цивилизации в культурологии
С. П. ИСАЧКИН МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ ОМСК 2013
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Тема 1. Предмет культурологии и сущность культуры План семинарского занятия 1. Культурология как наука и учебная дисциплина. 2. Сущность, определения, разновидность, функции культуры. 3. Формирование, развитие и основные значения понятия «цивилизация». 4. Культура и цивилизация: соотношение понятий и взаимообусловленность явлений. Методические указания Первоначальное ознакомление студентов с дисциплиной «культурология» предполагает выявление ее предмета, цели, задач и методов познания окружающего мира. Данный процесс в свою очередь тесно связан с усвоением междисциплинарного характера культурологии, ее интегрального значения в системе гуманитарных знаний. В ходе подготовки к семинару подумайте над вопросами: каким образом культурология связана с историей, философией, социологией, психологией, этнографией, эстетикой, религиоведением и т. д.; теряет ли она в такой ситуации свою самостоятельность как наука; в чем смысл ее изучения в вузах, в том числе технических? Важно также уяснить, что интегральный характер культурологии обусловлен многогранностью понятия «культура». Постарайтесь разобраться, почему культура не может иметь одного унифицированного определения. Приведите несколько определений культуры, которые, на ваш взгляд, являются наиболее удачными, и аргументируйте свой выбор. Попытайтесь выяснить, что составляет основополагающую сущность культуры (духовная сфера жизни, совокупность результатов деятельности людей по преобразованию окружающей действительности, творения человечества, способствующие социальному прогрессу и гармонизации бытия или нечто иное). Перечислите существующие формы и виды культуры. При этом особое внимание следует уделить сопоставлению материальной и духовной, массовой и элитарной культуры. Подумайте, в чем их различия и взаимосвязь. Следует также тщательно проанализировать разнообразные функции культуры, понять их значение в развитии общества и личности.
Наряду с культурой подробного анализа требует понятие «цивилизация». Необходимо проследить процесс его становления и эволюции на разных этапах истории, разобраться в основных значениях данного термина (синоним культуры, антипод культуры, материальная сфера жизни, высшая стадия прогресса человечества, этноисторическая общность людей, уровень и результаты ее развития и пр.). При этом важно осмыслить соотношение понятий «культура» и «цивилизация», рассматривая их в диалектическом единстве и противоречии. Студенты должны понять доминирующую роль государственно-гражданских форм организации социально-экономической жизни общества в цивилизации и приоритет духовно-нравственного, творческого начала в культуре. Необходимо уяснить специфику данных явлений в процессе их взаимообусловленного развития. Темы рефератов и докладов 1. Теоретическая и прикладная культурология. 2. Формирование и эволюция понятия «культура». 3. Язык, символы и коды культуры. 4. Культурные ценности и нормы. 5. Искусство как феномен культуры. 6. Здание ОмГУПСа как синтез материальной и духовной культуры. 7. Задачи культурного образования и воспитания в вузе. 8. Место культурологии в системе инженерного образования. 9. Молодежные субкультуры. 10. Профессионализм и профессиональная культура. 11. Образование как сфера культуры. 12. Историческая роль интеллигенции в развитии культуры.
Литература [2, с. 7 – 57, 151 – 193; 4, с. 7 – 18, 38 – 41; 5, с. 17 – 36; 7, с. 6 – 15; 8, с. 6 – 32, 191 – 198, 316 –318; 10, с. 12 – 34, 51 – 56, 299 – 324; 11, с. 13 – 81, 239 – 245, 278 – 295; 21; 25; 27; 32; 39; 59]. Тема 2. Культурологические школы. Концепции культуры и цивилизации в культурологии План семинарского занятия 1. Понятие культурологической школы. Основные школы и направления в культурологии. 2. Антропологическая концепция культуры и цивилизации. 3. Материалистическая концепция культуры и цивилизации. 4. Идеалистическая концепция культуры и цивилизации. Методические указания Данная тема, как показывает практика, является самой трудной для восприятия студентов в процессе освоения курса. Это вызвано не только сложностью используемого материала, но и отсутствием единого подхода в его освещении на страницах учебной литературы. В современной науке существует множество классификаций школ и направлений по исследованию феномена культуры. Такое положение дел объясняется использованием разных критериев при составлении соответствующих классификаций. Для упрощения задач семинарского занятия студентам предлагается вариант классификации культурологических школ, в котором в качестве систематизирующего критерия выдвигается источник культуры, т. е. способ и характер ее происхождения. При указанном подходе возможны только три источника появления культуры и соответствующие им школы: антропологическая (культура – порождение и отражение человеческой сущности); материалистическая (культура – результат труда человека по преобразованию природы под воздействием материальных условий и объективных законов исторического развития); идеалистическая (культура – творение божественных или других трансцендентных сил). Студентам следует иметь в виду, что все другие культурологические школы по сути дела представляют собой разновидность трех вышеперечисленных. Так, например, в состав идеалистической школы входит теологическая. Сюда же можно отнести и циклическую школу А. Тойнби, поскольку, по его представлению, культура – это процесс взаимосвязи «человеческого общества с божественным логосом», а уровень развития цивилизации зависит от степени интенсивности данных контактов.
Важно также знать, что культурологическая школа – это творческая общность ученых, мыслителей с близкими мировоззренческими и методологическими позициями, работающих в рамках единой научно-исследовательской традиции в области изучения культуры. Таким образом, представители каждой из указанных школ создали свою концепцию культуры и цивилизации, используя различные научные направления в исследовательском процессе. Задача студентов – разобраться в сущности данных концепций, выявить отдельные направления каждой из рассматриваемых школ, сопоставить мировоззренческие позиции их представителей, попытаться выработать собственное видение изучаемой проблемы. Темы рефератов и докладов 1. От эволюционизма Ч. Дарвина до миропонимания марксизма. 2. Концепция культуры в теории этногенеза Л. Н. Гумилева. 3. Этнографические традиции в культурологии. 4. Концепция культуры З. Фрейда. 5. Креационизм как современное учение о сотворении мира. 6. Культура в философских воззрениях идеализма.
Литература [5, с. 37 – 133, 239 – 251, 277 – 288; 7, с. 15 – 20; 8, с. 835 – 841; 10, с. 35 – 50; 11, с. 443 – 536; 23, с. 133 – 147; 41].
Тема 3. Типология культур План семинарского занятия 1. Проблема единства человечества и многообразия культур. 2. Восток и Запад как основа социокультурной дифференциации. 3. Типология культур в истории культурологии (Н. Я. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер и др.). 4. Современные классификации культурно-исторических типов. Методические указания Предлагаемая тема посвящена фундаментальной проблеме курса культурологии. Для того чтобы приступить к изучению конкретных культур, необходимо их определенным образом систематизировать. Этот процесс является достаточно сложным по причине широкого разнообразия больших и малых этносов, населяющих нашу планету. Каждый из них имеет собственную культуру, в чем-то строго индивидуальную, а в чем-то похожую на другие. Первой ступенью в процессе классификации культур является разделение их на восточные и западные. При этом студент должен уяснить, что Восток и Запад – в культурологии понятия не географические, а этнопсихологические, имеющие символическое значение. Попытайтесь определить, что же они символизируют в обыденной жизни и какие качества, явления олицетворяют собой. Важно знать, что Восток и Запад в научном смысле разделяют два аспекта: различие в понимании окружающего мира и его взаимосвязей, а также несходство в реальном устройстве внутренней жизни. Именно эти факторы способствуют развитию многообразных специфических черт восточных и западных культур. По мере возможности перечислите культурные особенности Востока и Запада, сравните их. Постарайтесь выявить степень и характер взаимодействия восточных и западных культур в современном мире. Подумайте над вопросом: возможно ли их органическое слияние в будущем?
Приступая к изучению типологии культур, особое внимание уделите истории этого вопроса. Следует разобраться в теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, сравнительном исследовании локальных цивилизаций А. Тойнби, типологии культур О. Шпенглера. Основные положения и выводы их трудов необходимо законспектировать. Это поможет при анализе современных образцов классификации культурно-исторических типов, так как в учебной литературе нет единой системы типологизации культур. При этом важно учитывать основные критерии выделения культурно-исторических типов: религия, язык, антропологический тип, менталитет. Особое внимание следует уделить определению содержания последнего понятия. Постарайтесь выяснить, в чем причины разнообразия менталитетов различных народов, наций, этнических групп. В завершении подготовки к семинару подумайте над вопросом: могут ли быть культуры высшие и низшие, прогрессивные и отсталые, значимые и бесполезные в историческом развитии человечества? Темы рефератов и докладов 1. Культурная картина мира. 2. Специфические и «серединные» культуры. 3. Роль культурных традиций в жизни общества. 4. Культурная самоидентичность как основа сохранения этнического многообразия на Земле. 5. Восток и Запад: особенности культур и контакты цивилизаций. 6. Сравнительный анализ культурологических воззрений Н. Я. Дани- левского и О. Шпенглера. 7. Типология метакультур Д. Л. Андреева. 8. Линейное развитие культуры или круговорот локальных цивилизаций: на перекрестке мнений.
Литература [2, с. 108 – 150; 4, с. 19 – 26; 5, с. 137 – 186, 213 – 224, 277 – 288; 7, с. 20 –27; 8, с. 73 – 148, 182 – 191, 842 – 915; 10, с. 38 – 44, 71 – 86, 277 – 279, 293 – 298; 11, с. 154 – 161, с. 261 – 277, 296 – 337; 17; 29; 30; 42; 55; 58, с. 82 – 86; 60].
Тема 4. Религии народов мира План семинарского занятия 1. Место и роль религии в системе культуры. 2. Сущность, происхождение и ранние формы религии. 3. Национальные религии (иудаизм, конфуцианство, даосизм, инду- изм и др.). 4. Мировые религии: а) буддизм; б) христианство; в) ислам. Методические указания Одним из важнейших критериев типологии культур является религиозно-мировоззренческий. Без понимания религиозных основ той или иной культуры ее дальнейшее изучение будет поверхностным. Вместе с тем изучение религий народов мира имеет важное общеобразовательное значение. Все это должны учитывать студенты, готовясь к семинарскому занятию. В первую очередь следует выявить место и роль религии в системе культуры. Для этого необходимо обратиться к проблеме культурогенеза. Важно понять, что в сознании первобытного человека духовные и материальные начала не были разделены, вся его жизнь носила культовый, магический, мифологический характер. Попытайтесь обнаружить религиозные истоки разных видов искусства, систем миропонимания, этнических норм поведения. Проанализируйте причины возрастания роли религии в культурах античного и средневекового обществ. Объясните, какое место занимает религия в культурах современного Запада и Востока. Для усвоения следующего вопроса семинара необходимо разобраться в соотношении понятий «религия», «религиозность», «вера», а также проанализировать существующие версии происхождения религии. Найдите общее и особенное в фетишизме, тотемизме, анимизме, политеизме. Рассматривая национальные религии, особое внимание следует уделить иудаизму и индуизму. Это поможет лучше понять сущность мировых религий, представленных христианством, исламом, буддизмом. Изучая историю и основы христианства, нельзя упускать из виду его внутреннюю неоднородность. Попытайтесь найти различия в вероучении, обрядах, мировоззрении, организации православной, католической и протестантской церквей. Подумайте над вопросом: возможно ли их объединение в будущем? Учитывая многочисленность мусульман, проживающих в России, важное значение при подготовке к семинару следует уделить исламу. В данном случае необходимо обратить внимание на его практическое проявление, выраженное в ортодоксальном, умеренном и фундаментальном (радикальном) направлениях. Определите, к какому из указанных направлений относятся большинство российских мусульман. Найдите общие черты религиозного мироощущения представителей православия и ислама России. Некоторое распространение на территории нашей страны имеет буддизм. Вместе с тем он представляет собой уникальную мировую религию. Изучая учение Будды, обратите главное внимание на его философскую, нравственно-этническую сторону. Попытайтесь объяснить, в чем заключается различие трех мировых религий и как это сказывается на соответствующих культурах.
Темы рефератов и докладов 1. Культура и религия на стыке духовности. 2. Первобытный миф как исток духовной культуры. 3. Кришнаизм в системе индуистских религиозных представлений. 4. Роль Ветхого завета в становлении иудейской культуры. 5. Православие и католичество: сравнительный анализ двух ветвей хри- стианства. 6. Библия – книга книг. 7. Эволюция нравственных ценностей в христианстве. 8. Папы и папство в католицизме. 9. Монашество как образ жизни. 10. Протестантские секты в современной России. 11. Система духовных ценностей в исламе. 12. Коран как явление мировой культуры. 13. Ваххабизм сегодня. 14. Буддизм – философия вечной жизни. 15. Будда, Христос, Мухаммед – отцы мировых религий. 16. Атеизм как особая форма верования.
Литература [2, с. 351 – 368, 392 – 402; 8, с. 340 – 389; 10, с. 102 – 105; 13; 18; 19; 24; 33; 36; 43; 44; 46; 50; 52].
Тема 5. Культура Западной Европы План семинарского занятия 1. Климат, природа, население Западной Европы. Влияние природно-климатических условий на формирование западного менталитета. 2. Этапы развития западноевропейской культуры (античность, средневековье, эпохи Возрождения и Просвещения). 3. Проблемы духовной культуры современного Запада.
Методические указания Вклад западноевропейской культуры в развитие мировой цивилизации огромен, что обусловило появление широкого круга исторической, философской, культурологической, искусствоведческой и другой литературы по соответствующим проблемам. Вместе с тем такое положение дел не относится к первому вопросу семинара, поэтому в данном случае студентам необходимо проявить самостоятельность, приготовиться к формулированию собственных выводов и положений. В первую очередь постарайтесь объяснить, каким образом природно-климатические условия способствовали формированию таких черт западного менталитета, как индивидуализм, свободолюбие, вера в собственные силы, предприимчивость, рационализм, преобладание материальных начал над духовными и т. д. Подумайте, носят ли эти качества исключительно позитивный характер или часть из них имеет свои отрицательные стороны. Важно также ответить на вопрос: почему европейские народы с разным национальным характером и темпераментом являются носителями одного менталитета, каковы социокультурные основы объединения немцев, французов, итальянцев, испанцев, англичан и др. Сложность второго вопроса семинара состоит главным образом в его тематической насыщенности. Действительно, рассмотреть развитие западноевропейской культуры в эпохи античности, средневековья, Возрождения и Просвещения представляется проблематичным из-за недостатка времени. В силу этого достаточно остановиться на основных культурно-исторических особенностях данных эпох, раскрыть их общие и специфические черты, попытаться объяснить причины перемен мировоззренческих установок и ценностных ориентаций в процессе социального развития. Особого подхода требует изучение духовной культуры современного Запада, которая в этическом и эстетическом смысле далека от идеалов прошлого. Попытайтесь понять, что происходит сейчас с западной культурой (деградация, демократизация, естественная эволюция). Можно ли говорить о кризисе духовной культуры Запада или она просто стала другой, соответствующей потребностям новейшего времени? Темы рефератов и докладов 1. Роль мифа в античной культуре. 2. Законы гармонии и красоты в искусстве Древней Греции. 3. Культура городов Древнего Рима. 4. Роль античной культуры в развитии европейской цивилизации. 5. Культура зрелищ и смеха в эпоху Средневековья. 6. Рыцарство как социокультурное явление. 7. С. Сервантес и «донкихотство» в мировой литературе. 8. Сочетание религиозной и светской морали в культуре Возрождения. 9. Гении итальянского Ренессанса. 10. Искусство, наука и религия в жизнедеятельности Леонардо да Винчи. 11. Проблемы гуманизма в творчестве В. Шекспира. 12. Просветительство как явление культуры. 13. Ф. Вольтер и его эпоха. 14. Миссия университетов в европейской культуре. 15. Феномен ансамбля «Битлз» в музыкальной культуре ХХ в. 16. Запад XXI в.: закат культуры или расцвет цивилизации? Литература [4, с. 100 – 187; 7, с. 34 – 42; 8, с.152 – 182; 10, с. 106 – 177; 11, с. 359 – 439; 14, с. 115 – 155, 182 – 202, 230 – 287; 35, с. 174 – 400; 37; 38, с. 39 – 148, 193 – 326, 421 – 475].
Тема 6. Культура мусульманского мира План семинарского занятия 1. Аравийский полуостров в эпоху Средневековья. Возникновение Арабс-кого халифата и распространение ислама. 2. Традиционные ценности исламской культуры и характерные черты мусульманского менталитета. 3. Поэзия как феномен искусства народов ислама. 4. Особенности современной культуры мусульманских стран. Методические указания В первом вопросе семинарского занятия определяющее значение имеет социально-исторический аспект изучаемой темы. По этой причине необходимо знать, что представлял собой Аравийский полуостров в эпоху средневековья, какие социальные процессы там происходили. Студентам также потребуются сведения по истории создания Арабского халифата и распространении ислама. Им предстоит выяснить формы и методы исламизации различных народов в ходе арабских завоеваний. При этом немаловажно отличать насильственную исламизацию от естественной и понимать, какая из них была наиболее эффективной. Попытайтесь разобраться, в чем заключается разница между исламизацией и арабизацией населения, были ли положительные стороны этих процессов. Второй вопрос семинара носит в основном социально-психологический, религиоведческий характер, поэтому при подготовке к нему студенты могут воспользоваться знаниями, полученными в ходе изучения ислама как мировой религии. Следует иметь в виду, что многие обряды мусульманства и законы шариата направлены на формирование определенного менталитета у верующих. Попытайтесь найти истоки основополагающих качеств мусульманского менталитета (социальная корпоративность, фанатизм, покорность, противоречивость, иррационализм и пр.) в вероучении ислама. Это облегчит понимание традиционных ценностей культуры мусульманского мира. Третий вопрос семинарского занятия имеет эстетическую, искусствоведческую направленность. Приступая к его рассмотрению, постарайтесь установить, почему именно поэзия занимала в искусстве исламских стран привилегированное положение. Тщательно проанализируйте творческое наследие О. Хайяма, А.Фирдоуси, Н. Джами, А. Рудаки с прочтением на занятии их стихов, фрагментов поэм. После этого попытайтесь ответить на вопрос: в чем заключается феномен поэзии народов ислама? При подготовке к четвертому вопросу изучаемой темы обратите внимание на неоднородность проявления ортодоксальных традиций в мусульманских культурах новейшего времени. Сопоставьте уклад различных сфер жизни в современных странах исламского мира (Турция, Египет, Иран, Саудовская Аравия, Афганистан и др.). В заключение раскройте культурные особенности ислама в нашей стране и ответьте на вопрос: можно ли считать культуру российских мусульман составной частью отечественной культуры?
Темы рефератов и докладов
1. Системы халифата и имамата в исламской государственности: сравнительный анализ. 2. Влияние арабо-мусульманской культуры на народы Балкан, Средней Азии и Закавказья. 3. Неистовость и покорность: феномен мусульманского менталитета. 4. Мусульманские обряды и праздники. 5. Женщина в исламской культуре. 6. Гарем как явление мусульманской культуры. 7. Омар Хайям: поэт и личность. 8. «Шахнамэ» А. Фирдоуси – шедевр мировой литературы. 9. Символика цвета в исламе и ее отражение в художественной культуре. 10. Загадки арабески. 11. Исламско-христианский диалог: история и современность. 12. Православная и мусульманская тенденции в отечественной культуре.
Литература [7, с. 42 – 46; 10, с. 211 – 213; 13; 14, с. 203 – 217; 23; 35, с. 141 – 173; 36; 44; 52; 53; 54; 57].
Тема 7. Место и роль России в мировой культуре План семинарского занятия 1. Факторы самобытности отечественной культуры и особенности российского менталитета. 2. Этапы развития отечественной культуры (восточнославянское общество, Киевская Русь, Московское царство, Российская Империя, СССР).
3. Состояние, проблемы и перспективы современной российской культуры. 4. Культурное влияние России в мировом сообществе.
Методические указания Отечественная культура справедливо признается уникальным явлением и достоянием всей мировой культуры. В силу этих обстоятельств перед студентами на семинарском занятии ставится две цели. Во-первых, следует выявить специфические черты российской культуры, во-вторых, определить ее роль и степень влияния в мировом сообществе. Для решения первой проблемы необходимо детально проанализировать факторы самобытности отечественной культуры в качестве истоков формирования русского национального характера, ставшего следствием влияния природно-климатического, религиозного, социального, геополитического факторов. Особое внимание следует уделить промежуточному положению российской цивилизации между Востоком и Западом, что во многом предопределило уникальность нашей культуры. Подумайте при этом над вопросом: почему отечественная культура, испытывая серьезное внешнее воздействие других культур, внутренне оставалась самобытным явлением? Какое значение в этом сыграл российский генотип и в чем его сущность? Объясните значение понятий, характеризующих отечественную культуру: «синтезированность», «интровертность», «мессианство», «толерантность», «социоцентризм». Изучая отдельные этапы в развитии отечественной культуры, достаточно остановиться на их специфических особенностях и значимых достижениях. Сравните эти этапы между собой, зафиксируйте преобладание западных или восточных элементов на каждом из них, попытайтесь обнаружить в их структуре наличие субкультур. Раскройте эстетический и социальный смысл «золотого» и «серебряного» веков в истории отечественного искусства. Проанализируйте недостатки и положительные стороны советской культуры. Подумайте над вопросом: являлась ли она естественным продолжением предыдущего развития страны или представляла собой автономное явление общероссийского культурного процесса? Охарактеризуйте состояние культуры постсоветского общества. Назовите причины культурного кризиса России конца ХХ – начала ХХI в. Каковы, на ваш взгляд, перспективы и пути его преодоления в настоящий момент? В завершение подготовки к семинару необходимо определить степень влияния России в мировом социокультурном пространстве. Для этого следует учесть общечеловеческое значение отечественной классической литературы, глобальные достижения страны в области науки и образования, интегрирующую роль культуры русского зарубежья, а также геополитическое положение Российского государства, объективно являющегося посредником между западными и восточными цивилизациями, их культурами.
Темы рефератов и докладов 1. Характер, быт, обычаи и традиции восточных славян. 2. Между Западом и Востоком: особенности отечественной культуры. 3. Загадка русской души: к проблеме национального менталитета. 4. Византийская художественная система. 5. Влияние Византии на становление православной культуры на Руси. 6. Социокультурные последствия монголо-татарского владычества. 7. Идея «Москва – третий Рим» как воплощение мессианства русской культуры. 8. Андрей Рублев и его школа иконописи. 9. Русская идея: содержание, смысл, поиск. 10. Культура Российской Империи эпохи абсолютизма: от Петра I до Екатерины II. 11. «Гений чистой красоты»: поэзия А. С. Пушкина. 12. «Золотой» и «серебряный» века русской культуры: общее и особенное. 13. Уникальность и трагизм российской интеллигенции. 14. Феномен советской культуры. 15. Культура русского зарубежья. 16. Народная культура Сибири. 17. Памятники культуры на территории города Омска и области. 18. Задачи и пути возрождения духовных основ российского общества.
Литература [4, с. 211 – 350; 6; 7, с. 47 – 59; 10, с. 188 – 199; 11, с. 338 – 356; 14, с. 288 – 392; 15; 28; 31; 34; 35, с. 401 – 426; 38, с. 149 – 190, 327 – 417, 476 – 594; 40; 47; 48; 50; 51; 56; 61; 62].
Тема 8. Культура и глобальные проблемы современности План семинарского занятия 1. Природа, человек, общество в современном социокультурном прост- ранстве. 2. Научно-технический прогресс и создание техногенной цивилизации. 3. Глобальные проблемы мирового сообщества. 4. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Необходимость диалога культур.
Методические указания Природа, человек, общество представляют собой неотъемлемые компоненты культурного процесса. Нарушение гармонии в их взаимодействии приводит к глобальным проблемам окружающего мира, что наглядно проявляется в современном социокультурном пространстве. В связи с этим целью семинарс- кого занятия является анализ сущности и тенденций развития современной мировой цивилизации, выявление ее проблем и путей их решения. В ходе изучения данной темы следует рассмотреть науку и технику как явления культуры и цивилизации, дать определение научно-техническому прогрессу, акцентировать внимание на его положительных и отрицательных последствиях. Необходимо выявить характерные черты техногенной цивилизации, разобраться в причинах ее кризиса. Следует также раскрыть глобальные проблемы современного мира и ответить на вопросы: почему большинство ученых считают возможным преодоление кризиса в диалоге культур Запада и Востока; какую роль в этом процессе играет культурная универсализация; по какой причине общечеловеческие ценности приобретают в настоящий момент приоритетное значение? Темы рефератов и докладов 1. Культура и личность в современном обществе. 2. Наука и техника как явления культуры и цивилизации. 3. Культурная модернизация. 4. Научно-технический прогресс и культура. 5. Экологическая культура. 6. Терроризм как явление современной цивилизации. 7. Глобализация культуры. 8. Социокультурные противоречия современного мира.
Литература [2, с. 319 – 350, 369 – 391; 3; 4, с. 189 – 203; 5, с. 389 – 431; 7, с. 59 – 66; 8, с. 574 – 670; 9; 10, с.175 – 187, 326 – 339, 349 – 353; 11, с.163 – 182, 193 – 201, 222 – 238, 387 – 439; 12; 16; 22; 38, с.149 – 190, 327 – 417, 476 – 594; 53; 59; 62].
Библиографический список
Основная литература
1. А ф а н а с ь е в а О. Н. Культурология / О. Н. А ф а н а с ь е в а, А. П. С а д о х и н / РАГС. М., 2009. 2. Б а г д а с а р ь я н Н. Г. Культурология: Учебник / Н. Г. Б а г д а- с а р ь я н. М.: Юрайт, 2012. 3. Б е с с о н о в Б. Н. История и философия науки / Б. Н. Б е с с о н о в. М.: Юрайт, 2010. 4. В и к то р о в В. В. Культурология: Учебник / В. В. В и к т о р о в. М.: Вузовский учебник, 2010. 5. Д и а н о в а В. М. История культурологии: Учебник / В. М. Д и а- н о в а, Ю. Н. Со л о н и н. М.: Юрайт, 2012. 6. И л ь и н а Т. В. История отечественного искусства от крещения Руси до начала третьего тысячелетия: Учебник / Т. В. И л ь и н а. М.: Юрайт, 2013.
7. И с а ч к и н С. П. Основы культурологии: Учебное пособие / С. П. И с а ч к и н / Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2010. 8. К а р м и н А. С. Культурология: Учебник / А. С. К а р м и н. СПб: Лань, 2011. 9. К о с т и н а А. В. Культурология: Электронный учебник / А. В. К о с- тина. М.: КноРус, 2009. 10. Культурология: Учебное пособие / Г. В. Д р а ч, О. М. Ш т о м п е л ь, Л. А. Ш т о м п е л ь, В. К. К о р о л е в. СПб: Питер, 2013. 11. Культурология: Учебник / Под ред. Ю. Н. С о л о н и н а, М. С. К а- г а н а. М.: Юрайт, 2012. 12. Н и к и т и ч Л. А. Этика: Учебное пособие / Л. А. Н и к и т и ч. М.: Юнити, 2012. 13. П а в л о в с к и й В. П. Религиоведение: Учебник / В. П. П а в- л о в с к и й, Н. Д. Э р и а ш в и л и, А. В. Щ е г л о в. М.: Юнити, 2012. 14. Т о л с т и к о в а И. И. Мировая культура и искусство: Учебное по- собие / И. И. Т о л с т и к о в а, А. П. С а д о х и н. М.: Альфа, 2011.
Дополнительная литература
15. А б д и к е р о в а Г. О. Евразийская ментальность как основа создания интегральной модели социализации личности / Г. О. А б д и к е р о в а // Социс. 2009. № 9. 16. А в к с е н т ь е в а В.А. Конфликт цивилизаций / В.А. А в к с е н т ь е- в а // Социс. 2009. № 4. 17. А н д р е е в Д. Л. Роза мира / Д. Л. А н д р е е в. М.: Эксмо, 2008. 18. А н д р е е в а Л. А. Религиозность студенческой молодежи: опыт со- поставления с религиозностью россиян /Л. А. А н д р е е в а // Социс. 2010. № 9. 19. А р м о р М. Путеводитель по Библии / М. А р м о р. Барнаул: День, 2007. 20. А р у т ю н я н Ю. В. Об этнических компонентах российской идентичности / Ю. В. А р у т ю н я н // Социс. 2009. № 6.
21. Б а б я к и н а Е. П. Культурная политика в условиях гражданского общества / Е. П. Б а б я к и н а // Вопросы культурологии. 2012. № 5. 22. Б а г р а м о в Э. А. Национальная проблематика: в поисках новых концептуальных подходов / Э. А. Б а г р а м о в // Вопросы философии. 2010. № 2. 23. Б а ч и н и н В. А. Культурология: Энциклопедический словарь / В. А. Б а ч и н и н. СПб: Изд-во Михайлова, 2005. 24. Б е л о г о р ц е в В. Н. Способно ли православие выполнять идеологическую функцию? / В. Н. Б е л о г о р ц е в // Социс. 2009. № 11. 25. Б е н и н В. Л. О значении культурологического знания / В. Л. Б е- н и н // Вопросы культурологии. 2012. № 1. 26. Большой толковый словарь по культурологии / Под ред. Б. И. К о н о- н е н к о. М.: Вече, 2003. 27. В и ш н е в с к и й Ю. Р. Гражданская культура студентов. Тенденции и проблемы формирования / Ю. Р. В и ш н е в с к и й // Социс. 2009. № 4. 28. Г о р я ч и н о в В. П. Ценностные суждения в России и западной Европе: сравнительный анализ / В. П. Г о р я ч и н о в // Социс. 2009. № 5. 29. Д а н и л е в с к и й Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Д а н и л е в с к и й. М.: Книга, 1991. 574 с. 30. Д о б р я к о в К. И. Феномен национальной идентичности общества / К. И. Д о б р я к о в // Вопросы культурологии. 2012. № 7. 31. Е л я к о в А. Д. Российское общество в информационном измерении / 32. И л ь и н А. Н. Массовая культура и субкультура: общее и особенное / А. Н. И л ь и н // Социс. 2009. № 2. 33. Й о а с Х. Будущее христианства / Х. Й о а с // Социс. 2009. № 11. 34. История и культура Отечества: Учебное пособие / Под ред. В. В. Г у- л я е в а. М.: Академический проспект, 2007. 35. История мировой культуры (мировых цивилизаций) / Под. ред. Г. В. Д р а ч а. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 36. История религий в России: Учебник /Под ред. О. Ю. В а с и л ь е в о й, Н. А. Т р о ф и м ч у к а / Российская академия гос. службы. М., 2004. 37. К о з я к о в а М. И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до ХХ в. / М. И. К о з я к о в а. М.: Весь мир, 2002. 38. Культурология. История мировой культуры: Хрестоматия / Составитель А. Н. М а р к о в а. М.: Юнити, 2008. 39. Л а т ы ш е в а Т. В. Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы // Социс. 2009. № 6. 40. Л е б е д е в О. В. О факторах развития русской культуры / О. В. Л е-б е д е в // Вопросы культурологии. 2013. № 8. 41. М а р ц е в а Л. М. Культурологические школы: Учебное пособие / Л. М. М а р ц е в а / Омская гос. акад. путей сообщения. Омск, 1997. 42. М а р ц е в а Л. М. Основы и принципы типологии культуры: Учебное пособие / Л. М. М а р ц е в а / Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 1999. 43. М а р ц е в а Л. М. История русской православной церкви: Учебное пособие / Л. М. М а р ц е в а, С. В. Н о в и к о в / Омский гос. аграрный ун-т. Омск, 2004. 44. М а р ц е в а Л. М. Ислам. Очерки истории религии, государства и права: Учебное пособие / Л. М. М а р ц е в а, С. В. Н о в и к о в / Омский гос. аграрный ун-т. Омск, 2006. 45. М а р ц е в а Л. М. Категория труда в культурологическом дискурсе / Л. М. М а р ц е в а, А. В. Л у к а ш // Вопросы культурологии. 2012. № 11. 46. М г е л о в а М. М. Роль религии в современном обществе / М. М. М г е л о в а // Социс. 2009. № 12. 47. М и л ю к о в П. Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. / П. Н. М и л ю к о в. М.: Прогресс, 1993 – 1995. 48. Мир русской культуры / Под ред. А. Н. М я ч и н а. М.: Вече, 2004. 49. Н а з а р о в а Н. М. Архитектурные памятники в структуре культурологического наследия /Н. М. Н а з а р о в а //Вопросы культурологии. 2012. № 6. 50. Р ы ж о в а С. В. Становление православной идентичности русских: традиционно-культурные и гражданские основы / С. В. Р ы ж о в а // Социс. 2010. № 12. 51. С а в и н а Е. Г. Рок-клубы как явление отечественной художественной культуры рубежа ХХ – ХХI веков / Е. Г. С а в и н а // Вопросы культурологии. 2012. № 7.
52. С и н е л и н а Ю. Ю. Православные и мусульмане: сравнительный анализ религиозного поведения и ценностные ориентации / Ю. Ю. С и н е л и- н а // Социс. 2009. № 4. 53. С т е п а н я н ц М. Т. Восточные сценарии глобального мира / М. Т. С т е п а н я н ц // Вопросы философии. 2009. № 7. 54. С т и р л е н А. А. Искусство ислама / А. А. С т и р л е н. М.: АСТ, 2003. 55. Т о й н б и А. Постижение истории / А. Т о й н б и. М.: Айрис- Пресс, 2004. 56.У з л а н е р Д. А. Советская модель секуляризации /Д. А. У з л а н е р // Социс. 2010. № 6. 57. Х а й я м О. Как чуден милой лик: рубаи / О. Х а й я м. М.: Эксмо, 2005. 58. Хрестоматия по культурологии: Учебное пособие / Под общ. ред. А. И. К р а в ч е н к о. М.: Проспект, 2008. 59. Ш а р а п о в А. М. Культура – живое ядро цивилизации и смысл науки / А. М. Ш а р а п о в // Вопросы культурологии. 2012. № 9. 60. Ш п е н г л е р О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории: В 2 т. / О. Ш п е н г л е р. Минск: Попурри, 1998. 61. Ю р е в и ч А. В. Нравственное состояние современного российского общества / А. В. Ю р е в и ч // Социс. 2009. № 10. 62. Я н и ц к и й О. Н. Социальные ограничения модернизации России / О. Н. Я н и ц к и й // Социс. 2010. № 7.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|