривает всякую критику и всякое несогласие со своими концепциями и политикой как проявление враждебной деятельности. Население приучается скрывать свои истинные мысли и внешне соглашается с официальными версиями. Происходит ослабление демократического контроля за властью со стороны избирателей, выборы приобретают формальный характер. Все это нарушает сам принцип представительности власти, разделения властей, политическая система поглощает все гражданское общество. В конечном итоге однопартийность исчезает, устраняя правившую партию, а вместе с ней и созданные ею для себя политические структуры.
Большое число политических партий не означает большую степень демократичности общества. IV К групповым субъектам политической деятельности относят также массовые движения, общественные организации, группы давления и т.д. Политическими силами нередко называют не только партии, но и церковь, армию, группы давления, но ни одна из этих сил, кроме партий, не выдвигает от своего имени кандидатов на выборах и не образует официальных фракций в парламенте; употребление термина “политическая сила” вместо “партия” объясняется по-видимому тем, что в некоторых странах 2-3 партии, образуя общую фракцию в парламенте и выдвигая общих кандидатов на выборах выступают практически в качестве одной политической силы. Вторым наиболее массовым организованным субъектом политического рынка выступают группы интересов и группы давления (порой их отождествляют). Под этим понятием имеются в виду организации самого разного типа, члены которых, не претендуя на высшую политическую власть в системе, пытаются влиять на нее для обеспечения своих специфических интересов. В этом их принципиальное отличие от политических партий. Группы интересов – это добровольные организации, созданные для выражения и представления интересов входящих в них людей во взаимоотношениях как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций.
В число таких групп входят:
Существуют разные типы групп интересов. Первый из них – неорганизованные группы. Их отличает низкий уровень взаимосвязей, отсутствие регулярной деятельности от имени группы. Второй тип групп интересов – это организованные группы. Они составлены из профессионально подобранных кадров, с четко обозначенными политическими или социальными функциями. Эти группы формируются в рамках таких организаций, как политические партии, законодательные органы, административный аппарат, церковь и т.д.
В качестве приоритетных группы давления выполняют следующие две функции:
При этом объектами этого воздействия выступают все ветви власти, но прежде всего законодательная и исполнительная, а также партии, которые эту власть контролируют. Существенное значение придается апелляции к общественному мнению и его мобилизации. Направления воздействия групп давления на власть и ее окружение:
Группы давления оказывают обществу хорошую услугу, направляя в соответствующие каналы его чаяния, которые без этого часто принимают неорганизованную и насильственную форму. Но, вместе с тем, группы давления могут приводить и к дезорганизации общества. Обычно выделяют четыре типа возможных дисфункциональных последствий деятельности групп давления:
С понятием групп давления тесно связано понятие «лоббизм», или «лобби». В самом широком смысле оба эти понятия чаще всего употребляются в качестве синонимов. Как специализированный вид деятельности «лобби» — это воздействие любого юридического или физического лица, предпринимающееся чаще всего за плату, на процессы принятия административных и законодательных решений в пользу другого юридического или физического лица.
Лоббизм - протекционизм, агитация и представление чьих-либо политических либо экономических интересов в органах государственной власти. Лоббизм жестко связан с политической властью. Наблюдается закономерность: лоббизма больше там, где больше реальной власти. Лоббизм - признак власти. Для становления лоббизма как полноценного института необходимо наличие двух условий: 1. большого многообразия интересов в обществе, возникающих вследствие его социальной дифференциации, расслоения; 2. расширения доступа к власти на основе политического плюрализма, что характерно для демократических режимов. Виды лоббизма: - в зависимости от того, в какой ветви власти "решается вопрос", лоббизм подразделяют на законодательный, исполнительный и судебный; - в зависимости от того, в каком управленческом решении достигаются цели лоббирования: правотворческий (в законодательных органах через нормативные акты), правоприменительный (через акты применения права) и правоинтерпретационный (через акты толкования права); -в зависимости от характера интереса, который "продавливается": политический, социальный, экономический, экологический, военный, аграрный, промышленный, финансовый; - в зависимости от времени действия: "одноразовый" и постоянный; - в зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование: федеральный (осуществляется в системе высших органов государственной власти и управления) и местный (осуществляется в республиканских, краевых, областных органах); - в зависимости от того, в чью пользу "решается вопрос", говорят о лоббизме различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзов, антивоенных и экологических движений, предпринимательских союзов); ведомственном лоббизме (министерств, ведомств, государственных комитетов); региональном лоббизме; иностранном лоббизме; - в зависимости от взаимоотношений объекта и субъекта лоббирования: плюралистический (давление на государственные органы снизу вверх со стороны определенных групп населения) и корпоративный (скрытое соглашение властей с какой-либо группой в расчете получить лояльность и гарантию содействия государственным органам в обмен на предоставление привилегий).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|